Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массовая информация: ее роль в современном мире.




Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов..

Сре́дства ма́ссовой информа́ции, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации.

Массовая коммуникация — процесс производства и воспроизводства массового сознания посредством средств массовой информации — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.

Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что «реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие» Водопьянова Н. А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. - Ставрополь. - 2006..
В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.
Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения, формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства.
Вот почему в современном информационном обществе роль МИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.
2.Развитие массовой прессы. Массовая пресса - феномен, возникший в начале ХХ века, являющийся одним из основных средств массовой информации.

Социально политические реформы общества и возникновение журналистики.

1605 г. – появление первых печатных изданий, благодаря тому, что появился типографский шрифт, и была открыта первая линия типографии.

1631 г. – французский врач издаёт в Париже еженедельник.

«Газета»(итал.) – монета.

«Газета»(рус.яз) – ведомости.

1703 г. 13 января– вышла первая газета «Ведомости».

13 января – день Русской печати.

Массовая пресса развивается в 19 веке. Разделение на массовую и качественную.

Массовая – Америка (Times, Gardian).

Качественная – Великобритания.

Коммерциализация журналистики появляется благодаря распространению рекламы.

Совершенствование массовой прессы начинается с 1883 года, с деятельности американца Пультцера, он ввел понятие «жёлтая пресса».

2005 г. – в США ежедневно выходит более 1500 газет.

В 90-х годах в России – складывается империя СМИ (медиахолдинги);

После распада группы «Мост» и потери контроля Березовского, телевидение стало принадлежать государству.

Электронные СМИ России:

На базе ВГТРК – телеканал «Культура», радио «Россия», «Маяк», «№1», - 98 ГТРК в Регионе.

РИАмисти + 110 регион. Радиоцентров.

1 канал – 51 % акций государства.

«Интерфакс» - агенство.

СМИ печатные:

- «Российская газета», «Парламентская газета», «Российские Вести».

- 2 журнала: «Россия», «РФ».

Глобализация информационных процессов.

- Суть явления отражает термин «глобализм», «глобальность», «глобализация».

«Глобализм» - идеология государства, мир рынка, который сводит современное развитие к продвижению и подчинению всех сфер общественной жизни.

«Глобализация» - определяется как процесс, вплетающий национальные государства в транснациональные образования.

Современная национальная экономика приобрела глобальный характер. Бизнес перешагнул границы отдельных государств, и крупнейшие компании мира стали транснациональными.

Медиаконцерны не стали исключением, их периодические издания выходят большими тиражами за рубежом(выпуски новостей, англ. – ВВС по всему миру, америк. – Today)

Развитие глобализации поощряется международными правовыми нормами.

1989 г. – «Юнеско» принимает новую стратегию коммуникации.

Цели: обеспечить сводный поток информации на международном и национальном уровне, и распространение информации без препятствий свободе слова.

Свобода коммуникаций защищается ВТО(всемирная торговая организация).

Китай, например, препятствует глобализации, все теле-радио-медиа организации в объединили в один холдинг, контролируемый государством.

Понятие «информационное общество» - новый тип общества:

Создание глобального информационного пространства, обеспечение доступа людей к мировым информационным ресурсам. Развитие рынка информации.

Движение к информационному обществу – путь в будущее человеческой цивилизации.

2000 г. - «Окинавская Хартия» глобального информационного общества, подписали 7 ведущих стран мира(Россия в том числе).

Для создания условий перехода России к информационному обществу и для её вхождения в мировую экономику, были приняты в России законы:

1. «закон об информатизации»;

2. «доктрина информационной безопасности РФ»;

3. «концепция единого информационного пространства России.

1999 – принята концепция формирования информационного общества в России. Рассчитана на 15 лет.)

Качественная пресса ( quality newspaper, quality magazine ) - солидные газеты и журналы, предназначенные для образованных читателей, серьезные и влиятельные издания. Князев также отмечает, что качественной прессе обычно противпоставляется таблоидная, или желтая пресса.

Таблоиды - газеты, которые все более ориентируется на интересы предельно массовой аудитории, стремясь подобным образом поднять свой рейтинг и повысить доходы от рекламы. Таблоиды противопоставляются качественной прессе, так как в погоне за прибылью не следят за качественным наполнением издания.

Необходимо отметить, что в анализируемых нами статьях термины массовая и качественная журналистика в большей степени используются для характеристики печатной продукции-то есть массовая пресса это, в первую очередь, низкопробная пресса, с избытком рекламы и развлекательной информации, распространяющаяся большими тиражами и имеющая низкую стоимость, в то время как качественная пресса дорогая, и содержит специфическую информацию, полезную только для узкого круга читателей, элитарная пресса. Но в нашей работе мы разделяем мнение С. Корконосенко, который подчеркивает, что определяющим признаком является не форма подачи и содержание, а именно аудиторный признак.

Поэтому мы будем придерживаться следующего определения массовой прессы:

Массовые издания - газеты, журналы, еженедельники, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию.

Основные признаки и функции массовой прессы:

получение прибыли за счет обеспечения массового спроса;

формирование массового сознания и общественного мнения;

реклама товаров отечественного и иностранного потребления;

формирование массового избирателя и обеспечение электората.

По мере того, как промышленный переворот готовил техническую базу для выпуска дешевых газет массовым тиражом, формировалась и их аудитория. Новые читатели отличались от прежних духовными запросами, интересами, вкусами.

В конце XIX - начале XX в. периодическая печать впервые за 300-летнюю историю журналистики как социального института обрела массовую аудиторию, чем было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации. Причиной этому стали следующие факторы:

· Расширение аудитории за счет низших классов, у которых возросли доходы и появилось больше свободного времени;

· Введение обязательного начального образования и ликвидация массовой безграмотности;

· Установление демократических прав граждан и введение всеобщего избирательного права сформировало электорат, на который влияли газеты и журналы, что, в свою очередь увеличило интерес властей к газетам;

· Собственно, увеличение тиражей периодических изданий, позволившее завоевать действительно массовую аудиторию;

· Использование иллюстраций и впоследствии фотографий в прессе.

· Броские заголовки, понятный для всех язык;

· Существенная часть газетной площади этих изданий отводилась и отводится под рекламу и объявления, новости занимают весьма незначительное место.

3.Процесс монополизации прессы. Издание крупнейших газет и журналов в ряде развитых в информационном от­ношении стран сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов, газетных трестов и других объединений, собственники которых тесно связаны с фи­нансово-промышленными группами. Это процесс не обошел и Россию, где по раз­ным причинам сложилась своеобразная империя СМИ — система медиа-холдингов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...