Методические основы изучения раздела «Человек» в средней школе
Следует отметить, что биология, как учебный предмет, представляет определенное значение для учащихся при получении образования в целом, так как познаются закономерности проявления жизни, а значит и закономерности функционирования организма человека. На протяжении некоторого времени формируется и социальный заказ для создания модуля по биологии, в частности и по общей биологии. Ежегодно определенное количество выпускников сдают биологию в качестве вступительных экзаменов в вузы и на основании полученных результатов экзамена зачисляются в высшие учебные заведения. В настоящее время одним из действенных методов интеллектуального обучения является использование медиасредств на уроках биологии. Одним из наиболее популярных цифровых ресурсов (ЦОР) является электронный учебник. Использование электронных учебников на уроках необходимо, так как они играют ключевую роль в формировании учебных навыков через мотивацию, устойчивую концентрацию и развитие навыков мышления. Информационные коммуникационные технологии улучшают образовательный процесс, делают его более интересным, результативным. Тем самым повышают эффективность урока. Положительная мотивация обучаемых является ключевым моментом, определяющим результаты применения информационных технологий в преподавании биологии, и экологическом воспитании учащихся. Практика с использованием ИКТ в преподавании биологии показала, что освоение нового материала протекает с положительной эмоциональной окраской, в темпе, удобном для учащегося, за более короткие сроки и дает высокие результаты. Важнейшая особенность электронного учебника - это интерактивность. Еще одним из его отличий от обычного, является наличие мультимедийных фрагментов. Видеоролики помогают человеку более полно воспринять информацию. Помимо традиционных видео- и анимационных фрагментов, рисунков, появились интерактивные объекты, которые позволяют укрупнять изображение отдельных фрагментов, «заглядывать» внутрь объекта, убирать лишние детали, пользоваться всплывающими подсказками и т.д. Динамические модели, показывающие развитие процессов при изменении начальных условий, вообще не имеют аналогов вне компьютера.
Электронные видеоролики эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала. Например, «Биосинтез белка» - такой процесс, который очень сложно представить и невозможно увидеть. Использование видеороликов с анимационными эффектами позволяет наглядно воссоздать основные этапы этого процесса и проследить логическую связь между ними, а 10 заданий - тренажеров позволяют практически, поэтапно закрепить и запомнить процессы транскрипции и трансляции (ЭУ, 9 класс)[29]. Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъём и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Особенностями электронных учебников, являются наглядность, последовательность в изложении материала, образность, научная достоверность материала и иллюстраций, красочность объектов анимации, материал понимается и запоминается легче, можно наглядно продемонстрировать последовательность событий, обозначить причинно-следственные связи. Для успешного использования образовательных комплексов на уроках биологии в классе необходимы: · соответствующее техническое оснащение (компьютерный класс с локальной сетью или хотя бы один компьютер, медиапроектор и большой демонстрационный экран); в кабинете биологии нашего лицея в наличии компьютер, проектор и интерактивная доска;
· знание учителем возможностей данного образовательного комплекса; · определенный ресурс времени на уроке; · готовность учителя к работе с образовательным комплексом (психологическая, технологическая, педагогическая и т. д.). На практике применять учебные электронные пособия более удобно на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ. Учебный материал образовательного комплекса «Биология. 8 класс» представляет собой электронное переложение учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений».- 2-е изд., переработ. - М.: Вентана - Граф, 2004 - 2006г. Рассмотрим более подробно организацию работы на уроке с ЭОР. На примере изучении темы «Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях». Используя электронный учебник «Биология, 8 класс» главу 4, §24, выполняем лабораторную работу №6, в дополнительных материалах изучаем «Состав воздуха на вдохе и выдохе», анализируем информацию, высказываем предположения, почему и как это происходит. На следующем этапе урока с помощью интерактивных рисунков изучаем «Строение лёгких». Затем знакомимся с лёгочным дыханием с помощью интерактивного рисунка «Газообмен в лёгочной альвеоле и тканях», где наглядно и просто представлены эти процессы. В итоге, за короткий промежуток времени учащиеся усваивают новый материал, а в качестве закрепления выполняют тест из 9 вопросов «Тренажёр. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях». Следующий урок можно начать с проверочной работы, материал для которой можно взять в «Галерее» в рубрике «Тесты для печати», контрольная работа к §24. Хочется отметить, что большой интерес у учеников вызывает работа с интерактивными рисунками. Кроме того, это повышает мотивацию к изучаемому предмету, т.к. заложенные возможности позволяют рассматривать рисунки не только в тестовом режиме, но и в обучающем варианте и в режиме подсказки. Как при объяснении нового материала, так и при опросе удобно использовать интерактивные схемы, которые состоят из последовательно появляющихся блоков, которые логически связаны между собой. При опросе ученики могут прокомментировать схему, привести примеры.
