Типы политической культуры
Политические роли личности - Избиратель - Депутат - Член политической партии - Государственный служащий Абсентеизм – отказ человека от участия в выборах, политической деятельности Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрациях и т.д.). Главным образом подразумевается уклонение от своих электоральных функций. Абсентеизм выступает своеобразным проявлением политической свободы личности, в то время как тотальная политическая активность свидетельствует о псевдоучастии (участии без возможности выбора), автократическом характере существующего политического режима. В отличие от аполитичности (когда человек просто не видит ценности своего участия в политике), абсентеизм как осознанное неучастие в политической жизни представляет собой демонстрацию отношения к власти, политическому режиму. В абсентеизме могут быть отражены и протест, и неудовлетворенность возможностями политического выбора, и ощущение непредсказуемости и бессмысленности политики. Таким образом, абсентеизм может свидетельствовать - об отчуждении человека от власти, - выступать показателем утраты доверия населения к политической системе, - потери интереса к политической деятельности. Превращаясь в массовое явление, абсентеизм может представлять серьезную угрозу легитимности власти, приводя либо к полной политической апатии, либо к экстремизму. С целью снижения уровня аполитичного абсентеизма в ряде государств введены такие формы участия в политической жизни, как голосование по доверенности, по почте или интернету (Эстония). Борьба с абсентеизмом возможна также путем введения обязательного вотума — юридической обязанности избирателей принять участие в голосовании (Италия, Австралия, Бельгия, Греция, Турция, Аргентина, Египет), посредством стимулирования избирательной активности, а также путем использования метода поощрений (так, в Андорре пришедшие на избирательный участок граждане получают стакан вина или небольшое денежное вознаграждение).
Политическая культура – нормативно – ценностная система, которой придерживается большинство населения. Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира. - Политические нормы (традиции, язык, обычаи, символы, стереотипы). - Политические идеалы (ориентации, взгляды, знания, чувства, убеждения, навыки, мировоззрение). - Политическое поведение и участие. - Зрелость политических отношений в обществе. В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе. К функциям политической культуры относят: интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии; сохранение и развитие основ политической деятельности; проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права; проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;
прогностическая в отношении развития; апробации и верификации политических кадров; синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др. Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры: - приходская культура (Parochial) - зависимая культура (Subject) -культура участия (Participant) Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах». Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями». И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех Типы политической культуры Патриархальная Подданническая Культура участия Культура гражданственности Любая политическая система имеет свою политическую культуру. Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам. Понятие политической культуры имеет отношение прежде всего к личности, поскольку только отдельная личность является подлинным ее носителем. Компоненты политической культуры: 1. Познавательный - знания о политической системе общества и ее возможных разновидностях (представления о политических режимах, политических институтах, власти, механизмах принятия решений и т.д.).
2. Оценочный - критерии, при помощи которых личность или любой другой субъект вырабатывает оценку событий и реалий, имеющих политическое значение. 3. Эмоциональный – эмоциональное отношение человека к событиям и реалиям политической жизни и к участию в ней (принятие или неприятие, симпатия или антипатия, энтузиазм или разочарование и др.). Эмоциональное отношение может вырабатываться как к существующим постоянно политическим институтам и государству в целом, так и к политическим событиям, которые со временем утрачивают свою актуальность. 4. Поведенческий - действия, которые совершает человек как участник политической жизни: — формы и степень участия в политической жизни; — формы и уровень взаимодействия с политическими институтами; — формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества; — тип электорального (лат. elector — выбирающий) поведения. Данный компонент тесно связан с познавательным, оценочным и эмоциональным компонентами, так как является их проявлением в виде деятельности. Типы политической культуры: 1) Патриархальный тип: - отношение человека к политике основано на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы; - человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя); - этот тип культуры свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии. 2) Подданнический тип: - человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ; - человек пассивен и отстраненно относится к политической жизни. 3) Активистский тип: - человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п.; - стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.); - активно, сознательно участвует в политических процессах общества. Указанные типы политической культуры в чистом виде практически не проявляются. Смешавшись, они образуют комбинированные модели политической культуры.
