Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение содержания полифенольных соединений в различных сортах чая

 

Для исследования использовались экстракты нескольких сортов чая: мате зеленый, красный чай «Ройбуш», белый чай «Ветер поднебесный», зеленый чай «Лазурная россыпь» и черный чай «Лисма».

Содержание полифенольных соединений проводили согласно ГОСТ 19885-74. Измельченную навеску чая поместили в колбу залили кипящей дистиллированной воды и выдержали 45 минут. В фильтрате экстракта каждого сорта чая определили содержание полифенольных соединений.

Определение количества полифенольных соединений проведено в перерасчете на танин. Результаты исследования показаны на рисунке 5.

 

 

Анализ полученных результатов показал, что содержание полифенольных соединений в экстрактах чая имеет разное значение и зависит от сорта чая. Наибольшее содержание танина в белом чае. Наименьшее содержание танина из исследуемых материалов содержится в зеленом и красном чаях.

Влияние компонентов чая на антиоксидантную активность

 

Количество витамина С в лимоне обыкновенном определяли по методике.

В экстракт чая каждого из сортов добавили сок лимона и определили содержание витамина С. Изменение антиоксидантной активности определяли по изменению содержания витамина С в экстрактах чая каждого сорта до и после времени выдержки. Полученные результаты показали, что во время выдержки концентрация витамина снизилась. Далее рассчитывали процент снижения содержания витамина С. Полученные результаты представлены на рисунке 6.

 

 

Из полученных результатов видно, что содержание витамина С уменьшается после выдержки на 23-33% в зависимости от сорта чая. Концентрация витамина С в черном чае снизилась на 32,8 %, в белом – на 29%, в зеленом – на 26,5%, в красном – на 24,7%, в мате - на 23%. Из этого можно сделать вывод о том, что компоненты чая снижают антиоксидантную активность.


Выводы

 

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

1.Определено, что содержание аскорбиновой кислоты в плодах калины обыкновенной изменяется в период созревания. Оптимальным временем сбора калины является период с 12 по 19 октября. Плоды калины обыкновенной содержат максимальное количество витамина С в этот период;

2. Определено содержание аскорбиновой кислоты в плодах калины обыкновенной, лимона обыкновенного, шиповника коричного и в различных сортах чая. Выявлено, что содержание витамина С в калине обыкновенной составляет 3,1 г/ 100 г а.с.в., в шиповнике коричном – 1,2 г/ 100 г а.с.в., в лимоне обыкновенном – 0,04 г/ 100 г а.с.в. Установлено, что в наибольшем количестве аскорбиновая кислота содержится в черном чае. В чае мате и в красном чае содержание витамина С наименьшее по сравнению с другими сортами чая.

3. Определено содержание полифенолов различных сортов чая. Установлено, что наибольшее содержание танина в белом чае. Наименьшее содержание танина из исследуемых материалов содержится в зеленом и красном чаях.

4. Установлено, что компоненты чая влияют на содержание витамина С. Наибольшее снижение витамина С отмечено для черного чая и составляет 32,8%. Наименьшее снижение концентрации аскорбиновой кислоты отмечено для чая мате и составляет 23%.


Методическая часть. Урок биологии в 8-м классе по теме: "Витамины – чудесные вещества"

 

При подготовке урока использовались книги по методике преподавания биологии [7], [17], [18], [24].

Цели урока:

Образовательные – сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания;

Развивающие – продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; развитие логического мышления; развитие памяти.

Воспитательные – показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Воспитание собранности, сосредоточенности. Воспитание самостоятельного мышления. Воспитание санитарно-гигиенических навыков. Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок – имитационная игра.

Средства обучения: презентация «Витамины», ящик с овощами, жетоны (3 цветов), карточки с заданиями, значки врачей – специалистов.

Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, работа в группах.

Место урока: глава “Обмен веществ и энергии”, тема “Витамины”. Возраст учащихся: 8 класс.

1 этап. Подготовка к игре.

Краткий инструктаж учащихся. Учитель кратко напоминает правила коллективной работы, которые висят на стенде. (Правила должны быть приняты коллективом в начале учебного года.)

Участвуют все! Выслушать каждого!

Высказываться только по теме! Критиковать идеи, а не личности!