Большие возможности проверки и закрепления знаний дает работа с видеофрагментами и анимацией. Демонстрируя на большом экране видеофрагмент или анимацию, учитель может остановить демонстрацию на любом кадре и попросить ученика прокомментировать его или раскрыть содержание терминов, используемых в комментарии. Также можно при проведении демонстрации отключить звук и предложить учащимся самостоятельно озвучить фильм. Особенно важно использовать такой вариант работы при изучении сложных процессов, происходящих в клетке, таких, как митоз, мейоз, транскрипция, трансляция, где каждый момент можно просмотреть несколько раз и отметить особенности того или иного этапа. Дополнительные возможности для отработки навыков заложены в задании «Тренажер», который рассчитан на индивидуальную работу учащихся, поскольку дает возможность самопроверки, однако и его можно использовать для фронтальной проверки знаний, демонстрируя вопросы на большом экране (интерактивной доске). В раздел «Справочник» включены материалы, которые помогают учителю разнообразить урок, а ученику выполнить разнообразные задания и просто получить интересную и полезную информацию. В «Справочник» включен «Словарь», где в алфавитном порядке кратко и очень доступно сформулирован смысл основных терминов и понятий, встречающихся в курсе биологии. Ученикам для самостоятельной работы можно предложить всевозможные формы работ с терминами, начиная с повторения дома или в классе перед началом урока и закреплением в конце, до составления диктантов, кроссвордов, ребусов и шарад. Например, предлагаю учащимся список терминов по теме «Круги кровообращения»: артерия, лёгочные вены, левый желудочек, капилляры тканей, малый круг кровообращения для одной группы; вены, аорта, лёгочные артерии, большой круг кровообращения, капилляры лёгких - для второй группы. Учащиеся дают определения, затем проверяют правильность выполненного задания с помощью «Словаря»
Возможности образовательного комплекса позволяют проводить самые разнообразные виды проверки знаний. Демонстрируя на экране при помощи мультимедийного проектора «Вопросы к тексту» в конце каждого параграфа и вопросы, расположенные в «Заключении к параграфам темы», провожу устные фронтальные опросы. Такая работа может быть проведена и письменно по вариантам или индивидуально. Очень удобно для учителя то, что в «Галерее» в рубрике «Файлы для печати» содержатся все проверочные работы, которые можно распечатать прямо с диска (в таком случае изменить их невозможно) или скопировать на жесткий диск своего компьютера и составить собственную проверочную работу, вставив туда свои тесты, или по своему усмотрению использовать базу тестов образовательного комплекса. Методика развития исследовательских умений на уроках биологии раздела «Человек» является этапом практического внедрения высоких интеллектуальных технологий при изучении курса биологии в средней школе. При конструировании модели методики развития исследовательских умений на уроках биологии опирались на выделенные ранее теоретические и методические основы. Модель методики развития исследовательских умений на уроках биологии сконструирована как целостная открытая система, включающая ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевого,содержательного, процессуально-деятельностного, организационно-методического, результативно-диагностического (приложение 10)[30]. Целевой компонент модели методики развития исследовательских уменийна уроках биологии определяется социальным заказом и гуманистической парадигмой современного образования, выводит развитие исследовательских умений школьников в образовательном процессе по биологии на уровень специальной задачи биологического образования. Целевой компонент актуализирует проблему развития исследовательских умений. Содержательный компонент модели методики развития исследовательских уменийна уроках биологии включает в себя взаимосвязанные компоненты исследовательских умений (мотивационный, содержательный, операционный). Он определяет выбор биологического содержания (знаний и умений), являющихся базой для организации исследовательской деятельности школьников. Процессуально-деятельностный компонент модели методики развития исследовательских уменийна уроках биологии описывает структуру совместной деятельности учителя и учеников по овладению исследовательскими умениями с учетом соблюдения ряда педагогических условий, обеспечивающих эффективность этой деятельности.
