Принцип действия секундомеров
Секундомеры — это приборы, предназначенные для измерения небольших отрезков времени, порядка десятков секунд и долей секунды. В зависимости от целей применения секундомеры бывают4 однострелочные и двустрелочные, трех-, шести-, десяти- и трид-цатисекундные, шестидесяти-секундные и т. д. Конструктивная схема обычного однострелочного секундомера в отношении устройства основных узлов (двигатель, передача, балансовый регулятор) аналогична схемам -наручных и карманных часов. Однако пуск, останов и сброс стрелок на нуль осуществляется особым механизмом, расположенным под циферблатом и называемым компликацией. При остановке и пуске секундомера осуществляется торможение и освобождение баланса. Такой тип секундомера называется секундомером с прерывным ходом. Существуют секундомеры и с непрерывным ходом, в которых механизм работает непрерывно, а компликация включает и отключает только стрелочный механизм. Обычно циферблат секундомера содержит 60 секундных делений, реже 100 делений. Вверху на циферблате имеется малая-шкала с делениями на 10, 30 или 60 мин. В центре циферблата имеется отверстие, в которое входит втулка секундного сердечка, на эту втулку насаживается секундная стрелка. На малой, шкале циферблата находится минутная стрелка, которая установлена на втулке минутного сердечка. Секундомер работает периодически. Пуск секундомера осуществляется нажимом на заводную головку, которая через заводной валик передает движение пусковому рычагу. При повторном нажиме головки секундомер останавливается, при третьем нажиме стрелки возвращаются в первоначальное положение. На рис. 211, а показана компликация механизма в момент, когда стрелки находятся в нулевом положении.
Управление рычажной системой компликации (рис. 211,6) осуществляется храповым колесом 5 с двенадцатью зубьями, несущим на себе четыре колонки. Чтобы пустить секундомер в ход, нажимают пальцем на головку, что вызывает поворот храпового колеса пусковым рычагом 2, при освобождении заводной головки она вместе с рычагом под усилием пружины 7 возвращается в первоначальное положение. Рычаг 2, опускаясь своей нижней плоскостью, поворачивает храповое колесо на один зуб, в это время пружина 6 храпового колеса падает на следующий зуб. Во время поворота храпового колеса повернется вправо и его первая колонка. Последняя в свою очередь надавливает на выступ а двойного молотка 8 и приподнимает его так, что он пружиной 11 прижимается к сердечкам. Выступ а устанавливается на возвышенности угла первой колонки благодаря чему двойной молоток освобождает сердечки 9 и 10. Одновременно с поворотом храпового колеса тормоз баланса 12 под действием пружины 14 своим выступом со второй колонки падает во впадину между второй и третьей колонками и освобождает баланс 15, прижатый штифтом 13. Таким образом, секундомер пущен в ход: сердечки начали вращаться, вместе с ними вращаются секундная и минутная стрелки. Рис. 211. Положение комшшкации секундомера: о — при установке стрелок на нуле; 6 — при включенном секундомере; в — при остановке механизма: 1 — заводной валик; 2 — пусковой рычаг; 3 — винт с уступом; 4 — столбик пускового рычага; 5 — храповое колесо с четырьмя колонками; 6 — упорная пружина; 7 — пружина пускового рычага; 8 — двойной молоток; 9, 10 — сердечники; 11 — пружина двойного молотка; 12 — тормоз баланса; 13 — штифт тормоза; 14 — пружина тормоза; 15 — баланс; 16, 17 — пружина сердечек; г — при возврате стрелок в нулевое положение; 1 — сердечко; 2 — плоскость двойного молотка Для того чтобы остановить механизм секундомера, следует опять нажать головку, рычаг опустится и передвинет храповое колесо на один зуб вперед, в это йремя выступ а двойного молотка окажется на середине плоскости первой колонки, а выступ тормоза попадает на угол третьей колонки. Тем самым штифт 13 опустится и затормозит баланс 15 (рис. 211, в). Механизм остановится, а двойной молоток 8 будет оставаться в поднятом положении.
Для возврата стрелок секундомера в первоначальное положение нужно в третий раз нажать на заводную головку, при этом рычаг повернет храповое колесо на один ауб, в это время выступ двойного молотка 8 упадет во впадину между первой и второй колонками. Тем самым двойной молоток 8 под действием пружины и опустится, ударяя плоскостями по сердечкам 9 и 10. Конструкция узлов минутного и секундного сердечек одинакова. Пружины сердечка 16 и 17 одним концом входят в выемку оси а другим касаются втулки сердечка, осуществляя фиксирование сердечка на оси. Кроме того, пружина в этом случае выполняет роль фрикциона. Таким образом, пружины 16 и 17 выполняют две функции: прижимают сердечко к оси, обеспечивая вращение сердечка вместе с осью и не дают сердечку произвольно подняться вверх. Компликация секундомера возвращается в первоначальное положение. (Правильное положение плоскости двойного молотка в нулевом положении показано на рис. 211,г). РЕМОНТ СЕКУНДОМЕРОВ
В механизме секундомера встречаются следующие дефекты. 1. Ввиду того, что заводная головка укреплена на резьбе, а резьбовая часть вала заострена, то во время заводки пружины секундомера головка может глубже опуститься по резьбе, чем несколько укоротит рабочую часть вала. В этом случае следует отвинтить головку и вложить во втулку головки кусочек металла, от чего головка -поднимется выше. 2. Сработалась накладка коронного колеса. Это вызывает потрескивание ремштуарных колес. Следует винт коронного колеса опустить ниже или заменить накладку. 3. Двойной молоток перестановки сердечек не подходит к сердечкам вплотную. В этом случае необходимо немного расклепать концы молотка или опилить выступ, взаимодействующий с колонкой. 4. Бывают случаи, когда компликация секундомера в полной исправности, однако секундная стрелка при сбросе стрелок на нуль не доходит до своего первоначального положения и с каждым разом отходит все дальше и дальше от нулевого положения. Следует укрепить секундную стрелку на трубке или сдавить трубку секундной стрелки, чтобы она плотнее садилась на втулку сердечка.
