Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совокупное предложение и факторы его определяющие




ТЕМА 11

СОВОКУПНЫЙ СПРОС. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Совокупный спрос и факторы его определяющие.

Совокупное предложение и факторы его определяющие.

Взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения в равновесной точке.

Совокупный спрос и факторы его определяющие.

Совокупный спрос (AD – aggregate demand) - это модель в виде кривой, показывающая реальный объем национального производства, который потребители, домохозяйства, предприятия, правительство готовы купить за конкретную цену в течение определенного периода времени.

Рисунок 1 – Кривая совокупного спроса

 

Выделяют ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. С помощью ценовых факторов объясняется движение по кривой совокупного спроса вверх или вниз.

Выделяют следующие ценовые факторы совокупного спроса:

1) эффект процентной ставки;

2) эффект дохода или богатства;

3) эффект импортных закупок.

1 Эффект процентной ставки.

Если уровень процентной ставки повысить с уровня Р1 до Р2, то при прочих равных условиях спрос на деньги возрастает, поскольку для покупки тех же товаров и услуг потребуется больший объем денежных средств со стороны потребителей. Увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки по кредитным средствам. В результате удорожания кредита население сократит покупку товаров в кредит, что означает сокращение совокупного спроса с Q1 до Q2.

2 Эффект дохода или богатства.

Если повысится общий уровень цен с уровня Р1 до Р2, то население страны станет более бедным. Следовательно, оно будет меньше тратить, что приведет к сокращению совокупного спроса с Q1 до Q2.

3 Эффект импортных закупок.

При повышении цен на товары и услуги отечественного производства с уровня Р1 до уровня Р2, данные товары и услуги станут дороже по сравнению с аналогичной импортной продукцией. Потребители станут больше покупать импортных товаров, что приведет к сокращению совокупного спроса с Q1 до Q2.

Рисунок 2 – Изменение совокупного спроса.

 

К неценовым факторам совокупного спроса, смещающим кривую совокупного спроса вправо или влево относят:

1) потребительские расходы;

2) инвестиционные расходы;

3) государственные расходы;

4) чистый экспорт.

Рассмотрим влияние неценовых факторов совокупного спроса.

Личные потребительские расходы

На изменение потребительских расходов влияют следующие подфакторы:

а) благосостояние потребителя;

б) ожидание потребителя;

в) задолженность потребителя;

г) налоги с населения.

а) Благосостояние потребителя.

Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители (финансовые ценные бумаги, недвижимость). Если реальная стоимость активов уменьшится, то это ведет к увеличению суммы сбережений, как средству восстановления благосостояния потребителя. В результате сократятся потребительские расходы, совокупный спрос уменьшится, т.е. кривая совокупного спроса сместится влево.

б) Ожидание потребителя.

Если ожидается повышение цен или увеличение дохода в будущем, то в текущем периоде совокупный спрос возрастет.

в) Задолженность потребителя.

Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних закупок в кредит, может заставить потребителя сократить расходы в текущем периоде с целью возмещения долгов, что приведет к уменьшению совокупного спроса.

г) Налоги с населения.

Если ставка подоходного налога сократится, то это ведет к увеличению чистого дохода и как следствие к росту совокупного спроса.

 

Инвестиционные расходы.

На изменение потока инвестиций могут повлиять следующие подфакторы:

а) процентные ставки;

б) ожидаемая прибыль;

в) налоги с предприятий;

г) технологии;

д) избыточные мощности.

 

а) Процентные ставки

При прочих равных условиях увеличения процентной ставки на кредит, приведет к уменьшению инвестиции расходов и, как следствие, к сокращению совокупного спроса.

б) Ожидаемая прибыль

Если в стране создан благоприятный инвестиционный климат и прогнозы на получение прибыли оптимистичны, то это вызовет оживление в инвестиционных расходах. В результате произойдет увеличение совокупного спроса.

в) Налоги с предприятий

Увеличение количества налогов, взимаемых с предприятий, или налоговых ставок приведет к уменьшению чистой прибыли предприятий, как следствие, к сокращению совокупного спроса.

г) Технологии

Внедрение новых усовершенствованных технологий стимулирует инвестиционные расходы, что ведет к увеличению совокупного спроса.

