Массовая информация: ее роль в современном мире.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.. Сре́дства ма́ссовой информа́ции, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Массовая коммуникация — процесс производства и воспроизводства массового сознания посредством средств массовой информации — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации. Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что «реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие» Водопьянова Н. А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. - Ставрополь. - 2006..
Социально политические реформы общества и возникновение журналистики. 1605 г. – появление первых печатных изданий, благодаря тому, что появился типографский шрифт, и была открыта первая линия типографии. 1631 г. – французский врач издаёт в Париже еженедельник. «Газета»(итал.) – монета. «Газета»(рус.яз) – ведомости. 1703 г. 13 января– вышла первая газета «Ведомости». 13 января – день Русской печати. Массовая пресса развивается в 19 веке. Разделение на массовую и качественную. Массовая – Америка (Times, Gardian). Качественная – Великобритания. Коммерциализация журналистики появляется благодаря распространению рекламы. Совершенствование массовой прессы начинается с 1883 года, с деятельности американца Пультцера, он ввел понятие «жёлтая пресса». 2005 г. – в США ежедневно выходит более 1500 газет. В 90-х годах в России – складывается империя СМИ (медиахолдинги); После распада группы «Мост» и потери контроля Березовского, телевидение стало принадлежать государству.
Электронные СМИ России: На базе ВГТРК – телеканал «Культура», радио «Россия», «Маяк», «№1», - 98 ГТРК в Регионе. РИАмисти + 110 регион. Радиоцентров. 1 канал – 51 % акций государства. «Интерфакс» - агенство. СМИ печатные: - «Российская газета», «Парламентская газета», «Российские Вести». - 2 журнала: «Россия», «РФ». Глобализация информационных процессов. - Суть явления отражает термин «глобализм», «глобальность», «глобализация». «Глобализм» - идеология государства, мир рынка, который сводит современное развитие к продвижению и подчинению всех сфер общественной жизни. «Глобализация» - определяется как процесс, вплетающий национальные государства в транснациональные образования. Современная национальная экономика приобрела глобальный характер. Бизнес перешагнул границы отдельных государств, и крупнейшие компании мира стали транснациональными. Медиаконцерны не стали исключением, их периодические издания выходят большими тиражами за рубежом(выпуски новостей, англ. – ВВС по всему миру, америк. – Today) Развитие глобализации поощряется международными правовыми нормами. 1989 г. – «Юнеско» принимает новую стратегию коммуникации. Цели: обеспечить сводный поток информации на международном и национальном уровне, и распространение информации без препятствий свободе слова. Свобода коммуникаций защищается ВТО(всемирная торговая организация). Китай, например, препятствует глобализации, все теле-радио-медиа организации в объединили в один холдинг, контролируемый государством. Понятие «информационное общество» - новый тип общества: Создание глобального информационного пространства, обеспечение доступа людей к мировым информационным ресурсам. Развитие рынка информации. Движение к информационному обществу – путь в будущее человеческой цивилизации. 2000 г. - «Окинавская Хартия» глобального информационного общества, подписали 7 ведущих стран мира(Россия в том числе). Для создания условий перехода России к информационному обществу и для её вхождения в мировую экономику, были приняты в России законы: 1. «закон об информатизации»; 2. «доктрина информационной безопасности РФ»;
3. «концепция единого информационного пространства России. 1999 – принята концепция формирования информационного общества в России. Рассчитана на 15 лет.) Качественная пресса ( quality newspaper, quality magazine ) - солидные газеты и журналы, предназначенные для образованных читателей, серьезные и влиятельные издания. Князев также отмечает, что качественной прессе обычно противпоставляется таблоидная, или желтая пресса. Таблоиды - газеты, которые все более ориентируется на интересы предельно массовой аудитории, стремясь подобным образом поднять свой рейтинг и повысить доходы от рекламы. Таблоиды противопоставляются качественной прессе, так как в погоне за прибылью не следят за качественным наполнением издания. Необходимо отметить, что в анализируемых нами статьях термины массовая и качественная журналистика в большей степени используются для характеристики печатной продукции-то есть массовая пресса это, в первую очередь, низкопробная пресса, с избытком рекламы и развлекательной информации, распространяющаяся большими тиражами и имеющая низкую стоимость, в то время как качественная пресса дорогая, и содержит специфическую информацию, полезную только для узкого круга читателей, элитарная пресса. Но в нашей работе мы разделяем мнение С. Корконосенко, который подчеркивает, что определяющим признаком является не форма подачи и содержание, а именно аудиторный признак. Поэтому мы будем придерживаться следующего определения массовой прессы: Массовые издания - газеты, журналы, еженедельники, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию. Основные признаки и функции массовой прессы: получение прибыли за счет обеспечения массового спроса; формирование массового сознания и общественного мнения; реклама товаров отечественного и иностранного потребления; формирование массового избирателя и обеспечение электората. По мере того, как промышленный переворот готовил техническую базу для выпуска дешевых газет массовым тиражом, формировалась и их аудитория. Новые читатели отличались от прежних духовными запросами, интересами, вкусами.
В конце XIX - начале XX в. периодическая печать впервые за 300-летнюю историю журналистики как социального института обрела массовую аудиторию, чем было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации. Причиной этому стали следующие факторы: · Расширение аудитории за счет низших классов, у которых возросли доходы и появилось больше свободного времени; · Введение обязательного начального образования и ликвидация массовой безграмотности; · Установление демократических прав граждан и введение всеобщего избирательного права сформировало электорат, на который влияли газеты и журналы, что, в свою очередь увеличило интерес властей к газетам; · Собственно, увеличение тиражей периодических изданий, позволившее завоевать действительно массовую аудиторию; · Использование иллюстраций и впоследствии фотографий в прессе. · Броские заголовки, понятный для всех язык; · Существенная часть газетной площади этих изданий отводилась и отводится под рекламу и объявления, новости занимают весьма незначительное место. 3.Процесс монополизации прессы. Издание крупнейших газет и журналов в ряде развитых в информационном отношении стран сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов, газетных трестов и других объединений, собственники которых тесно связаны с финансово-промышленными группами. Это процесс не обошел и Россию, где по разным причинам сложилась своеобразная империя СМИ — система медиа-холдингов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|