Приведенная выше классификация позволяет сопоставлять культуру разных государств. Однако политическая культура в рамках одного государства также не является целостной. Политическая культура общества: 1) Доминирующая политическая культура - это совокупность ценностей, норм, представлений и государственных символов, которые разделяются большей частью граждан. 2) Политическая субкультура - это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, которые характерны для той или иной социальной группы внутри общества. 3) Политическая контркультура - это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, противопоставленных доминирующей культуре. В основе данной типологии лежит особенность участия в политической жизни отдельной личности. Политическая культура существует помимо воли индивида. Рождаясь, человек обнаруживает уже готовую политическую культуру, которую ему приходится усваивать. Субъекты формирования политической культуры общества: государство; церковь; семья; средства массовой информации; политические партии, общественные организации, неформальные группы; армия; образовательные учреждения. Политическая культура выполняет важные функции. Функции политической культуры: - идентификационая - раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; - ориентационная - характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; - адаптационная - выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни; - социализации - характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; - интегрирующая (дезинтегрирующая) - обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений со всем обществом; - коммуникативная - связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Символ – концентрированное зримое выражение основной идеи, смысла или понятия, основанное на структурном сходстве с ними.
Политические символы — знаки, образы, обобщающие и олицетворяющие какие-либо политические объекты, явления, процессы. Символами государства являются флаг, герб, гимн. Символами власти у разных народов на определенных исторических этапах считались скипетр и держава. Обращение к символам в политике имеет очень древние традиции, уже у древних племен были знаки, позволяющие вождю племени выделяться среди своих сородичей. Однако чтобы символы могли выполнять свою функцию, они должны быть узнаваемыми, что достигается в ходе обучения в процессе политической социализации. Государственная символика позволяет решать сложную задачу идентификации граждан со своим государством. С ее помощью люди осуществляют быстрое разграничение на своих и чужих, начинают сопереживать тем людям, которые выступают под национальными символами. Неслучайно главы государств, другие высшие должностные лица появляются перед народом часто на фоне национального флага или герба. Если же граждане какой-то страны хотят выразить протест другому государству, то прибегают к церемонии сожжения флага этого государства. Смена государственной символики всегда происходит в периоды коренных изменений в самом обществе. Новые политические силы меняют не просто цвет флага или изображение герба, они стремятся изменить тем самым характер идентификации людей, чтобы последние отождествляли себя с новой структурой властных отношений. Символы в настоящее время являются обязательными атрибутами также отдельных политических партии и объединений. Они помогают им решать задачи усиления групповой идентификации, сплоченности. Символы могут быть: Условно – графическими Человеческими или фигурными Фигуры зверей используются как политические символы изредка и, обычно, имеют шутливый характер. Например, осел демократов и слон республиканцев в США. Символ представляет собой идейную или идейно-образную структуру, содержащую в себе в скрытой форме все возможные проявления вещи, для которой он является обобщенным и неразвернутым знаком. Символ в широком смысле слова - это образ. Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но ему не тождественный. В структуре символа предметный образ и смысл выступают как два неразделимо связанных друг с другом полюса. Символ характеризуется многослойностью и многозначностью и требует активной умственной или рассудочной работы воспринимающего субъекта. Символ составляет средство общения между людьми, призванное представлять тот или иной объект, социальную общность, идею и т.д. Символы можно изображать графически, как, например, христианский крест, серп и молот, разного рода гербы и т.д.; человеческими фигурами, как, например, Марианна (Франция), Джон Булл (Англия), дядя Сэм (США). Символами власти и государства выступают меч, войско, дворцы, правительственные здания (например, Кремль, Белый дом, Уайт-холл, Елисейский дворец). Символ, например флаг страны, приобретает значимость не сам по себе, а как средство выдвижения и выражения связи с обществом или действиями людей. Одно из центральных мест среди символов занимают национальные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы или, как пишет К. Серулоу, "музыкальный эквивалент девиза, герба, или флага страны". С этой точки зрения немаловажное значение приобретают так называемые политические ритуалы, составляющие важный компонент своего рода "гражданской религии" или "политической религии", характерной для того или иного общества. С помощью таких ритуалов, например церемонии инаугурации президента США или коронации королей в Англии, простые смертные превращаются в президентов и монархов. Сейчас мы являемся свидетелями восстановления таких традиционных российских символов, как трехцветный государственный флаг, андреевский флаг, двуглавый орел и др., которые снова занимают свои места наряду с Московским Кремлем, Красной площадью, храмом Василия Блаженного и другими традиционными символами российской государственности. Вексилография
