Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию роли средств народного танца на физическое развитие детей младшего школьного возраста в условиях хореографического класса

 

2.1. Принципы, формы построения, средства и содержание занятий по народному танцу

 

Одним из основных принципов хореографического образования является постепенность, систематичность и последовательность наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма [30,с.177].

Следующим принципом является системность чередования нагрузок и отдыха.Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе обучения танцу является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация – возврат к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успеет восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и более глубоким патологическим явлениям. Оптимальным будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоятельств в определенные моменты бывают полезными и ординарные и укороченные «жесткие» интервалы [13,с.55].

Таким образом, специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в процессе обучения танцу является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа как:

– рациональная повторность заданий;

– рациональное чередование нагрузок и отдыха;

– повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Из принципа адаптированного сбалансирования динамики нагрузок вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов обучения танцу.

1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе обучения, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок.

2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.

3. Использование суммарных нагрузок в процессе обучения танцу предполагает на отдельных этапах в системе занятий или временное снижение ее, или стабилизацию, или временное увеличение.

Успешное и длительное совершенствование физических качеств указанным путем невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов. Здесь мы сталкиваемся с диалектическим единством таких противоречивых тенденций, как изменчивость в целях совершенствования, сохранность и стабильность достигнутого для обеспечения надежности двигательного навыка в его использовании. В умении правильно разрешить это противоречие и заключается мастерство преподавателя танца [8,с. 211].

Основной формой организации физического развития учащихся хореографических классов является урок народного танца. Занятия с учащимися могут проводиться в группе, либо в индивидуальном порядке.

Организация занятий

Продолжительность занятий зависит от года обучения, возраста учащихся и учебных задач. Например, на 1 год обучения, в группе начальной подготовки, рекомендуется использовать 4-6 часов в неделю.

Урок состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжительностью 8-10 минут используется для функционального вырабатывания организма, разогрева, растягивания мышц, увеличения их эластичности, психологического настроя на предстоящую деятельность. Тут используются разнообразные, простые в координационном отношении упражнения.

Комплекс упражнений для первой части урока определяется его задачами и содержанием.

Основная часть урока продолжается от 20 до 30 минут, может решать несколько взаимосвязанных задач совершенствование техники, развитие физических качеств, решение воспитательных задач и т.д. эта часть урока базируется на следующих положениях:

1. Техническая подготовка осуществляется в первой трети основной части урока, когда организм ученика находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых и оценке знакомых ему пластических элементов.

2. При решении программных задач рекомендуется использовать волевые качества, ставка делается на технику исполнения, скорость выполнения движений, силу и ловкость.

3. В начале основной части урока целесообразно применять метод расчленённого сложного упражнения на относительно самостоятельные элементы (метод расчленённого упражнения применяется для изучения, совершенствования, закрепления и исправления отдельных элементов).

4. Наибольшая нагрузка в уроке приходится на 2 блок основной части, с постепенным снижением к финалу.

Заключительная часть урока продолжительностью 3-5 минут, предназначена для постепенной нормализации двигательной активности учащихся и восстановления дыхания [27,с.37-41].

Одежда для занятий не должна стеснять движений, должна хорошо пропускать воздух, поэтому лучше, чтобы она была из натуральных тканей. Обычно это облегающее тело трико, купальник – для девочек и плавки и майка для мальчиков. На ногах носки или мягкие туфли. Для занятий на полу используют детское одеяло или коврик.

Педагогический процесс должен преследовать две важнейшие цели: во-первых, учащиеся должны освоить как можно больший программный материал и, во-вторых, освоить его хорошо.

К средствам народной хореографии относятся –национальные элементы, вращения, трюковые элементы. Экзерсис у станка предназначен для подготовки опорно-двигательного аппарата для исполнения сложных элементов на середине зала. Упражнения для первого урока должны быть простыми,но включать в себя определённую трудность для исполнителя. Доступная выполнимость упражнения - залог успеха первых уроков. Если же учащиеся быстро и правильно выполняют учебное задание, то в следующих уроках можно предложить более сложное по технике исполнения (изменение темпа, амплитуды движений), благодаря этому педагог может держать учащихся в состоянии мобилизационной активности. Если такое состояние будет сохраняться в течение каждого урока, то у учащихся формируется психологическая ориентация на продуктивную работу [24,с.64].

