Подготовка совещания
Цели. Цель совещания – это описание ожидаемого результата, нужного типа решения, желательного итога работы. Чем более точно и в нужном направлении сформулирован предмет обсуждения, тем больше шансов получить нужный результат. Очень важно выносить на совещание лишь те темы, которые не удается решить отдельным специалистам в рабочем порядке. Повестка дня – это, как правило,письменный документ, получаемый участниками совещания заранее и содержащий следующую информацию: · тема совещания; · цель совещания; · перечень обсуждаемых вопросов; · время начала и окончания совещания; · место, где оно будет проходить; · фамилии и должности докладчиков; · время, отведенное на каждый вопрос; · место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу. Когда участники совещания информированы заранее о предмете обсуждения, тогда они могут не только предварительно ознакомиться с материалами, но и продумать конструктивные предложения по решению проблем. Время проведения. Целесообразно проводить деловые совещания в определенный день недели (за исключением внеплановых, экстренных заседаний), желательно в конце рабочего дня или во второй его половине. Число участников. Оптимальное число участников 6-7 человек. Не надо приглашать на совещание всех, а только тех, в чьей компетентности находится обсуждаемая проблема и кто способен решить вопрос. Увеличение числа приглашенных резко снижает средний коэффициент участия присутствующих, удлиняя совещания. Кроме того, следует разрешить уход с совещания тех работников, чей вопрос уже обсужден, и приходить специалистам не на все совещания, а только на момент обсуждения его проблемы.
Лучше, если руководитель делегирует полномочия вести совещание тем специалистам, кто наиболее компетентен в обсуждаемой проблеме. Во-первых, это способствует повышению ответственности за принимаемые решения у разных работников, а во-вторых, повышает активность участников по генерированию идей или конструктивных предложений. Как говорил Геродот, чтобы найти правильное решение, нужно знать, какие еще имеются. Замечено, что когда совещание ведет первый руководитель, да еще в авторитарном стиле, то участники такого совещания стараются «не высовываться», думают не столько о проблеме, сколько о самосохранении и зачастую «одобряют» решение, предложенное руководителем, даже не считая его эффективным. Организация пространственной среды. Рекомендуется рассаживать участников таким образом, чтобы люди видели глаза, лицо, мимику, жесты друг друга. Это способствует наилучшему восприятию информации. Но необходимо позаботиться о совместимости персонала. Установлено, что при прочих равных условиях чаще начинают конфликтовать люди, сидящие друг против друга, и реже – те, которые сидят рядом. Не привлекая внимания к этому, надо посадить участников так, чтобы не оказались напротив друг друга те, кто может сорваться и помешать совещанию. Кто есть кто на ваших совещаниях? Руководить совещанием легче, когда знаешь типологию людей, участвующих в нем. Так, Марк МакКормак в книге «Секреты бизнеса для всех» предлагает обратить внимание на типы участников совещания, за которыми нужно наблюдать в процессе его проведения. «Говорящие начистоту» Это люди, которые всегда честно высказывают свое мнение. Они не хитрят, у них нет задних мыслей. Это ценные участники любого совещания. Но их необходимо защищать, так как они могут не столько положить конец спорам, сколько породить новые. «Мученики» Они хорошо разряжают обстановку и быстро берут на себя ответственность, когда что-то пошло не так. Опасность в том, что они берут на себя вину чересчур быстро, возможно прежде, чем вы сумеете докопаться, кто и что стоит у истоков случившегося.
«Каменные лица» Эти держат свои мысли при себе. Вам постоянно приходится гадать, какую игру эти люди ведут и на чьей они стороне. «Заводилы» Они усвоили поразительную силу слов: «Вы правы. Я никогда не думал об этом». Это хорошие участники совещания. «Ораторы» Проникновение в суть вещей подменяется у них эмоциями и краснобайством. Создается впечатление, что они из кожи вон лезут, чтобы убедить в первую очередь самих себя, а не вас. Обращайтесь с ними осторожно – или лучше не обращайте на них внимания. «Адвокаты дьявола» Для них все спорно. Хорошо то, что они часто докапываются до правды. Плохо то, что они отнимают чересчур много времени и наносят слишком много ран. На совещание следует приглашать не более одного из них. «Разрушители» Слова не могут произнести, чтобы не погубить чью-то идею, чей-то проект или чье-то самолюбие. «Любители расслабиться» Они откидываются на спинку стула, поудобнее устраивают ноги, настраиваются на долгий приятный отдых и вовсе не торопятся решать вопросы, стоящие на повестке дня. Целесообразно встречаться с такими партнерами в холле или в помещении, где нет стульев. «Государственные мужи» Продвигают себя или заставляют двигаться вперед совещание за счет умелого обращения с людьми. Теоретически к такому типу участников должен относиться руководитель совещания. Как контролировать дискуссию а) для сохранения единства участников совещания: · не принимать чью-то сторону до окончательного подведения итогов; · не высказывать первым свою точку зрения; · поддерживать новых работников, молодых специалистов и не позволять нападать на них; б) для активизации участников совещания: · иметь оптимальную стратегию принятия решения; · создать условия для творческой работы; · не использовать самому и не позволять другим оперировать деструктивной критикой и критиканством; · не давать участникам совещания возможности выключаться из работы; · не оставлять без внимания даже самые незначительные предложения;