Класс делится на 2–3 группы – фирмы, каждая фирма выбирает своего руководителя – главного врача, а главный врач назначает остальных должностных лиц медицинской фирмы и придумывает название фирмы. (“Неотложка”, “Гиппократ”, “Белые халаты” и т.д.).

2 этап. Проведение игры – урока – 40 минут.

3 этап. Обобщение – 5 минут. Завершение игры.

Анализ и подведение итогов игры (выставление оценок).

Рекомендации школьникам.

Ход урока.

1. Этап вводно-организационный.

Повторение пройденного материала.

Суть игры. Совет района, обеспокоенный низким уровнем медицинского обслуживания, объявил конкурс на лучшую группу врачей (медицинскую фирму). Работу в районе получит медицинская фирма, чей персонал наиболее профессионально подготовлен и справится с заданиями лучше прочих. Вы выступаете в роли конкурирующих фирм. Какая фирма выиграет конкурс?

Для того чтобы выиграть, фирма должна набрать 25 баллов. У вас на столах имеются жетоны красные жетоны – 3 балла, зелёные жетоны – 2 балла, жёлтые жетоны – 1 балл.

1 конкурс

Главный врач управляет работой своей фирмы, организует поиск информации и запись ответов.

Наибольшее количество баллов –12.

Игра “Тайник чудес”. Чтобы открыть какой-либо тайник, нужно знать какой-то секрет или шифр. Например, Али-Баба попал в пещеру с сокровищами, услышав от разбойников пароль – (какой?) – “сим – сим”. В нашем тайнике (сундучок с призами) тоже что-то есть. Это призы. Остаётся только открыть его, назвав слово по принципу игры “Поле чудес”. Для открытия каждой буквы даются три попытки – три вопроса разной сложности. Правильный ответ на вопрос начинается на ту же букву, которая отгадывается в ключевом слове. Я задаю вам вопрос на 3 балла (красный жетон), 30 секунд на обдумывание, ответ вы пишите на листе бумаги, а капитан команды прочитает вслух. Команда, давшая правильный ответ получает три балла. Я открываю букву. Если правильного ответа не прозвучало – задаю вопрос на 2 балла (синий жетон), а если необходимо, и на 1 балл (жёлтый жетон). И если ответа так и не было, я открываю букву, но фирма остаются без баллов.

Просьба фирмам: если вы отгадаете слово раньше, чем мы его откроем по буквам, не говорите его вслух. Итак внимание.

Задание: Это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ, с своеобразным химическим строением. Впервые их открыл русский учённый Николай Иванович Лунин, а через 30 лет, польский учёный – Казимир Функ. Он и дал им название. Корень этого слова означает в переводе с латинского “жизнь”.

Ну что же, посмотрим, кто больше наберёт очков, для кого откроется тайник. Я задаю вопрос для отгадывания первой буквы в этом слове.

“В”. (3 балла). Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека. (Вакцина).

“В”. (2 балла) Сложное вещество, которое составляет около 2/3 массы тела человека. (Вода).

“В”. (1 балл) Насекомое паразит, переносчик сыпного и возвратного тифа, питается кровью человека. (Вошь).

 Открываем на табло букву “В”.

“И” (3 балла). Отсутствие или недостаток этого гормона вызывает заболевание “сахарный диабет.” (Инсулин).

“И” (2 балла) ВИЧ – вирус разрушает защитный механизм. Какой? (Иммунитет).

“И” (1 балл). Она может быть бактериальная, вирусная, капельная, кишечная, пылевая. В больнице имеется специальное отделение. (Инфекция).

Открываем на табло букву “И”.

“Т” (3 балла) Какая железа играет центральную роль в сохранении гормонального равновесия в организме? (Таламус).

“Т” Плазма крови, лишённая фибриногена. (Тромб).

“Т” Орган дыхательного аппарата, представляющий собой трубку, выстланную слизистой оболочкой. (Трахея).

Открываем на табло букву “Т”

“А” (3 балла) Гормон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников. (Адреналин).

“А” (2 балла) Данные вещества используются в борьбе с кишечными инфекциями. (Антибиотики).

“А” (1 балла). Конечный продукт расщепления белков в пищеварительном тракте. (Аминокислота).

Открываем на табло букву “А”.

