Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы развития самосознания

Лекция 57 Самосознание и «Я-концепция» личности.

Самосознание личности. Механизмы развития самосознания. Этапы развития самосознания в детском возрасте. «Я-концепция» личности. Теоретические исследования Я-концепции личности. Подход У. Джемса. Символический интеракционизм: Ч.Кули и Дж.Мид. «Я- концепция» и «эго-идентичность»: Э.Эриксон. Феноменологический подход: К.Роджерс. Психоаналитический подход: З.Фрейд. Уровневое строение «Я-концепции»: И.С.Кон, В.В.Столин. Структура и составляющие «Я-концепции». Функции «Я-концепции»: средство обеспечения внутренней согласованности; интерпретация опыта; совокупность ожиданий.

 

Методические рекомендации к изучению темы:

 

Самосознание является необходимым условием существования личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и себя в своих отношениях с окружающим. Становление самосознание включено в процесс становления личности. Оно не надстраивается над личностью, а является одним из ее компонентов. Понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития личности, начиная с первых дней ее жизни. Ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения. Совокупность представлений о себе и их оценка создает психологическую основу поведения личности. Знание себя обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений свободы. В работах Б.Г. Ананьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, В.В.Столина Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, А.Г.Спиркина проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте проблемы развития личности.

Продуктом самосознания является «Я-концепция» личности. Во многих психологических теориях «Я-концепция» является одним из центральных понятий. Однако до сих пор не существует ее универсального определения, единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения «Я-концепции» в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов.

У. Джеймс, К. Роджерс, и другие, выдели различные формы представлений о себе, дифференцированные по сфере проявлений («социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «моральное Я», «семейное Я» и т.д.); как реальность и идеал («реальное Я», «идеальное Я»); на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем) Используются и другие критерии. Число «Я-образов» и их содержание определяется исследователем на основе теоретических соображений.

«Я концепция» описана в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э. Эриксона, Р.Бернса, Т.Шибутани, Дж. Мида и многих других выдающихся ученых.

При изучении темы необходимо разобраться в понятиях и научиться применять категории при анализе жизненных примеров.

 

Самосознание личности

Самосознание, как и сознание, имеет отражательную природу, но направлено не на объективный мир, а на личность, ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания. Самосознание – это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом – Я - концепцией.

Механизмы развития самосознания

Сначала формируется способность к осознанию своих психических явлений. Это способность отделять себя от своих зрительных образов, т. е. осознавать то, что мир существует независимо, но воспринимается посредством образов. Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни и развивающаяся на протяжении жизни, лежит в основе осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств. Выделив себя из окружающей среды, ребенок взаимодействует с средой и людьми, проявляет себя, а его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я –концепции».

Основным механизмом формирования «Я» - концепции в процессе самосознания личности, по мнению В.В.Столина, являются «субъективное уподобление» и «дифференциация». Выделены следующие механизмы:

1) Принятие точки зрения другого на себя.

В процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него мнения других людей и, присваивая их, формирует самосознание. Усваиваются:

Ø ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

Ø образ себя, как носителя определенных способностей и качеств;

Ø отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок;

Ø самооценки родителей, которые в потенциале могут стать самооценкой ребенка;

Ø способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.

2) Прямое и косвенное внушение.

Значимые люди внушают ребенку волевые и моральные качества, дисциплинированность, интересы, способности, оценочные характеристики и т.д.

3 ) Трансляция ребенку оценок, стандартов.

Родители вооружают ребенка оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами исполнения действий. Когда оценки реалистичны, т. е. соответствуют возможностям ребенка, то реагируя на них, он повышает свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я» - концепцию.

4) Система контроля.

На «Я-концепцию» ребенка влияет система родительского контроля, стиль воспитания. Контроль осуществляется по линии предоставления автономии ребенку или по линии жесткого контроля. Контроль может осуществляться двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда. Контроль может быть последовательным, случайным и непредсказуемым.

Например, жесткая дисциплина преобразуется в самодисциплину, а контроль с помощью страха превращается в самоконтроль с постоянной оглядкой на мнение других и избегания негативных мнений о себе. Предсказуемый либо непредсказуемый контроль может трансформироваться в такое личностное качество как интернальность-экстернальность поведения.

5) Система комплиментарных отношений.

Между ребенком и родителями складываются отношения:

Ø равенства;

Ø функционального неравенства,

Ø систем трансакций – действий, направленных на другого, с целью вызвать у него желаемое состояние или поведение.

 

6) Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.

Роль семьи в формировании самосознания ребенка значительна. Совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений, которые создают семейное «Мы». Семейное «Мы» входит в содержание индивидуального «Я» ребенка.

Самосознание ребенка определяется психологической структурой семьи, сетью требований, предъявляемых членами семьи друг к другу. В этой связи выделяют:

Ø Семьи с жесткими непроходимыми границами между ее членами. Такая структура семьи - барьер на пути формирования семейной идентичности ребенка, потому что он, как бы исключается из семьи;

Ø Семьи с диффузными, спутанными границами (псевдовзаимные семьи). В них поощряется выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства скрываются и подавляются. Недифференцированная семейная структура создает у ребенка трудности в самоопределении, в формировании его «Я», развитии самостоятельности.

Представленные характеристики - это два противоположных полюса, а в центре между ними нормально функционирующая семья.

7) Идентификация (уподобление).

Это уподобление «Себя» в форме переживаний и действий другому лицу. Идентификация рассматривается как механизм психологической защиты. Действие этого механизма проиллюстрировано 3. Фрейдом в теории психосексуального развития ребенка, в частности на третьей – фаллической стадии развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...