Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-институциональная структура международной экономики




 

Функциональная структура международной экономики обусловливает определенную организационно-институциональную структуру международной экономики.

Организационно-институциональная структура современной международной экономики представляет собой совокупность различных институтов, организаций, правил и принципов, с помощью которых осуществляется регулирование системы МЭО. Данная структура включает в себя две основные составляющие.

Первая – это международная рыночная инфраструктура.

Вторая – это международная система координирующих механизмов.

Современная международная рыночная инфраструктура – это сложная система взаимосвязанных элементов (рис. 2).

 

 
 

 


Рис. 2 Инфраструктура современной международной экономики[13]

Конкретный анализ всех элементов данной инфраструктуры международной экономики дается в следующих темах. Здесь же отметим, что на определенном этапе развития мировой рыночной экономики она не в состоянии стабильно и эффективно функционировать лишь на основе собственно рыночной инфраструктуры, без определенных общих для всех стран механизмов координации и управления, т.е. без соответствующей организационно-институциональной структуры.

На современном этапе развития рыночной экономики в условиях формирования и быстрого развития транснациональных секторов в международной экономике складываются два вида механизмов координации и управления: на микроуровне и на макроуровне.

Организаторами координирующих и регулирующих механизмов на микроуровне являются крупный международные компании, транснациональные корпорации. Последние создают вертикальные схемы (пирамиды) управления своим общим бизнесом, включая национальный и транснациональный.

На макроуровне подобные координирующие механизмы создаются в рамках специальных межгосударственных, наднациональных институтов, в т.ч. экономических, финансовых и других, обладающих мандатом наблюдения за мировым развитием, выработки общих норм, правил, принципов международных экономических отношений. Среди таких институтов выделяются четыре основные категории, между которыми существуют определенная связь (рис. 3).

 

 

 


Рис. 3 Институциональная среда международной экономики

 

В настоящее время насчитывается более 400 межгосударственных институтов, среди которых выделяются: ООН, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и др.

Главное место среди функций (задач) всех наднациональных (межгосударственных) институтов занимают проблемы разработки «правил игры», т.е. правил и законов, обеспечивающих нормальное функционирование международной экономики и отдельных национальных экономик, а также контроль за практической реализацией экономических связей.

Весьма важно подчеркнуть, что «Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности», выработанные наднациональными (экономическими) институтами, являются общей правовой основой для все государств-участников международной экономики. Вступая в члены того или иного международного (экономического) института, эти государства обязаны привести свои национальные законодательства в соответствие с международными договорами и правилами. Вместе с тем, следует заметить, что приоритет международного права не означает полной интернационализации внешнеэкономической политики (деятельности) государства. Обязанностью любого государства является отстаивание национальных экономических интересов. С этой целью государство формирует свои специальные институты, проводящие общеэкономическую и внешнеэкономическую политику в своих интересах, не нарушая общемировых норм, правил, принципов. Важно, при этом, подчеркнуть, что отдельное государство, организуя и реализуя свою внешнеэкономическую деятельность, может оказывать влияние на развитие международной экономики, системы МЭО. Такое влияние может осуществляться прямо, непосредственно, или косвенно, опосредованно. В первом случае речь идет о таких, к примеру, инструментах внешнеэкономической политики, как протекционизм, политика свободной торговли и т.д. Косвенное регулирование внешнеэкономических связей государство может осуществлять через широкую сеть зарубежных подразделений, контролируемых как частными, так и государственными компаниями.

Особенности функционирования институциональной структуры современной международной экономики обусловливаются ее секторальной структурой и субъектами МЭО.

Современная международная экономика (и каждая отдельная национальная экономика) включает в себя четыре основных сектора:

– реальный сектор (real sector). Это частный нефинансовый сектор, который включает негосударственные нефинансовые предприятия и домашние хозяйства; обеспечивает производство и предложение товаров данной страны на внутренний и внешний рынки; предъявляет спрос на товары личного и производственного потребления;

– бюджетный сектор (fiscal sector). Это государственный правительственный фискальный сектор, который служит прежде всего для перераспределения доходов;

– денежный сектор (monetary sector). Это финансовый или банковский сектор, представленный денежными потоками, проходящими через центральный и коммерческий банки;

– внешний сектор (external sector). Это сектор включает операции с зарубежными странами каждого из вышеназванных секторов и деятельность его отражается в платежном балансе страны.[14]

между названными секторами международной экономики существуют определенные связи. Такие связи фиксируются и определяются через систему национальных счетов (СНС) (system of national accounts), разработанную международными организациями. СНС представляет собой совокупность международно признанных правил учета экономической деятельности, отражающих все основные макроэкономические связи страны и международной экономики в целом. Значение СНС в развитии международной экономики заключается в том, что она (СНС), во-первых, обеспечивает международную сопоставимость экономических параметров, поскольку основана на международно-согласованных классификациях и правилах отчетности; во-вторых, используется для текущего экономического анализа и принятия стратегических решений в экономической (внутренней и внешней) политике.

Основой учета CНC являются экономические субъекты. В Системе национальных счетов все экономические субъекты объединены в пять основных групп:

1) нефинансовые корпорации – включаю компании, занятые производством товаров и нефинаносвых услуг в реальном секторе;

2) домашние хозяйства (households) – физические лица, которые действуют в экономике (продают свою рабочую силу, производят и потребляют различные товары и услуги), а также являются субъектами реального сектора;

3) неприбыльные институты (nonprofit institutions) – состоят из физических лиц, которые предоставляют нерыночные услуги домашним хозяйствам и основаны на добровольном участии в их деятельности физических лиц. Действуют в реальном секторе экономики.

4) правительственные учреждения (government agencies) – такие учреждения помимо своих основных функций (политических), функций регулирования экономики, занимаются производством нерыночных товаров и услуг, перераспределением доходов, направляя их в бюджетные организации (социального обеспечения, здравоохранения, образования, культуры);

5) финансовые институты (банки, страховые инвестиционные компании и т.д.), которые занимаются финансовой посреднической и вспомогательной деятельностью, являются основной институциональной структурой денежного сектора.

Все перечисленные группы экономических субъектов с позиций принадлежности к национальной экономике делятся на две категории – резиденты и нерезиденты.[15]

Резиденты (residents) – все субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их гражданства или принадлежности капитала. К таковым относятся: лица, постоянно проживающие в данной стране; рабочие-эмигранты, если они находятся в данной стране более года; правительственные институты, включая их представительства за рубежом; предприятия, осуществляющие экономическую деятельность в данной стране, даже если они частично или полностью принадлежат иностранному капиталу.

Нерезиденты (non-residents) – все субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются филиалами институциональных единиц данной страны.

Итак, мы выяснили институциональную структуру международной экономики. Поскольку в рамках современной международной экономики, как уже отмечалось, формируется и функционирует специфический сегмент – транснациональная экономика, или наднациональная экономика, постольку важно и необходимо выделить в отдельную схему (структуру) субъектов этого сегмента (рис. 4).

 

 


Рис. 4 Субъекты транснациональной экономики[16]

 

Вопросы, связанные с анализом транснациональной экономики, рассматриваются в специальных курсах, в теме 9 данного курса. Здесь лишь заметим, что особенность транснационального сегмента современной международной экономики заключается в том, что он находится за рамками национальных границ, в надгосударственном, никем не отрегулированном пространстве. Но тем не менее, транснациональная экономика находится в прочных связях с национальной экономикой, с международной экономики в целом.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...