в) для активизации обсуждения предложений: · задавать вопросы; · высказывать одобрение тем участникам совещания, кто вносит конструктивные предложения; · побуждать возникновение альтернативных точек зрения; · не допускать резких выпадов в чей-либо адрес; · чем выше «температура» дискуссии, тем хладнокровнее должен вести себя ее организатор; · оказывайте всестороннюю поддержку новым прогрессивным идеям; · будьте готовы к отрицательному исходу коллективного обсуждения; · не подавляйте мнение меньшинства, возможно, оно и есть перспективное. Вопросы организатору До совещания 1. Требуется ли вообще проводить совещание? 2. Какая есть возможность заменить совещание? 3. Должен ли я лично принимать в нем участие? 4. Возможно ли сведение моего участия до минимума? 5. Что сделать, чтобы сократить число участников до минимума? 6. Удобно ли выбрано время? 7. Закрыто ли для посторонних помещение? 8. Имеются ли все необходимые для проведения совещания материалы? 9. Каковы цели отдельных пунктов повестки дня? 10. Как лучше рассадить участников совещания и какие приемы создания творческой атмосферы использовать? После совещания 1. Был ли подобран правильно состав участников делового совещания? 2. Правильно ли участники совещания расположились в пространстве относительно друг друга? 3. Были ли заинтересованы участники в предмете обсуждения? 4. Возникали ли по ходу совещания спонтанные, плохо управляемые стратегии решения проблем? 5. Возникли ли у участников совещания противоречия между индивидуальными и групповыми целями? 6. Была ли дискуссия конструктивной или она шла хаотично, беспредметно, некорректно? 7. Возникали ли между участниками совещания противоречия, конфликты, если да, то что послужило поводом, причиной? 8. Время было потрачено на поиск причин и виновных или на поиск конструктивных решений? Вопросы для самоконтроля 1. Какие типы совещаний вы знаете? 2. Что включает в себя подготовка деловых совещаний? 3. Каковы профессиональные цели деловых совещаний?
4. Что необходимо предусмотреть организатору совещания? 5. Что нужно знать, чтобы контролировать дискуссию? 6. Какие можно выделить типы участников совещания? 7. Какие требования предъявляются к ведущему деловое совещание? Занятие 6. Торги Нетерпеливые часто платят дорого за то, что терпеливым достается бесплатно. Французская пословица Торги – это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков и выбора наилучшего из них. В результате торгов заключается юридическая сделка с тем деловым партнером, который предложил наиболее выгодные условия. Торги различаются по составу участников, по видам принимаемых обязательств, по финансовым условиям. Харви Маккей в своей книге «Как уцелеть среди акул», пишет: «Сделку всегда можно совершить, если стороны считают ее взаимовыгодной… Что бы вы ни пытались купить или продать, сделка состоится, если вы сумеете продемонстрировать другой стороне, чем она для нее выгодна… Кто выигрывает? Как всегда, тот игрок, у которого больше информации, лучше план и выше мастерство». Торги базируются на стратегии и тактике делового общения. Любые торги – это специфическая форма разрешения и урегулирования конфликта интересов. Сам факт торгов предполагает, что стороны пытаются найти компромиссное решение; если они идут в правильном направлении, то рано или поздно находится наиболее удобное для всех решение. Многие деловые люди убеждены, что соглашение намного надежнее, если оно достигнуто путем трудных переговоров, добыто в борьбе, а также в том, что возможность поторговаться делает переговоры увлекательной деловой коммуникацией, своеобразной игрой. Как и в переговорах, в торгах деловые партнеры высказывают с самого начала свои предложения, делают заявку. Эта заявка обязательно должна быть приемлемой, стать основой для дальнейшего обсуждения с учетом повышения ставок или уступок, не выходящих за рамки прибыльности этой деятельности. Участники торгов постоянно находятся в противоречиях между установками на сотрудничество и установками на конкуренцию. В определенной ситуации деловые партнеры сохраняют лояльность, но как только ситуация меняется, они тут же игнорируют процесс сотрудничества и немедленно превращается в беспощадных и жестко ведущих свою линию конкурентов, стремятся вырвать друг у друга как можно больше уступок. Когда уступки осуществляются лишь одной стороной, тогда торги могут проходить в неблагоприятной атмосфере, а порой становятся вообще невозможны.
Часто в процессе торгов используются наступательные методы. К ним относятся: · разведка (использование подставных лиц для выявления подлинных цен товара, для зондирования ситуации, т.д.); · пропаганда своего товара с помощью рекламы и формирования общественного мнения; · гибкая перемена тактики продаж, «нащупывание» слабых мест в системе «обороны» партнера; · настойчивость, давление; · тактика затягивания торгов; · незначительные конфликты для того, чтобы нащупать слабину и измотать противоположную сторону; · ультиматумы, предъявляемые в последнюю минуту, чтобы вырвать значительные уступки уже после того, как оппонент успокоился и начал мысленно подсчитывать свою прибыль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|