Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки федеративного государства




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ

(РПА Минюста России)»

ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА

Минюста России)

 

Кафедра теории и истории государства и права

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

 

Выполнила

студентка 3 курса

ЮБзиу-14-1 группы заочной формы обучения

направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Данильченко Анастасия Андреевна

Научный руководитель

Дата защиты «_____ «______________ 20__ г.

Оценка______________________

Подпись

научного руководителя__________________

 

 

Иркутск, 2017

Содержание

Введение. 3

1. Понятие и признаки федеративного государства. 5

2. Виды федераций. 8

3. Форма государственного устройства по Конституции РФ.. 16

Заключение. 29

Список литературы.. 31

 

 


Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что современное развитие России как федеративного государства предполагает опору на правовые ценности, положенные в основу норм Конституции РФ. Конституционно-правовые ценности довольно многоплановы. Закрепленные как основополагающие начала федеративного устройства государства, они тем не менее не сводятся только к установлению собственно принципов конституционного федерализма, но предопределяют состояние всех областей федеративных отношений. Не в последнюю очередь они формируют практический уровень решения вопросов федеративного устройства, определяют способы конструктивной региональной управляемости, предлагают рациональные пути непосредственного развития юридической практики в субъектах РФ.

Развитие конституционных идей федеративного государства в политическом опыте современной России имеет немало специфических особенностей и отнюдь не представляет собой идиллической картины. Однако ее равным образом не существует ни в одном из государств мира. Прежде чем был отлажен относительно устойчивый механизм федеративных отношений, базирующийся на конституционных принципах, наша страна переживала периоды, когда приходилось бороться за претворение в жизнь конституционных основ федерализма. Можно вспомнить, например, что развитие законодательства в субъектах РФ в середине 1990-х гг. характеризовалось стремлением к всемерному расширению своих прав, к их «суверенизации», что шло вразрез с конституционными принципами федерализма. Одни включали в свои конституции положения о праве выхода из состава России (Тыва); другие постановляли, что они являются государствами, лишь ассоциированными с Российской Федерацией (Татарстан); третьи провозглашали своей собственностью все природные ресурсы на территории республики (Республика Саха (Якутия), Республика Алтай); четвертые заручались особыми условиями в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, причем захватывали даже отдельные полномочия, относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации. Звучали даже заявления о том, что Конституцию РФ необходимо привести в соответствие с основными законами российских субъектов.

Объектом курсовой работы выступают публично-правовые отношения, возникающие в связи с проблемой реализации принципов федеративного устройства.

Предметом курсовой работы является система конституционных принципов федеративного устройства в механизме конституционного регулирования.

Цель курсовой работы – изучить федерацию как форму государственного устройства и Российскую Федерацию.

В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие и признаки федеративного государства;

– охарактеризовать виды федераций;

– осветить форму государственного устройства по Конституции РФ.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Понятие и признаки федеративного государства

Понятие «федерализм» происходит от французского слова federalisme и от латинского feodus, что означает «договор, союз». В литературе федерализм рассматривается с разных позиций.

По мнению Л.В. Андриченко, «федерализм – это форма государственного устройства, при котором отдельные государства или нации имеют центральные и региональные органы власти, где территориальные единицы с учетом местных особенностей находятся в состоянии субординации по конкретному кругу вопросов относительно федерального центра и независимы по всем остальным. Федерализм позволяет обеспечить сохранность и существование всей системы органов власти».[1]

А.А. Ливеровский исходит из того, что «для федеративной системы характерно разграничение институтов на федеральном и локальном уровнях. Эти институты наделены полномочиями, позволяющими участвовать в принятии решений совместно с центром».[2]

И.В. Ирхин предлагает идентифицировать федерализм как «многоуровневый механизм управления, сочетающий элементы общего управления и регионального самоуправления».[3]

При этом, несмотря на различия в подходах к интерпретации концепции федерализма, подавляющее большинство авторов сходятся в следующих главных критериях, определяющих ее содержание:

1) наличие в государстве инкорпорированных территориальных единиц;

2) самостоятельная система органов власти на федеральном и региональном уровнях;

3) определенная модель разграничения компетенции между центром и регионами в соответствии с установленным порядком, а также их взаимодействие и сотрудничество;

4) наличие взаимной ответственности;

5) гетерогенный характер социокультурного пространства государства, проявляющийся в этническом, национальном, религиозном, лингвистическом, историческом и ином многообразии.

