Нормативы качества окружающей среды
Тема 4. Правовое регулирование экологического нормирования
Общие положения об экологическом нормировании Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства. Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) – это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Экологические нормативы представляют собой критерии качества окружающей среды и ограничения негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, несоблюдение которых влечет применение мер юридического воздействия со стороны уполномоченных государственных органов. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды. В систему экологических нормативов, наряду с нормативами качества окружающей среды и нормативами предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду, включаются также нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Все нормативы по действующему законодательству устанавливаются дифференцированно по отношению к каждой природной среде – атмосферному воздуху, водам, почвам. Дифференцированный подход по своему смыслу, да и на практике, не решает проблемы снижения загрязнения окружающей среды в целом, так как не содержит механизма предупреждения перемещения загрязняющих веществ из одной природной среды в другую. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя: - проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды; - экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке; - установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды; - осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды; - формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды; - оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды Нормирование качества окружающей среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Нормативами качества окружающей среды являются нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. При этом благоприятной признается такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: - нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; - нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; - нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; - иные нормативы качества окружающей среды. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в формах нормативов предельно допустимых концентраций вредных химических и биологических веществ (ПДК) и нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на окружающую среду (ПДУ).
В качестве примера нормативов ПДК, можно привести нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, которые утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Указанными нормативами, в том числе, предусматриваются предельно допустимые среднесуточные концентрации аммиака (0,04 мг/м3), ртути (0,0003 мг/м3), свинца и его соединений (0,0003 мг/м3), оксида углерода (3 мг/м3), диоксид азота (0,04 мг/м3). В качестве примера нормативов ПДУ, можно привести нормативы предельно допустимых уровней звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|