Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Равновесие совокупного спроса и предложения в нём в результате роста спроса.




В макроэкономике совокупное предложение взаимодействует с совокупным спросом. При их совпадении возникает равновесие на агрегированном рынке. В реальной действительности существует лишь тенденция к установлению такого равновесия. Если предложение превышает спрос, увеличиваются запасы нереализованной продукции и производители сокращают объем производства и (или) снижают цены. Последнее вызовет рост спроса. С ростом спроса будет наращиваться и предложение. Фазы восстановления и нарушения рыночного равновесия сменяют друг друга. Поэтому можно говорить не о статическом, а о динамическом макроэкономическом равновесии. Представители различных школ макроэкономики предлагают различные модели взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.

Классическая модель описывает поведение в долгосрочном периоде. В этой модели совокупное предложение соответствует объему выпуска при полной занятости ресурсов, то есть объем выпуска равен потенциальному. Цены, номинальная заработная плата гибкие, и их изменения поддерживают равновесие на макроуровне. В этой модели увеличение совокупного спроса под влиянием, например, мягкой кредитно-денежной политики государства приведет лишь к увеличению общего уровня цен (рис. 1).

Рис. 1. Классическая модель макроэкономического равновесия

Кейнсианская модель анализирует экономику на сравнительно коротких отрезках времени при неполной занятости ресурсов. При этом цены, заработная плата и другие номинальные величины относительно жесткие, равновесие AD и AS не означает полной занятости и соответствия объема выпуска естественному. Поэтому рост совокупного спроса увеличит объем выпуска (рис. 2).

Рис. 2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

Комбинированная модель. В этой модели кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: кейнсианского (горизонтального), классического (вертикального), промежуточного, предполагающего одновременный рост и объема выпуска, и цен (рис. 3).

Рис. 3. Комбинированная модель AD-AS

В соответствии с этой моделью стимулирование совокупного спроса первоначально приведет к увеличению предложения за счет более полной загрузки оборудования, а при приближении к уровню полной занятости начнется увеличение цен при некотором увеличении объема выпуска. Дальнейшее стимулирование спроса при достижении экономикой уровня полной занятости вызовет лишь увеличение цен.

20. Снижение совокупного спроса, «эффект храповика».\

Снижение совокупного спроса не вернет экономику к первоначальному уровню цен (Р0). Такое поведение макрорынка объясняется эффектом "храповика" (см. рис. 4). Сокращение совокупного спроса понизит уровень цен до Р1, а объем выпуска упадет ниже первоначального уровня (V0) до уровня V4. Новое равновесие установится в точке В.

 

Эффект храповика

Анализ последствий уменьшения совокупного спроса показывает, что: 1) на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным; 2) на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости; 3) на промежуточном отрезке и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся.

Но есть один важный фактор, который вызывает серьезные сомнения в достоверности прогнозов последствий сокращения совокупного спроса на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение совокупного спроса — от AD6 до AD5 на рисунке 23.6,б и от AD4 до AD3 на рисунке 23.6,в может не восстановить первоначальное равновесие за короткий период времени.

Сложность состоит в том, что цены как на товары, так и на ресурсы становятся негибкими и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере до первоначального уровня. Поэтому некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Суть эффекта храповика состоит в том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются.

Эффект храповика показывает, что увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, а при уменьшении спроса не всегда происходит падение цен в течение короткого периода.


21. Изменение совокупного предложения.

Под совокупным предложением AS понимают сумму всех индивидуальных предложений. Другими словами, совокупным предложением называют денежную величину общей суммы всех конечных товаров и услуг на рынке. Если не учитывать влияние международной торговли, то AS можно приравнять к ВНП:

ВВП = заработная плата + рента + процент + прибыль = AS.

