Другие темы в творчестве М. Цветаевой
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892-1941)
Цветаева написала более 500 лирических стихотворений, 8 драм, 17 поэм (среди них поэма-сказка «Царь-девица», поэмы «Переулочки», «На красном коне», «Поэма Горы», «Поэма конца», «Перекоп»), великолепные прозаические произведения. Наиболее интересны те работы, в которых она серьёзно исследует поэзию Пушкина, Пастернака, Маяковского («Мой Пушкин», «Поэт и время», «Световой ливень», «Эпос и лирика современной России»), Её литературным наследием являются не только стихи, но и автобиографическая, мемуарная, историко-литературная проза (в том числе философско-критические этюды), большое количество писем, дневников, эссе.
Поэтесса никогда не была связана ни с одной литературной группировкой: «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие». Художественный мир Цветаевой Её поэзия своеобразна и непосредственна: особый распев, узнаваемые интонации. Особенности: - Лирическая погруженность в себя, свои чувства, во многом отстраненность от реальной жизни. Считала себя «чистым лириком», считала, что обладала индивидуальностью в творчестве, ощущением собственной непохожести на других, обособленностью от мира быта, в творчестве постоянно «я», «они», «вы» (лирическая героиня) и (весь мир) противопоставлены. [«Мы знаем, мы многое знаем»…Того, что не знают они!»] - любимый прием контраста: вечное, сиюминутное бытие – быт, свет и тьма, творец и мещанин, все или ничего. Романтичное двоемирие (неприятие мира реального и придуманный мир – идеальный; обращается к прошлому) Лирические герои стихотворения очень близки к биографии и всегда одиноки, конфликтуют с миром, ощущают душевное сиротство. - Всегда была искренна, отстаивала свою правду, говорила, что думала, не кривила душой («стихи – мой дневник»); - Во время эмиграции в стихах звучат фольклорные мотивы и образы («уста», «очи», «лазурь»), (много поэтических восклицаний – (приемы поэтической риторики); Любимые приемы: пропуск, умолчание («Эллипс»), незавершенная мысль, паузы (графически оригинальные стихи)
Любовь к символике: серебро, огонь горящий, рябиновая кисть, золото волос, неба чистота, море (глубокое, неисчерпаемое, непостижимое, Марина – «морская»), «душа и имя», смерть, ночь, одиночество, свята тема дня и ночи, черного и белого, крылья, птица – свободный полет – творческая вознесенность души над житейской суетой. Считает, что поэтический дар – от Бога (поэты говорят с Богом, в их уста Бог вкладывает свои мысли) «Поэт – созидатель жизни». - Поэзия Цветаевой – поэзия вызова (миру, черни, пошлости, смерти); - Частое обращение к образам прошлого, мифического, т.к. в настоящее время не находит героев. [Дон Жуан, Казанова, Орфей, Гамлет, Офелия – идеал рыцарства, мужество, честь] - Мечта (с детства) о яркой, полной жизни; [«Я жажду сразу – всех дорог! Всего хочу: с душой цыгана…Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа…И амазонкой мчаться в бой…«Молитва»] - героини часто – бунтарки, цыганки, странницы и т.п. - Проза Цветаевой: лирична «Мой Пушкин» (1936 год, много эмоций) - Необычность ритмического строя. В её стихи надо вслушиваться, а не вчитываться. В них богатство звуков, что выражено построением одних и тех же согласных звуков в разных словах, неоднократными повторами ключевого слова, звуковой перекличкой сходных по звучанию слов. Сила её стихов не в зрительных образах, а в завораживающем потоке всё время меняющихся ритмов. Неожиданная рифмовка строк в строфе. Рифма часто лишь приблизительная. Смысловая сжатость. Стремительный ритм рвёт плавное течение фразы, и в результате она дробится на отдельные смысловые куски — в тексте остаются только опорные фрагменты, а всё понятие опускается, вместо них — тире, пауза. Афористичность. Формально все эти особенности проявляются в выходе фразы за рамки традиционной поэтической строфы и в многочисленных паузах-тире. М. И. Цветаева. Основные темы в лирике Стихи о Москве Марина Цветаева 17 лет прожила вдали от Родины. Этот период в жизни и творчестве поэтессы стал величайшим испытанием.
