Немецкий неоконсерватизм и объединение Германии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Основателем неоконсервативной идеологии стал Гельмут Коль. Гельмут Коль возглавил плеяду политиков, разрабатывавших новую концепцию христианско-демократического движения, близкую по духу и основным программным установкам к неоконсервативной идеологии. Германские неоконсерваторы, так же как и их американские и английские единомышленники, критиковали этатизм эпохи ГМК, идею «государства благосостояния», психологию социального иждивенчества и безответственности, прожектерство искателей «идеальной модели» общественного устройства. Они призывали к возрождению традиционных устоев общества, нравственному оздоровлению, укреплению базовых элементов социальной структуры — семьи, церкви, собственности, государства. В то же время Коль избегал говорить о «неоконсервативной революции», не считая необходимым противопоставлять собственную программу всей послевоенной демохристианской традиции. Если «Программа принципов» ХДС 1978 г. еще отражала новаторские амбиции нового поколения христианских демократов, то впоследствии Коль попытался отказаться от политизации государственного управления, от агрессивного фракционного и межпартийного противостояния, ориентироваться на прагматичные задачи и опираться на консенсус влиятельных общественных сил. В концепцию немецкого неоконсерватизма вполне органично вошли ключевые ориентиры послевоенной христианской демократии — свобода индивида как сочетание права на личный выбор и ответственности за него, конкурентная основа экономической деятельности, неразрывно связанная с политическим плюрализмом и состязательностью политического процесса, социальная сбалансированность, достигаемая последовательной реализацией принципа субсидиарности в хозяйственной, социальной, политической, культурной сферах, защищенность индивида от экономического и политического насилия в сочетании с существованием сильного государства, способного проводить активную и преемственную политику.
Г. Коль жестко критиковал стремление левых социал-демократов к усилению планового начала экономики, расширению системы социального обеспечения, использованию бюджетного дефицита и высокого налогообложения в качестве инструментов, обеспечивающих экспансию социального государства. Но в то же время он мог опереться на опыт антикризисной политики социал-либеральной коалиции. ОБЪЕДИНЕ́НИЕ ГЕРМАНИИ, государственно-правовое воссоединение Западной и Восточной Германии, созданных в результате возникновения Федеративной Республики Германия и Германской Демократической Республики, решение «германского вопроса», являвшегося ключевым вопросом послевоенной европейской политики. После безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 вся ее территория была оккупирована союзными державами, которые объявили о том, что берут на себя всю полноту верховной власти. Германия была территориально разделена на 4 зоны оккупации (американскую, английскую, советскую и французскую), а столица Германии Берлин соответственно — на 4 сектора. Для осуществления верховной власти был создан Контрольный совет, постановления которого имели силу закона при условии единогласия всех четырех членов совета. Целями оккупационного режима являлись: демилитаризация, денацификация, демократизация и децентрализация экономики Германии. Несмотря на разнообразные планы «расчленения» Германии, возникавшие в ходе войны, союзные державы рассматривали Германию в первый послевоенный период как единое политическое целое. Предполагалось создать центральное немецкое правительство, однако на этот проект наложила вето Франция.
В рамках зон оккупации были восстановлены земли во главе с премьер-министрами, назначаемыми главнокомандующими зон. В советской зоне еще в 1945 была проведена земельная реформа, создавшая предпосылки для реорганизации сельского хозяйства по советскому образцу, были национализированы банки и многие промышленные предприятия. Причиной раскола Германии стала холодная война, возникновение мировой напряженности между Советским Союзом и западными державами, а отсюда стремление каждой противоборствующей стороны включить будущую объединенную Германию или соответствующую часть ее в орбиту своих интересов, что вылилось в создание жестких военных блоков и сделало невозможным совместное решение проблем. В результате западные зоны были включены в экономическую программу восстановления Европы, советская же зона стала частью восточного блока. На территории западных зон была создана Федеративная Республика Германия (1949), вступившая в дальнейшем в НАТО. В восточной зоне была образована Германская Демократическая Республика (1949), ставшая впоследствии членом Варшавского договора. Необходимо отметить, что каждая из Германий декларировала в качестве основной своей цели создание единой, независимой, демократической и миролюбивой Германии, но каждая из сторон могла пойти на такое объединение только на своих, естественно, неприемлемых для другой стороны условиях. В 1952 году Советским Союзом было выдвинуто предложение о создании единой Германии на основе общих демократических выборов, премьер-министр ГДР Отто Гротеволь (1957) предложил создать конфедерацию немецких государств с целью их постепенного сближения. Начиная с 1961, после возведения Берлинской стены, основной целью политики ГДР стало стремление добиться официального признания ее в качестве самостоятельного правомочного государства. В 1973 ФРГ и ГДР были одновременно приняты в ООН. В 1970—72 правительство ФРГ в лице Вилли Брандта подписало ряд договоров с СССР, Польшей и ГДР, где, в частности, Западная Германия признавала неизменность границ по линии Одер-Нейсе, что сыграло положительную роль при объединении Германии. Демократические перемены в Советском Союзе, начавшиеся в связи с перестройкой в 1985, принципы «нового мышления» и новые подходы к мировой и европейской политике, а также общий кризис «мировой социалистической системы» и нарастающие трудности, вызванные банкротством административно-командной системы, обусловили в ГДР развитие острейшего общественно-политического кризиса. Под давлением событий и народного недовольства (1989) правительство ГДР ушло в отставку одновременно с отставкой руководства СЕПГ, которая с февраля 1990 года стала называться Партией демократического социализма (ПДС), в результате чего начались интенсивные переговоры нового правительства с правительством ФРГ по вопросу объединения Германии. Условия присоединения ГДР к ФРГ были изложены в государственных договорах между немецкими государствами (май и август 1990) и окончательно закреплены в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии, которое было подписано министрами иностранных дел США, Великобритании, СССР, Франции, ГДР и ФРГ в Москве 12 сентября 1990. По этому договору объединенная Германия включает территорию ГДР, ФРГ и всего Берлина, определены пределы вооруженных сил Германии, сроки вывода иностранных войск с ее территории. Договор прекращает действие прав и ответственности держав-победительниц в отношении Германии и Берлина.
3 октября 1990 года высший орган государственной власти ГДР Народная палата приняла решение о присоединении к ФРГ. На территории ГДР были восстановлены исторические земли, преобразованные в ГДР в округа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|