Получилось слово “Вита” именно она означает “жизнь”. К “Вита” Функ прибавил ещё “амин” – жизненно важный амин и получилось всем знакомое слово “Витамин”. Посчитаем, какая фирма больше всех заработала баллов, и та фирма хором произносит заветное слово. Вот и наш “Тайник чудес” и открылся. (Вынимаем из сундука капусту, морковь, душицу, рыбий жир, лук и т.д.)

2. Этап изучения нового материала.

Учитель: Итак, витамины – это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ, с своеобразным химическим строением. Впервые их открыл русский учённый Николай Иванович Лунин, а через 30 лет, польский учённый – Казимир Функ. Он и дал им название. Корень этого слова означает в переводе с латинского “жизнь”. Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, имеющимися в нашем кишечнике.

2 конкурс.

1.Название группы витаминов. (А - ретинол, С - аскорбиновая кислота и т.д.);

2.В каких продуктах встречается. (Привести несколько примеров);

3. Биологическое воздействие и суточная доза, заболевание при недо­статке в пище);

4.Кратко история открытия.

Ученики коллективно работают с учебниками, затем оформляют результат в виде свободной схемы.

3 конкурс.

Учитель: Хорошие врачи, компетентные врачи должны уметь правильно поставить диагноз. Именно от правильного диагноза зависит дальнейшее лечение и выздоровление больного. Каждой фирме предлагаем жалобы больного. Вы должны поставить правильный диагноз, т.е назвать название болезни и обосновать свой ответ. Отвечает, тот специалист, который должен заниматься лечением такого больного. Главный врач представляет ведущего приём врача.

1 фирма. Жалобы. У меня странная болезнь, днём, на свету, я вижу хорошо, а вот, как захожу в комнату, я ничего не вижу. Будто на глаза надеты тёмные очки. Выхожу на свет, зрение восстанавливается. Доктор, помогите, пожалуйста. (А – куриная слепота – врач окулист).

2 фирма. Уважаемый доктор. У меня болят руки, вернее кожа на руках, покраснение и трещины кожи вызывают страшные боли при движении, я всё время нервничаю, без причины могу плакать, или наоборот начинаю смеяться, могу накричать. И ещё у меня часто повторяется расстройства кишечника, если даже придерживаться диеты. Что со мной, доктор? (РР – пеллагра – врач дерматолог).

3 фирма. Уважаемый доктор! Помогите! Меня замучили постоянные носовые кровотечения и боли в спине, точнее в позвоночнике. Суставы болят, как после тяжёлой нагрузки. (Д – рахит – врач хирург).

Учащиеся: Фирмы получают карточки с описанием заболевания, после обсуждения должны поставить диагноз и обосновать свой ответ. За правильный ответ получают 3 балла.

3. Формирование знаний, умений и навыков.

4 конкурс.

Учитель: Фирмы молодцы. Правильно поставили диагноз. Но и лечить надо правильно. Сейчас очень эффективно применяют фитотерапию. Перед вами листы бумаги с данными о содержании витаминов в разных лекарственных растениях и перечень некоторых продуктов питания. Сейчас весна, время авитаминоза, какой рацион питания Вы можете на конкретный период времени предложить населению.

Учащимся предлагается презентация «Витамины». На основе увиденного фирмы составляют суточный рацион питания.Получают карточки для составления суточного рациона питания: завтрак, обед, полдник, ужин. За правильный ответ получают – 3 баллов.

5 конкурс.

Учитель: Самое ответственное для всех фирм задание, врачи каждой фирмы должны пройти викторину. Фирмы отвечают на вопросы викторины.

1.Почему людям с пониженным уровнем зрения рекомендуют употреблять чернику, морковь?

2. Ребята, а что это за витамин С?

3. Очень вкусные плоды

И полезные они.

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколадке

Скорлупа – краситель яркий.

Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвем с ветвей?

4.Каким лекарственным действием обладают плоды ореха?

5. Какие плоды использовали в древности лекари для промывания желудка и кишечника?

6. Эти листья и плоды

Содержат фитонциды.

Для кулинара и врача

Они незаменимы.

Источник витамина С-

От кашля избавленье.

Те разноцветные плоды-

Леченье с наслажденьем.

7. Зачем детям прописывают невкусный рыбий жир?

8. У детей чаще бывает искривление позвоночника и ног, чем у взрослых. Однако дети реже ломают кости, чем взрослые. От наличия какого вещества в костях это зависит? Из каких продуктов питания организм может получить это вещество? Какой витамин необходим организму для усвоения этого вещества костями?