На величину совокупного предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.
Среди ценовых факторов выделяют:
1. Действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержки и т.д.);
2. Функционирующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В данном случае качество характеризуется производительностью факторов (более квалифицированная рабочая сила и более совершенная техника). Увеличение количества и повышение качества факторов приводят к росту производственных мощностей, а следовательно, к росту совокупного предложения AS.
Неценовые факторы совокупного предложения. Кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объёмом национального производства, при прочих равных условиях. Изменение же одного или нескольких «прочих условий» вызывает смещение самой кривой. Эти условия называются неценовыми факторами.
Существует несколько неценовых факторов, смещающих кривую совокупного предложения:
• изменение цен на ресурсы;
• изменение в производительности труда;
• изменение условий бизнеса.
Все неценовые факторы совокупного предложения объединяет то, что с их изменением меняются издержки на единицу продукции.
Изменение цен на ресурсы. Увеличение предложения внутренних ресурсов вследствие орошения земли, новых технических усовершенствований обработки земли, открытия полезных ископаемых; увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов; направлений большей части сбережений на инвестиции; увеличение числа людей, стремящихся к предпринимательской деятельности, приводят к снижению цен на эти ресурсы. В результате снижаются издержки на единицу продукции и кривая совокупного предложения смещается вправо.
И, наоборот, уменьшение предложения ресурсов увеличивает цену на них и кривая совокупного предложения смещается влево.
Изменение в производительности труда. Под производительностью труда понимают отношение реального объёма производства к количеству использованного труда

Рост производительности труда показывает, что при имеющемся объёме трудовых ресурсов можно получить больший реальный объём национального производства, т.е. уменьшаются издержки на единицу продукции, и кривая совокупного предложения смещается вправо. Снижение производительности труда повысит издержки и сместит данную кривую влево.
Изменение условий бизнеса. Государственное вмешательство может как расширять, так и сужать совокупное предложение в зависимости от приоритетов экономики на том или ином этапе. Например, увеличение ставок налогообложения увеличивает при прочих равных условиях издержки производства и тем самым сокращает совокупное предложение. Наоборот, государственные субсидии и различные льготы предприятиям способствуют снижению их производственных издержек и тем самым - расширению совокупного предложения.
Совокупное предложение представляют в виде кривой AS, которая показывает уровень наличного реального объёма производства при каждом возможном уровне цен (рис. 2.2). Кривая AS показывает прямую зависимость объёма производства от уровня цен. При более высоком уровне цен возникают стимулы к увеличению объёма производства и, следовательно, предложения товаров. Таким образом, кривая имеет восходящий вид так же, как и кривая предложения на отдельных товарных рынках. Однако форма кривой AS в зависимости от того, на долгосрочном или краткосрочном периоде рассматривается совокупное предложение, может быть различна.
Как видно из графика, кривая совокупного предложения отличается от кривой предложения единичного товара и состоит из трёх отрезков:
1 - горизонтального (кейнсианского);
2 - промежуточного (восходящего);
3 - вертикального (классического).

Рис. 2.2. Кривая совокупного предложения:
P - уровень цен; Q - реальный объём производства

Горизонтальный отрезок характеризует экономику в период депрессии. На этом отрезке кривой в краткосрочном периоде производство идёт при неполной занятости, недогрузке производственных мощностей, фиксированном уровне цен и заработной платы, значительном уровне безработицы, т.е. наличии избыточных ресурсов. Это говорит о состоянии экономического спада. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить за счёт использования ранее невостребованных ресурсов.
Промежуточный отрезок между Q1 и Q2 отражает такое состояние, когда экономика близко подходит к полному использованию ресурсов. Рост объёма производства сопровождается повышением цен. Это происходит потому, что в некоторых отраслях начинает ощущаться ограниченность вовлечённых избыточных ресурсов, часто используется неэффективное оборудование. Таким образом, издержки на производство единицы продукции возрастают, и для их компенсации необходимы более высокие цены.
Вертикальный отрезок показывает, что экономика достигла полной занятости при объёме производства Q2. Имеющиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее наращение производства в краткосрочном периоде невозможно, следовательно, любое повышение цен не приведёт к расширению производства. Поэтому в долгосрочном периоде кривая совокупного спроса практически стремится к вертикальному положению. Отрезок называется классическим в соответствии с выводами классической экономической науки об определённых силах, присущих рыночной экономике, благодаря которым полная занятость становится нормой.
На самом деле форма кривой совокупного предложения вызывает большие споры. Представители классической или неоклассической школы утверждают, что вся кривая совокупного предложения является вертикальной, а изменения совокупного спроса сравнительно незначительны, поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объёмы производства и занятость. Кейнсианцы же считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому любое уменьшение совокупного спроса имеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производства и занятости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...