Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип действия секундомеров




 

Секундомеры — это приборы, предназначенные для измерения небольших отрезков времени, порядка десятков секунд и долей секунды. В зависимости от целей применения секундомеры бывают4 однострелочные и двустрелочные, трех-, шести-, десяти- и трид-цатисекундные, шестидесяти-секундные и т. д.

Конструктивная схема обычного однострелочного секундомера в отношении устройства основных узлов (двигатель, передача, балансовый регулятор) аналогична схемам -наручных и карман­ных часов. Однако пуск, останов и сброс стрелок на нуль осущест­вляется особым механизмом, расположенным под циферблатом и называемым компликацией.

При остановке и пуске секундомера осуществляется торможе­ние и освобождение баланса. Такой тип секундомера называется секундомером с прерывным ходом.

Существуют секундомеры и с непрерывным ходом, в которых механизм работает непрерывно, а компликация включает и отклю­чает только стрелочный механизм.

Обычно циферблат секундомера содержит 60 секундных деле­ний, реже 100 делений. Вверху на циферблате имеется малая-шкала с делениями на 10, 30 или 60 мин. В центре циферблата имеется отверстие, в которое входит втулка секундного сердеч­ка, на эту втулку насаживается секундная стрелка. На малой, шкале циферблата находится минутная стрелка, которая установ­лена на втулке минутного сердечка.

Секундомер работает периодически. Пуск секундомера осуще­ствляется нажимом на заводную головку, которая через заводной валик передает движение пусковому рычагу.

При повторном нажиме головки секундомер останавливается, при третьем нажиме стрелки возвращаются в первоначальное по­ложение.

На рис. 211, а показана компликация механизма в момент, когда стрелки находятся в нулевом положении.

Управление рычажной системой компликации (рис. 211,6) осуществляется храповым колесом 5 с двенадцатью зубьями, не­сущим на себе четыре колонки.

Чтобы пустить секундомер в ход, нажимают пальцем на го­ловку, что вызывает поворот храпового колеса пусковым рычагом 2, при освобождении заводной головки она вместе с рычагом под усилием пружины 7 возвращается в первоначальное положение.

Рычаг 2, опускаясь своей нижней плоскостью, поворачивает храповое колесо на один зуб, в это время пружина 6 храпового колеса падает на следующий зуб. Во время поворота храпового колеса повернется вправо и его первая колонка. Последняя в свою очередь надавливает на выступ а двойного молотка 8 и приподни­мает его так, что он пружиной 11 прижимается к сердечкам. Выступ а устанавливается на возвышенности угла первой колонки благодаря чему двойной молоток освобождает сердечки 9 и 10.

Одновременно с поворотом храпового колеса тормоз баланса 12 под действием пружины 14 своим выступом со второй колонки падает во впадину между второй и третьей колонками и освобож­дает баланс 15, прижатый штифтом 13.

Таким образом, секундомер пущен в ход: сердечки начали вращаться, вместе с ними вращаются секундная и минутная стрелки.

Рис. 211. Положение комшшкации секундомера:

о — при установке стрелок на нуле; 6 — при включенном секундомере; в — при остановке механизма: 1 — заводной валик; 2 — пусковой рычаг; 3 — винт с уступом; 4 — столбик пускового рычага; 5 — храповое колесо с четырьмя колонками; 6 — упорная пружина; 7 — пружина пускового рычага; 8 — двойной молоток; 9, 10 — сердечники; 11 — пружина двойного молотка; 12 — тормоз баланса; 13 — штифт тормоза; 14 — пружина тормоза; 15 — баланс; 16, 17 — пружина сердечек; г — при возврате стрелок в нулевое положение; 1 — сердечко; 2 — плоскость двойного молотка

Для того чтобы остановить механизм секундомера, следует опять нажать головку, рычаг опустится и передвинет храповое ко­лесо на один зуб вперед, в это йремя выступ а двойного молотка окажется на середине плоскости первой колонки, а выступ тормоза попадает на угол третьей колонки. Тем самым штифт 13 опустится и затормозит баланс 15 (рис. 211, в). Механизм остановится, а двойной молоток 8 будет оставаться в поднятом положении.

Для возврата стрелок секундомера в первоначальное положе­ние нужно в третий раз нажать на заводную головку, при этом рычаг повернет храповое колесо на один ауб, в это время выступ двойного молотка 8 упадет во впадину между первой и второй ко­лонками. Тем самым двойной молоток 8 под действием пружины и опустится, ударяя плоскостями по сердечкам 9 и 10.

Конструкция узлов минутного и секундного сердечек одина­кова. Пружины сердечка 16 и 17 одним концом входят в выемку оси а другим касаются втулки сердечка, осуществляя фиксиро­вание сердечка на оси. Кроме того, пружина в этом случае вы­полняет роль фрикциона. Таким образом, пружины 16 и 17 вы­полняют две функции: прижимают сердечко к оси, обеспечивая вращение сердечка вместе с осью и не дают сердечку произвольно подняться вверх.

Компликация секундомера возвращается в первоначальное по­ложение. (Правильное положение плоскости двойного молотка в нулевом положении показано на рис. 211,г).

РЕМОНТ СЕКУНДОМЕРОВ

 

В механизме секундомера встречаются следующие дефекты.

1. Ввиду того, что заводная головка укреплена на резьбе, а резьбовая часть вала заострена, то во время заводки пружины секундомера головка может глубже опуститься по резьбе, чем не­сколько укоротит рабочую часть вала.