9. Весна Петя «загорает» на закрытом окне. Жарко, а загара нет. Открыл окно – стало светло. А через час – на теле ожог. Чем это объяснить? Полезен ли загар?

10. В весенние месяцы повышается утомляемость, вялость, раздражительность. Кровоточат десны. На коже появляются синяки. Отчего это бывает? Как с этим бороться?

Ответы:

1.Морковь содержит витамин А, а черника – органические кислоты, влияющие на улучшение зрения.

2. Помогает росту костей, укрепляет стенки сосудов, повышает устойчивость к инфекциям.)

3. Орех.

4. В орехе витамина С в 50 раз больше, чем в цитрусовых – лимоне, апельсине. Содержит 45-75% масла, поэтому назначается ослабленным больным для восстановления сил. Листья и кора отвариваются используются для заживления ран.

5. Плоды тыквы.

6. Смородина.

7. Рыбий жир содержит витамин Д, который необходим для правильного формирования скелета.

8. Это вещество – кальций, он придает костям твердость. Много кальция содержит молочные продукты. Витамин Д способствует поступлению кальция в кости и предотвращает рахит.

9. Стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому при закрытом окне загореть не возможно. Но и открыв окно, Петя загорает неверно, так как длительность первого пребывания на солнце -5 -10 минут. Для того чтобы кожа не обгорала, следует применять солнцезащитные кремы. Загорать необходимо, так как под действием солнечных лучей в коже образуется витамин Д.

10. Это проявление авитаминоза. Весной организм испытывает недостаток витаминов, что можно исправить, употребляя в пищу поливитамины или вводя в свой рацион салаты из моркови, яблок, свеклы, капусты, лука, зелени и т.д.

Затем проверяют правильность ответов, сверяя с доской. Оценивают по следующей шкале: +8 –“5”; +7 –6 –“4”; +5–4 –“3”; меньше: прочитать учебник.

Затем находят среднюю арифметическую по фирме, если средняя арифметическая равна:“5” – фирма получает + 3 баллов.“4” – фирма получает +2 балла.“3” – фирма получает + 1 бал. Код баллов написан на доске.

Учитель: Уважаемые врачи фирмы! Вашему вниманию предлагаются следующие пословицы. В чем суть этих пословиц? (Пословицы и частушки написаны на доске, правильный анализ одной пословицы – 1 балл).

Обед без овощей – праздник без музыки.

Витя в счёте преуспел -

Яблок много летом съел.

В яблоках железо есть,

Это нужно всем учесть!

Что-то наш Максим грустит,

Очень бледный он на вид

На уроках он зевает –

Витаминов не хватает

А у Настеньки беда –

Не растёт совсем она.

Доктор Насте дал совет:

«Ешь морковку на обед».   

Пейте соки, ешьте фрукты!

Это вкусные продукты

Витамины принимайте

И здоровье укрепляйте!

2.Овощи и фрукты – здоровые продукты. 3.Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты. 4.Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата. 5.Поешь рыбки – будут ноги прытки.

6.Морковь прибавляет кровь.

7.Лук – от семи недуг. 8.Там, где нет мяса – свекла герой.

(Фирмы анализируют пословицы, в ходе анализа приходят к выводу о важности витаминов для здоровья людей.)

7 конкурс.

Учитель:

Для детей, их пап и мам

Устроим мы турнир реклам,

Реклам не простых –

Витаминных, овощных.

Во саду ли, в огороде

Фрукты, овощи растут,

Мы сегодня для рекламы

Их собрали тут.

Мы живём в мире конкуренции. Хорошая реклама – 50% успеха. Следующий конкурс – конкурс реклам. (Раздаём учащимся овощи из “Тайника чудес”)

Учащиеся за 5 мин. должны сочинить рекламу, она оценивается по 3 балла.

Перед показом реклам читаем следующее строки:

Для всего честного люда

Реклама есть к любому блюду.

Слушайте внимательно,

Запоминайте старательно.

4. Подведение итогов.

Учитель: Уважаемые фирмы, подсчитайте количество баллов. Если ваша фирма набрала 25–30 баллов – «5»; 20–24 балла – «4»; 12–20 баллов – «3».