Лёгкие упражнения расхолаживают интерес учащихся к занятиям, что в результате скажется на качестве последующей подготовки. Излишне сложные упражнения способны подорвать веру исполнителя в свои возможности. В этом случае степень активности учащихся на уроках также будет снижаться.

В работе с детьми разных возрастных групп, равно как и при подборе упражнений, эти особенности необходимо учитывать.

Так для детей 6-8 лет достаточно эффективны простые общеразвивающие упражнения. Необходимо максимально разнообразить упражнения, использовать различные исходные положения, скорость и амплитуду движения, и т.д. основная задача в занятиях с детьми этого возраста – сформировать возможно большее количество простейших двигательных навыков.

Для детей 9-10 лет применяют те же упражнения, но в усложнённом варианте, с добавлением национальных элементов. Для детей и подростков от 11 до 14 лет нужно предполагать упражнения на координацию с постепенно возрастающей сложностью, используя трюковые и акробатические элементы [4,с.94].

Активная гибкость – проявление собственных мышечных усилий. Пассивная гибкость – при участии партнёра, использовании тяжести и т.д. Наиболее оптимальные условия для развития гибкости приходятся на подростковый возраст (10-16 лет). У девочек и девушек подвижность в суставах больше, чем у мальчиков и юношей. Разрыв в развитии гибкости мальчиков от девочек по ряду показателей может составлять примерно 20-30%.

Гибкость проявляется в эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок; или мышц, с помощью которых выполняются упражнения; формы суставов, степени соответствия и размеры соединяющихся суставных концов костей и т.д. Растягивание, разогрев мышц повышает их эластичность. При утомлении мышц их сила и эластичность снижается. Гибкость следует развивать, обеспечивая выполнение необходимых движений, но лишь до разумных пределов.

Наиболее эффективным способом развития гибкости является выполнение упражнений сериями (по несколько повторений в каждой). Для плечевых и тазобедренных суставов можно использовать подходы от 10 до 20 повторений (в 7-8 лет) и от 20 до 40 (в 13-17 лет). Пассивные и статистические упражнения увеличивают массу мышц и укрепляют связочный аппарат [1,с.64].

Общая физическая подготовка учащихся хореографических классов способствует овладению разнообразными двигательными умениями и навыками.

Процесс восприятия учащимися хореографических классов программного материала, связанного с формированием двигательных навыков, условно можно разделить на три этапа:

- стадия начального уяснения;

- стадия детализация – освоения;

- стадия закрепления и совершенствования двигательного действия – усвоения.

Разучивание упражнений обеспечивается комплексом методом и приёмов техники исполнения упражнений, ощущения движений, фиксации положений и др.

Для достижения результативности исполнения движений, от учащихся требуется большее число повторений. Исправление ошибок и неточностей должно быть последовательным. Необходимо следить за тем, чтобы приобретаемые навыки не превращались в динамические стереотипы. Это важно ещё и потому, что с возрастом, в соответствии и с изменениями размеров тела, изменяется и техника движений. Сгибание и разгибание конечностей, амплитуда движений, частота повторений, должны воздействовать на те или иные группы мышц. По мере освоения комплекса, отдельные упражнения могут выполняться с нарастающей интенсивностью и с большим количеством повторений. Каждое упражнение следует выполнять под музыку [18,с.66].

В последние годы актуальным средством коррекции является музыкотерапия.

Огромная сила воздействия музыки на человека всегда поражала величайших мыслителей мира, поэтов, художников, писателей и композиторов. Влияние музыки испытывается и оценивается в той или иной мере каждым из нас в виде стимулирующего, раздражающего или успокаивающего воздействия. Легкость, с которой она вторгается в душевный мир человека, перестраивает мысли и чувства, формирует нравственный облик, – все это уже с глубокой древности побудило включить музыку в качестве обязательного предмета в систему обучения и воспитания подрастающего поколения [29,с.64].

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребёнка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического очень необходимо человеку. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях. В музыкальных играх дети учатся действовать самостоятельно, ищут выразительные движения, не подражая друг другу. Т.о. на музыкальных занятиях дети приобретают музыкально-ритмические навыки.