Федерация (от лат. foedus – союз, объедине­ние) – одна из основных форм политико-территориальной организа­ции государства, сложная структура которой состоит из двух или более государств или государственно-подобных образований (штатов, про­винций, земель), обладающих конституционно закрепленной полити­ческой самостоятельностью вне пределов прав и полномочий общего государства в целом. С одной стороны, федерация качественно отлича­ется от унитарного государства, для которого, как показано выше, ти­пично подразделение его территории не на государственные, а на адми­нистративные единицы и наличие лишь одной системы высших орга­нов государственной власти на общегосударственном уровне, в то время как федерация состоит из государств и/или государственных образований – субъектов федерации, имеющих свою территорию, свою конституцию, свое гражданство, собственное законодательство, высшие государственные органы и т.д. С другой стороны, федерация коренным образом отличается от такой формы межгосударственного объединения, как конфедерация, поскольку образование федерации всегда означает создание государствами и/или государственными об­разованиями – субъектами федерации их общего (единого) суверенно­го государства с федеральными органами власти и управления, с еди­ной территорией, общим гражданством, единой денежной единицей и т.д., в то время как конфедерация (о чем подробнее речь в следующем параграфе данной главы) – это не одно союзное государство, а союз двух или нескольких независимых государств, объединение которых не приводит к появлению нового суверенного государства со всеми выте­кающими из этого следствиями.[4]

Федерация– тип реальной государственной организации, соответствующей всем принципам федерализма и являющейся воплощением его философии. М.Н. Марченко обращает внимание на более сложную природу федерализма, нежели федерации. Причиной более широкого понимания категории «федерализм» по сравнению с «федерацией» является то, что эта категория охватывает и те процессы федерализации, которые происходят в недрах унитарного государства или конфедерации при их переходе к федеративной форме государственного устройства. На наш взгляд, данное утверждение совершенно обоснованно указывает на расширенный характер принципа федерализма с учетом его относимости к процессам федерализации, происходящим и в государствах, не являющихся федеративными.[5]

Федерацию можно определить как форму государственного и территориально-политического устройства, при которой несколько государственных или территориальных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое политическое сообщество.


Виды федераций

Можно выделить различные виды федеративных государств в зависимости от их содержания и форм материализации.

1. Государства федеративного типа государственного устройства разграничиваются на многонациональные и территориальные по критерию содержания полномочий регионального и национального сообществ.

Многонациональная федерация – политическая система, которая предоставляет широкие начала самоуправления отдельным нациям (Квебек (Канада), Швейцария, Индия). В территориальных федерациях властные полномочия разграничены, но отсутствуют четкие демаркационные линии между национальными и субнациональными группами по вопросам осуществления последними самоуправления (США и ФРГ).

Представляется оптимальным вариант, предусматривающий четкую и определенную модель дифференциации компетенции между различными крупными консолидированными самостоятельными социальными сообществами. На федеральном уровне целесообразно сформулировать генеральный подход к их правовому статусу на базе универсального конституционного принципа равноправия. В рамках региональных правовых пространств положение социальных сообществ должно получить развернутую регламентацию. Принятие такого решения позволит снизить потенциал поляризации интересов отдельных сообществ, создаст условия для стабильного и предсказуемого подхода к их правовому регулированию.[6]

2. По своему происхождению федерации бывают двух основных видов. К первому виду относятся государства, изначально представлявшие собой совокупность соединенных политических единиц, впоследствии вступивших в состав иного федеративного государства либо самостоятельно образовавшие федерации (США). Во вторую группу входят государства, форма устройства которых была преобразована в федерацию из унитарного государства в результате эволюции либо объединения. Например, Швейцария образовалась в федерацию как уже существующее сообщество, но кантон Юра вошел в состав швейцарского государства в процессе эволюции.

3. Федеративные государства подразделяются на симметричные и асимметричные. При симметричном виде федеративного устройства территориальные единицы обладают одинаковым правовым статусом. Асимметричная федерация характеризуется тем, что ее отдельным субъектам принадлежат специальные полномочия или более широкий перечень полномочий по сравнению с другими регионами.

Как правило, федерации создаются по асимметричному принципу. Это обусловливается наличием различных социально-экономических, культурных особенностей территориальных единиц, географическим положением государства и его частей, размером субъектов, удобством управления ими (США, Бразилия, Аргентина), эффективности администрирования и реализации федеральной политики (ФРГ, Австрия), применения механизма ответственности. Кроме этого, асимметрия параметров федеративного устройства является свидетельством продолжительного и трудного пути становления и развития государства, учета, признания и уважения им объективно существующих локальных особенностей различных территорий. Такой подход отвечает демократическим принципам, базирующимся на уважении и соблюдении прав человека и гражданина. Государства-участники в Уставе Совета Европы 1949 г. выразили «приверженность духовным и моральным ценностям, которые являются общим достоянием их народов и подлинным источником принципов свободы личности, политической свободы и верховенства права, лежащих в основе любой истинной демократии».