Всем членам команды ставиться одинаковая оценка.

Поздравляем фирму, перешагнувшую 25-бальный барьер и вручаем им лицензию об открытии медицинской фирмы.

5. Домашнее задание: изучить текст по учебнику и заполнить 4 столбик таблицы с названиями продуктов питания вашего суточного рациона.

Учитель: Великие люди по разному относились к еде, но они в одном были едины. Всякая еда – должна быть полезной для здоровья. Урок хочу завершить словами Гиппократа: “Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами”.


Список литературы

 

1. Абдулин И.Ф. Органические антиоксиданты как объекты анализа / И.Ф. Абдулин, Е.Н. Турова, Г.К. Будников // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. – 2001. – Т.167. № 6. – С.3-13.

2. Агрохимия / Б. А. Ягодин и др.; Под ред. Б. А. Ягодина. – М.: Агропромиздат, 1989. – 156 с.

3. Березовский В.М. Химия витаминов / В.М. Березовский. – М.: Пищевая промышленность, 1973. – 632 с.

4. Бабин Д. М. Энциклопедия цветоводства / Д.М. Бабин – Минск: Миринда, 2000. – 480с.

5. Боброва Т. А. Ботаника: Учебное пособие / Т.А. Боброва – М.:ТЕРРА, 2000. – 304с.

6.  Ващенко И. М. Калина – интересный биологический объект / И. М. Ващенко, И. В. Трофимова // Биология в школе. – 1989. -№ 6 – с. 5-9.

7. Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии/ Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская – М.: Просвещение, 1976.

8. Владимиров Ю.А. Свободные радикалы в живых системах Биофизика. Итоги науки и техники / Ю.А. Владимиров и др.– М.: ВИНИТИ АН СССР, 1991. – 252 с.

9. ГОСТ 19885-74. Методы определения содержания танина и кофеина. Введено 01.07.75. – М.: Изд-во стандартов, 1975. – С. 77.

10. Генкель П. А. Физиология растений / Генкель П. А. – М.:Просвещение, 1985. – 335с.

11. Гроздова А. Б. Деревья, кустарники и лианы / Гроздова А. Б. – М.: Лесная промышленность, 1986.-354 с.

12. Дары природы / Н. В. Третьякова и др.; Под ред. Н. В. Третьяковой – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. – 288с.

13. Доспехов Б. А. Методика полевого опыта(с основами статистической обработки результатов исследований) / Б. А. Доспехов. – М.: Колос, 1968. - 230 с.

14. Ермаков А.И. Методы биохимического исследования растений. / А.И. Ермаков, В.В. Арасенович. - Л.: Агропромиздат, 1987. – 430 с.

15. Елизарова Л.Г. Алкогольные напитки / Л.Г. Елизарова, М.А. Николаева.- М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997.

16. Жолобова З. П. Калина / З. П. Жолобова – Мичуринск, 1994. – 174 с.

17. Зверев И. Д.. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя / И. Д Зверев, А. Н. Мягкова – М.:Просвещение, 1985.-205с.

18. Калинова Г. С. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии / Г. С Калинова, А. Н. Мягкова – М.:Школа – Пресс, 1999.

19. Комаров И. А. Деревья и кустарники / И. А. Комаров – М.: изд-во Академии наук СССР, 1959. – 164с.

20. Кортиков В. Н. Лекарственные растения / В. Н. Кортиков, А. В. Кортиков – М.: АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ, 1999. – 768с.

21.  Кузнецова М. А. Сказания о лекарственных растениях / М. А. Кузнецова, А. С. Резникова – М.: Высшая школа, 1992. – 372с.

22.  Лаптев Ю. П. Растения от А до Я / Ю. П. Лаптев – М.: Колос, 1992.- 538с.

23. Либберт Э. В. Физиология растений / Э.В. Либберт – М.: Мир, 1976. –271с.

24.  Мягкова А. Н. Методика обучения общей биологии / А. Н. Мягкова, Б. Д. Комиссаров – М.: Просвещение, 1985.-260с.

25.. «Медицинская популярная энциклопедия. Человек и здоровье» / Г.И. Билич, Л.А. Назарова; Под ред. Г.И. Билич. - Москва, 1998. – 753с.

26.  Надиров Н.К. Токоферолы и их использование в медицине и сельском хозяйстве / Н.К. Надиров – М.: Наука, 1991. – 336 с.

