Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспоминания Дьяконова Николая Николаевича, выпускника училища 1945 года

Сценарий литературно-музыкальной композиции,

Посвященной 65-летию Победы

«В наследство память нам досталась»

автор: Марова Елена Геннадьевна

заведующая библиотекой

ГОУ НПО ЯО ПУ №3 г. Рыбинск

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание является одним из ведущих направлений в учебно-воспитательной работе любого учебного заведения. Изучение истории родного города, воспитание чувства гордости за свою малую родину, любви к родному училищу и его традициям - приоритетные направления работы музея ГОУ НПО ЯО Профессионального училища № 3 как одной из структур учебно-воспитательной работы.

Цели мероприятия

Патриотическое и нравственное воспитание подростков;

Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе;

Организация совместной работы совета музея и участников театрального объединения училища по подготовке и проведению общеучилищных мероприятий патриотического характера;

Организация встреч учащихся с ветеранами училища - участниками ВОВ.

Ведущий: Все чаще можно слышать слова будто из откровения Иоанна Богослова: «Аура планеты Земля почернела от злых мыслей и животной заземленности духа человека. Много вокруг душевного одиночества, равнодушия, жестокости и бессердечности. Слишком очевидное «не то» происходит сегодня в нашей жизни. Вся она какая-то растерзанная, перекосившаяся, нелепая, оболганная, несчастная» и, наверное, не случайно в качестве душевной опоры для народа служат сегодня годы Великой Отечественной войны. Крепко же нас прижало, если мы черпаем силы в том нелегком времени. Чем же «греют» нас те годы, чем привлекательно военное поколение?

Ведущая: Великая Отечественная не возникла «на ровном месте». За 20 лет до нее закончилась Гражданская. Казалось, после такого кровавого внутреннего разбирательства начнется новая справедливая жизнь: будет земля, будет воля, будет счастье, но через 10 лет началась коллективизация, раскулачивание, расстрелы, чудовищный голод с миллионами погибших. Но вот война, и люди отодвинули в сторону свои обиды, оскорбления, унижения, кровь, великий обман. «Все для фронта, все для победы»! Нужна была незаурядная сила духа, чтобы проявлять такое великодушие.

Вот и тянет нас душой в те годы, к тем людям и до сих пор на Пасху братские могилы усыпаны крашеными яйцами, печеньем, пшеном, сигаретами. И стопка водки ставится, покрытая ломтиком кулича. Да, они выполняли свой долг честно, как подобает воинам, и ушли в мир иной, не сдаваясь до конца. А мы? Мы просто обязаны свято помнить об этом. Это надо не мертвым - это надо живым.

 

Звучит песня Ю. Антонова «Снегири»

Ведущий: Думая о дне Победы сегодня, давайте заглянем сначала не в солнечный и радостный 1945-й, а в полынно - горький, принесший неисчислимые страдания и утраты год сорок первый…

Фашизм шел на нас невероятно лютым беспощадным железом. Шел цинично и тупо. Шел миллионами и миллионами серых человеко-единиц, поголовно освобожденных от совести, от чувства сострадания к своим неисчислимым жертвам. Шел и везде был похож на самого себя чудовищным зверством, ненавистью к неарийцам.

Это и была черная Библия фашизма. Фюрер уже верил в то, что он немецкий Иисус Христос, самой судьбой предназначенный огнем принести
в мир свою идею «очищения» и покончить с Россией. Но на его пути встал русский солдат, и миллионы мальчишек, пришедшие на фронт из-за
школьной скамьи, грудью своей защитившие Родину.

(Звучит фрагмент песни Б.Окуджавы «До свиданья, мальчики». Танец под песню)

Ах, война, что сделала, подлая, сделала

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили,

И ушли за солдатом солдат.

«До свидания, мальчики! Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Вы не прячьтесь, вы будьте высокими,

Не жалейте не пуль, ни гранат,

И себя не щадите вы. Но все-таки,

Постарайтесь вернуться назад.

 

Уходили мальчики на плечах шинели,
Уходили мальчики - храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями.

Умирали мальчики, где не знали сами.

Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики в страшную атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики - храбрые солдаты
Волгу в сорок первом,

Шпрее в сорок пятом.

Показали мальчики за 4 года,

Кто такие мальчики нашего народа.

Герой Советского Союза, выпускник костромской школы фабрично-заводского обучения Юрий Смирнов. Что мы знаем о нем? Автоматчик танкового десанта рядовой Юрий Смирнов в бою был тяжело ранен и захвачен в плен. В блиндаже начался допрос. И немцы ни сколько не сомневались, что этого 18-летнего мальчишку, которому, наверняка, хочется жить, можно уговорить или заставить быть откровенным.

