Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие темы в творчестве М. Цветаевой

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892-1941)

Дата Событие
1892, 26 сентября (8 октября) родилась в Москве
  Окончание гимназии (учится с 9 лет)
  Живет за границей
  Выход в свет первого сборника стихов «Вечерний альбом»
  Появление сборника «Волшебный фонарь»; получение литературной премии за стихотворение «В раю» на Пушкинском конкурсе.
1912 —1913 Издание сборника «Из двух книг». (лучшие произведения собраны) влияние символистов, но и индивидуальность намеченные темы: любви, России, поэзия.
1913—1915 Написаны стихи, вошедшие в неопубликованный сборник «Юношеские стихотворения».
1917—1920-е Создание неопубликованного сборника «Лебединый стан», посвящённого Добровольческой армии.
1921—1922 Увидела свет книга стихов «Вёрсты».
  С детьми эмигрировала, сначала жила в Берлине, Праге, Париже. Бедность, тоска по Родине, ностальгия. Печаталась в белоэмигрантских журналах, обращалась к античным сюжетам.
  Выход в Берлине в русском книгоиздательстве «Геликон» книги «Ремесло».
  Рождение сына Георгия
  Выход последнего прижизненного сборника «После России», вышел в Париже
В 30-е годы Время фашистской оккупации Чехии. («Стихи к Чехии») Воспоминания о поэтах, трактаты «Поэт о критике», «Поэт и время» (1932год) о влиянии революции на русскую культуру, поэзию
  Возвращение в Россию, арест мужа и дочери, стихи не печатала, голодала, не могла устроиться даже посудомойкой. Переводы, подготовка к изданию своей книги
31.08. Гибель в Елабуге. Покончила с собой (повесилась)

Цветаева написала более 500 лирических стихотворений, 8 драм, 17 поэм (среди них поэма-сказка «Царь-девица», поэмы «Переулочки», «На красном коне», «Поэма Горы», «Поэма конца», «Перекоп»), великолепные прозаические произведения. Наиболее интересны те работы, в которых она серьёзно исследует поэзию Пушкина, Пастернака, Маяковского («Мой Пушкин», «Поэт и время», «Световой ливень», «Эпос и лирика современной России»), Её литературным наследием являются не только стихи, но и автобиографическая, мемуарная, историко-литературная проза (в том числе философско-критические этюды), большое количество писем, дневников, эссе.

Поэтесса никогда не была связана ни с одной литературной группировкой: «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие».

Художественный мир Цветаевой

Её поэзия своеобразна и непосредственна: особый распев, узнаваемые интонации.

Особенности:

- Лирическая погруженность в себя, свои чувства, во многом отстраненность от реальной жизни. Считала себя «чистым лириком», считала, что обладала индивидуальностью в творчестве, ощущением собственной непохожести на других, обособленностью от мира быта, в творчестве постоянно «я», «они», «вы» (лирическая героиня) и (весь мир) противопоставлены. [«Мы знаем, мы многое знаем»…Того, что не знают они!»]

- любимый прием контраста: вечное, сиюминутное бытие – быт, свет и тьма, творец и мещанин, все или ничего. Романтичное двоемирие (неприятие мира реального и придуманный мир – идеальный; обращается к прошлому)

Лирические герои стихотворения очень близки к биографии и всегда одиноки, конфликтуют с миром, ощущают душевное сиротство.

- Всегда была искренна, отстаивала свою правду, говорила, что думала, не кривила душой («стихи – мой дневник»);

- Во время эмиграции в стихах звучат фольклорные мотивы и образы («уста», «очи», «лазурь»), (много поэтических восклицаний – (приемы поэтической риторики);

Любимые приемы: пропуск, умолчание («Эллипс»), незавершенная мысль, паузы (графически оригинальные стихи)

Любовь к символике: серебро, огонь горящий, рябиновая кисть, золото волос, неба чистота, море (глубокое, неисчерпаемое, непостижимое, Марина – «морская»), «душа и имя», смерть, ночь, одиночество, свята тема дня и ночи, черного и белого, крылья, птица – свободный полет – творческая вознесенность души над житейской суетой.

Считает, что поэтический дар – от Бога (поэты говорят с Богом, в их уста Бог вкладывает свои мысли) «Поэт – созидатель жизни».