В древней и средневековой Руси цвет и изображение флага не имели значение. Он мог быть белым, цветным или черным. Чаще всего на флаге изображали святых, Богоматерь или Иисуса Христа. Появление в России трехцветного (поясного – с горизонтальным расположением полос) бело-сине-красного флага большинство историков также связывает с царствованием Алексея Михайловича. Очень интересно описывается история зарождения трехцветного российского флага в книге А. Я. Дегтярева «История Российского флага»: «В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орел». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», педантичным капитаном Бутлером, упомянуты материалы, необходимые для изготовления морских знамен и вымпелов. Упомянуто «большое знамя, что живет на корме», «узкое долгое знамя, что живет на среднем большом дереве», «знамя, что живет не переднем лежачем дереве». О цветах этих морских знамен Бутлер оставил в одном из документов следующее замечание: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя». О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. В 1699 г. Петр Великий учредил Андреевский флаг для российского флота. В середине XIX века в России был принят черно-желто-белый флаг, соответствовавший цветам государственного герба Российской империи. В 1918 году в РСФСР появляется красное знамя с золотым серпом, молотом и звездой. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик — официальный символ СССР (наряду с Государственным гербом СССР и Государственным гимном СССР), являлся «символом государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества». Красный цвет флага — символ героической борьбы советского народа, руководимого КПСС, за построение социализма и коммунизма, серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР — символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара" Представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине 1:2 Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. С 1992 г. Андреевский флаг восстановлен для кораблей военно-морского флота РФ. В 1991 году триколор стал символом демократии в новой России, а в 1993 стал официальным флагом Российской Федерации. По другой трактовке цвета флага означают единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии (России). Расположение полос Российского Государственного флага, остававшееся неизменным на протяжении веков, совпадает с древним пониманием строения мира: внизу – физический, выше – небесный, еще выше – мир божественный. В другом понимании значение расцветки Российского Государственного флага звучит так: белый цвет – Вера, синий цвет – Надежда, красный – Любовь. Гимн создан в 1791 году Гавриилом Державиным (слова) и Осипом Козловским (музыка) на мотив полонеза. Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс! Звучной славой украшайся. Магомета ты потрёс! Молитва русских — первый Высочайше утверждённый государственный гимн России. Словами гимна являются стихотворение В. А. Жуковского, первые две строфы которого впервые были напечатаны в журнале «Сын отечества» за 1815 год, и назывались «Молитва русского народа». В конце 1816 года Александр I издал указ, который установил порядок исполнения гимна. Его музыкой стал напев британского гимна (композитор — Томас Арн). Гимн должен был исполняться при встречах Императора. Оставался государственным гимном России вплоть до 1833 года, когда был сменён гимном «Боже, Царя храни!» «Бо́же, Царя́ храни́!» — государственный гимн Российской Империи с 1833 по 1917 годы, заменивший предыдущий гимн «Молитва русских». В 1833 году Алексей Фёдорович Львов сопровождал Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн. Новый гимн (музыка князя Львова, слова также Жуковского, но уже при участии А. С. Пушкина впервые был исполнен 18 декабря 1833 года (по другим сведениям — 25 декабря) под названием «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года. Боже, Царя храни! Сильный, Державный, Царствуй на славу, на славу намъ! Царствуй на страхъ врагамъ, Царь Православный! Боже, Царя храни! После Февральской революции 1917 года в качестве гимна стали использовать мелодию "Марсельезы", главной песни Великой французской революции и гимна Франции. Впрочем, слова были другие - не перевод, но не менее революционные: "Отречемся от старого мира". Эта песня оставалась советским гимном и в первые месяцы советской власти. Отречёмся от старого мира, Отряхнём его прах с наших ног! Нам не нужно златого кумира, Ненавистен нам царский чертог. Мы пойдём к нашим страждущим братьям, Мы к голодному люду пойдём, С ним пошлём мы злодеям проклятья — На борьбу мы его позовём. Припев: Вставай, подымайся, рабочий народ! Вставай на врага, люд голодный! Раздайся, клич мести