Основные цели и направления приватизация в Украине (1991-2001гг.)
Нынешнее время имеет знаковое значение в отношении разгосударствления, приватизации для Украины. Уходит в небытие, в историю административно-командная экономика, на ее руинах рождается новый социально-экономический строй, предполагающий постоянный экономический рост, высокотехнологический способ производства, интенсивное развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, конкуренции, существенное повышение жизненного уровня населения. В начале 90-х годов XX века в Украине возлагали большие надежды на приватизацию. Как волшебный талисман, она должна была стимулировать развитие народного хозяйства страны, привести к существенным структурным изменениям в экономике, раскрыть простор для стремительного прогресса малого и среднего бизнеса, рождения и становления среднего класса, вылечить общественные язвы, образовавшиеся на протяжении десятков лет, привлечь в значительных объемах иностранные инвестиции, новейшие технологии, внедрить достижения современного менеджмента в реальный сектор. Один из пионеров развития приватизационных процессов в Украине В. Лановой отмечал тогда, что денационализация государственного имущества, включающая передачу в аренду части государственной собственности, приватизацию объектов государственной, коммунальной собственности «позволит появиться реальным собственникам средств труда, ответственным за прибыльность их использования, своевременное воспроизводство и технологическое обновление». Обсуждая проблемы перехода к рыночной экономике, ученые считали: «Из-за того, что общественная собственность не обеспечила повышения эффективности экономики, акцент сделан на приватиза-1111 и, которая позволит экономике
функционировать лучше, чем в альтернативной системе». Конструируя модели дальнейшего ускорения развития экономики, обеспечения темпов ее роста, прежде всего предусматривали цель - вырваться из тисков господствующей бюрократической командной экономики, где люди являются винтиками. «Ключевой вопрос трансформации, - отмечал выдающийся венгерский ученый Янош Корнай, -частная инициатива –должна получить полную свободу: частная собственность - полнейшее правовое обеспечение, а частные предприятия - поддержку и страхование, социальное обеспечение». Первая государственная программа приватизации (утвержденная Постановлением Верховного Совета Украины от 7 июля 1992 г. № 2545-ХП), которая была органической составляющей программы создания рыночной экономики Украины, сжато и четко определяла достижение следующих главных целей: «изменение отношений собственности на средства производства в целях их качественного воспроизводства и эффективного использования; создание прослойки негосударственных владельцев как основы многоукладной социально ориентированной экономики... ...стабилизацию экономического положения...». Понятно, что такие масштабные задачи, как переход украинского общества с одной системы экономических координат к абсолютно противоположной, не могли быть выполнены быстро, что сказалось на темпах экономических преобразований и их качестве. Из-за этого приватизация государственной собственности прошла несколько стадий, имела несколько этапов. Условно можно выделить следующие этапы: первый (1991 - 1992 гг.) - образование и становление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов. Попутно заметим, что в разные годы ФГИУ возглавляли мастера своего дела, авторитетные руководители:
Владимир Владимирович Прядко (07.91 -08.94); Юрий Иванович Ехануров (08.94-02.97); Владимир Тимофеевич Лановой (03.97-04.98). С апреля 1998 г. эту мощную государственную структуру, объединяющую почти 3 тыс. чел., возглавляет Александр Николаевич Бондарь, профессионал, аналитик, государственный деятель; второй (1992 - 1994 гг.) - проведение приватизации, за исключением объектов малой приватизации, преимущественно неконкурентными способами - путем аренды с выкупом или выкупа трудовым коллективом; третий (1995- 1998 гг.) - проведение массовой приватизации, преимущественно за приватизационные бумаги с привлечением широких кругов населения. Был заложен фундамент для проведения индивидуальных процедур приватизации крупных предприятий. В этот период население страны получило 46 млн. приватизационных имущественных сертификатов и на 1 млрд. гон. компенсационных сертификатов. В процессе малой приватизации в руки частных собственников перешло более 50 тыс. объектов промышленности, торговли, общественного питания и т.п.; четвертый (1999 г. - до настоящего времени) - завершение сертификатной и переход к денежной приватизации, то есть «исключительно за денежные средства с учетом их (предприятий - А.3.) индивидуальных особенностей». Следует подчеркнуть, что за это время выполнен значительный комплекс работ по разгосударствлению, структурной перестройке экономики Украины, усовершенствованию управления государственными корпоративными правами, созданию конкурентной среды, законодательно-нормативной базы. В 1992 г.- I квартале 2001 г. в Украине, по оперативным данным ФГИУ, разгосударствлено 21 002 объекта государственной формы собственности, 53 362 объекта коммунальной формы собственности, создано 10315 открытых акционерных обществ (ОАО). Реформировано почти 8 500 предприятий агропромышленного комплекса. Поданным Госкомстата, в промышленности по состоянию на 01.10.2000 доля негосударственных промышленных предприятий в общем, количестве предприятий составляла 86,1%, ими произведено продукции на 56 032,4 млн. грн., то есть 58,5% от общего объема производства. В результате осуществления в течение 1992-2001 гг. государственных программ приватизации, указов Президента Украины от 23 июня 1995 г. № 468, 19 марта 1996 г. № 194, 24 февраля 1999 г. № 209 по обеспечению приватизации государственного имущества в Украине создан мощный негосударственный сектор экономики, выполнен значительный объем работ по структурной перестройке народного хозяйства, существенно увеличилось количество собственников имущества, формируется прозрачный, привлекательный для инвесторов рынок.