- Поэзия Цветаевой – поэзия вызова (миру, черни, пошлости, смерти);

- Частое обращение к образам прошлого, мифического, т.к. в настоящее время не находит героев. [Дон Жуан, Казанова, Орфей, Гамлет, Офелия – идеал рыцарства, мужество, честь]

- Мечта (с детства) о яркой, полной жизни; [«Я жажду сразу – всех дорог! Всего хочу: с душой цыгана…Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа…И амазонкой мчаться в бой…«Молитва»]

- героини часто – бунтарки, цыганки, странницы и т.п.

- Проза Цветаевой: лирична «Мой Пушкин» (1936 год, много эмоций)

- Необычность ритмического строя. В её стихи надо вслушиваться, а не вчитываться. В них богатство звуков, что выражено построением одних и тех же согласных звуков в разных словах, неоднократными повторами ключевого слова, звуковой перекличкой сходных по звучанию слов. Сила её стихов не в зрительных образах, а в завораживающем потоке всё время меняющихся ритмов. Неожиданная рифмовка строк в строфе. Рифма часто лишь приблизительная. Смысловая сжатость. Стремительный ритм рвёт плавное течение фразы, и в результате она дробится на отдельные смысловые куски — в тексте остаются только опорные фрагменты, а всё понятие опускается, вместо них — тире, пауза.

Афористичность. Формально все эти особенности проявляются в выходе фразы за рамки традиционной поэтической строфы и в многочисленных паузах-тире.

М. И. Цветаева. Основные темы в лирике

Стихи о Москве

Марина Цветаева 17 лет прожила вдали от Родины. Этот период в жизни и творчестве поэтессы стал величайшим испытанием.

Название стихотворения Его содержание и художественные особенности
«Домики старой Москвы» Москва в этих стихах - воплощение гармонии: - прозрачными акварельными красками рисует Цветаева лирический образ города; - в ритмическом плане стихотворение напоминает старинную танцевальную мелодию; - слова передают аромат давних времен: «вековые ворота», «деревянный забор», домики, где «потолки расписные» и «клавесина аккорды».
«Стихи о Москве» Облик Москвы в ранней поэзии светел. Город присутствует и в снах героини, и в ее мечтах. Гармония их взаимоотношений еще ничем не нарушена. Это представление о городе совпадает с представлениями о Родине.
«Родина» О неподатливый язык! Чего бы попросту - мужик, Пойми, певал и до меня; Россия, родина моя! В стихотворении слышится зов родной земли: «Вернись домой!», и столько боли, потому что родина стала чужбиной.
«Тоска по родине» Возникает ощущение безысходности, нескончаемости боли и обыденности, будто уже привык к этому состоянию, сжился с ним. Оно уже не очень ранит - просто навсегда поселилось в душе. Какое-то безразличие... - и от этого особенно страшно. Словно ты во сне, с полуприкрытыми глазами, а губы монотонно, без выражения, как заклинание, шепчут: - Мне совершенно все равно - где совершенно одинокой... - Мне все равно, каких среди лиц - ощетиниваться пленным львом... - Где унижаться - мне едино.

Тема любви в лирике

Название стихотворения Его содержание и художественные особенности
«Надпись в альбом» Лирическая героиня, совсем юная, с особой остротой ощущает изменчивость и пленительность каждого мига. В стихотворении явно звучит желание героини остаться в памяти любимого человека: Ты вспомнишь все... Ты сдержишь крик... - Пусть я лишь стих в твоем альбоме!
«Строительница струн» Героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей. Истинное чувство живет не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Явления мира в сознании лирической героини соединяются с образом любимого: И если гром у нас - на крышах, Дождь в доме, ливень - сплошь, - Так это ты письмо мне пишешь, Которого не шлешь...
«Мировое началось во мгле кочевье» Движение одного сердца к другому - естественная часть бытия. В стихотворении тяготение сердец, поиск защиты и покоя, поиск тепла сравнивается со странствием звезд и деревьев.
«Никто ничего не отнял» Стихотворение о том, что чувства обладают огромной силой, им могут быть подвластны расстояние и время.
«Расстояние: версты, мили...» Строки стихотворения звучат как обвинение, поэт противостоит страшной стихии разрушения человеческих связей.