народной! Вперёд, вперёд, вперёд, вперёд, вперёд! На смену ей пришел "Интернационал", использовавшийся в качестве гимна СССР до 1 января 1944 года, когда прозвучал гимн Александрова на стихи Михалкова и Эль-Регистана, созданный еще в 1936 г. как "Гимн партии большевиков". В 1944 году был написан новый вариант слов и, по утверждению музыковедов, в двух местах подправлена мелодия. Вставай, проклятьем заклеймённый, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущённый И в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим, — Кто был ничем, тот станет всем. Припев: Это есть наш последний И решительный бой; С Интернационалом Воспрянет род людской! После XX съезда КПСС текст, в котором несколько раз упоминался Сталин, отошел на задний план, остроумцы даже называли гимн "песней без слов". Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился в 1977 году после принятия новой Конституции СССР. Государственный гимн Российской Федерации исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; перед эфиром первой телепрограммы в дни государственных праздников. Проект закона «О государственном гимне Российской Федерации» Государственная Дума приняла в первом чтении 10 марта 1999 года, а 8 декабря 2000 года — в третьем, окончательном чтении. 20 декабря 2000 года подавляющим большинством голосов закон одобрил Совет Федерации. Федеральным конституционным законом «О государственном гимне Российской Федерации» (3-фкз от 25 декабря 2000, опубликован и вступил в силу 27 декабря 2000) в качестве мелодии гимна утверждена музыка А. В. Александрова (гимн СССР). Слова гимна должны быть внесены в текст закона в будущем. В тот же день Президент создал рабочую группу для рассмотрения предложений о тексте Государственного гимна в составе 12 человек. 30 декабря указом Президента Российской Федерации № 2110 на период до вступления в силу соответствующего федерального конституционного закона утверждён текст Михалкова. В декабре 2000 — феврале 2001 в Думу были внесены 5 законопроектов о тексте гимна. Президент В. В. Путин внёс текст С. В. Михалкова. Законопроект был рассмотрен Государственной Думой 7 марта 2001 года и в качестве официального гимна Российской Федерации был принят текст С. В. Михалкова. Государственный герб. Двуглавый орёл впервые появился в русской официальной геральдике в 1497 году. Этим годом датирована двусторонняя красновосковая печать Великого князя Московского Ивана III на меновой грамоте (из переписки великого князя с князьями Волоцкими), на одной стороне печати изображён всадник, поражающий копьём дракона, а на обороте - двуглавый коронованный орёл. По поводу мотивов, побудивших Ивана III поместить двуглавого орла на печать нет достоверных сведений. Историками выдвигаются в основном две версии его "прихода на Русь", условно назовём их византийской и имперской. Сторонники византийской версии (её автором являлся Н.М.Карамзин) связывают появление орла с женитьбой Ивана III на византийской княжне Софье Палеолог, племяннице императора Константина Палеолога. Двуглавый орёл использовался как знак императора Византии (хотя официальным гербом никогда не был). Сторонники имперской версии видят в двуглавом орле Ивана III подражание гербу Императора Священной Римской Империи Германской Нации. Такое заимствование также должно было подтвердить легенду о происхождении русских царей от римского императора Августа, то есть их равнородность и знатность с западными властителями. На лицевой стороне печати Ивана III изображался всадник, поражающий копьём дракона. Подобные изображения использовались на княжеских печатях Руси с XIII века, то есть были традиционными. К тому же изображение всадника на печати было данью общеевропейской моде того времени. Всадник (ездец) обычно трактуется как обобщённый образ защитника Русской земли. Изображение всадника иногда воспринималось в Западной Европе в качестве герба Московии (напр., австрийским дипломатом С.Герберштейном в "Записках о Московии"), так как на русских монетах до реформы 1534 года изображался именно всадник (монеты получили имя "копейки" от копья, которым всадник убивает дракона). Считается, что это было своеобразным портретом князя. Хотя западноевропейские путешественники уже с XVI века были склонны воспринимать его как Святого Георгия. Cохранилась печать 1479 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: "Печать великого князя Ивана Васильевича", а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - "всея Руси". При Иване IV Грозном всадник получил корону. Тогда же на большой государственной печати Ивана Грозного (булле) 1562 года щиток с ездецом переместился на грудь орла. С 1562 года в щитке на груди орла стал появляться единорог. Он присутствует на печатях Ивана IV, Бориса Годунова, Лжедмитрия (1605-1606), Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича. При Фёдоре Иоанновиче меж голов орла появился православный крест на Голгофе. На печати Лжедмитрия (1604) орёл впервые был изображён под тремя коронами, а всадник на груди орла был повёрнут в правую геральдическую сторону. Однако после Лжедмитрия поворот всадника был вновь изменён, а над головами орла ещё долго изображались две короны. В 1625 году при Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати между глав орла появилась третья корона (в отличие от печати Лжедмитрия, которая была вероятно сделана в Польше, эта печать была уже чисто русской). На Большой государственной печати царя Алексея Михайловича, сына Михаила Фёдоровича, то же самое было сделано в 1645 году. 27 марта 1654 года в жалованной грамоте Богдану Хмельницкому в лапах орла впервые появились скипетр и держава. В 1667 году скипетр и держава появились уже на государственной печати царя Алексея Михайловича. Алексей Михайлович же 4 июня 1667 года впервые дал официальное объяснение символики трёх корон - три царства: Казанское, Астраханское, Сибирское. 