Что же касается (неверных), то они криком призывают 1 глава
(других помочь им) против нас.2 /Ляу ля Анта ма-хтадайна, ва ля тасаддакна, ва ля салляйна, фа-гфир фидаан ля-кя ма-ттакайна ва саббити-ль-акдам ин лякайна, ва-ль-кыйан сакинатан ‘аляй-на, инна иза сыха би-на абайна ва би-с-сыйахи ‘аввалю ‘аляй-на/. (Услышав это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто этот погонщик?” (Люди) ответили: “‘Амир бин аль-Аква‘”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воскликнул: “Да помилует его Аллах! /Йархаму-ху-Ллах!/ ”3 Тогда один человек сказал: “Теперь он обязательно (станет шахидом), о пророк Аллаха, если только (благодаря тебе)4 мы и дальше не сможем наслаждаться его обществом!” А потом мы подошли к Хайбару и осаждали его, пока нас не поразил сильный голод, но (через некоторое время) Аллах Всевышний даровал нам победу над ними. А вечером того дня, когда мы победили их, (люди) разожгли множество костров, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что это за костры? Зачем вы разжигаете их?” (Люди) сказали: “(Чтобы приготовить) мясо”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Какое мясо?” (Люди) сказали: “Мясо домашних ослов.” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “Вылейте (это варево) и разбейте (котлы)!” Какой-то человек спросил: “О посланник Аллаха, а можно ли нам вылить (похлёбку) и вымыть котлы?” — и он сказал: “Можно и так”. (А до этого произошло следующее): когда (воины) выстроились друг против друга, оказалось, что меч ‘Амира слишком короток. Он хотел ударить им по голени одного иудея, но лезвие отскочившего меча поразило коленную чашечку самого ‘Амира, и от этого он умер. Когда же они5 возвращались (обратно в Медину), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел меня,6 взял за руку и спросил: “Что с тобой?” (В ответ) ему я сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! (Люди) утверждают, что дела ‘Амира тщетны!”7 (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Солгал тот, кто сказал это, ибо он получит двойную награду! — и он соединил два своих пальца. — Ведь, поистине, был он стойким борцом за веру, и мало кто из арабов совершил (столько благих дел), сколько их совершил он!”»
1 Имеется в виду декламация стихов, которые по своему размеру соответствовали ритму шагов верблюдов. 2 См. хадис № 1168. 3 Эти слова являются как обычным благопожеланием, так и обращением к Аллаху с мольбой за покойного. 4 То есть если благодаря твоим мольбам за этого человека Аллах не оставит его среди нас. 5 То есть участники осады Хайбара во главе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует. 6 Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратил внимание на то, что он опечален. 7 Люди утверждали, что ‘Амир сам себя убил, и поэтому он не получит награды Аллаха за свои дела.
1569 (4197). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к Хайбару ночью, а когда он подходил к (селению кого-либо из) людей ночью, то никогда не нападал на них, не дождавшись утра1. Утром иудеи стали выходить со своими лопатами и большими корзинами, увидев же (пророка, да благословит его Аллах и приветствует), они закричали: “Мухаммад, клянёмся Аллахом, (это) Мухаммад со (своей) пятёркой!”2 — и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Хайбар будет разрушен! Поистине, когда мы появляемся у селений (людей, враждующих с нами), плохим становится утро для тех, кого предупреждали!”»
В другой версии (этого хадиса сообщается, что) после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, казнил воинов и взял в плен женщин и детей. 1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ждал наступления времени утренней молитвы, и если раздавался азан, вообще не нападал на такое селение. 2 Имеется в виду, что военные отряды мусульман состояли из пяти частей: правого и левого крыла, авангарда, арьергарда и центра.
1570 (4205). Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся (или: отправился) в поход на Хайбар, и люди приблизились к (какому-то) вади, они громко закричали: «Аллах велик, Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха!» — а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пожалейте себя, ведь, поистине, вы взываете не к глухому и не к отсутствующему, взываете вы к Слышащему, Близкому, и Он находится с вами!» Я же находился позади верблюдицы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который, услышав, как я повторяю: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/»1, обратился ко мне: «О ‘Абдуллах бин Кайс!» Я отозвался: «Вот я перед тобой, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Не указать ли тебе на такие слова, которые относятся к числу сокровищ рая?» Я сказал: «Конечно, о посланник Аллаха, да станут отец мой и мать выкупом за тебя!» — и он сказал: «(Говори): “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”». 1 См. примечание к хадису № 355.
