Дать характеристику китайского циклического календаря (60-дневный и 60-летний циклы; «небесные стволы» и «земные ветви»; деление суточного времени на «стражи»; зодиакальный животный цикл)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Лунный цикл и триграммы Отталкиваясь от схемы года (см. рис. 1), в которой шесть подразделений круга символизируют 60-дневные периоды, можно выстроить схему месяца из 30-ти дней (рис. 2). При этом данные подразделения будут обозначать пятидневки. Их пространственная соотнесенность останется прежней.
Поскольку календарь в Китае, как отмечает в своём исследовании В.В. Цыбульский, по сути был лунно-солнечно-юпитерным[6], то для совмещения лунного и солнечного циклов вставлялся дополнительный месяц (вставной, жуньюэ 闰月), причём вставлялся он не каждый год[7] и в одну из 12-ти середин сезонов (чжунци 中气). Что касается связи китайского календаря с Юпитером, то можно сказать следующее. В те древние времена, хотя наука не имела точных данных о времени обращения планет, учёные всё же установили, что Юпитер совершает один оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет, а Сатурн – за 30 лет (при этом считалось, что все планеты обращаются вокруг Земли). Поскольку в Китае всегда придавалось большое значение числовой символике, поискам циклов в движении космических тел, то китайские составители календаря подобрали такое соотношение периодов обращения Юпитера и Сатурна, при котором исключались бы дробные результаты деления большего числа на меньшее. Поэтому они приняли за основу цикла время двух оборотов Сатурна, равное 60-ти годам, что соответствует пяти оборотам Юпитера. К тому же цифра 5 являлась символом пяти элементов, которым соответствуют пять цветов, пять времён года, пять географических направлений и др. Естественно, что символы природных элементов были использованы при составлении календаря 60-летнего цикла (см. табл. 2) [10, с. 81–82].
Одной из характеристик именно традиционного китайского календаря является уже упоминавшийся выше 60-летний цикл. Он основан на попарном совмещении двух групп циклических знаков – 10 «небесных стволов» (тяньгань 天干) и 12 «земных ветвей» (дичжи 地支) – нечётный с нечётным, а чётный – с чётным. Так получается схема 60-летнего календарного цикла китайского календаря. Но поскольку в Китае с древних времён существует 12-летний зодиакальный животный цикл (шиэр шэнсяо 十二生肖), то каждому из знаков двенадцатеричного цикла присуще название соответствующего ему животного. Кроме того, если взять десятеричный цикл «небесных стволов», то их число очень хорошо укладывается в соответствие пяти стихиям (природным элементам), тогда по два небесных ствола будут соответствовать одному природному элементу. При этом если взять цвета, соответствующие пяти элементам и применить их к сочетаниям небесных стволов и земных ветвей, то получится картина соответствия текущего года присущему ему циклическому животному, определённой стихии (элементу) и определённому цвету, что мы и встречаем в современных китайских (восточных) календарях. Все эти соответствия можно свести в одну таблицу, где второй из пары циклических знаков указывает на принадлежность определённому зодиакальному животному (см. ниже). Так как в каждом 60-летнем цикле одно и то же животное встречается пять раз с 12-летним промежутком, то для уточнения года используется дополнительно цветовая символика, где каждый цвет символизирует один из пяти элементов (напр., 45-й год в цикле, у-шэнь, т.е. жёлтая обезьяна). Текущий 60-летний солнечно-лунно-юпитерный цикл начался в 1984 году под знаками цзя-цзы (синяя мышь, стихия – дерево).Следует также сказать, что этому 60-ричному циклу могут ставиться в соответствие не только годы, но и месяцы, дни, часы (вернее, двухчасовки) суток, и эта система с успехом используется в гадательной практике в Китае. Применяется так называемый метод 8 иероглифов (ба цзы 八字), определяющих судьбу человека: по два циклических знака, или иероглифа, соответствующих году, месяцу, дню и часу рождения человека; всего их восемь. Другой из основных параметров традиционного китайского календаря – это 24 солнечных сезона (цзеци节气), которые полностью основаны на взаимодействии Земли и Солнца. Они являются точками, разделяющими год на 24 климатических сезона, и независимы от движения Луны. 24 сезона давали китайцам возможность без труда определять сроки сельскохозяйственных работ, и это частично выражается в названиях сезонов. Поскольку ось Земли[9] наклонена к плоскости своей орбиты на угол 66,5о, ось эклиптики[10] образует с небесным экватором угол 23,5о, и благодаря этому во время годового движения Земли вокруг Солнца земная ось сохраняет своё направление. Это приводит к разнице в нагревании Северного и Южного полушарий и смене времён года. Эти астрономические явления дали основание составить календарь, разделивший год на сезоны, или периоды, определявшиеся положением Солнца относительно эклиптики. Древние китайские учёные разделили год с зимнего солнцестояния одного года до возвращения зимнего солнцестояния в следующем году на двенадцать равных частей, точка разделения каждой части – чжунци (середина сезона), и их в календаре получается 12. Каждую середину сезона в свою очередь разделили на две равные части, точка разделения каждой части называется цзеци (разделитель сезона), их тоже 12. Всего точек чжунци и цзеци – 24, и в дальнейшем их все вместе стали называть цзеци (солнечные сезоны). Середины-чжунци и разделители-цзеци сменяют друг друга по очереди; они разделяют тропический год на 24 части, каждая часть равна 15о эклиптической долготы и длится 15 дней.. Древние китайцы, используя гномон, измеряли длину тени Солнца в полдень и на её основе определяли 4 главных точки солнечных сезонов: зимнее солнцестояние, летнее солнцестояние, весеннее равноденствие и осеннее равноденствие. Во времена Чуньцю зимнее солнцестояние называли «солнце достигает юга» (жи нань чжи 日南至), поскольку солнце в день солнцестояния опускалось до самой низкой точки, и люди считали, что солнце находится в самой южной точке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|