Они обещали ему жизнь за одну маленькую услугу: он должен сообщить, сколько советских танков прорвалось в тыл гитлеровцев, какова цель десанта. Но Юрий молчал. Из воспоминаний бывшего помощника политотдела 26-гвардейской стрелковой дивизии:

«Когда мы проходили деревню Шалашино, к нашей группе подбежал комсорг 2 батальона 79 гвардейского полка и доложил: «Товарищ гвардии капитан, там в немецком блиндаже стоит человек». Мы с группой подошли к блиндажу. Войдя туда, увидели, что у противоположной стены стоит человек, распятый на крестовине. В глазницы были вбиты 2 огромных гвоздя, распятые руки и ноги также были пронизаны такими же гвоздями. На груди виднелись ножевые раны. Он был мертв».

(Голос с магнитофонной ленты за сценой)

Сорок первый - наш год призывной

Небо стыло и плавился снег.

День и ночь мы дышали войной,

И в солдатах остались навек.

Пусть от нашей победной весны

Мирным строем проходят года,

Я еще не вернулся с войны,

Я с войны не вернусь никогда.

Возложение цветов к портрету Ю.Смирнова, стоящему на сцене.

Ведущий: Мальчишки Великой Отечественной, солдаты Родины моей. Это вы спасли, заслонили собой, защитили нашу жизнь. Это вы бросили недостроенный дом, неубранное поле, незаконченный институт и умирали 4 года на полях родины и чужой земли за нас. Вечная слава героям. Вечная слава.

Лежат цветы на скромном пьедестале, горит огонь под небом голубым. И голову в задумчивой печали склоняем мы сегодня перед ним.

 

Ведущая: Приближали Победу и ученики нашего училища, созданного в декабре 1943г. 1250 человек обучалось в нем - воспитанники детских домов, дети-сироты, родители которых погибли во время войны. Основную массу составляли мальчишки, эвакуированные из Ленинграда.

Чтец: Полной мерой приняли они

Все, что нынче право не забыто:

Голодом испытанные дни,

Будни неустроенного быта.

Не склонили гордой головы

И другого счастья не просили,

Это точно - если б не они-

Не было сегодняшней России.

 

Им в 43-м выдали медали, и только в 45-м - паспорта.

 

Чтец:

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла-

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки ударно,

Поставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Волгой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим - всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашел,

Как только рабочую премию - банку варенья-

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшем,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны...

Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

И оно засияло, это синее небо, в радостном 45-ом. Закончилась Великая Отечественная война, но как оказалось не последняя война на этой земле.

 

На сцене - почетный гость.

Воспоминания Дьяконова Николая Николаевича, выпускника училища 1945 года

Шел 1941 год. И хотя Рыбинск не был прифронтовым городом, его бомбили. Особенно по ночам. Врагов интересовал моторный завод. Тогда он назывался «почтовый ящик № 26». Чтобы спасти от немецких бомбардировщиков этот важный стратегический объект, было принято решение о его эвакуации.

Завод выехал из Рыбинска менее чем за 2 недели! 24 октября 1951 года началась эвакуация, а 4 ноября завода в городе уже не было. Каждый день в 11 часов дня над городом пролетали немецкие самолеты-разведчики. Они наблюдали такую картину: Завод работает, трубы дымят, народ ходит. В действительности, завод в то время работал в особом режиме: днем демонтировали станки, а ночью - из пролетов вытаскивали и составляли рельсы со шпалами, грузили оборудование в вагоны и отправляли из города.

И немцы прозевали эвакуацию такого громадного завода, который они хорошо знали! В апреле 1941 года (за два месяца до начала войны) здесь была немецкая команда-делегация Вермахта. Немецкое командование решило сберечь завод для своих нужд: когда город бомбили, на территорию предприятия не упало ни одной бомбы. Как только немцев погнали от Москвы, над Рыбинским заводом закружились бомбардировщики. И случилось это через месяц после эвакуации завода! Немецкие СМИ оповестили весь мир, что в Рыбинске уничтожен громадный авиационный завод. В ответ ТАСС сообщило: «Вы зря потратили деньги на бензин - скинули бомбы не на завод, а на пустые цеха.»

Вместе с заводом, с коллективом его работников было решено отправить в Уфу учащихся ФЗУ и ремесленных училищ. По документам их оказалось около полутора тысяч. 14-16-летние пацаны, вырванные из семей, из-под родительской опеки и брошенные в круговорот неимоверных испытаний, оказались самой незащищенной категорией. Семейные, по сравнению с ними, имели больше шансов выжить.

