Гуманная педагогика воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.
Авторитарная педагогика приспосабливает Ребенка к жизни. Гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни. Авторитарная педагогика монологична в своем общении с детьми. Гуманная педагогика ведет постоянный диалог с ними. Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям, внимательности, послушанию, ответственности, непререканию… Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви. Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется… Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством… Авторитарная педагогика консервативна. Гуманная педагогика инновационна. Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания… Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребенок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения. Чаша Педагогической Мудрости Классическое педагогическое наследие несет в себе Чашу Педагогической Мудрости, все содержание которой есть достояние не истории, а настоящего и будущего. В нашей современной действительности Чаша Педагогической Мудрости достается нам – нынешнему поколению учителей и воспитателей. Мы можем взять из нее столько, сколько в состоянии взять, и можем обогатить ее настолько, насколько наше творчество в состоянии открывать новые врата в мире образования.
Мудрости из этой Чаши вдохновляют нас – приверженцев гуманной педагогики – на творчество и поиск нового, дают направление нашему педагогическому мышлению и практике, помогают ощущать величие Педагогической Истины. Вот часть путеводных мудростей из этой прекрасной Чаши классиков педагогики: * Наша душа небесного происхождения. *Последняя цель человека находится за пределами этой жизни. *Духовность есть основа всякого бытия, вечного и бессмертного. *Ребенок есть микрокосмос, способный объять макрокосмос. *Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы. *В Ребенке изначально посеяны семена его будущей личности. *Дети не готовятся к жизни, они уже живут. *В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры. *Истинное воспитание Ребенка – в воспитании самих себя. *В школе должна присутствовать разумная религиозность. *В любви Ребенок находит вдвое больше источник роста. *Без духовной общности воспитание не состоится. *Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света. *Под именем гуманного образования надо разуметь развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие. *Истинно гуманный дух наших сил заключен в вере и любви. *Обучение должно опережать развитие и вести его за собой. *Воспитание духа и нравственности есть основание всего образования. *Сотрудничество есть венец человечества. *В сотрудничестве с взрослым Ребенок становится более сильным в своей интеллектуальной деятельности, чем при самостоятельной работе.
Педагогика для детей Света Мир заговорил о приходе на Землю Нового Поколения Детей. Утверждается, что современные дети особенные. Их предназначение более высокое, чем было предназначение любого другого поколения. Новое Поколение, которое рождается, своим образом жизни и устремлениями будет резко отличаться от образа жизни и устремлений всех тех поколений, которые существуют сейчас на Земле. Различие это будет заключаться в следующем:
Главное для современных поколений – иметь и захватывать. Главное для новых поколений – давать и дарить. Лозунг современных поколений – соревноваться и конкурировать. Для Новых Поколений лозунгом будет сотрудничать и объединяться. Современные поколения разрушительны. Новые Поколения будут созидательными. Владение научными знаниями – гордость и слава современных поколений. Для Новых Поколений мудрость будет превыше всего. Современные поколения управляются интеллектом. Новые Поколения будут управляться интуицией. Современные поколения окружают себя уродливыми формами. Красотой будут окружать себя Новые Поколения. Современные поколения сгибаются под тяжестью страданий. Новые Поколения будут носителями Света и радости. Современные поколения скованы. Новые Поколения будут жить в свободе. Первая волна Новых Поколений уже идет. Утверждается также, что почти все дети являются представителями этой волны. Их называют по-разному: Детьми Света, Звездными Детьми, Детьми с Космическим сознанием. Дети эти мудры, имеют разностороннюю талантливость, проявляют раннюю развитость, у части из них есть необычные способности, маленькие дети порой говорят о чем-то странном для нас. Они открыты и уверены в себе. Но они уязвимы перед грубостью и насилием. Бесцеремонность и недоверие взрослых делает их беззащитными. Ими овладевает скука в той среде, где их не понимают, им очень скучно в школе. В авторитарной среде, где равнодушие и безразличие и где им не верят, они ломаются, начинают душевно болеть, уходят в себя, впадают в отчаяние, нарушают порядок, становятся «гиперактивными», приобретают дурные склонности, убегают из семьи, порой кончают жизнь самоубийством. В среде же взаимопонимания, любви и уважения их способности раскрываются быстро, они преуспевают, любят дружить и сотрудничать. Как нам быть? Принять ли утверждение о приходе Поколения Света, Детей Индиго, согласиться ли, что они несут свою миссию и новый образ жизни для ускорения эволюционного развития человечества, или же объявить недоверие такому утверждению? Мы, приверженцы гуманной педагогики, принимаем нынешних детей за представителей Света и делаем вывод: детям Света нужны родители, учителя, воспитатели - тоже устремленные к Свету.