Несмотря на недостатки, вызванные переходом от административно-командной к рыночной экономике, в частности сложностью проведения этого процесса, приватизация обусловила создание более эффективного, чем государственный, негосударственного сектора экономики, способствовала приросту валового внутреннего продукта. Успешно работали в 2000 г. такие отрасли промышленности, как пищевая, легкая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, где приватизация в основном завершена. В этих отраслях в 3 раза выше, чем по промышленности, темпы роста производства, быстрее происходят процессы технического перевооружения, обновления выпуска продукции, расширения ее ассортимента. На мировой рынок уверенно выходят со своей продукцией, получившей международное признание, такие ОАО, как Николаевский глиноземный завод (г. Николаев), судостроительный завод «Ленинская кузница», «Фармак» (г. Киев), Ясиноватский машиностроительный завод (Донецкая область), завод «Мотордеталь» (Сумская область), «Ватра» (г. Тернополь), «Ад-вис» (г. Хмельницкий), «Св1точ» (г. Львов), Луцкий подшипниковый завод (г. Луцк), «Чексил» (г. Чернигов), винницкая фабрика «Володарка», пивзаводы «Оболонь» (г. Киев) и «Рогань» (г. Харьков), Новокаховский завод электросварочного оборудования (Херсонская область) и др. Сейчас органы приватизации, выполняя Государственную программу приватизации на 2000-2002 годы, предусматривают следующие цели: увеличение доли частного и корпоративного секторов в финансово-хозяйственной структуре страны;
создание благоприятных условий для появления частных собственников, имеющих долгосрочные интересы в развитии приватизированного объекта и осуществляющих эффективное управление им; повышение эффективности приватизации государственной собственности посредством прозрачного, инвестиционно-привлекательного механизма продажи объектов приватизации; привлечение средств для развития и структурной перестройки экономики и т.п. Для реализации этих целей, создания условий для способствования повышению эффективности деятельности предприятий и организаций, расширения конкурентной среды, обеспечения поступления средств в бюджет органы приватизации: осуществляют предприватизационную подготовку и реструктуризацию предприятий; применяют аукционы для продажи небольших предприятий или осуществляют их продажу через организаторов торговли ценными бумагами; проводят конкурсы по продаже пакетов акций, целостных имущественных комплексов объектов групп В, Г с учетом их индивидуальных особенностей на основе учета результатов анализа спроса потенциальных покупателей на конкретные объекты; выполняют продажу целостных имущественных комплексов или контрольных пакетов акций предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства либо занимающих монопольное положение на общегосударственном рынке соответствующих товаров (работ, услуг), промышленным инвесторам без возложения инвестиционных обязательств на покупателя; соблюдают принцип минимального распыления акций предприятий; осуществляют оценку имущества при проведении приватизации и совершенствуют эффективность этой процедуры; привлекают к подготовке объектов приватизации отечественных и иностранных советников; выполняют комплекс мероприятий по усовершенствованию управления государственными корпоративными правами, государственным имуществом. Во исполнение Указа Президента Украины от 29 декабря 1999 г. № 1626 «О неотложных мерах по ускорению приватизации имущества в Украине», Государственной программы приватизации на 2000 - 2002 годы ФГИУ проводит значительную работу по обеспечению поступления средств в бюджет от продажи объектов приватизации. В 2000 г. ФГИУ перечислил в Государственный бюджет Украины 2 075,5 млн грн. Существенную роль в этом сыграла продажа таких инвестиционно привлекательных предприятий, как Николаевский глиноземный завод, «Запорожсталь», Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, ОАО «Волынь». Наибольшие суммы поступлений в 2000 г. обеспечили региональные отделения ФГИУ по Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской областям и г. Киеву.
