Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предупреждение тяжких преступлений против жизни и здоровья

 

Предупреждение преступлений является одной из основных задач деятельности всей системы органов внутренних дел. Положение о Министерстве внутренних дел, утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 [5.], ставит задачу предупреждения преступлений на первое место среди задач по борьбе с преступностью. Особое значение и внимание придается предупреждению тяжких преступлений против жизни и здоровья, как наиболее общественно опасных преступных деяний, покушающихся на самое драгоценное достояние человека - его жизнь.

Одним из основных показателей эффективности деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений является такой критерий, как количество выявленных преступлений по ст. ст. 112, 117, 119, ч. ч. 1, 2 ст. 213 Уголовного кодекса РФ. Рост числа выявленных преступлений, предусмотренных указанными статьями Уголовного кодекса, оценивается положительно, как свидетельство активной работы органа внутренних дел по предупреждению преступлений.

В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений 17 января 2006 г. был издан Приказ МВД России N 19 [6], которым была утверждена Инструкция по организации деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (далее - Инструкция). Ряд функций по предупреждению преступлений возложен на следственные подразделения органов внутренних дел. Пункт 18.1 указанной Инструкции обязывает сотрудников следственных подразделений устанавливать в процессе расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и другие нарушения закона, а также обязывает следователей контролировать своевременное устранение недостатков. Согласно п. 18.5 Инструкции сотрудники следственных подразделений "своевременно передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений".

В профилактике преступлений против здоровья особую роль играют специализированные субъекты профилактики. "Борьба с насильственными преступлениями приобрела в последние годы приоритетный характер в деятельности субъектов профилактики"[12, с. 34].

В настоящее время должны в равной мере использоваться правозащитные функции всех государственных органов. Выступая на координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных органов 12 марта 2003 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин определил одно из направлений деятельности правоохранительных органов: "Важнейшая задача - снизить количество преступлений против личности, и в первую очередь посягательств на жизнь и здоровье граждан. В прошлом году более 1,8 миллиона граждан пострадали от такого рода преступлений. В структуре преступности продолжают доминировать тяжкие и особо тяжкие преступления" [13].

Деятельность субъектов по предупреждению преступлений против здоровья должна способствовать целенаправленному воздействию на объективные причины и условия их совершения, на криминогенные ситуации в отдельных регионах, провоцирующие преступные посягательства, а также на негативные личностные свойства. В этом отношении существенна роль правоохранительных органов. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2002 г. отметил, что правоохранительные органы должны направлять свои усилия на защиту прав граждан [25, с. 18]. "Наивысшей ценностью демократического правового государства является жизнь человека, в связи, с чем защита данного права - это неотъемлемая часть деятельности правоохранительных органов и государства в целом, которую следует рассматривать в двух аспектах - социальном и правовом"[29, с. 3]. К сожалению, работа правоохранительных органов по профилактике преступлений против здоровья нарушает важнейший принцип - дифференцированный подход к объекту профилактического воздействия.

В деятельности правоохранительных органов предпочтение должно отдаваться программно-целевому подходу к управлению и планированию в борьбе с преступностью. Эта необходимость обусловлена комплексным характером задач, стоящих в сфере борьбы с преступностью, требующих взаимоскоординированных усилий государственных и общественных организаций; исключительной важностью проблемы борьбы с преступностью для создания условий полноценного функционирования всех социальных институтов и решения других социально-экономических проблем региона [17, с. 16].

С целью успешной профилактики преступлений против здоровья работникам милиции необходимо постоянно бывать в трудовых коллективах, учебных заведениях, проводить беседы об ответственности за преступления против здоровья, оказывать помощь и давать необходимые советы по разрешению конфликтов и выходу из тяжелых жизненных ситуаций, бывать в сложных семьях, помогать налаживать в них доверие и взаимопонимание. Важно привлекать к проведению бесед, чтению лекций психологов, медицинских работников, опытных педагогов.

