Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления рыночных преобразований.




В любом постсоциалистическом государстве, ставшем на путь перехода к рынку, можно выделить несколько общих, ≪обязательных≫ направлений: либерализация экономики; реформирование отношений собственности; стабилизация экономики; реструктуризация (структурная перестройка) экономики; интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа.

Либерализация означает отказ от государственного регулм рования цен, переход к свободному ценообразованию и прекращение контроля над торговлей со стороны государства.

Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также либерализация внутренней и внешней торговли.

Макроэкономической стабилизации народного хозяйства - призвана устранить резкие колебания освобожденных цен и сформировать устойчивые финансовые отношения.

Существуют два сценария осуществления антиинфляционной финансовой стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный подход представляет собой совокупность мероприятий, включающих максимально возможное применение рыночных регуляторов, в том числе жесткую бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса в качестве ≪якоря≫ для поддержания уровня цен. Мероприятия, осуществляемые правительством быстро и последовательно, определены как шоковая терапия. Отводит важную роль жесткой и последовательной политике снижения инфляционных ожиданий.

Гетеродоксальный подход делает упор на политику стабилизации цен и доходов, хотя может также включать монетарную политику и стабилизацию обменного курса.

Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности. от темпов и масштабов этих преобразований зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства. Главными целями преобразований собственности являются рост эффективности производства, формирование конкурентной среды, привлечение инвестиций.

Структурная перестройка народного хозяйства. Она предусматривает переоснащение отраслей и предприятий современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Одно из главных направлений переходного периода —• интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема здесь заключается в перестройке внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики. Усл. Интеграции явл.: структурная перестройка нар.хоз. для развития экспортообраз. отраслей; более эффект-е участие страны в разл. междунар. эк.орг.; осуществление разумной протекционистской политики для защиты отечественных производителей.

Процесс формирования рыночной экономики требует решения ряда других задач, в числе которых: ограничение прямого вмешательства государства в экономику.Его задачей становится защита формирующихся рыночных отношений, сохранение стабильности в работе народного хозяйства; демонополизация экономики; введение института частной собственности; развитие предпринимательства, в результате расширения малого и среднего бизнеса формируется средний класс — основа социальной стабильности общества; становление рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения, финансового рынка, регулируемого рынка труда; создание рыночной инфраструктуры, включая фондовые, валютные, товарные биржи и др.; финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;

59.Роль и функции государства в трансформационной экономике. В переходной экономике государство наряду с об­щими («традиционными») выполняет особые функ­ции. Прежде всего, рыночная трансформация предпо­лагает либерализацию экономики.

К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста.

Важной функцией государства и переходной экономике является реализации целостной концепции реформ, в том числе и поддержке институциональных преобразований, создание правовой базы функционирования рыиочной экономики, обеспечение справедливых и равных условий хозяйствования для всех экономиче­ских субъектов. В переходный период возраста­ет значение инструментов косвенного воздействия на экономику. В процессе рыночной трансформации особая роль | государства заключается в принятии мер но преодоле­нию трансформационного спада(кризис). Прежде всего, это снижение гиперинфляции за счет проведения жесткой кредитно-денежной политики. Новые условия требуют адекватных изменений в caмой системе государственного управления, формирова­ния последней на принципах демократии, разделения властей и верховенства закона как условий, в наиболь­шей степени отвечающих требованиям современного уровня социально-экономического развития.

Важной задачей органов государственного управле­ния в переходный период является определение страте­гических целей социально-экономического развития страны с учетом накопленного ею потенциала, геонолитического положения, тенденций изменений в мировом хозяйстве.

В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на создание условий для ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующим субъектам. Важнейшим направлением государственного управления в переходной экономике является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды, предотвращение экологического кризиса. Государство осуществляет регулирование социальных отношений путем разработки системы социальной защиты населения, его наиболее уязвимых слоев, проводит политику регулирования доходов населения, чтобы не допустить значительного разрыва в уровнях жизни и предотвратить социальную напряженность в обществе. Совокупность государственных методов можно классифи­цировать на три вида: а)правовые, предусматривающие создание законо­дательной базы, которая обеспечивала бы эффективное функционирование предприятий всех форм собствен­ности, антимонопольное регулирование, формирова­ние правовых основ системы налогообложения; б)административные, включающие разрешитель­ные, запретительные и принудительные меры госу­дарственного воздействия, направленные на отдель­ные виды хозяйственной деятельности или отдельные группы субъектов экономики. в) экономические, использующие инструменты бюджетно налоговой, денежно-кредитной и ценовой поли­тики.

60.Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. При наличии общих черт в формировании эконо­мик стран СНГ белорусский вариант имеет особеннос­ти, позволяющие говорить о белорусской модели соци­ально ориентированной рыночной экономики. К этим особенностям относятся: значительная регулирующая роль государства; принцип постепенности, эволюциониости преоб­разований; создание сильной и эффективно действующей вер­тикали государственной власти; четкая система законодательства, обеспечиваю­щая общность интересов государства и каждого граж­данина в отдельности; сильная социальная направленность реформ; активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь — с Россией.

Нынешний этап реформиронапия и развития эконо­мики Беларуси связан с изменениями в экономической политике государства, и прежде всего это относится к постепенной либерализации экономических отноше­ний, приватизации, развитию негосударственного сек­тора экономики, малого и среднего бизнеса, дальней­шей либерализации всех сегментов рынка.

Одной из важнейших особенностей белорусской мо­дели является положенная в ее основу Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР). Пер­вая ИСУР Республики Беларусь была разработана в 1997 г. (НСУР-97), и уже завершается работа над стра­тегией до 2020 г. (НСУР-2020). Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосос­тояния народа на основе сбалансированного расширен­ного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынеш­них и будущих поколений. Реформирование экономики Республики Беларусь идет по нескольким направлениям: реорганизация управления государственными предприятиями; разгосударствление и приватизация объектов го­сударственной собственности; создание единых и равных условий для функцио­нирования предприятий и организаций различных форм собственности; поэтапная либерализация экономической деятель­ности и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании с применением механизмов государственно­го регулирования; создание благоприятных, соответствующих миро­вой практике условий для привлечения в РБ иностранных инвестиций.

Целью реформирования народного хозяйства Бела­руси является построение социально ориентированной рыночной экономики. В основу ее положены общеприз­нанные подходы: создание правовых гарантий личных прав и сво­бод граждан; формирование системы сильной социальной за­щиты; обеспечение свобод предпринимательства и либе­рализация различных сфер экономической деятельно­сти (в рамках, не противоречащих устойчивому разви­тию); развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; ранное и единое отношение ко всем формам собст­венности; развитие финансовой и кредитно-денежной систем в направлении максимального обеспечения роста соци­ально-экономической эффективности народного хозяй­ства; создание механизмов ускоренного научно-техни­ческого развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и ре­структуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты на­циональных экономических интересов. В настоящее время Беларусь находится на началь­ном этапе перехода к постиндустриальному обществу и трансформации хозяйства страны в социально ориен­тированную рыночную экономику. Главной стратегической целью социально-экономи­ческих преобразований в Республике Беларусь являет­ся повышение жизненного уровня народа с постепен­ным приближением его благосостояния к уровню высо­коразвитых европейских государств на основе сбалан­сированного и устойчивого экономического развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...