В этом случае следует отвинтить головку и вложить во втулку головки кусочек металла, от чего головка -поднимется выше.

2. Сработалась накладка коронного колеса. Это вызывает потрескивание ремштуарных колес. Следует винт коронного ко­леса опустить ниже или заменить накладку.

3. Двойной молоток перестановки сердечек не подходит к сер­дечкам вплотную. В этом случае необходимо немного расклепать концы молотка или опилить выступ, взаимодействующий с ко­лонкой.

4. Бывают случаи, когда компликация секундомера в полной исправности, однако секундная стрелка при сбросе стрелок на нуль не доходит до своего первоначального положения и с каж­дым разом отходит все дальше и дальше от нулевого положения. Следует укрепить секундную стрелку на трубке или сдавить трубку секундной стрелки, чтобы она плотнее садилась на втулку сердечка.

5. В случае, когда стрелка поднимается вверх и не вращается вместе с осью, следует снять фиксирующую пружинку и немного углубить выемку втулки так, чтобы пружинка входила поглубже в выточку. Таким образом улучшается фиксация сердечка на оси.

В некоторых секундомерах и в часах с секундомером приме­няют хронографные колеса, с которыми на одной оси насажены сердечники, предназначенные для возврата стрелок в нулевое по­ложение. Этот узел (хронографное колесо, сердечко и стрелка).должен быть уравновешен высверливанием отверстия в секторе колеса.

Если стрелки снимаются туго, то циферблат снимают вместе с сердечками и со стрелками. Сердечки, не требующие специаль­ного ремонта, чистят сухой щеткой. Отверстия сердечек ч-истят заостренной чуркой и продувают с помощью резиновой груши. Если стрелки не сняты, то при разборке механизма рычаг двой­ного молотка отводят от сердечка во время установки цифер­блата.

В процессе сборки цапфы осей и рабочие поверхности пуско­вого механизма смазывают маслом. При налаживании пускового устройства необходимо добиться движения стопорящего штифта по дуге с таким расчетом, чтобы штифт после освобождения ба­ланса сообщал бы начальный толчок балансу. Чтобы малая фрикционная пружинка работала надежно, необходимо обеспечить надлежащее давление ее на ось. В этих целях часто прибегают к дополнительному ее изгибу.

Посадка стрелок должна быть с надлежащим натягом. Уста­навливают стрелки при нулевом положении сердечек.

 

РЕМОНТ ХРОНОГРАФОВ

 

Хронографы или часы с секундомерными устройствами пред­ставляют собою комплексное соединение часов и секундомера, Обычно их приводят в действие нажимом на заводную головку, Первым нажимом приводят в действие стрелки хронографа, вто­рым нажимом останавливают их, а третьим — сбрасывают стрелки на нуль.

Современные наручные хронографы обычно снабжены двумя кнопками управления. Одна кнопка управляет пуском и остановом секундомерного устройства хронографа, а другая — возвращает стрелки в нулевое положение.

При ремонте хронографов их разбирают в определенной после­довательности.

Сняв какую-нибудь деталь, следует хранить ее только вместе-с ее винтами.

При разборке не следует касаться эксцентричных винтов, так как, стронув их с места, необходимо вновь их регулировать, что весьма сложно. Чистят хронографы также очень осторожно, чтобы не сдвинуть эксцентричные винты.

В хронографе большинство пружин находятся в напряженном состоянии, и поэтому при разборке необходимо сначала осторожна ослабить пружины.

Мелкие зубья хронографных колес, кроме обычной чистки, до­полнительно чистят стеклянной щеткой до блеска.

Во время чистки особое внимание следует обратить на отвер­стия в трибе центрального колеса и в рычагах.

Отверстия чистят с двух сторон деревянной чуркой так, чтобы она проходила насквозь.

По окончании чистки отверстия продувают с помощью резино­вой груши.

Сборку механизмов хронографов производят после сборки ча­сового механизма.

Перед сборкой каждую деталь следует слегка смазывать мас­лом: отверстия цапф, заплечики винтов, соприкасающиеся с ры­чагами, и места пружин, которые касаются рычагов.

При сборке хронографов вначале устанавливают колонное колесо, а затем ставят на место фрикционную пружину централь­ного хронографного колеса.

Осторожно устанавливают хронографное колесо на ось секунд­ного колеса, нажимая при этом слегка на нижний сквозной камень.

Необходимо следить, чтобы хронографное колесо, укрепленное на оси секундного колеса, правильно входило в зацепление с про­межуточным хронографным колесом и находилось бы в одной с ним плоскости. Если колесо будет закреплено на секундной оси слишком высоко, его необходимо слегка опустить вниз до задан­ной высоты, а если колесо насажено низко, нужно снять его и слегка стянуть отверстие в колесе.

Далее собирают пусковой рычаг и проверяют правильность его работы, ставят на место мост, удерживающий верхние цапфы двух указанных выше колес. Устанавливают рычаг возврата, но заранее следует поставить на место пружину, соприкасающуюся с рычагом возврата.

При установке необходимо проверять каждую деталь, а затем проверить полностью собранный механизм хронографа.

Легкость вращения промежуточного колеса проверяют струей воздуха, направленной из резиновой груши на боковые плоскости зубьев. При установке центрального хронографного колеса реко­мендуется проверить положение фрикционной пружины.

Натяжение пружины должно быть таким, чтобы центральное хронографное колесо удалялось от колеса, с которым оно зацеп­ляется, а не приближалось бы к нему. Никогда не следует ка­саться зубьев колес хронографа металлическим инструментом, так как они могут быть легко повреждены.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...