Принципы и признаки правового государства
В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан. Признаки правового государства является: 1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. 2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их). 3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную(создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти). 4. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд). 5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).
6. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 7. Стабильность законности и правопорядка в обществе. 8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании. 9. Выработка высокой политико-правовой грамотности. 10. Появление действенной способности противостоять произволу. 10.Разграничение партийных и государственных функций. 11.Установление парламентской системы управления государством. 12.Торжество политико-правового плюрализма. 13.Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе: а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества. б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства. в. Преодоление декоративности и декларированности юридических норм. г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. Формально-юридические признаки права, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность. Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.
В целях более глубокого изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно разделения их на различные группы. Общие принципы правового государства - это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм. Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое). Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Гарантии прав личности. Гарантированность прав и свобод подразумевает, что права и свободы не только продекларированы, но и защищаются принудительной силой государства, которое в лице компетентных органов правомочно пресечь нарушение и восстановить нарушенные права и свободы. Гарантии делятся: • на социально-экономические; • политические; • юридические. Социально-экономические гарантии — благоприятные условия жизни людей, способствующие пользованию правами и свободами: • стабильность; • высокий уровень экономики; • развитая сфера обслуживания и др. Политические гарантии — развитость политических институтов, их способность выражать и защищать интересы граждан, наличие политической культуры в обществе. Юридические гарантии — правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод: • режим законности в стране; • наличие эффективных правоохранительных органов; • справедливый суд; • высокая квалификация юристов; • высокий уровень юридической грамотности граждан.
Международное сообщество выработало не только универсальные стандарты прав человека, но и механизм правовой защиты данных прав и свобод. Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют: • Организация Объединенных Наций (соответствующие комитеты); • Европейский суд по правам человека; • иные учреждения. В Российской Федерации данные права охраняются и защищаются: • конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ); • судебными органами (судами общей юрисдикции); • органами исполнительной власти (в административном порядке); • дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за рубежом; • путем законной самозащиты человеком своих прав. В некоторых государствах (в частности западноевропейских) данный механизм дополнен органами: • административной юстиции (рассматривают споры между гражданами и органами государственной власти и управления); • трудовой юстиции (рассматривают трудовые споры). В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека. По общему правилу, конституции демократических государств точно и исчерпывающе формулируют перечень оснований ограничения прав и свобод — их содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29). Исчерпывающий перечень оснований ограничения прав человека содержит и Конституция РФ. Права и свободы человека в России могут быть ограничены только в случаях. - защиты: • основ конституционного строя; • нравственности; • здоровья; • прав и законных интересов других лиц; - обеспечения: • обороны страны; • государственной безопасности. Типичные формы ограничения прав и свобод: • особый режим въезда в РФ и выезда из нее; • ограничение свободы передвижения внутри страны; • запрещение уличных шествий и демонстраций; • ограничение свободы печати; • введение комендантского часа; • нарушение неприкосновенности жилища; • аудиовизуальная слежка; • прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспонденции;
• досмотр транспортных средств; • задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений; • содержание под стражей. В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Ограничение прав и свобод в случаях, предусмотренных Конституцией, может осуществляться только на основании: • Закона Российской Федерации "О милиции" от 18.04.91 № 1026-1 (вред, от 08.12.2003); • Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 03.04.95 № 40-ФЗ (в ред. от 30.06.2003); • Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 № 144-ФЗ (в ред. от 30.06.2003); • Федерального закона "О внутренних войсках МВД Российской Федерации" от 06.02.97 № 27-ФЗ (в ред. от 11.11.2003); • Федерального закона "О государственной охране" от 27.05.96 № 57-ФЗ (в ред. от 30.06.2003); • Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (в ред. от 30.06.2003); • Федерального конституционного закона "О военном положении" от 30.01.2002 № 1-ФКЗ; • некоторых других федеральных законов. Никакие нормативно-правовые акты, кроме федерального закона (например указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъектов РФ), ограничивающие права и свободы человека, издаваться не могут.
Правовой статус личности. Правовой статус - система признанных и гарантируемых гос-вом в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, гос-вом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы; б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом; в) основные права, свободы и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения. В зависимости от перечисленных критериев различают: а) общий, или конституционный, статус гражданина; б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус. Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно. Общий правовой статус - это статус лица как гражданина гос-тва, члена общества. Определяется он, прежде всего Основным законом (Конституцией) гос-тва и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.
Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных. Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве). Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства. Т.о., рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных - множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.
Классификация норм права Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения. Правовых норм много, поэтому их классифицируют по разл.признакам 1) по функциям в механизме правового регулирования: - исходные (Н: принципы, начала) - нормы – правила поведения 2) по предмету правового регулирования (для кажд.отрасли – свой вид правовой нормы – Н: уголовно-правовая, гражданско-правовая). В рамках некоторых отраслей нормы: на материальные и процессуальные 3) по методу правового регулирования: - императивные (носят категоричный характер, не допускают никакой возможности иного поведе6ния – Н: обязывающие и запрещающие нормы) - диспозитивные (предусматривают возможность выбора поведения самим субъектом – Н: управомочивающие нормы) - поощрительные - рекомендательные 4) по форме правового предписания: - обязывающие - запрещающие - управомочивающие 5) по действию в пространстве: - нормы общего действия - нормы ограниченного действия - нормы локальные 6) по действию во времени - постоянные - временные - имеющие обратную силу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|