1571 (4202). Сообщается, что Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал: (Во время одного из походов) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретил многобожников, и (мусульмане) вступили с ними в сражение, (по завершении которого) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (вместе с мусульманами) вернулся в свой лагерь, а (многобожники) — в свой. Среди сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был один человек, который не упускал ни одного случая, чтобы не пуститься в погоню за многобожником и не зарубить его своим мечом, и (люди стали) говорить: «Сегодня никто из нас не сделал столько, сколько сделал такой-то!» — однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он — из числа обитателей огня!» Тогда кто-то из людей сказал: «Я буду (повсюду) следовать за ним», и (в следующий раз этот человек) поехал вместе с ним, останавливаясь там, где останавливался он, и поспешая, когда спешил он. А потом этот (смельчак) был тяжело ранен, и, желая как можно быстрее расстаться с жизнью, он приложил (рукоять) своего меча к земле, а его остриё — к своей груди, бросился на меч и покончил с собой. После этого человек (, следовавший за ним,) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Свидетельствую, что ты — посланник Аллаха!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «А что случилось?» (Этот человек) сказал: «(Дело касается) того человека, которого ты назвал одним из обитателей огня, что поразило людей. Тогда я сказал: “Я расскажу вам о нём”, и стал неотступно следовать за ним. (Через некоторое время) он был тяжело ранен и, желая как можно быстрее расстаться с жизнью, приложил (рукоять) своего меча к земле, а его остриё — к груди, бросился на меч и покончил с собой». (Выслушав его,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, людям может представляться, что человек совершает дела обитателей рая, но (на самом деле) он относится к числу обитателей огня, людям может представляться, что человек совершает дела обитателей огня, но (на самом деле) он из числа обитателей рая!»
В другой версии (этого хадиса) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (также) сказал: «Встань, о такой-то, и объяви, что только верующий войдёт в рай! Поистине, Аллах поддерживает эту религию даже с помощью грешного человека!»
1572 (4206). Сообщается, что Йазид бин Абу Убайд, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: (Однажды) я увидел шрам на голени Саламы бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, и спросил (его): «О Абу Муслим, что это за шрам?» Он сказал: «Этот удар я получил в день Хайбара. Тогда люди сказали: “Салама ранен!” — а я пошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он трижды сплюнул (мне на рану), которая не даёт о себе знать с тех пор и до сего дня».
1573 (4213). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился между Хайбаром и Мединой на три дня, чтобы жениться на Сафиййе1, и я приглашал мусульман на его свадебное торжество, во время которого не было (подано) ни хлеба, ни мяса. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел Билялу расстелить кожаные подстилки, на которые положили финики, сухой творог и масло, а мусульмане спрашивали (друг друга: “Станет ли она) одной из матерей правоверных или останется его невольницей?” И они говорили: “Если он (велит ей носить) покрывало, значит, она станет одной из матерей правоверных, а если нет, то останется невольницей”, а перед тем как двинуться в путь, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) приготовил для неё место (на своей верблюдице) позади себя и закрыл (её от людей)». 1 Сафиййа бинт Хуйайй, да будет доволен ею Аллах, стала восьмой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который предложил ей выйти за него замуж после того, как мусульмане полностью овладели Хайбаром, а Сафиййа, дочь Хуйаййа, одного из главных инициаторов осады Медины в 627 году, склонившего племя бану курайза к предательству, и жена Кинаны бин Абу-ль-Хукайка, одного из вождей племени бану надир, попала в плен.
1574 (4216). Передают со слов ‘Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, что в день Хайбара посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил заключать временные браки /мут‘а/ 1 и употреблять в пищу мясо домашних ослов. 1 Разрешение на заключение временных браков действовало в течение шести лет со времени переселения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину вплоть до состоявшегося в 628 году похода на Хайбар.
1575 (4228). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(При разделе военной добычи) в день Хайбара посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выделял лошади две доли1, а пешему воину – одну». 1 Имеется в виду, что всадник получал одну долю на себя и две — на содержание своего коня.