Достаточно большое количество преступлений против здоровья совершается несовершеннолетними. Поэтому существенна роль подразделений по делам несовершеннолетних. "Многофункциональность деятельности данных подразделений и своеобразие условий их работы предполагают специальную форму системы служебной подготовки для них, разработку особых программ самостоятельного обучения и не только правового, но и по вопросам организации служебного времени, его рационального использования. Требуется также качественно изменить формы и методы переподготовки кадров криминальной милиции и подразделений по делам несовершеннолетних, в том числе путем изучения в процессе переподготовки основ педагогики, психологии и ювенального права"[23, с. 22].

Среди сотрудников правоохранительных органов следует выделить профилактическую деятельность участковых уполномоченных. Участковый уполномоченный является представителем милиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел. Основная задача участкового уполномоченного милиции - систематическая и планомерная отработка административного участка, в ходе которой и осуществляется комплекс профилактических мероприятий.

Представляется, что качественное изменение службы участковых уполномоченных, т.е. создание на их базе качественно нового подразделения - подразделения профилактики, одного из элементов профилактической службы, возможно лишь при ликвидации многофункциональности в их деятельности путем уменьшения у них числа непрофилактических функций. Суть данной проблемы состоит в том, что участковые уполномоченные выполняют объем работы, который с количественной и качественной стороны не соответствует ни физическим, ни профессионально-интеллектуальным их возможностям. Уменьшение у участковых уполномоченных числа непрофилактических функций до определенного предела возможно путем организации их деятельности на основе принципа специализации [20, с. 67-70].

В предупреждении тяжких преступлений против жизни и здоровья огромную роль играют выявление и пресечение преступлений, предусмотренных ст. 119 Уголовного кодекса РФ "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью". Подтверждением этого является тот факт, что около 20% совершенных убийств предварялись угрозами убийством [19, с. 107]. Таким образом, каждое пятое убийство могло быть предотвращено при своевременном выявлении угроз убийством и применении ст. 119 Уголовного кодекса РФ. Значительно чаще угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью предшествует совершению таких преступлений, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. В результате исследования судебной практики установлено, что угроза убийством предшествует совершению 43% преступлений, предусмотренных ст. 111 Уголовного кодекса. Выявление преступлений, предусмотренных ст. 119 Уголовного кодекса, и привлечение виновных в них к уголовной ответственности предупреждают совершение более тяжких преступлений против жизни и здоровья как субъектом угрозы (частная превенция), так и иными лицами (общая превенция). Следственные подразделения органов внутренних дел расследуют более 90% всех случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ст. 111, частями первой - третьей, Уголовного кодекса РФ. При этом в 35% расследованных и направленных в суд уголовных дел имеются указания на предшествовавшие совершению преступления угрозы потерпевшему со стороны обвиняемого, в 8% уголовных дел имеются указания на угрозы обвиняемому со стороны потерпевшего и лишь в 5% дел следователем принимались какие-либо процессуальные решения по этим фактам.

Оставление фактов угроз без внимания в процессе предварительного расследования влечет безнаказанность данных преступных проявлений и приводит к формированию чувства безнаказанности у виновных лиц. Также следует отметить, что установление обстоятельств, предшествовавших совершению тяжкого преступления, в большинстве случаев происходит формально, лишь в 7% дел следователем выносились представления на устранение конкретных причин совершения преступления, в остальных случаях следователи ограничиваются общими фразами. Формальность вносимых следователями представлений влечет формальное же их исполнение, о чем свидетельствуют имеющиеся в уголовных делах рапорты участковых уполномоченных и сотрудников уголовного розыска, что никоим образом не способствует профилактике преступлений.

При расследовании умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, особенно в сфере семейно-бытовых отношений, следователь не должен ограничиваться только вынесением представлений, но и должен проводить активное выявление предшествующих фактов преступного поведения как обвиняемого, так и потерпевшего.

О значимости такой деятельности может свидетельствовать предлагаемая схема генезиса тяжкого преступления против личности в семейно-бытовой сфере: 1) противоречие между интересами участников семейно-бытовых отношений; 2) межличностный конфликт на почве противоречия интересов; 3) развитие конфликта и переход его в стадию применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угроз такого насилия; 4) дальнейшее развитие конфликта сопровождается угрозами убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; 5) результатом непрекращающегося конфликта становится совершение тяжкого преступления против личности. В ряде случаев возможно развитие преступного поведения, минуя некоторые стадии предлагаемой схемы, однако в большинстве случаев развитие преступного поведения в семье происходит последовательно по всем указанным в схеме этапам.

