Практическая реализация глобальной экологической политики на национальном уровне: иллюстрация с помощью анализа динамики показателей и индикаторов за ряд лет
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Целью экологической политики в современных условиях является создание условий для гармоничного, сбалансированного развития природы, общества и экономики. Реализация принципов экологической политики осуществляется при помощи определенных методов (механизмов). Существуют различные подходы в определении методов экологической политики. В социальной экологии выделяются следующие методы: Современное государство должно стремиться как минимум к тому, чтобы сократить свои потери в нынешних и будущих биосферных конфликтах, а как максимум войти в число победителей, сохранив собственный потенциал. Подобная стратегия подразумевает наличие стройной системы, сочетающей внешний и внутренний аспекты, каждый из которых должен, в свою очередь, включать в себя идейную, нормативную составляющую и крепкую институциональную основу. Идейная составляющая означает не что иное, как рациональное природопользование. Однако необходимо четко определить критерии рациональности. Очевидно, что речь идет о такой разработке ресурсов, которая обеспечивала бы их воспроизводство, превращение в готовые товары в соответствии с интересами той или иной страны (стимулирование передовых технологий на своей территории и минимизация ущерба, наносимого окружающей среде по мере развития народного хозяйства), максимальную переработку отходов и снижение загрязнений. Но каждое из направлений требует дополнительного развития. При этом важно отделять реальность от нормативно-идейной составляющей, которая выгодна другим странам - участницам биосферных столкновений, а при необходимости уметь противопоставить им альтернативные концепции. Речь идет именно о конкуренции на рынке ценностей, которая имеет определяющее значение и с точки зрения политической роли государства, и в плане развития отдельных направлений промышленности, и в аспекте совершенствования технологий.
Идейная составляющая, которая предназначена для «внутреннего пользования», должна иметь свое логическое продолжение вовне. В противном случае экологическое лидерство не вызовет доверия. В качестве примера можно снова привести Евросоюз: в последнее время его влияние в области охраны окружающей среды ослабевает, поскольку страны-члены - довольно разношерстные после расширений 2004 и 2007 гг. - не могут договориться о параметрах повышения собственных обязательств (например, по сокращению эмиссий парниковых газов или загрязнения почвы). Таким образом, идейная составляющая должна принимать во внимание не только биосферные интересы государства / интеграционного объединения, его экономику и политику, но и быть последовательной внутри страны и на мировой арене. В ходе разработки подобной стратегии вряд ли можно говорить о приоритете политики над экономикой и экологией (по неореалистическому варианту). Скорее речь идет о комбинации неореализма, нео-экологизма и конструктивизма. При этом, последний наиболее востребован в современной ситуации нормативного соперничества и требует направленных и осмысленных усилий. Другая составляющая стратегии государства - институциональная основа, которая обеспечила бы единое и последовательное регулирование эксплуатации биосферных ресурсов (от лицензирования до контроля реальной деятельности) внутри страны и за ее пределами. В этом контексте оправданной представляется идея единого государственного органа, который контролировал бы природопользование в различных сферах. Сегодня эти функции в России распределены между несколькими структурами, тогда как в большинстве стран Запада, да и в ряде государств СНГ введены единые государственные институты, что позволяет упорядочить деятельность и снять внутренние противоречия. Учитывая масштабы России и региональную специфику ее отдельных частей, целесообразно определиться с разумной степенью делегирования компетенций и ответственности на местах, при этом исключающей местничество.
Наконец, во внешней политике это должно быть дополнено тесным взаимодействием между структурой, которая обеспечивает рациональное природопользование внутри страны, и Министерством иностранных дел. Разработка экологической дипломатии - важный компонент политической экологии. Такая дипломатия должна включать ресурсное направление (использование природных ископаемых и иных биосферных богатств), и способствовать решению проблем развития промышленного хозяйства, минимизации загрязнений и отходов. При формировании механизмов природопользования важно найти оптимальное сочетание административно-правовых и экономических рычагов и методов. Преобладание тех или иных приводит к неблагоприятным последствиям, как для окружающей среды, так и для общества. Процесс формирования и реализации экологической политики происходит при участии самих природ пользователей или субъектов экологической политики. К субъектам экологической политики относятся: Государство; играет важную роль в формировании и реализации эко политики. Функции государства как субъекта экологической политики: установление правил осуществления хозяйственной и иной деятельности; координация деятельности всех субъектов эко политики; контроль над соблюдением природоохранного законодательства. Хозяйственно-Экономические субъекты; (предприятия, организации) обязаны проявлять заботу о сохранении и защите окружающей среды. Такое обязательство обусловлено природоохранными правовыми актами (законами). Правовые акты устанавливают обязанность предприятия учитывать воздействия производственного процесса на окружающую среду, анализировать влияние производственных программ на человека и окружающую среду иустранять возможные вредные последствия. Научно-исследовательские организации; Рольнаучно-исследовательских организаций постоянно возрастает, поскольку результаты научных исследований могут стать и становятся важными инструментом стратегии экономического роста и устойчивого развития, а следовательно, и защиты окружающей среды.
Политические партии; они формулируют свою идеологию (программу) и не могут игнорировать экологические проблемы, особенно в современных условиях. Через популяризацию своих программных взглядов партии способствуют формированию экологического сознания населения, если партия побеждает на выборах, она разрабатывает концепцию экологической политики и реализует ее с помощью правовых документов. Общественные организации; Играют важную роль в разработке и принятии экологически значимых решений, осуществлении контроля над выполнением природоохранного законодательства (внештатные экологические инспектора), участвуют в природоохранных мероприятиях, осуществляют экологическое воспитание и просвещение населения. В последнее время практикуется также выделение трех секторов в социально-экологических отношениях - государство, бизнес, общественность. Следует подчеркнуть, что эффективность эко политики зависит от того, насколько налажено взаимодействие всех участников процесса ее формирования и реализации. Степень участия каждого из субъектов изменяется в зависимости от политических и экономических установок в обществе. Так, в авторитарных и тоталитарных системах государство играет решающую роль в формировании экологической политики, подавляя инициативу других потенциальных участников этого процесса. В демократических обществах, где развита политическая культура и права, граждан постоянно расширяются, важную роль играет общественное участие в принятии экологически значимых решений. Особенности экологической политики неразрывно связаны со спецификой экономического, социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние на экологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность и уровень экологической.
Заключение
В настоящее время экологическая политика выступает в качестве приоритетного, значимого, самостоятельного, структурно оформленного направления государственной деятельности, тесно связанного с социально-экономическими и политическими процессами на международном уровне и внутри самого государства. Экологическая политика стала структурно оформленным, необходимым направлением деятельности любого государства. Экологическая политика проявляется во многих сферах. Только при наличии организационных структур она может полноценно и результативно функционировать. Ориентиром в многообразии форм экологической политики являются концептуальные обоснования. Для обеспечения нормальной перспективы жизни людей и социального развития страны необходимо существенно повысить эффективность экологической политики, преодолеть проблемы, тормозящие ее успешное осуществление. На это направлены и наши предложения по осуществлению управленческого процесса в экологической сфере. Экологической политике РФ необходимо придать острую политическую и нравственную актуальность, как судьбоносному направлению в развитии страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|