1576 (4230 — 4231). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Известия о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул (Мекку и переселился в Медину,) дошли до нас, когда мы находились в Йемене, после чего я с двумя своими старшими братьями, одного из которых звали Абу Бурда, а другого — Абу Рухм, отправился к нему в числе пятидесяти трёх (или: пятидесяти двух) моих соплеменников. Мы сели на корабль, доставивший нас (во владения) негуса в Эфиопию, где встретили Джа‘фара бин Абу Талиба, с которым и остались жить. А потом (все) мы приехали (в Медину) и встретились с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, после того как он завоевал Хайбар. Некоторые люди говорили нам, то есть ехавшим на корабле: “Мы переселились раньше вас”, а (через некоторое время) Асма бинт ‘Умайс, относившаяся к числу тех, кто приехал с нами, зашла к жене пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хафсе, которая вместе с другими (в своё время тоже) переселялась к негусу1. Когда Асма находилась у Хафсы, к ней зашёл ‘Умар2, который увидел Асму и спросил: “Кто это?” Она ответила: “Асма бинт ‘Умайс”. ‘Умар спросил: “Та самая, что была в Эфиопии и ехала на корабле?” Асма сказала: “Да”. ‘Умар сказал: “Мы переселились раньше вас и поэтому имеем больше прав на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чем вы!” Тогда Асма разгневалась и воскликнула: “Клянусь Аллахом, нет, (ибо пока) вы были вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который кормил голодных и наставлял невежественных из вас, мы находились в далёкой и ненавистной Эфиопии3, и всё это ради Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует! И, клянусь Аллахом, я не стану ни есть, ни пить, пока не передам посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что ты сказал! (Там) нам наносили обиды и мы испытывали страх, и я расскажу об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спрошу его об этом, и, клянусь Аллахом, я не стану лгать и ничего не уменьшу и не добавлю (к этому)!” А когда пришёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует, она сказала: “О пророк Аллаха, поистине, ‘Умар сказал то-то и то-то!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “И что же ты ему ответила?” Она ответила: “Я сказала ему то-то и то-то”, после чего (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Он имеет на меня не больше прав, чем вы, ведь он и его товарищи совершили одно переселение /хиджра/, а вы, ехавшие на корабле, — два!”
1 Имеется в виду вынужденное переселение первых мусульман в Эфиопию в 615 году, когда в результате преследований со стороны курайшитов Мекку покинули две группы верующих. Хафса, да будет доволен ею Аллах, находилась во второй группе, уехавшей из города через два месяца после первой. 2 Хафса была дочерью ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. 3 Асма, да будет доволен ею Аллах, называет Эфиопию далёкой в том смысле, что там не было никого из соплеменников переселенцев, а ненавистной — в смысле отсутствия там их единоверцев, если не считать негуса.
1577 (4232). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я узнаю голоса (людей из) сообщества аш‘аритов1, которые, войдя (в свои дома, читают) Коран по ночам, и я узнаю их дома по их голосам (, когда они читают) Коран ночью, хотя я и не знаю, в каких (именно) домах они останавливаются днём. Среди них находится Хаким, который, встретив всадников (или: врага), всегда говорил: “Поистине, мои товарищи велят вам подождать их!”» 1 Аш‘ариты — представители йеменского племени, к которому принадлежал и передатчик этого хадиса Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.
1578 (4233). Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы приехали к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как он завоевал Хайбар, и он выделил (нам долю военной) добычи, не выделив её больше никому из тех, кто не был свидетелем этой победы».
Глава 1169: Умра возмещения / ‘умрат аль-када /.1 1 Имеется в виду умра, совершённая пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в 629 году в соответствии с условиями заключённого годом раньше соглашения в Худайбийe, когда курайшиты преградили мусульманам путь в Мекку. Таким образом, эта умра стала своего рода возмещением /када/ за ту, которую мусульманам не дали совершить должным образом.
1579 (4258). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заключил брачный договор с Маймуной, находясь в состоянии ихрама, и женился на ней после того, как вышел из этого состояния. (Что же касается Маймуны, то) она скончалась в Сарифе1». 1 Сариф — место близ Мекки. См. хадис № 845 и примечание к нему.
Глава 1170: Битва при Муте1 на земле Шама. 1 Битва при Муте состоялась в августе или сентябре 629 года.
1580 (4261). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил Зайда бин Харису командиром отряда, (направленного) им в Муту, и сказал: “Если будет убит Зайд, (пусть его место займёт) Джа‘фар, a если будет убит и Джа‘фар, (пусть его место займёт) ‘Абдуллах бин Раваха”». ‘Абдуллах сказал: «Во время этой битвы я находился с ними, а потом мы стали искать Джа‘фара бин Абу Талиба, обнаружили его среди убитых и насчитали на его (теле) более девяноста ран, нанесённых мечами, копьями и стрелами».
Глава 1171: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посылает Усаму бин Зайда в Хуракат.1 1 Хуракат — название места, где обитало племя джухайна, или же название одного из родов этого племени.