Тема любви в лирике
Другие темы в творчестве М. Цветаевой
«В чёрном небе — слова начертаны...» (1918) В стихотворении звучит тема высокого предназначения человека. Цветаева утверждала: «Состояние творчества — это состояние наваждения». Для того, кто служит Поэзии, она выше любви, смерти и жизни: И не страшно нам ложе смертное,/И не сладко нам ложе страстное. Местоимение «нам» означает всех собратьев-поэтов, которых ведёт гений вдохновения. Для этих небожителей поэзия — не тяжкий земной труд, а страстное горение души. Местоимение «нам» означает также сообщность лирической героини с отцом Поэзии — Гомером, ради вдохновения отрешившимся от всего земного. Стихи звучат торжественно и утверждающе. Мелодия стиха создана классическим размером и двумя аллитерациями: повторением звука р и использованием шипящих звуков. «Тоска по родине! Давно...» (1934) Одно из самых трагических стихотворений Цветаевой. Эти патриотические стихи написаны в свойственной ей манере, когда всё нужно понимать наоборот. Трагедия в том, что беззаветно влюблённый в родину поэт оказался лишён её. Когда-то юная поэтесса написала: Красною кистью Рябина зажглась./Падали листья./Я родилась. С тех пор рябина как символ родины никогда не уходила из сердца Цветаевой. А в этом стихотворении лирическая героиня утверждает, что ей безразличны и родной язык, и люди. Она пытается себя убедить, что равнодушна к родине. Но сквозь внешнее безразличие отчётливо проступают горечь и жестокая обида на родной край. А незавершённая фраза всё ставит на свои места: Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,/И всё — равно, и всё — едино./Но если по дороге — куст Встаёт, особенно — рябина... «Генералам Двенадцатого года» (1913) В стихотворении проявляется характерная для ранней лирики Цветаевой наивная романтическая восторженность. Художественный мир юной поэтессы иллюзорен, населён образами, сошедшими со страниц любимых книг. Восторженное и почтительное (на «Вы») обращение к героям, которых нет и подобных которым не будет, восхваление их необыкновенных достоинств проникнуты элегической грустью. Образ героев стихотворения сказочен, мифичен. Каждую строфу пронизывает «романтическая гипербола»: «Три сотни побеждало — трое!», «Вам все вершины были малы / И мягок самый чёрствый хлеб». Подчёркнуто экспрессивны эпитеты: «очаровательные франты», «бешеная рать». Патетическая лексика придаёт стихотворению торжественность: «длань Господня», «бранное поле», «кудри дев». Восхищение поэтессы героями так велико, что побеждает грусть.
«Мне нравится, что вы больны не мной...» (1915) Перед нами психологический этюд о соприкосновении с любовью. Обращено к М. А. Минцу, впоследствии мужу сестры Цветаевой, Анастасии. Внешне кажется, что всё стихотворение опирается на ключевое отрицание «не» — на перечисление того, чего нет и не будет между лирической героиней и не её избранником. Но в строчках столько нежности и сожаления, что любовь была так близко и прошла мимо, что становится понятно: нравиться героине это «не» никак не может. В этом убеждает и слово «увы!». Может, героиня просто скрывает свою жажду любви от самой себя? «В огромном городе моём — ночь...» (1916) Входит в цикл «Бессонница». В стихотворении есть образ ночного города: сонный дом с погашенными окнами, «чёрный тополь», «огни — как нити золотых бус», «тень». Но главное в нём — звуковой образ ночной пустоты. Город есть, но нет людей, остались лишь призрачные намёки на то, что где-то в дневном мире они существуют (кем-то подаренные цветы, «музыка в окне», «звон на башне», «звук ветра»). Ощущение ночной пустоты создают размеренные, негромкие, но чёткие шаги (рифмуются шипящие или глухие согласные). Финал стихотворения проникнут настроением желанного одиночества, растворения в ночной пустоте: Есть чёрный тополь, и в окне — свет, И звон на башне, и в руке — цвет, И шаг вот этот — никому — вслед, И тень вот эта, а меня - нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|