В 2001 г. от приватизации государственного имущества запланировано получить и направить в государственный бюджет средства в сумме 5,9 млрд грн. Для выполнения этого задания на продажу выставляются предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Их разгосударствление, осуществляемое центральным аппаратом ФГИУ, региональными отделениями, местными органами приватизации, требует индивидуального подхода, проведения реструктуризации, предприватизационной подготовки, привлечения промышленных инвесторов, формирования необходимой законодательной и нормативной базы. Характеризуя объекты приватизации 2001 г., такие, в частности, как объекты энергетики, Крымский содовый завод, ОАО «Ривнеазот» и др., можно отметить, что эти стратегические объекты находятся в центре интересов различных групп, политических государственных и коммерческих структур. Для украинского государства важно в результате их продажи, дальнейшей деятельности создать эффективный частный сектор, обеспечить структурную перестройку, укрепить инвестиционно-инновационную базу предприятий, получить значительные средства для бюджета, что позволит уменьшить социальное напряжение в обществе, то есть достичь «макроэкономических целей, а акционеры и менеджеры отдают предпочтение микроэкономическому критерию доходности». Это противоречие будет иметь место до тех пор, пока не сформируется в достаточных объемах национальный капитал, который существенно будет влиять на перспективы и направления функционирования реального сектора экономики, пока государство при приватизации объектов не перестанет определять получение денежных средств одним из главных приоритетов. Оно исчезнет тогда, когда предприятия будут иметь реального собственника, который обеспечит их успешную работу, стабильную финансовую базу, возможность безболезненно платить налоги (очевидно, после принятия Верховной Радой Украины Налогового кодекса они не будут чрезмерными). Тогда, вероятно, быстрее будут реализоваться на конкурсах пакеты акций ОАО, таких, в частности, как ОАО «Одесский завод прецизионных станков «Микрон», ОАО «Олимп» (Кировоградская область, г. Светловодск), включивших в фиксированные условия конкурса сохранение рабочих мест, профиль деятельности, погашение многомиллионной кредиторской задолженности, а также задолженности перед бюджетом, Пенсионным фондом Украины, по заработной плате. Для их выполнения покупателям (инвесторам) необходимо иметь достаточные финансовые и технологические ресурсы, детальные бизнес программы, современный менеджмент. Сейчас из-за нестабильной политической и экономической ситуации в Украине, недостаточной возможности национальных промышленных и финансовых капиталов конкурсы по продаже пакетов акций ОАО нередко не происходят. По данным ФГИУ, в 2000 г. было объявлено 246 конкурсов и открытых торгов по продаже пакетов акций ОАО общей начальной стоимостью 2 829,1 млн грн. Состоялось 100 конкурсов и один тендер по продаже пакетов акций на общую сумму 1 429,85 млн грн., в целом уровень продажи акций составил в 2000 г. 50,5% (в 1999 г.- 17%). Из-за сосредоточенности на фискальном направлении, хотя это действительно является требованием времени, нередко на второй план отходят глубинные цели приватизации - повышение эффективности производства, модернизация предприятий, наращивание финансовых ресурсов. Не случайно, что в 2000 г. убыточно работали 62 % всех приватизированных предприятий. Именно поэтому Президент Украины Л. Д. Кучма, выступая в марте этого года перед промышленниками и предпринимателями, подчеркнул: «Приватизация - не самоцель, она должна приводить на предприятия эффективных собственников и хозяев, способных лучше организовать производство, платить налоги государству, своевременно и в полном объеме рассчитываться со своими работниками и кредиторами. Не имею сомнения в необходимости более широкого привлечения к приватизационному процессу отечественных инвесторов, в том числе банковский капитал, с внесением необходимых корректив в законодательство». Существенной преградой в осуществлении приватизации государственного имущества является реализация государственной собственности вне рамок приватизации, то есть через налоговый залог, исполнительное производство. Это приводит к тому, что при приватизации государственными исполнителями взимается заложенное имущество, в налоговый залог передается, а потом реализуется (нередко по заниженным ценам) наиболее ликвидное имущество предприятий. Не случайно, что государственные предприятия, прошедшие через такие процедуры, в значительной степени утрачивают свои технические и финансовые ресурсы, привлекательность для инвесторов. Было бы целесообразным остановить, не применять исполнительное производство в отношении имущества акционерных обществ, по которому принято решение о приватизации. Кабинет Министров Украины принимает определенные меры в этом