5. В случае, когда стрелка поднимается вверх и не вращается вместе с осью, следует снять фиксирующую пружинку и немного углубить выемку втулки так, чтобы пружинка входила поглубже в выточку. Таким образом улучшается фиксация сердечка на оси. В некоторых секундомерах и в часах с секундомером применяют хронографные колеса, с которыми на одной оси насажены сердечники, предназначенные для возврата стрелок в нулевое положение. Этот узел (хронографное колесо, сердечко и стрелка).должен быть уравновешен высверливанием отверстия в секторе колеса. Если стрелки снимаются туго, то циферблат снимают вместе с сердечками и со стрелками. Сердечки, не требующие специального ремонта, чистят сухой щеткой. Отверстия сердечек ч-истят заостренной чуркой и продувают с помощью резиновой груши. Если стрелки не сняты, то при разборке механизма рычаг двойного молотка отводят от сердечка во время установки циферблата. В процессе сборки цапфы осей и рабочие поверхности пускового механизма смазывают маслом. При налаживании пускового устройства необходимо добиться движения стопорящего штифта по дуге с таким расчетом, чтобы штифт после освобождения баланса сообщал бы начальный толчок балансу. Чтобы малая фрикционная пружинка работала надежно, необходимо обеспечить надлежащее давление ее на ось. В этих целях часто прибегают к дополнительному ее изгибу. Посадка стрелок должна быть с надлежащим натягом. Устанавливают стрелки при нулевом положении сердечек.
РЕМОНТ ХРОНОГРАФОВ
Хронографы или часы с секундомерными устройствами представляют собою комплексное соединение часов и секундомера, Обычно их приводят в действие нажимом на заводную головку, Первым нажимом приводят в действие стрелки хронографа, вторым нажимом останавливают их, а третьим — сбрасывают стрелки на нуль.
Современные наручные хронографы обычно снабжены двумя кнопками управления. Одна кнопка управляет пуском и остановом секундомерного устройства хронографа, а другая — возвращает стрелки в нулевое положение. При ремонте хронографов их разбирают в определенной последовательности. Сняв какую-нибудь деталь, следует хранить ее только вместе-с ее винтами. При разборке не следует касаться эксцентричных винтов, так как, стронув их с места, необходимо вновь их регулировать, что весьма сложно. Чистят хронографы также очень осторожно, чтобы не сдвинуть эксцентричные винты. В хронографе большинство пружин находятся в напряженном состоянии, и поэтому при разборке необходимо сначала осторожна ослабить пружины. Мелкие зубья хронографных колес, кроме обычной чистки, дополнительно чистят стеклянной щеткой до блеска. Во время чистки особое внимание следует обратить на отверстия в трибе центрального колеса и в рычагах. Отверстия чистят с двух сторон деревянной чуркой так, чтобы она проходила насквозь. По окончании чистки отверстия продувают с помощью резиновой груши. Сборку механизмов хронографов производят после сборки часового механизма. Перед сборкой каждую деталь следует слегка смазывать маслом: отверстия цапф, заплечики винтов, соприкасающиеся с рычагами, и места пружин, которые касаются рычагов. При сборке хронографов вначале устанавливают колонное колесо, а затем ставят на место фрикционную пружину центрального хронографного колеса. Осторожно устанавливают хронографное колесо на ось секундного колеса, нажимая при этом слегка на нижний сквозной камень. Необходимо следить, чтобы хронографное колесо, укрепленное на оси секундного колеса, правильно входило в зацепление с промежуточным хронографным колесом и находилось бы в одной с ним плоскости. Если колесо будет закреплено на секундной оси слишком высоко, его необходимо слегка опустить вниз до заданной высоты, а если колесо насажено низко, нужно снять его и слегка стянуть отверстие в колесе. Далее собирают пусковой рычаг и проверяют правильность его работы, ставят на место мост, удерживающий верхние цапфы двух указанных выше колес. Устанавливают рычаг возврата, но заранее следует поставить на место пружину, соприкасающуюся с рычагом возврата. При установке необходимо проверять каждую деталь, а затем проверить полностью собранный механизм хронографа. Легкость вращения промежуточного колеса проверяют струей воздуха, направленной из резиновой груши на боковые плоскости зубьев. При установке центрального хронографного колеса рекомендуется проверить положение фрикционной пружины.
Натяжение пружины должно быть таким, чтобы центральное хронографное колесо удалялось от колеса, с которым оно зацепляется, а не приближалось бы к нему. Никогда не следует касаться зубьев колес хронографа металлическим инструментом, так как они могут быть легко повреждены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|