д) Избыточные мощности

Увеличение избыточных мощностей, т.е. неиспользуемого капитала сдерживает спрос на новые инвестиционные товары, что ведет к уменьшению совокупного спроса. Другими словами, предприятия, работающие не на полную мощность, не имеют достаточного стимула для открытия новых производств.

 

Государственные расходы.

Увеличение государственных закупок товаров и услуг при данном уровне цен ведет к увеличению совокупного спроса до тех пор, пока налоговые ставки будут неизменными.

 

4. Чистый экспорт.

На изменение чистого экспорта влияют два подфактора:

а) национальный доход других стран;

б) валютные курсы.

 

а) Национальный доход других стран.

Если национальный доход других стран увеличится, т.е. возрастет покупательная способность иностранных потребителей, то это ведет к увеличению чистого экспорта и, как следствие, к росту совокупного спроса.

б) Валютные курсы.

В случае снижения курса рубля по отношению к доллару, т.е. при обесценивании рубля, российские экспортируемые товары в долларах будут стоить дешевле. Снижение цены на экспортируемый товар может привести к увеличению чистого экспорта и к росту совокупного спроса.

 

Совокупное предложение и факторы его определяющие

 

Совокупное предложение (АS – aggregate supply) – это модель в виде кривой, которая показывает реальный объем национального производства, который могут и готовы предложить предприниматели за конкретную цену в течение определенного периода времени.

Рисунок 3 – Кривая совокупного предложения

 

1-горизональный (кейнсианский) отрезок характеризуется тем, что уровень цен остается неизменным, а реальный объем национального производства увеличивается или уменьшается.

2-восходящий (промежуточный) отрезок соответствует стадии роста в экономике, или стадии спада. Уровень цен и реальный объем национального производства изменяется прямо пропорционально.

3-вертикальный (классический) отрезок соответствует стадии пика в экономике. Производство работы на полную мощность, РОНП не меняется, но уровень цен возрастает.

На совокупное предложение оказывают влияние неценовые факторы, под воздействием которых кривая совокупного предложения смещается вправо при увеличении совокупного предложения или влево при уменьшении совокупного предложения.

Рисунок 4 – Изменения совокупного предложения.

 

Выделяют следующие неценовые факторы совокупного предложения:

1) Цены на ресурсы

2) Производительность труда

3) Изменение правовых норм

Рассмотрим влияние неценовых факторов совокупного предложения.

Цены на ресурсы.

На изменение ресурсных цен оказывает влияние следующие подфакторы:

а) наличие внутренних ресурсов;

б) цены на импортные ресурсы;

в) господство на рынке.

 

а) Наличие внутренних ресурсов.

Если увеличивается предложение внутренних ресурсов, то снижается цена на них. В результате уменьшаются издержки на производство единицы продукции, что ведет к уменьшению совокупного предложения.

б) Цены на импортные ресурсы.

При снижении цен на импортные ресурсы, производитель будет больше стремиться к замене отечественных относительно дорогих ресурсов на аналогичные импортные, но более дешевые. В результате производственные издержки сократятся, что приведет к увеличению совокупного предложения.

в) Господство на рынке.

Господство на рынке – это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. В результате увеличения ресурсных цен издержки на производство единицы продукции возрастут, что приведет к сокращению совокупного предложения.

 

Производительность труда.

Под производительностью понимают отношение реального объема производства к затратам. Увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов можно получить больший объем национального продукта.

 

Изменение правовых норм

Выделяют две категории таких изменений:

а) изменение налогов и субсидий;

б) изменение характера регулирования.

 

а) Изменение налогов и субсидий.

При увеличении налогов, взимаемых с предприятий, возрастают издержки на производство единицы продукции, что ведет к сокращению совокупного предложения.

Если налоги сокращаются и выделяются субсидии, то производственные издержки на единицу продукции уменьшаются, что ведет к увеличению совокупного предложения.

б) Изменение характера регулирования.

В большинстве случаев усиление роли государства в регулировании предпринимательской деятельности ведет к росту производственных издержек из-за увеличения отчетности и большего объема канцелярской и бюрократической работы. Рост производственных издержек вызывает сокращение совокупного предложения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...