Другие темы в творчестве М. Цветаевой

Тема Названия стихотворений
Дом «Наша зала», «Прости» волшебному дому», и др. стихи из книги «Волшебный фонарь»
Образ матери, тема детства «Мать и музыка», «Сказка матери», «Маме», «Мы, дети, сегодня цари» и др. стихи из альбома «Вечерний альбом»
Стихи о поэтах и поэзии Сборник «Стихи Блоку», «Стихи к Пушкину», «Моим стихам, написанным так рано...» и др.

«В чёрном небе — слова начертаны...» (1918)

В стихотворении звучит тема высокого предназначения человека. Цветаева утверждала: «Состояние творчества — это состояние наваждения». Для того, кто служит Поэзии, она выше любви, смерти и жизни: И не страшно нам ложе смертное,/И не сладко нам ложе страстное.

Местоимение «нам» означает всех собратьев-поэтов, которых ведёт гений вдохновения. Для этих небожителей поэзия — не тяжкий земной труд, а страстное горение души. Местоимение «нам» означает также сообщность лирической героини с отцом Поэзии — Гомером, ради вдохновения отрешившимся от всего земного.

Стихи звучат торжественно и утверждающе. Мелодия стиха создана классическим размером и двумя аллитерациями: повторением звука р и использованием шипящих звуков.

«Тоска по родине! Давно...» (1934)

Одно из самых трагических стихотворений Цветаевой. Эти патриотические стихи написаны в свойственной ей манере, когда всё нужно понимать наоборот. Трагедия в том, что беззаветно влюблённый в родину поэт оказался лишён её. Когда-то юная поэтесса написала: Красною кистью Рябина зажглась./Падали листья./Я родилась.

С тех пор рябина как символ родины никогда не уходила из сердца Цветаевой. А в этом стихотворении лирическая героиня утверждает, что ей безразличны и родной язык, и люди.

Она пытается себя убедить, что равнодушна к родине. Но сквозь внешнее безразличие отчётливо проступают горечь и жестокая обида на родной край. А незавершённая фраза всё ставит на свои места:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,/И всё — равно, и всё — едино./Но если по дороге — куст Встаёт, особенно — рябина...

«Генералам Двенадцатого года» (1913)

В стихотворении проявляется характерная для ранней лирики Цветаевой наивная романтическая восторженность. Художественный мир юной поэтессы иллюзорен, населён образами, сошедшими со страниц любимых книг. Восторженное и почтительное (на «Вы») обращение к героям, которых нет и подобных которым не будет, восхваление их необыкновенных достоинств проникнуты элегической грустью. Образ героев стихотворения сказочен, мифичен. Каждую строфу пронизывает «романтическая гипербола»: «Три сотни побеждало — трое!», «Вам все вершины были малы / И мягок самый чёрствый хлеб». Подчёркнуто экспрессивны эпитеты: «очаровательные франты», «бешеная рать». Патетическая лексика придаёт стихотворению торжественность: «длань Господня», «бранное поле», «кудри дев». Восхищение поэтессы героями так велико, что побеждает грусть.

«Мне нравится, что вы больны не мной...» (1915)

Перед нами психологический этюд о соприкосновении с любовью. Обращено к М. А. Минцу, впоследствии мужу сестры Цветаевой, Анастасии. Внешне кажется, что всё стихотворение опирается на ключевое отрицание «не» — на перечисление того, чего нет и не будет между лирической героиней и не её избранником. Но в строчках столько нежности и сожаления, что любовь была так близко и прошла мимо, что становится понятно: нравиться героине это «не» никак не может. В этом убеждает и слово «увы!». Может, героиня просто скрывает свою жажду любви от самой себя?

«В огромном городе моём — ночь...» (1916)

Входит в цикл «Бессонница». В стихотворении есть образ ночного города: сонный дом с погашенными окнами, «чёрный тополь», «огни — как нити золотых бус», «тень». Но главное в нём — звуковой образ ночной пустоты. Город есть, но нет людей, остались лишь призрачные намёки на то, что где-то в дневном мире они существуют (кем-то подаренные цветы, «музыка в окне», «звон на башне», «звук ветра»). Ощущение ночной пустоты создают размеренные, негромкие, но чёткие шаги (рифмуются шипящие или глухие согласные). Финал стихотворения проникнут настроением желанного одиночества, растворения в ночной пустоте:

Есть чёрный тополь, и в окне — свет,

И звон на башне, и в руке — цвет,

И шаг вот этот — никому — вслед,

И тень вот эта, а меня - нет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...