50 тысяч человек выехало из города, практически все мужское население ушло на фронт. Рабочих рук не хватало, поэтому была объявлена всеобщая мобилизация детской рабочей силы. Большинство учащихся школ (7-8 классы) стали обучаться в ремесленных училищах. Я попал в РУ № 11. Но поначалу своего здания оно не имело. После того, как было принято решение о передаче здания на улице Плеханова, д.2, где размещался военный госпиталь, училище начало свое существование. Это был декабрь 1943-го. Именно нам, 15-16-летним мальчишкам и девчонкам пришлось оказывать посильную помощь в переезде госпиталя на новое место. Что мы только тогда не повидали! И окровавленные бинты, и покалеченных бойцов со страшными увечьями. Стоны, крики, отчаянье - все это прошло через наши сердца. И среди этого ужаса, крови и бинтов временами лилась музыка, которую я играл на скрипке для раненых. И они дарили мне от своего скудного пайка кусочек сахара, видимо, в знак благодарности за то, что своей музыкой я возвращал их в мирную жизнь, где не рвутся снаряды и нет этой страшной войны.

Когда госпиталь переехал, мы все дружно своими силами приводили здание в порядок: белили, красили, пилили дрова, ездили на торфозаготовки, где собирали торф для того, чтобы топить печки. Под руководством мастеров оборудовали мастерские.

В январе 1944 года в училище было открыто:

две группы (1-2) деревомодельщиков,

две группы (3-4) токарей (смешанная),

две группы (5-6) фрезеровщиков (смешанная),

одна группа (7) слесарей металломодельщиков, которая состояла из одних мальчишек,

одна группа (8) слесарей-инструментальщиков, состоявшая исключительно из девочек.

Распорядок дня в училище был следующий:

К 8.00 мы приходили в училище. Строились на улице под присмотром военрука (Ивана Ивановича), у которого не было ног (он ходил на протезах). Мы шли к зданию бывшего польского костела, в котором размещалась столовая. Завтрак состоял из 200 гр. хлеба и «чая» (сушеная свекла, заваренная кипятком). Возвращались в здание училища, где начинались практические занятия. Мы учились обращаться со слесарным инструментом, с помощью напильников обрабатывали детали. Мастер Владимир Петрович Феоктистов принимал работу. В 13.00 часов был обед. Опять же строились, шли в столовую. Обед: 400 гр. хлеба и миска пареной зеленой капусты. Редко когда давали «овсяную» кашу на воде из лузги (кожура от овса). И вновь мы возвращались на практические занятия. В 16.00 часов был ужин, который состоял из 200 гр. хлеба.

Я глубоко убежден, что эти 800 гр. хлеба, которые мы получали в училище, и теплая форма (фуражка, берет, бушлат) многих из нас спасли от холода и голодной смерти. Мы были приравнены к работающим взрослым, которые тоже получали 800 гр. хлеба в день. А вот те, кто не работал - всего лишь 250 гр. В нашей семье не работали мама и сестра, так что хлеб, причитающийся мне в училище, я делил с ними. Смотреть в эти голодные глаза было страшно…

С 16-ти часов мы были свободны. Желающие продолжать свое обучение (7,8,9,10 классы) вечером ходили в школы рабочей молодежи, что делал и я. Но таких ребят было немного - холод, голод, тревожный сон. И это изо дня в день, из ночи в ночь, потому что немецкие бомбардировщики бросали на город зажигательные бомбы, и часто по ночам объявлялась воздушная тревога, когда мы бежали на чердаки своих домов, где стояла бочка с водой, а рядом лежали щипцы-захваты на случай, если бомба упадет на чердак. Ее можно было взять этими железными щипцами и окунуть в бочку. Невыспавшиеся и голодные, утром мы шли в училище. И все начиналось сначала…

Если говорить о руководителях училища и наших наставниках, их можно назвать одним емким словом - «замечательные». Я с большой теплотой вспоминаю первого директора РУ № 11 Александра Михайловича Мыльникова, которого считаю своим вторым отцом; Елизавету Николаевну Нечаеву - заместителя директора по воспитательной работе; Инну Николаевну Бединову - комсомольского руководителя. Они относились к нам как к своим детям, с большой теплотой и уважением. И, вообще, училище оставило в моей памяти ощущение своего второго дома, где тебя выслушают, поймут и помогут.

Именно помогут. И вновь мои слова благодарности А.М. Мыльникову, который проявил ко мне отцовскую заботу. В чем она заключалась?