Педагог-хореогаф должен приучить детей перед выполнением движения под музыку правильно занять исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за правильной осанкой. Главным правилом выступает – свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения [3,с.142].

В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передаёт музыка, о чём и как она рассказывает. Большое значение в музыкальном воспитании уделяется упражнениям. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляет навыки общения с различными предметами.

С первых уроков нужно стремиться к созданию психологически благоприятной обстановки. Музыка способна создать настроение, активизировать движение, содействовать развитию двигательных навыков..

В работе приводятся элементы русской народной хореографии,способствующие развитию опорно-двигательного аппарата.[приложение 2],а также приводится комплекс развивающих движений по Борисову-Дрондину[5,с.69-73] 1. И.П.: сидя на полу; ноги раскрыты шире второй позиции. Корпус слегка откинут назад, опора на вытянутые в локтях руки,

– левую руку поднять вверх и тянуться за ней, поднимая вперёд бёдра над полом.

Методические рекомендации: во время исполнений упражнения следите за вытянутыми коленями, подтянутым животом, прогибаясь только в грудном отделе позвоночника.

2. И.П.: встать на четвереньки (на колени и на руки):

– добавить движения вверх то правую, то левую ногу; попеременно поднимать назад и рук вперёд ассиметрично работающей ноге.

Методические рекомендации: во время исполнения движения следите за выворотным бедром отводимой назад и ноги. Живот вверх работающей подтянут.

3. И.П.: Лечь на спину, руки вытянуты вдоль корпуса, ноги на расстоянии второй позиции:

– опираясь на плечи и стопы, спину и ягодицы поднять над полом, сильно подтягивая. Зафиксировав положение. Принять исходную позицию.

Методические рекомендации: во время исполнения движения колени предельно вытянуты, бёдрами тянуться вверх.

4. И.П.: сесть лицом к стене, ноги согнуты в коленях, пальцами ног упереться в стену. Руки на затылке, локти разведены в стороны.

– партнёр находится сзади, подставляет колено под лопатками и, взяв сидящего за локти, прогибает его спину назад; то же исполнить с руками вверх.

Методические рекомендации: во время исполнения движения хорошо подтянуть мышцы живота.

5. И.П.: лечь на грудь, руки согнуты в локтях и прижаты к телу:

– партнер одним коленом упирается лопатки лежащего, берёт его за плечи и прогибает ему спин назад.

Методические рекомендации: Исполнитель должен как можно сильнее прогнуться назад в грудном отделе позвоночника.

6. И.П.: ноги шире второй свободной позиции, руки подняты вверх, пальцы скрещены:

– вытягивая стопу правой ноги, корпус перенести на левую ногу, при этом вытягиваться в позвоночнике вверх, слегка наклонившись вправо.

Методические рекомендации: сохранять осанку.

7. И.П.: упор лёжа на полу, локти вдоль корпуса:

– отжимаясь от пола, сгибая и разгибая руки, не задерживать дыхания;

– то же, но с одновременным подниманием вверх правой (левой) ноги.

Методические рекомендации: сохранять при этом ровную спину.

8. И.П.: сесть на пол, руки сзади упираются в скамейку:

– разгибать и сгибать руки в упоре сзади, выравнивая тело в поясничном отделе позвоночника.

Методические рекомендации: во время исполнения движения бёдра подавать вперёд, большие ягодичные мышцы сильно подтягивать.

9. И.П.: лечь на спину, ноги скрещены (как в пятой позиции),

– руки вытянуть над головой и скрещены ладонь к ладони, перекатываясь в правую сторону, не касаясь при этом руками и ногами пола.

Методические рекомендации: сохранять осанку.

10. И.П.: лечь на спину, руки за головой (или на поясе), ноги на ширине второй позиции. Стопы сокращены, партнёр прижимает их к полу:

- наклоны корпуса к вытянутым ногам.

Методические рекомендации: возвращаясь в исходную позицию, выравнивать поясницу и разворачивать бёдра, подтягивая большие ягодичные мышцы.