направлении, рассмотрев в марте 2001 г. состояние вне приватизационной продажи государственного имущества в Украине. Однако эта проблема, являющаяся актуальной для всех регионов Украины, требует своего законодательного решения в направлении запрета продажи любого имущества ОАО исполнительными службами и налоговыми органами до завершения приватизации или признания ОАО банкротом. Необходимо, чтобы были внесены изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве» относительно продажи государственного имущества, находящегося в исполнительном производстве, лишь через органы приватизации. Следует подчеркнуть, что Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетом и государственными целевыми фондами» (от 21 декабря 2000 г. № 2181-Ш) установлено: пункт 4.3 статьи 4, статья 10, которые предусматривают продажу активов, находящихся в налоговом залоге, вступают в силу лишь с 1 января 2002 г. Требует продолжения образовательная, информационная, пропагандистская и рекламная деятельность ФГИУ относительно индивидуальной приватизации. Значительный опыт освещения приватизационных процессов в средствах массовой информации, Интернете накоплен в центральном аппарате ФГИУ, его региональных отделениях по Донецкой, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Харьковской областям, г. Киеву. Систему всеобуча населения основам рыночной экономики, в том числе приватизации, необходимо расширять и в дальнейшем, приближая ее к каждому гражданину. «Не без причин, -отмечал флорентийский историк, дипломат, писатель Никколо Макиавелли, - голос народа сравнивается с гласом Божьим: в своих предположениях общественное мнение достигает таких удивительных результатов, что кажется, будто благодаря какой-то тайной способности народ ясно предвидит, что окажется для него добром, а что злом». Значительную работу в этом направлении совместно с ФГИУ проводит Международный центр приватизации, инвестиций и менеджмента (вице-президент В. Н. Заболотный). Анализируя путь, пройденный разгосударствлением за минувшее десятилетие, возвращаясь к его истокам, когда и не думали о современном экономическом механизме Украины с его развитым негосударственным сектором, антимонопольной направленностью, рыночной инфраструктурой (рынком корпоративных ценных бумаг, сетью аудиторских фирм, кредитных союзов, негосударственной банковской системой), в создание которого приватизация сделала свой весомый вклад, можно констатировать, что приватизация в Украине, как и в других странах СНГ, состоялась. Безусловно, что на этом пути были также и ошибки, и неудачи. Не все предприятия еще отошли от «приватизационного шока», не всюду обеспечена эффективность производства, своевременная уплата налогов и долгов, большой является распыленность акций. Не один лишь ФГИУ строил эту экономическую систему, а вся государственная машина. Однако на сегодня вслед за Анатолием Чубайсом можно заметить: «Влияние приватизации на российскую (украинскую:-0.3.) экономику и государство окажется настолько продолжительным и масштабным, что оценки приватизации будут существенно изменяться со временем» К проблемным вопросам в сфере приватизации в период 1991 -2001 гг. можно отнести, в частности: недостаточную ориентированность приватизационного процесса на обеспечение социально-экономических приоритетов; мораторий на приватизацию имущества в Автономной Республике Крым, действовавший на протяжении 1992- 1994 гг.; деятельность с нарушением законодательства отдельных трастовых и инвестиционных компаний в период массовой (сертификатной) приватизации; отсутствие закона Украины о ФГИУ. В течение 1991-2001 гг. ФГИУ вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти, местного самоуправления во исполнение соответствующих решений Президента Украины, Верховной Рады Украины, Правительства провели значительную работу по созданию экономического потенциала государства: были заложены основы негосударственного сектора экономики, сделан вклад в развитие структурной перестройки, стабилизацию экономической системы, функционирование фондового рынка, создание конкурентной среды, пополнение государственного бюджета и т.п. Однако это только начало истории ФГИУ. Его дальнейшая деятельность направлена на повышение эффективности продажи государственного имущества, усовершенствование использования акционерной, корпоративной, частной собственности, развитие предпринимательства, малого бизнеса, более широкий выход украинских предприятий со своими акциями на международные финансовые рынки, что диктуется современной глобализацией экономики. С этой целью, наверное, следовало бы взять на вооружение крылатую фразу выдающегося менеджера, «отца» автомобильной промышленности США Генри Форда: «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор». Безусловно, это касается также и приватизации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|