Организационно-методический компонент модели методики развития исследовательских уменийна уроках биологии объединяет методы, методические приемы и дидактические средства, которые необходимо включать в уроки биологии для развития у школьников исследовательских умений. Результативно-диагностический компонент модели методики развития исследовательских уменийна уроках биологии включает в себя критерии (мотивационный, содержательный, операционный) и уровни (фрагментарный, репродуктивный, рациональный, творческий) развития исследовательских умений школьников и комплекс диагностических методик для их определения. На основе сконструированной модели разработали методику развития исследовательских умений на уроках биологии раздела «Человек». Разработанная нами методика развития исследовательских умений на уроках биологии раздела «Человек» включает в себя: определение для каждого урока задач по развитию исследовательских умений; дополнительное учебное содержание по биологии исследовательского характера; насыщение уроков заданиями проблемно-исследовательского характера; организацию самостоятельной исследовательской деятельности школьников; использование демонстрации физиологических и биохимических опытов и экспериментов с их последующим обсуждением; решение школьниками проблемно-исследовательских задач; обсуждение исследовательских проблемных ситуаций; комплекс проблемно-исследовательских биологических задач, систему проблемно-исследовательских упражнений, комплекс исследовательских заданий для самостоятельной работы, комплекс исследовательских заданий для самонаблюдений. Приведем примеры разработанных уроков. Так, например, перед изучением новой темы «Питание и пищеварение» учащимся было дано задание проблемно-исследовательского характера: верна ли поговорка «Человек – то, что он ест». Ученикам было предложено выдвинуть гипотезы, предложить пути их решения, обосновать ход действий по их проверке. Все это было обсуждено в ходе поисковой беседы. По теме «Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит», используя текст учебника, учащиеся должны были самостоятельно выделить функции печени и показать их взаимосвязь. На уроке «Энерготраты человека и пищевой рацион», используя метод исследовательской ситуации по определению функциональной пробы Серкина с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки, проводили поисковое обсуждение демонстрации опыта. Анализируя результаты, учащиеся отвечали на вопросы: почему дыхание непроизвольно восстанавливается после задержки? Почему после работы дыхание восстановилось быстрее, чем до нее? После того, как учащиеся сделали соответствующий вывод, им предлагалось сравнить его с материалами учебника. В итоге при сопоставлении собственного заключения исследования и материалов учебника, учащиеся убедились, что вывод, к которому они пришли в ходе эксперимента совпадает с содержанием учебника. При изучении темы «Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов» школьники решали проблемно-исследовательскую задачу: Две группы туристов совершали многодневный переход в пустыне. Одной группе участников давали леденцы, в состав которых входила лимонная кислота. Воду в походе все получали поровну. В результате одной группе воды хватало, а другой пришлось выдавать дополнительно. Почему? Урок «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов» начали с проведения опыта по изучению механизма глотания. Учащимся было предложено сделать несколько глотательных движений. В результате опыта обнаружилось, что после 3-4 попыток становится труднее произвести глотание. Ими было сделано предположение, что механизм глотания связан с деятельностью слюнных желез. В результате исследовательского самонаблюдения, выяснили, как осуществляется механизм глотания. Глотание – рефлекторный акт. Оно совершается непроизвольно. Центры глотания и слюноотделения находятся в одном и том же отделе головного мозга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|