В настоящее время ст. 155 Уголовно-процессуального кодекса РФ [3] следователям предоставлена возможность выделения из уголовного дела в отдельное производство материалов о новых преступлениях, которые стали известны в результате расследования. Статья 153 УПК РФ позволяет следователю соединить в своем производстве несколько уголовных дел в отношении одного лица.

Наиболее эффективной была бы следующая организация работы следователя по выявлению и расследованию фактов угроз убийством в семейно-бытовой сфере при расследовании тяжких преступлений против личности:

1) следователь при допросе потерпевших, свидетелей, подозреваемого (обвиняемого) устанавливает наличие в прошлом фактов угроз убийством, иных противоправных действий со стороны подозреваемого (обвиняемого) или потерпевшего (при допросе следователь должен активно выявлять причины тяжкого насильственного преступления, задавать вопросы о предыстории конфликта, его развитии, устанавливать роль в нем потерпевшего и обвиняемого, выяснять, имели ли место иные преступные действия в ходе длительного семейного конфликта), тем самым устанавливая обстоятельства, способствовавшие совершению тяжкого преступления, и выполняя требования п. 18.1 Приказа МВД России от 17 января 2006 г. N 19;

2) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь с согласия прокурора в порядке ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ возбуждает уголовное дело по ст. 119 Уголовного кодекса РФ и принимает решение о соединение уголовных дел в одно производство в порядке ст. 153 Уголовно-процессуального кодекса РФ - соединение уголовных дел в одно производство позволяет наиболее эффективно организовать расследование и минимизировать затраты труда и денежных средств при расследовании уголовных дел (при этом помощь следователю по сбору доказательств по угрозе убийством могут оказывать участковые уполномоченные милиции);

3) при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь выделяет материалы об угрозе убийством в отдельное производство и направляет их прокурору для принятия решения в порядке ст. ст. 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ - отсутствие в материалах уголовного дела по ст. 111 Уголовного кодекса РФ достаточных для возбуждения уголовного дела данных вызывает необходимость выделения материалов об угрозе убийством для их дальнейшей проверки и принятия по ним процессуального решения, при этом следователь освобождается от работы по проведению проверки и может максимально сконцентрировать свою работу на расследовании тяжкого преступления;

4) прокурор направляет материалы об угрозе убийством по подследственности органу дознания в порядке ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ;

5) орган дознания (дознаватель либо другой уполномоченный сотрудник органа дознания) продолжает сбор необходимых материалов для решения вопроса о наличии или отсутствии состава преступления в действиях угрожавшего лица и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, возбуждает с согласия прокурора уголовное дело по ст. 119 Уголовного кодекса РФ;

6) после возбуждения уголовного дела по ст. 119 Уголовного кодекса РФ решается вопрос о самостоятельном его расследовании в форме дознания либо о его присоединении к уголовному делу по ст. 111 Уголовного кодекса РФ - решение вопроса зависит от многих факторов (загруженности следователя, времени, затраченного на проведение проверки, процессуальных сроков по первому уголовному делу и т.д.), но наиболее эффективным является решение о соединении уголовных дел в одно производство, что позволяет экономить ресурсы не только органов внутренних дел, но и прокуратуры и суда.

Приведенная схема организации работы по выявлению угроз убийством в ходе предварительного следствия требует взаимодействия следственных подразделений и подразделений дознания, участковых уполномоченных милиции, уголовного розыска. В настоящее время интересы указанных подразделений зачастую бывают различны, что обусловлено особенностями действующей системы оценки органов внутренних дел, которая направлена не на контроль за оперативной обстановкой на обслуживаемой территории, а на контроль количественных показателей отчетности.

Активная работа следователей по выявлению угроз убийством и иных преступлений, имевших место в семье до совершения тяжкого преступления, позволяет повысить профилактическое воздействие уголовного процесса на насильственные преступления в семье, максимально полно реализовать принцип неотвратимости наказания, повысить эффективность уголовного преследования и снизить затраты на уголовное судопроизводство в целом [11, с. 25-28].

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...