11. И.П.: встать на левое колено, правую ногу вытянуть в сторону. Корпус наклонить влево, опираясь левой рукой в пол; прогнуть спину:

- вытянутую правую руку завести за голову и тянуться ею к полу. Сменив исходное положение, то же исполнить в другую сторону.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

12. И.П.: сесть на пол, корпус ровный, живот подтянут. Ноги максимально разведены в стороны, стопы вытянуты:

- наклоняя корпус к правой ноге, стараться лечь на неё. Левой рукой достать правую стопу. Зафиксировать позу и вернуться в исходную позицию. То же в другую сторону.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

13. И.П.: лечь на спину, руки вытянуть вдоль корпуса ладонями вниз:

- поднять вытянутые ноги и коснуться ими пола над головой. Зафиксировать стопы и продвигать их дальше по полу.

14. И.П.: сидя на полу, стопы соединить вместе и подтянуть к себе, колени раскрыть в стороны. Стопы обхватить руками, спина ровная, живот подтянут:

- при вытянутой шее голову склонить правому (левом плечу). Не зажим мышц шеи, голову запрокинуть назад, затем склонить сторону, вперёд т.д. по кругу.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

15. И.П.: позиция - лёжа на спине, руки за головой, ноги с вытянутыми стопами чуть шире второй позиции. Плечи раскрыты, живот подтянут:

- ноги поднять над полом, затем, чуть присогнув и широко раскрывая колени в стороны, опустить на пол в раскрытом положении, не распуская при этом стоп. При раскрытых ногах «на лягушку» партнер может легкими силовыми движениям помочь раскрывать ноги (в тазобедренных суставах).

В исходную позицию вернуться в обратном порядке.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

16. Позиция - лёжа на животе, руки вытянуты вдоль корпуса ладонями вниз:

- правую (левую) ногу медленно поднимать назад и вверх, разворачивая наружу, при этом опираясь на вытянутый подъем другой ноги. Бедра, по мере отведения ноги назад, поднимаются над полом.

Методические рекомендации: прогиб корпуса допускается только в грудном отделе позвоночника; то же исполнить в ускоренном темпе - броском ноги назад.

17. И.п.: сесть на пол, ноги максимально развести в стороны:

- обхватить ладонями ступни ног с внутренней стороны.

Методические рекомендации: подтягиваясь руками, стремиться лечь на пол грудью.

18. И.п.: Лечь на живот, кисти рук под подбородком, ноги чуть шире второй позиции: прогнуться назад, руки развести в стороны, ноги поднять вверх. Зафиксировать позу, затем возвратиться в И.П.

Методические рекомендации: во время исполнения движения колени и стопы вытянуты, большие ягодичные мышцы подобраны; прогиб выполняй, в грудном отделе позвоночника.

19. И.п.: упор лёжа на вытянутых отвесных руках. Корпус ровный, живот подтянут, ноги чуть разведены, стопы вытянуты:

- перенос руки по кругу развернуться лицом вверх и т.д. несколько раз.

Методические рекомендации: движение выполнять с продвижением вправо, затем влево.

20. И.п.: упор лёжа на вытянутых отвесных руках, корпус ровный, живот подтянут. Ноги слегка разведены, стопы вытянуты:

- переставляя руки и передвигаясь попеременно вперед, подтягиваем за ними тело и ноги.

Методические рекомендации: во время перемещения поясничный отдел позвоночника не проваливается. Спина остается ровной.

21. И.п.: сидя на полу, стопы соединить вместе и подтянуть к себе, колени раскрыты в стороны. Стопы обхватить руками, спина ровная, живот подтянут:

- повернуть голову вправо, подтянув живот и расправив плечи; гнуться назад в грудном отделе позвоночника.

Методические рекомендации: голову назад не запрокидывать.

22. И.п.: лечь на спину, руки за головой: вытянутые ноги поднять перед собой, раскрывая их в сторону (на шпагат), пальцами сокращённых стоп коснуться пола. В обратном порядке вернуться в исходное положение; то же исполнить с вытянутыми стопами

23. И.п.: лечь на спину, ноги вытянуты, руки вдоль корпуса:

- одновременно: поднимая ноги, сгибая их в коленях и подтягивая к груди, быстро сгруппировавшись, сделать кувырок назад через правое (левое) плечо.

Методические рекомендации: при исполнении движения необходимо в высшей точке подъёма корпуса над полом склонить голову в ту или другую сторону.

24. И.п.: лечь на спину, руки за головой (или в стороны ладонями вниз):

- поднять вперед правую (левую) ногу, отвести её в сторону. Затем возвратить её пяткой вперёд и опустить в исходную позицию.