1581 (4269). Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил нас в Хуракат, и мы напали на (них)1 утром и разбили их. Вместе с одним из ансаров я преследовал одного из (этих людей), когда же мы приблизились к нему вплотную, он закричал: «Нет бога, кроме Аллаха!»2 (Услышав его слова,) тот ансар перестал (преследовать его), а я нанёс ему удар своим копьём и убил его. После того как мы вернулись обратно, об этом стало известно пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил: «О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля-Ллах”?!» Я воскликнул: «(Но ведь он сказал это, только) желая спастись!» — однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не переставал задавать (этот вопрос)3 до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял ислам раньше, чем (дожил до) этого дня!4 1 То есть напали на племя джухайна. 2 Иначе говоря, этот человек объявил о том, что принимает ислам. 3 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был потрясён, узнав об этом, поскольку Усама, да будет доволен им Аллах, был одним из очень близких к нему людей. 4 Усама, да будет доволен им Аллах, имел в виду тяжесть совершённого им греха и то обстоятельство, что, если бы он принял ислам только в этот день, все прошлые грехи были бы ему прощены.
1582 (4270). Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я принимал участие в семи военных походах вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а также в девяти других военных походах (в составе) направлявшихся (пророком, да благословит его Аллах и приветствует,) отрядов, которыми попеременно командовали Абу Бакр и Усама (бин Зайд), да будет доволен Аллах ими обоими».
Глава 1172: Поход победы1 в рамадане. 1 Имеется в виду завоевание мусульманами Мекки в 630 году.
1583 (4276). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил из Медины вместе с десятитысячным (войском) во время рамадана, и это было через восемь с половиной лет после его приезда в Медину. Вместе с сопровождавшими его мусульманами он направился в Мекку, соблюдая пост, и они соблюдали его, но, когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) достиг Кадида, источника1, находящегося между Усфаном и Кудайдом, он перестал поститься, и (мусульмане последовали его примеру)2. 1 Источник Кадид находится на расстоянии сорока двух миль от Мекки. 2 См. хадис № 896.
1584 (4277). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил (из Мекки по направлению) к Хунайну в рамадане; что же касается людей, (которые шли вместе с ним,) то некоторые из них соблюдали пост, а некоторые не постились. Сев на свою верблюдицу, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел принести себе сосуд с молоком (или: водой), который он поставил на ладонь (или: на свою верблюдицу), после чего посмотрел на людей, и тогда несоблюдавшие пост сказали постившимся: “Прекращайте поститься”».1 1 Иначе говоря, они призвали их последовать примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава 1173: Где водрузил знамя пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в день завоевания Мекки. 1585 (4280). Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда в год победы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся (на Мекку), о чём стало известно курайшитам, Абу Суфйан бин Харб, Хаким бин Хизам и Будайль бин Варка выехали (из Мекки) для того, чтобы собрать сведения о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и находились в пути, пока не достигли Марр аз-Захрана1. Там они неожиданно увидели (так много) огней, (что можно было подумать,) будто это огни Арафата2, и Абу Суфйан спросил: “Что это? Поистине, это похоже на огни Арафата!” Будайль бин Варка сказал: “Это огни (племени) бану ‘амр”, но Абу Суфйан (возразил): “(У бану) ‘амр не наберётся столько (людей)”. А потом их заметили охранявшие посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, люди, которые настигли и захватили их, после чего доставили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Суфйан принял ислам. Двинувшись в путь, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал аль-‘Аббасу: “Задержи его около выступа горы, чтобы он посмотрел на мусульман”. И аль-‘Аббас задержал Абу Суфйана (у этого места), а потом перед ним отряд за отрядом стали проходить (представители разных) племён, среди которых находился и пророк, да благословит его Аллах и приветствует. (Когда) прошёл (первый) отряд, (Абу Суфйан) спросил: “О ‘Аббас, кто это?” ‘Аббас ответил: “Это (племя) гифар”. (Абу Суфйан) сказал: “Мне нет никакого дела до гифар!” Потом прошёл (отряд племени) джухайна, и он сказал нечто подобное, потом прошёл (отряд племени) са‘д бин хузайм, и он (снова) сказал нечто подобное, потом прошёл (отряд племени) суляйм, и он (снова) сказал нечто подобное, а потом подошёл такой отряд, подобного которому ему видеть ещё не приходилось, и (Абу Суфйан) спросил: “Кто это?” (‘Аббас) ответил: “Это ансары во главе с Са‘дом бин ‘Убадой, который держит знамя”. Что же касается Са‘да бин ‘Убады, то он сказал: “О Абу Суфйан, сегодня будет великое сражение, и сегодня (запретное в) Каабе станет дозволенным!”3 — а Абу Суфйан воскликнул: “О ‘Аббас, как прекрасно (иметь защитника) в день гибели!” Потом подошёл самый малочисленный из всех отрядов, среди (бойцов) которого находился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками, а знамя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нёс аз-Зубайр бин аль-‘Аввам. И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проезжал мимо Абу Суфйана, он спросил (пророка, да благословит его Аллах и приветствует): “Известно ли тебе, что сказал Са‘д бин ‘Убада?