Глава восьмая игра в скандал или бодрящий душ куража
Если ты не куражишься перед Известный российский дипломат Фрак куража может надеть каждый, Известный росссийский политик Александра Розенбаума как-то спросили в лоб: с фамилией Розенбаум ему живется веселее, чем с фамилией, будь он например, Сидоров? В ответ тут же раздался раскатистый хохот: - А как же! Когда мне скучно, я еду туда, где у нас в Питере всегда торгуют экстремистской прессой. Подхожу к какому-нибудь борцу за идею освобождения России и говорю: " Ну, что тут о нас пишут? Сколько литров крови невинных младенцев мы выпили на этот раз?" - Продавцы не знают, куда деваться: ведь я же автор казачьих песен! Собирается толпа зевак, все меня узнают. Тогда я начинаю скупать все газеты подряд. Любить так любить, стрелять так стрелять, куражиться так куражиться! Творческим людям вообще свойственно впадать в меланхолию. А кураж - лучшая встряска, когда проваливаешься в безвоздушную яму пессимизма. Один молодой московский прозаик, после долгого сидения за письменным столом, реанимирует себя, куражась в метро. После возлияния в буфете ЦДЛ он заходит в метро и ошарашивает пассажиров каким-нибудь скандальным изыском типа:" Граждане пассажиры! Сам я не местный. Но зато я сын генерала Макашова! Кто имеет что сказать против моего отца?" Народ безмолвствует. Надо ли говорить, что в вагоне на следующей станции остаются только ленивые. "Кураж, кураж и еще раз кураж! Это единственное, что спасает, когда провожаешь по 20-30 покойников в электрическую печь ежедневно. Иначе организация прощания с умершим будет формальной,"- говорила нам служащая крематория, отработавшая тем пятнадцать лет. Кто возьмется ее оспорить?
И правда - скучно жить без куража! Все равно, что изо дня в день одни макароны беззубым ртом жевать. Представьте - включаете вы телевизор, а том ведущий с постным лицом уныло вещает о последних новостях в мире поп-музыки. Плевать вы хотели на эту попсу! И ведущий вызывал у вас бурю праведного возмущения своими эпатажными выходками. Но вы чувствовали в нем живой пульс жизни и в вас пробуждались чувства живого человека. А теперь перед вами поставили унылый манекен - и что? Зеваете? Скучно? Что ж, переключите программу. Громче, громче звук - все же Маша Распутина поет! Таких голосов, как у нее - всего шесть-семь во всем мире. Да только кто б ее знал, кроме нескольких ценителей, если б Маша не откалывала какие-нибудь номера на каждом своем концерте! И кому какое дело было бы до того, как взахлеб рыдала Маша над сдохшим от натуги попугаем, пытавшимся продублировать ее песню "Я родилась в Сибири"… Но - виртуозный кураж! И тележурналисты наперебой показывают, как она хохочет, сидя на коленях у Борового, и грозится родить от него ребенка. И пресса сладострастно сообщает, что очередной новый ухажер дарит ей очередной мерседес, и что вообще она объект страсти чуть ли не всей сильной половины человечества. Интере-есно! Талантливому человеку вообще без куража - никуда! Если за тобой не тянется шлейф шокирующих легенд и баек, то велик риск и с талантом остаться молью бледной. Уж какой голосина у Шаляпина был, а все же и Федор Иванович понимал, что публику надо брать не одним только голосом. И из куража охотно демонстрировал целый букет своих странностей и причуд. Как-то в Америке Шаляпин пел знаменитую партию Дона Базилио, подчеркнуто щеголяя торчащим из кармана грязным носовым платком. Он то вытаскивал его, то клал обратно в карман, то делал вид, что сморкался. Эта его выходка тут же попала в газеты:"Неужели Шаляпин не имеет возможности хотя бы для сцены купить чистый носовой платок? Какое неуважение к публике! Разве она недостойна чистого платка?"