Методические рекомендации: во время отведения работающей ноги в сторону, вторую ногу сильно разворачивать пяткой и бедром вперёд - наружу

25. И.п.: лёжа на груди, руки вытянуть вдоль корпуса:

- подбрасывая одновременно обе ноги (колени и стопы вытянуты), закрепить мышцы спины. Опуская ноги, спину подать назад, производя раскачивающие движения.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

26. И.п.: лечь на спину, руки за головой (или свободно раскрыты в стороны), колени и стопы вытянуты:

- правую ногу поднять вперед на высоту 45°. Удерживая ее в одной точке, корпус развернуть на бок, чтобы нога осталась в стороне.

В обратном порядке вернуть в исходную позицию, то же с другой ноги.

Методические рекомендации: зафиксировать поднятую ногу несколько секунд.

27. И.п.: Лёжа на спине обхватить согнутые в коленях ноги обеими руками:

- не распуская рук перекатываться по полу.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

28. И.п.: сесть на пол. Левая нога согнута (заложена сверху на правую ногу) колено сильно отведено в сторону:

- левой рукой обхватить пятку левой стопы с наружной стороны, а правую руку положить сверху на подъем. Силовое действие обеих рук позволит гнуть стопу, увеличивая эластичность ее мышц.

Методические рекомендации: сохранять равновесие, следить за дыханием.

29. И.п.: сесть на пол, корпус слегка откинут назад, упор на вытянутые руки. Ноги чуть разведены:

- не касаясь пола, обе ноги одновременно завести на левую сторону, поворачиваясь. на правом бедре.Правую ногу согнуть в колене (под углом в45° по отношению к корпусу), а левую с согнутым коленом завести назад. Голову повернуть вправо и левое уxo прижать к полу. В обратном порядке вернуться в И,П.

Методические рекомендации: в конечной стадии плечами касаться пола, прогибаясь в грудном отделе позвоночника – тянуться вперед.

30. И.п.: лечь правым боком на пол, левую ногу чуть присогнуть в колене, а правую вытянуть. Левое плечо отвести назад:

- партнер упругим давлением правой руки на подвздошную кость лежащею, а левой рукой - на левое плечо - раскручивает позвоночник по оси в противоположные стороны.

Методические рекомендации: при выполнении пассивных движений расслабить максимально мышцы тела.

31. И.п.: встать прямо, ноги шире второй позиции, руки поднять перед собой:

- сильным махом рук поворачивать верхнюю часть корпуса то в правую, то в левую сторону (скручивая позвоночник по оси), не сдвигая с места ноги.

Методические рекомендации: бёдра не поворачивать.

32. И.п.: Лечь на живот, кисти рук у подбородка, ноги раскрыты во вторую позицию, стопы сокращены, колени вытянуты. Партнер держит ноги:

-сильно подтягивая большие ягодичные мышцы, корпус энергично откинуть назад.

Методические рекомендации: руки раскрыты в сторону.

33. И.п.: лечь на правый бок, ноги по четвёртой не выворотной позиции (правая нога спереди, левая сзади); левая рука заведена за спину (у поясницы), правая рука за головой (локоть отведён назад):

- корпус поднять до вертикальною положения при этом не разворачивая его. То же выполнить в другую сторону.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

34. И.п.: сесть на корточки (plie); кисти обеих рук на пояснице (открыты в стороны, или за головой); правая нога отведена в сторону, колено вытянуто:

- выполнить перенос корпуса с одной ноги на другую, в
одной плоскости, не вставая с plie.

33. И.п.: встать на колени, руки на пояснице:

- смещая центр тяжести вправо сесть на пол справа от пяток, руки раскрыть в стороны. Вернуться в исходную позицию (кисти рук на пояснице). Движение повторить в другую сторону.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

Кроме приведенных упражнений в коррекционных целях необходимо использовать обычную ходьбу и бег.

Упражнения, направленные на коррекции стоп, состоят из различных видов ходьбы на полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы. Перекаты с пятки на носок следует выполнять на всей ступне, создавая при этом для пальцев дополнительную работу.

Бег выполняется в среднем темпе. Важно после бега выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц. В Приложении приводится план-конспект занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...