14 декабря 1667 года появился первый в истории Указ о гербе ("О титуле царском и о государственной печати"), в нём приводилось описание царского герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях изображение наследника; в пазноктях скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя". В 1672 году был составлен первый русский гербовник "Титулярник". Двуглавый орёл (без всадника на груди) в нём именовался гербом "Московским". Цвет орла в допетровскую эпоху был в основном золотым, хотя использовались различные варианты: чёрный, серебряный. При Петре I в герб добавилась цепь ордена Андрея Первозванного. Впервые она отмечена на государственной печати около 1700 года. Поначалу цепь ордена окружала гербовый щит. Но на печати работы Гаупта (1710) она уже помещалась вокруг щитка на груди орла. На этой же печати щит с орлом впервые был увенчан короной, подобной императорской. На печати 1712 года, изготовленной мастером Беккером орла окружают шесть щитков с территориальными гербами. Эта композиция затем многократно воспроизводилась на печатях последующих российских государей. Андрей Первозванный, родной брат апостола Павла, по легенде уверовал в Христа раньше своего брата и с проповедями посетил Херсонес и земли по реке Днепр, дойдя до того места, где позже был построен Киев. Пётр I посчитал это достаточным, чтобы объявить Святого Андрея небесным патроном России. Цвет орла при Петре I стал чёрным по западноевропейскому образцу. На печатях Петра орёл изображался по-разному. На одной из печатей гербовый щит с орлом был окружён цепью Ордена Андрея Первозванного и венчался королевской короной, на других - с груди щита был удалён щиток, а иногда и помещён знак в крестом Святого Андрея (некоторые исследователи связывают этот факт с конфликтом Петра с московским боярством, однако версия эта весьма сомнительная). Изображение всадника при Петре всё чаще ассоциировалось с личностью самого царя. Всадник на щитке к 1710-м годам трансформировался в Святого Георгия. Свою лепту внёс в этот процесс и сам Пётр I. В записке царя говорится, что Святого Георгия выбрали себе в герб князья владимирские после разделения "державы Владимира", а Иван Грозный объединил двуглавого орла с княжеским гербом - Святым Георгием: Большо́й Госуда́рственный Герб Росси́йской импе́рии (1882) представлял собой следующее: «в золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты Андреевского ордена. Государственный орёл держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона золотым, с восьмиконечным крестом наверху, копьём. Щит увенчан шлемом Святого великого князя Александра Невского. Намёт чёрный с золотом. Вокруг щита цепь ордена Св. Апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архангела Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червлёная надпись: „Съ Нами Богъ!“ Над сенью позникающая государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке крестом. Полотно государственной хоругви золотое; на ней изображение среднего государственного герба, но без окружающих девяти щитов». Средний герб Ма́лый Госуда́рственный Герб Росси́йской импе́рии (1883) Его изображение помещалось на Государственных кредитных билетах. В 1917 году был утвержден герб РСФСР Государственный герб СССР — официальная эмблема СССР, один из первых социалистических гербов. Герб СССР был установлен Конституцией СССР (ст. 143) и представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба — пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком. Государственный герб СССР символизировал союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие всех наций и выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран планеты Земля. Материки на гербе изображены светло-коричневыми, девизы — золотыми буквами по красной ленте. Колосья символизируют жизнеспособность государства, процветание; солнце — свет коммунистических идей, светлое будущее. Первый государственный герб СССР был утвержден ЦИК СССР 6 июля 1923. Описание его было закреплено в Конституции СССР 1924 года. В 1923—36 девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был написан на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в 1922 Союз ССР); далее, в соответствии с количеством союзных республик, менялось и число красных лент с переводом девиза на гербе. В 1937—46 — 11 лент, в 1946—56 — 16, с 1956 — 15. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии. В 1993 году в РФ был утвержден герб Российской империи. Корона – суверенитет, Две головы – Россия – евразийская держава, Скипетр – власть, Держава – единство, Святой Георгий – добро побеждает зло.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|