Перебирая ворох газет, Шаляпин довольно улыбался, по обыкновению ворча: " Бездарные лошади! Шаляпин может купить чистый платок, а вот Дон Базилио - не мог бы…" “Жизнь ведь тоже -спектакль,-говорит Жан-Поль Готье извесный французский модельер,-мы испытываем необходимость в игре.Спектакль позволяет мечтать,помогает уйти от реального серого быта и дает сильные эмоции”. Готье продолжает “Мы живем в ире привычек и традиций.Вот я и стараюсь шокировать,вывести публику из равновесия.Я пытаюсь встряхнуть всех”.Готье называют “хулиганом” в моде,возмутителем,смутьяном. Ох уж эти таланты! Им само провидение велит куражиться. Куражатся артисты, сатирики, поэты… Состояние куража постоянно используют профессиональные танцоры. У них это называется "жить на втором этаже". То есть повыше. Некоторые представляют себя парящим над землей воздушным шариком. Профессиональный танцор, как только облачается в соответствующий танцу костюм, автоматически в ходит в состояние куража. Даже великий Сальвадор Дали однажды выступил перед студентами, облачившись в скафандр. Кураж! А если вы не наделены никаким особым талантом - что ж вам пропадать, что ли? Да полно! Абсолютных бездарей единицы - в их число еще надо попасть. Так что напрягитесь и вспомните, какие такие свои таланты вы зарыли в землю и памятник им не поставили. Каждый человек владеет каким-нибудь даром, который часто, как замороженные овощи, лежит в холодильнике души. Разморозьте пакет - и такое в себе откроете! Жизнь человека коротка, как жизнь мухи. Так жужжите так, чтобы вас услышали. Или хотя бы разбегитесь так, чтобы пыль ураганом за вами пронеслась. Как в том анекдоте: Буря, ураган в степи - стадо ежей несется. Слышен только зычный голос вожака: "Быстрей, еще быстрей, ребята!" Молнией залетают в лес, останавливаются по команде:"Стоп! Разойтись покормиться!" Тычутся ежи носиками в траву, а вожак самодовольно чешет пузо:" Ну, чем не кони?!" В западной психологии кураж соотносят с состоянием потока, полета, вдохновения. В восточной - с состоянием творческого просветления, перевоплощения, так называемого сатори. Но в нашем воплощении кураж существенно отличается и от восточного, и от западного понимания. Не случайно кураж имеет основу "раж". А прийти в раж, как известно, это значит впасть в некое вдохновенное неистовство, экзальтацию, сопряженную с риском.
Итак, рассмотрим подробнее все три позиции. Куражиться по-западному - это значит на пике эмоций войти в состояние потока, в состояние чрезвычайной творческой активности. Это особое состояние сознания, концентрации, полета. Возникает такое ощущение, будто за тебя все делает какая-то особая сила. Движения отточены до автоматизма, речь легкая, льющаяся непрерывным потоком. Многие ораторы знают "эффект десяти минут" - в течение этого времени нужно разговорить себя, а далее тебя уже несет. Такое состояние люди испытывают в момент творческого подъема, публичного выступления, а в быту, например, самозабвенно играя с детьми. Как войти в состояние потока? Западный вариант включает в себя три момента. Первое: нужно от большой задачи перейти к маленькой. Второе: найти свой путь, начать мыслить оригинально, делать что-то по-другому, уйти от трафаретов. Третье: преодолеть чувство самоконтроля, избавиться от него и начать работать в спонтанном режиме. Если достигнут баланс между навыками, умениями и чем-то совершенно новым, значит, вы свободно владеете языком куража по-западному. Кураж по-восточному - это вхождение в состояние сатори, что являет собой квинт-эссенцию дзен-буддизма. Суть дзен-буддизма - научиться смотреть на жизнь по-новому, избавиться от стереотипов восприятия, мешающих человеку быть свободным. Сатори - это состояние измененного сознания, которое возникает, как правило, эпизодически. Постоянно пребывать в таком состоянии невозможно. Каковы же признаки сатори? Первое: иррациональность, необъяснимость. Возникает ощущение чего-то потустороннего. Что-то вроде управляет тобой, словно ты проник в какую-то другую реальность. Разрывается оболочка обыденности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|