К четвергу надо выполнить задания 1-3, 6. Задания 4 и 5 – для аудиторной работы.
Задание 1. Определите тип координации главных членов. Объясните выбор формы сказуемого. Везде ли он соответствует зафиксированным в нормативных грамматиках правилам. Если нет, то чем вызваны отступления от правил? 1. И действительно, перед окошечком кассы стояло человек пять скромно одетых людей. 2. Человек восемь стояли с записками от Эспера Эклеровича (Ильф и Петров). 3. С площади на улицу вырвались две брички. 4. Трое братьев Шумилиных прибежали из дому. 5. Четверо лежали под сосной молча, тая дыхание. 6. Возле запряжки крайнего орудия суетилось человек шесть венгерских гусар (Шолохов). 7. Большинство фронтовиков читали эти рассказы с удовольствием, но Климовичу они не нравились. 8. На левом фланге стояло шесть вынесенных из окружения ручных пулеметов – два наших и четыре немецких, а еще дальше, на самом фланге, стоял большой немецкий полковой миномет и рядом с ним лежали две неистраченные мины (Симонов). 9. Большинство растений, сохранившихся еще с доледниковых времен, продолжает размножаться вегетативно. 10. Множество куропаток перелетало и токовало в этой удивительной маленькой роще (Соколов-Микитов). 11. И вот незаметно миновали четыре года. 12. Оба его помощника тоже обернулись. 13. У Виктора завелось множество связей. 14. Под стать этим богатырям была и группа первых советских электриков (Гранин). 15. Пять грустных солдат не вернулись из схватки военной (Окуджава). 16. Сколько тысяч и даже миллионов детей будут помогать ветру их [одуванчики] раздувать, сколько стариков, глядя на них, будут вспоминать свое детство. 17. С тех пор прошло много времени (Пришвин). 18. Только через час пришло несколько цыган и цыганок – табор их я видел невдалеке от Пушкинских гор (Паустовский).
19. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шел впереди его и оставил даже тропу после себя (Пришвин). 20. Он писал о том времени, что придет на смену войне. 21. Кто знает, что ждет Дагни в будущем? 22. Портовые рабочие, те, что освистали старого осла, напирали сзади (Паустовский). 23. Дни, что нами пройдены, помнят свет нежности твоей (Добронравов). Задание 2. Проанализируйте структуру составных именных сказуемых. Укажите, формы каких падежей и с какими значениями используются в роли именной части. Отметьте особенности координации именных сказуемых с подлежащим. 1. Папа – русский, мать – эстонка. Оба с судомеха… 2. А я был, что называется, из простых. 3. – Лично я не против англичан. 4. – Может, этот тип из полиции? 5. Мы ведь были на задании. 6. Все кругом не для печати. 7. Голова у меня не в порядке. 8. Да и халат был в пятнах. 9. Родители были в отчаянии. 10. Оба – в разладе с действительностью. 11. Да, мой папаша – обрусевший курляндский немец. Мать – из Польши. 12. Одежда моя была в грязи. 13. Первые фотографии были желтоватые, с трещинами. Некоторые без уголков. 14. Ребенок в пределах нормы. 15. Он был в элегантном костюме, при галстуке. 16. – И это фикция. Я ведь на плохом счету. 17. Он [попугай] был с рыжим хохолком, оранжевыми пейсами и черным ястребиным клювом. 18. – Он не мрачный. Он под следствием (Довлатов). 19. Все шесть писем были от Даши (А.Н.Толстой). 20. Жаль, что салют в двадцать четыре выстрела, а не в сто двадцать четыре (Паустовский). 21. Что-что, а такие мелочи в нашей власти (Гранин). Задание 3. Определите способ выражения именной части в выделенных сказуемых. Подберите сказуемые, синонимичные данным (как именные, так и глагольные). Если возможно, подберите предложения, синонимичные приведенным в упражнении (как дву-, так и односоставные). 1. Город маленький, люди на виду. 2. – Он тебе понравится, – сказал мой друг. – Мужик культурный, начитанный, с юмором. 3. Матрас был совершенно новый, в упаковке. 4. Кажется, я не сказал, что он был маленького роста. 5. Все ее подруги были замужем. 6. Семья в истерике… 7. Считай, что мы в разводе!.. 8. Креповые носки тогда были в моде. 9. Руки ее были в золе. 10. Фильм будет минут на десять. 11. Теоретически все должно быть иначе (Довлатов).
Задание 4. Определите способ выражения и семантику несогласованных определений. Если возможно, замените их синонимичными согласованными. При наличии соотносительного согласованного определения опробуйте объяснить, почему автор выбрал несогласованное. 1. Повествование отставного полковника записано по памяти. 2. Фасады этих домов из темного, почти черного камня были освещены снизу неяркими фонарями. 3. На балконе одного из зданий стоял в луче света молодой человек в простой военной форме. 4. Десятки длинных и причудливых исторических флагов времен восстания гезов, испанских войн и Тиля Уленшпигеля спускались с длинных флагштоков, выдвинутых из верхних окон домов. 5. Действительно, шмели были похожи на коротенькие ленты от георгиевских медалей. 6. В тазах с холодной водой лежали груды роз, пионов, сирени. 7. Багровые тучи на западе медленно гасли. 8. Одна створка окна была открыта. За ней, за вазонами с бегонией, поблескивал от неяркого света, падавшего из окна, мокрый куст сирени (Паустовский). 9. Война с наркотиками шла полным ходом. 10. – Все рухнуло не из-за меня, а потому что ты жил в домике из соломы. 11. Фары выхватывали толстые стволы старых немецких лип по обе стороны шоссе. 12. Лизу вся эта новоиспеченная мода на старину, на «купеческую Русь», на четырнадцатый год раздражала и казалась надуманной и искусственной (Устинова). Задание 5. Выделите синкретичные члены предложения. Попробуйте объяснить, почему автор предпочел их типичным второстепенным членам. 1. Работа над локатором продвигалась все медленнее и труднее. 2. Сашу взволновал рассказ о локаторе. 3. После этого разгорелись споры вокруг кандидатуры Потапенко. 4. Воспоминания об этом вечере всякий раз возбуждали в нем ярость. 5. Лиза подумывала о возвращении в школу. 6. Она подошла к дверям его квартиры совсем расстроенная. 7. Рейнгольд достал толстую папку с перепиской по поводу автомата. 8. А Давид после изгнания купчины проникся к Лебедеву величайшим почтением. 9. Студенткой техникума Софочка вышла замуж за своего однокурсника. 10. Вразброд бежали мысли о сегодняшнем вечере (Гранин). Задание 6. Подберите из современной художественной литературы или текстов СМИ примеры использования простых предложений, имеющих синонимические конструкции. Попробуйте объяснить, почему из синонимического ряда автор выбрал именно эту конструкцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|