Вместе с тем одной из главных задач обеспечения гармоничного функционирования асимметричной федерации является принятие эффективных мер по предупреждению развития и распространения сепаратизма и разрушению государственной целостности.

В свою очередь, в рамках симметричной формы государственного устройства в меньшем объеме представлены гарантии недопустимости утраты идентичности регионов, нивелирования их социально-экономических, этнических, исторических, культурных, религиозных и иных особенностей.

4. В зависимости от установленного порядка внесения изменений и пересмотра национальной и региональных конституций выделяются также параллельные и непараллельные федерации.

В параллельных федерациях механизм внесения поправок в конституционные акты идентичен на федеральном и региональном уровнях (Бразилия, Малайзия, Швейцария).

В Бразилии изменения в национальную Конституцию могут вноситься на основания решения 3/5 членов обеих палат общегосударственного парламента в двух чтениях. Аналогичный порядок установлен в штатах.

Непараллельные федерации подразделяются на два вида. Первый вид характеризуется тем, что механизм внесения изменений в субфедеральные конституции не установлен на федеральном уровне (Аргентина, ФРГ, Россия, США), поэтому субъекты сами могут определять порядок внесения поправок. Например, для внесения изменения в Конституцию Аргентины необходимо 2/3 голосов членов обеих палат парламента. Между тем в некоторых провинциях может предусматриваться такой способ внесения поправок в конституции, согласно которому легислатура двумя третями голосов принимает решение о вынесении вопроса об утверждении этих поправок на референдум.[7]

Согласно второму подходу конституции субъектов федерации изменяются в упрощенном порядке, поскольку на федеральном уровне соответствующие ограничения для этого не установлены (Австралия, Австрия, Мексика, Венесуэла).

Например, вопрос о поправках в конституции провинций Канады решается самостоятельно легислатурами путем принятия ими актов в обычном (ординарном) порядке. Согласно ст. 38 Конституционного акта Канады 1982 г. Конституция Канады может быть изменена путем издания Генерал-губернатором Прокламации с приложением большой печати Канады, уполномоченным на это: a) резолюциями Сената и Палаты общин; b) резолюциями законодательных собраний по меньшей мере двух третей провинций, население которых согласно последней всеобщей переписи составляет в совокупности по меньшей мере 50 процентов населения всех провинций.

Как представляется, механизм внесения поправок в конституционные акты государства и его территорий должен быть определен в специальном правовом акте, разработанном и принятом ими совместно. На федеральном уровне следует урегулировать только порядок внесения изменений в региональные конституции по вопросам, имеющим значение для всего государства.

Определение федеральным центром условий и порядка организации деятельности субфедеральных институтов по внесению изменений в их основные законы противоречит концепции федерализма.

5. На наш взгляд, следует выделять мультикультурные и монокультурные федерации.

Для мультикультурных федераций характерными признаками являются этнический, культурный, национальный, языковой, религиозный и иной плюрализм, официально провозглашенный и признаваемый государством.

В монокультурных федерациях цивилизационное многообразие вне зависимости от форм и способов его декларирования в государстве не признается.

Так, Исламская Республика Пакистан в качестве государственной религии определяет ислам (ст. 2).

Учитывая тот факт, что правовые системы стран исламского фундаментализма, к которым относится Пакистан, базируются на нормах Корана, Сунны, иджмы и кияса, такой подход на практике предопределяет весьма негативное отношение государства к иным религиозным верованиям, а также безусловное превосходство ислама.

В результате принудительного, насильственного уничтожения культурологического многообразия нарушаются общепризнанные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в основных международных документах.

Статья 9 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека устанавливает, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Таким образом, ограничение и препятствование возможности полноценной, справедливой реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, навязывание строго определенных моделей поведения граждан являются свидетельством авторитарного антиправового режима.

6. В литературе по различным частным цивилизационным параметрам выделяются гомогенный и гетерогенный виды федераций.

Некоторые зарубежные исследователи называют США социально гомогенным и централизованным государством. Л.Э. Гумашвили указывает, что «дифференциация между различными частями государства производится по экономическим, историческим и культурным параметрам регионов. Северная Дакота отличается от Пенсильвании, но большинство из этих отличий объясняется особенностями их экономической базы. На других территориях наибольшие различия проявляются не в аграрной, культурной или промышленной сферах, а, например, в политическом и социальном отношениях. Данные особенности варьируются в зависимости от сосредоточения различных религий и этнических групп по всей стране».[8]

7. Федеративные государства дифференцируются на реальные и фиктивные. Первый тип свидетельствует о подлинности сложившейся модели федеративных отношений в государстве (ФРГ, США), второй – об их искусственном или деформированном характере (Бразилия, Мексика, Венесуэла).