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “И что же он сказал?” (Абу Суфйан) сказал: “То-то и то-то”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Са‘д неправ, напротив, в этот день Аллах возвеличит Каабу, и в этот день Кааба будет покрыта (своим покровом)!” — а потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел водрузить своё знамя на Хаджуне4». ‘Урва5 сказал: «Нафи‘ бин Джубайр бин Мут‘им сказал, что он слышал, как аль-‘Аббас спросил аз-Зубайра бин аль-‘Аввама: “О Абу ‘Абдуллах, здесь ли велел тебе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, водрузить знамя?”»6 (‘Урва) сказал: «В тот день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Халиду бин аль-Валиду вступить в Мекку через верхнюю её часть со стороны Када, что же касается самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он вошёл (в город) через Куда. И в тот день были убиты двое из всадников Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах: Хубайш бин аль-Аш‘ар и Курз бин Джабир аль-Фихри». 1 Марр аз-Захран — вади неподалеку от Мекки. 2 Имеется в виду, что столько огней они могли видеть только в сезон хаджжа, когда у горы Арафат собиралось огромное количество паломников. 3 Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен им Аллах, имел в виду, что в такой день будет разрешено сражаться даже на территории Каабы. 4 Название места рядом с кладбищем Мекки. 5 Один из передатчиков этого хадиса. 6 Аль-‘Аббас задал этот вопрос аз-Зубайру во время правления ‘Умара или ‘Усмана, да будет доволен всеми ими Аллах.
1586 (4281). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мугаффаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день овладения Меккой я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сидел на своей верблюдице и нараспев читал суру “Победа”». (Передатчик этого хадиса) сказал: «Если бы люди не стали собираться вокруг меня, я бы тоже почитал (Коран) нараспев, как читал он».1 1 Здесь имеется в виду чтение ‘Абдуллаха бин Мугаффаля, да будет доволен им Аллах, слышавшего, как читал Коран пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
1587 (4287). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в Мекку в день её завоевания, вокруг Каабы находилось триста шестьдесят идолов, и он начал тыкать их палкой, которую держал в руке, говоря: “Пришла истина, и сгинуло ложное…” 1 И он (говорил также): “Пришла истина, а ложное больше не появится и не вернётся” 2». 1 “Ночное путешествие”, 81. 2 “Саба”, 49.
Глава 1174: Без имени 1588 (4302). Сообщается, что ‘Амр бин Салама, да будет доволен им Аллах, сказал: (Когда) мы находились у источника на дороге и мимо нас проходили караваны, мы спрашивали (проезжавших): «Что случилось с людьми? Что случилось с людьми? Кто этот человек?» — а они отвечали: «Он утверждает, что его послал Аллах и что ему ниспосылаются откровения (или: что Аллах внушил ему в откровении то-то и то-то)», и я запоминал эти слова1, которые будто бы запечатлелись в моём сердце. Что касается (остальных) арабов, то они медлили с (принятием) ислама до завоевания Мекки и говорили: «Оставьте его и его соплеменников: поистине, если он победит их, значит, он — истинный пророк»,2 а после того как Мекка была завоёвана, все (племена) бросились принимать ислам. Мой отец принял ислам раньше, чем другие люди из моего племени, а когда вернулся (после встречи с пророком, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Клянусь Аллахом, я вернулся к вам от истинного пророка, который сказал: “Совершайте такую-то молитву в такое-то время и совершайте такую-то молитву в такое-то время, а когда настанет время молитвы, пусть кто-нибудь из вас объявляет о ней,3 и пусть будет имамом для вас тот, кто лучше всех знает Коран”». После этого (мои соплеменники) стали (искать такого человека), однако не нашлось никого, кто знал бы Коран, (айаты) которого я запоминал со слов караванщиков, лучше меня, и они поставили меня вперёд4, хотя было мне (только) шесть или семь лет. (Поскольку) накидка, которую я носил (, была слишком коротка), она задиралась, когда я совершал земные поклоны, и одна женщина из (нашего) племени сказала: «Не прикроете ли вы зад вашего чтеца (, чтобы нам не видеть его)?» — после чего (люди) купили мне (кусок ткани) и выкроили из неё рубаху для меня, и ничему я не радовался (тогда так сильно), как этой рубахе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|