И какая же нужна педагогика детям Света? Им нужна педагогика любви, добра, понимания, содействия, воодушевления, вдохновения, сочувствия, защиты. Нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное рвение, направлять на поиск своего предназначения. Это есть гуманная педагогика. Что от нас зависит Никто из нас – учителей, воспитателей, родителей – не является маленьким человеком, от которого мало что зависит. Не надо унижать себя, ибо от нас зависит очень многое: мы есть основная сила в мире образования, и потому судьбы наших детей в наших руках. Нам нужно только осознать, что «дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории… на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения». Миру нужны преданные сторонники Истины и Добра. Миру нужны живые, деятельные Светоносцы, борющиеся с невежеством и пороками человечества. Миру нужны мужественные служители своей миссии, своего долга. Мы не можем отдать образование на откуп сегодняшнему дню, на откуп невежеству. К сожалению, к власти не всегда приходят люди мудрые и заботящиеся о Вечном. Многие из них, как правило, озабочены не глубинными проблемами образования подрастающего поколения, но мелкими, внешними, политическими вопросами. Власть порой горько ошибается, навязывая образовательному миру свои политические и потому недальновидные решения. Нам нужно избегать заблуждений в реформах образования, а не поддаваться им, иначе сами станем соучастниками нанесения вреда образованию, а точнее, нанесения вреда судьбе Поколения Детей Света, судьбе каждого Ребёнка и, стало быть, нашей собственной судьбе тоже.
Пора понять, что мы давно уже не солдаты каких-либо партийных генералов. Если знаем, к чему мы призваны и как велика наша ответственность, то нами будет руководить только наша педагогическая совесть. Гуманная педагогика есть высочайший уровень мысли и практики. Смешивать её с авторитарной педагогикой нельзя. Потому от нашего выбора зависит - станет образовательный мир гуманным или останется авторитарным. Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля вокруг себя. Поле это без нашей личности не существует, оно такое, какие есть мы сами, наши убеждения и устремления, наш личностный склад характера и нравов. В образовательном мире всегда были и есть учителя и воспитатели с богатым духовным миром и высоким нравом, люди устремлённые, преданные, благородные. Они приходят к гуманной педагогической практике по своему внутреннему зову, а ученики и воспитанники влюбляются в них, им хорошо находиться рядом, и успехи в познании и взрослении становятся естественным следствием. Но многим, выбравшим себе путь гуманной педагогики, приходится и придётся заниматься сложным трудом преображения, чтобы возвысить себя до уровня понимания и творческого воплощения идей гуманной педагогики в образовательной практике. Нам нужно будет: расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности; взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво; пристраститься к источникам педагогической мудрости; постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения; взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру; и, конечно же, избавляться от дурных привычек и склонностей, если замечаем в себе такое. Мы, авторы «Манифеста», проходим этот путь, которому, как творчеству, нет и не будет конца. Мы переживаем в себе глубокое удовлетворение каждым достижением. Видим и радуемся, как преуспевают наши ученики и воспитанники, общаясь с нами, как обогащается и расширяется наша личная жизнь, наша деятельность в обществе. Ваше участие в этом благородном процессе одухотворения образовательного мира идеями гуманной педагогики усилит Свет в образовании.
Гуманная педагогика не есть уже проторенная дорога, по которой нам остается достойно пройти. Каждому придется самому открыть свою тропинку, но каждому при этом придется также направить свою творческую энергию на разрешение проблем, на которых гуманная педагогика ставит свои акценты.
Достижения своего творческого поиска станут, во-первых, ступеньками нашего роста; во-вторых – источниками насыщения своего субъективного образовательного поля смыслом совместной с детьми жизни, устремленной к Свету; в-третьих – нашими дарами духа ко всеобщему алтарю созидания гуманной педагогики. Обозначим часть этих вопросов, требующих разрешения в теоретической и практической деятельности каждого из нас: Духовная жизнь Она есть внутренний источник восхождения духа, она же источник деятельности человека во внешнем мире. Какими светлыми и творящими образами обогащать нам духовный мир каждого Ребенка, как в каждом воспитывать духовную личность, умение жить в духовном мире и выносить во внешний мир дары своего духа? Как самому жить многогранной духовной жизнью и быть образцом одухотворенной деятельности?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|