После окончания училища я был направлен в литейных цех № 1 моторостроительного завода в металломодельную мастерскую, работа в которой напрямую была связана с обработкой деталей по чертежу. А я тогда закончил музыкальную школу и подрабатывал в кинотеатре «Центральный» - играл на скрипке перед началом сеанса. И Александр Михайлович, зная об этом, щадя мои руки - руки музыканта - упросил зам.начальника цеха Шаманского перевести мена конструктором в технический отдел того же цеха.

Не мне одному помог это человек. Я знаю еще много случаев, когда Александр Михайлович проявил внимание и заботу к проблемам своих выпускников. Вспоминаю одну девушку- сироту, которая по состоянию здоровья не могла работать на заводе (а ведь после окончания училища каждый выпускник обязан был отработать на нем 3 года). Директор училища добился ее увольнения без всяких осложнений и сам лично помог трудоустроиться лаборанткой в больницу.

Замечательные, отзывчивые люди работали нашими наставниками. Добрым словом я вспоминал их вдали на Черноморском флоте. Три года службы оставили у меня самые радужные воспоминания семьи. Эта служба не была для меня в тягость, тем более в далеком Рыбинске меня ждала верная подруга Тамара Норская, с которой мы познакомились в РУ № 11. И вот, уже почти 60 лет мы идем по жизни рука об руку. У нас двое прекрасных детей: Николай и Ольга, есть внуки. Мои дети имеют музыкальное образование: дочь преподает в музыкальной школе г. Костромы.

 

Ведущий: И в этом, действительно, нет ничего удивительного. Ведь именно сам Николай Николаевич сыграл очень важную роль в дальнейшем выборе жизненного пути своих детей. Он сам - прекрасный музыкант, в свое время закончил хоровое, дирижерское отделение дома народного творчества им. Крупской в Москве и долгие годы руководил академическим хором Дворца культуры.

Что удивительно, в семье Дьяконовых уже в четырех поколениях по линии мужчин фигурирует одно и то же имя: отец Николая Николаевича (Николай Николаевич Дьяконов) хотя и очень хорошо разбирался в музыке и играл на фортепиано, по образованию - литератор. Сам Николай Николаевич - профессиональный музыкант. Играет на скрипке, фортепиано, аккордеоне. Сын Николая Николаевича имеет высшее музыкальное образование, владеет многими музыкальными инструментами. Внук - Николай Николаевич - проживает в г. Рыбинске и, если родится сын, без всякого сомнения назовет его Николаем.

Ведущая: 4 мая 2008 года первому выпускнику училища, этому удивительному человеку Николаю Николаевичу Дьяконову исполнилось 80 лет. Как он любит говорить: «Не мы выбираем время, а время выбирает нас». Для него оно было тяжелым… На всю жизнь запомнил семилетний мальчишка ту ужасную ночь, когда мать и отца забрали работники НКВД. Их настораживал тот факт, что отец, в свое время закончивший духовную семинарию, имеет фамилию Дьяконов, которая совершенно не подходила к занимаемой им должности - заведующего городским отделом народного образования. После проверки родителей отпустили, а вот страх потери близких остался в памяти на долгие годы и научил его «держать язык за зубами».

Но несмотря на все трудности и лишения, выпавшие на долю этого человека, он обладает такими прекрасными чертами характера, как отзывчивость, сострадание, оптимизм, любовь к жизни.

 

Ведущий: Я изучаю географию по войнам. Нет, ни одна из них, слава богу, не коснулась меня своим огненным крылом. Но я чувствую ее смертоносное дыхание через сводки новостей. Опять спокойным, безучастным голосом диктор говорит, что в очередной «горячей точке» взорвали дом, упал самолет, сгорели дети. Югославия, Афганистан, Израиль, Ирак - и над всеми этими войнами черной тенью стоит самая близкая и оттого самая жуткая война в Чечне.

Моя бабушка выучила всю географию России и Европы по сводкам с фронтов Великой Отечественной. Моей маме война преподнесла другую информацию: Куба, Ангола, Вьетнам, Чили...

Ведущая: Неужели так и будет, неужели так и должно быть: человек рождается, вдыхает воздух первой своей весны, произносит свое первое слово, читает первую свою книгу, узнает свою первую любовь, работает, страдает, мечтает, радуется и это все лишь для того, чтобы встретить свою войну. Неужели у человечества не хватает мудрости, не хватает силы, чтобы разорвать этот вечный, этот страшный круг повторяемости?... «Нет,- отвечает сердце, - мы обязательно остановим войну!» И через несколько лет, став совсем взрослой, я открою книгу и расскажу своему ребенку о неповторимой красоте нашей планеты и прекрасных людях, живущих на ней. В наше окно будет светить яркое солнце. Мы будем изучать географию мира, географию без войны!

Песня «Мы желаем счастья вам»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...