Так, государство может быть de facto федеративным либо в модели его государственного устройства преобладают признаки федерации, тогда как законодательство говорит об унитарном характере отношений между федеральным центром и субъектами либо о квазифедерации, государстве автономных сообществ.

Данный тезис проявляется в системе государственного устройства Испании.

В других случаях основной закон устанавливает федеративную форму государственного устройства, тогда как в отношениях между центром и субъектами преобладают черты унитаризма.

Так, в ст. 40 Конституции Мексиканских соединенных штатов от 5 февраля 1917 г. установлено, что мексиканский народ по своей воле конституируется в представительную, демократическую федеративную Республику, состоящую из штатов, свободных и суверенных во всем, что относится к их внутренним делам, но объединенных в Федерацию в соответствии с настоящим Основным Законом.

Однако гегемония однопартийной системы и сосредоточение всей власти в ведении центрального правительства на протяжении 70 лет (до 1997 г. в мексиканской политике главенствующую роль играла Институционно-революционная партия) дезавуировали подлинные качества федерации.

В.Ф. Калина подчеркивает, что «в продолжение давних традиций многие субнациональные правительства Латинской Америки являются слабыми, перегруженными и в финансовом отношении сильно зависят от центрального правительства».[9]

8. В зависимости от содержания предметов исключительного и совместного ведения между федеральным центром и регионами, а также характера полномочий по их правовому регулированию и практической реализации государства могут обладать «сильными» и «слабыми» федеративными показателями.

Согласно ст. 3 Конституции Боснии и Герцеговины к обязанностям институтов Боснии и Герцеговины относятся следующие вопросы: a) внешняя политика; b) политика в области внешней торговли; c) таможенная политика; d) денежно-кредитная политика, как это предусмотрено в ст. VII; e) финансирование институтов и международных обязательств Боснии и Герцеговины; f) политика и регулирование в области иммиграции, беженцев и убежища; g) обеспечение соблюдения уголовного законодательства на международном уровне и на уровне Образований, включая отношения с Интерполом; h) создание и эксплуатация общих и международных средств связи; i) регулирование транспортного сообщения между Образованиями; j) управление движением воздушного транспорта.[10]

К обязанностям Образований Боснии и Герцеговины отнесены: a) право устанавливать особые параллельные отношения с соседними государствами, сообразуясь с суверенитетом и территориальной целостностью Боснии и Герцеговины; b) оказание всей необходимой помощи правительству Боснии и Герцеговины, чтобы последнее могло соблюдать международные обязательства Боснии и Герцеговины, при условии, что ответственность за финансовые обязательства, принимаемые одним Образованием без согласия другого до выборов Парламентской Ассамблеи и Президиума Боснии и Герцеговины, несет само это Образование, за исключением тех случаев, когда такое обязательство необходимо для продолжения членства Боснии и Герцеговины в какой-либо международной организации; c) обеспечение безопасных и надежных условий для всех лиц в их соответствующей юрисдикции путем содержания гражданских правоохранительных учреждений, действующих в соответствии с международно признанными нормами и соблюдающих международно признанные права человека и основные свободы, и путем принятия других надлежащих мер; d) с согласия Парламентской Ассамблеи заключение соглашений с государствами и международными организациями. В законодательном порядке Парламентская Ассамблея может установить, что некоторые виды соглашений не требуют такого согласия.

При этом все правительственные функции и полномочия, прямо не возложенные Конституцией на институты Боснии и Герцеговины, выполняют Образования.

В России федеральный центр обладает обширной компетенцией, а регионам фактически оставлено право опережающего правового регулирования по вопросам совместного ведения и по определению узко ограниченный круг предметов исключительного ведения, что позволяет нашу страну отнести к категории государств с «сильными» федеративными показателями.

На основании анализа моделей федеративного устройства различных государств можно сделать вывод о том, что федеративные отношения по своей природе обладают подвижным характером, подвержены влиянию различных общемировых и национальных тенденций развития, дифференциации, зависят от множества разнообразных факторов (социальных, экономических, политических, правовых, национальных, этнических, религиозных и др.). Гармонизация указанных факторов вызывает значительные трудности.

Одной из главных проблем сбалансированного функционирования федеративного государства является выработка эффективного механизма разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами. Как правило, сложности возникают в связи с отсутствием единообразных подходов у регионов и федерального центра к определению круга вопросов, отнесенных к их ведению, по содержанию, объему полномочий, механизму их практической реализации.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...