27. «Популярная медицинская энциклопедия. Большая медицинская энциклопедия» / Б. В. Петровский и др.; Под ред.: Б. В. Петровского. Москва, 1979. – 489с.

28.  Похлебкин В.В. Чай / В.В. Похлебкин. – М.: Центрополиграф, 1997. – 264с.

29.  Рычин Ю. В. Древесно-кустарниковая флора / Ю. В. Рычин – М.: Просвещение, 1972. – 264с.

30. Решетняк Л.П. Пути улучшения качества и сохраняемости пищевых продуктов / Л.П. Решетняк, Н.И. Пилипенко. – Л.: ЛИСТ, – 1988. – 329 с.

31. Рогинский В.А. Фенольные антиоксиданты: реакционная способность и эффективность / В.А. Рогинский – М.: Наука, 1988. – 247 с.

32. Русина И.Ф. Биохимия хранения овощей и плодов / И.Ф. Русина, И.С. Морозова. – М.: Наука, 1990. – 116 с.

33. Сборник описаний лабораторных работ по курсу «Биологическая химия» / Сост.: Избранова С.И. – Славянск – на – Кубани: Идательский центр СГПИ, 2006. – 44 с.

34. Тукачев С. Н. Лекарственные растения юга России / С. Н. Тукачев – М., 1992. – 160с.

35.  Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях / Д. Г. Хессайон – М.: Кладезь-Букс, 2000. – 256с.

36. Цоциашвили И.И. Химия и технология чая. / И.И. Цоциашвили, И.А. Бокучава. – М.: Агропромиздат, 1989. – 379 с.

37. Якушкина Н. И. Физиология растений / Н. И. Якушкина – М.: Просвещение, 1980. – 389с.

38. WWW.TEA4YOU.RU

39. www.mate.ru

40. www.mariamm.ru.files

41. www.GardenDigger.com

42. teatips.ru,.

43. http://www.tks.ru/

44. http://www.tea.ru/

45. http://www.okp.ru/

46. http://www.coffeetea.ru/

47. http://www.tea&coffee.ru/

48. http://www.teainfo.ru/article_tmarket.html

49. http://www.teainfo.ru/article_tmarket.html

50. www.antioxidant-of-food.bessmertie.ru


Приложение 1

Содержание витамина С в некоторых овощах, плодах и ягодах (на 100 г съедобной части продукта): [3]

Продукт Содержание витамина, мг Продукт Содержание витамина, мг
Свекла 10 Капуста белокочанная 45
Морковь 5 Шиповник (сухой) 1200
Груша 5 Черная смородина 200
Айва 23 Апельсины 60
Персики 10 Лимоны 40
Гранат 4 Брусника 15
Черешня темноокрашенная 15 Клюква 15
Малина 25 Черноплодная рябина 15
Земляника 60 Крыжовник 30
Вишня 15 Щавель 43
Слива 10 Шпинат 55
Виноград (черный) 6 Укроп 100
Яблоки зимние 16 Петрушка (зелень) 150
Картофель 20 Сельдерей (зелень) 38

Приложение 2.

 

Математическая обработка.

Вычисление содержания танина в различных сортах чая.

 

Таблица 2.

Содержание танина в различных сортах чая

Сорта чая

Количество танина, %

 Х ср

1 2 3
мате 3,7 3,6 3,8 3,7
зеленый 2,5 2,5 2,4 2,4
черный 5,4 5,5 5,6 5,5
белый 7,5 7,6 7,6 7,57
красный 2,1 2,3 2,3 2,2

 

А = (∑ Х ср)/5 = 4,274

 

Сорта чая

Количество танина, %

 сумма, V

1 2 3
мате - 0,6 -0,7 -0,5 -1,8
зеленый -1,8 -1,9 - 1,9 -4,7
черный 1,1 1,3 1,2 3,6
белый 3,1 3,3 3,3 9,7
красный -2,2 -2 -2 -6,2

 

∑ Х=0,6

Высчитываем значения коррелирующего фактора.

С = (Ʃ x)²/ N = 0,024

Cy = Ʃ x² ­ C = 60,106

Сv= (Ʃ V)²/ (l - 1) = 42,681

Сz= Cy- Сv= 17,425

дисперсия сумма Степень свободы Средний квадрат Fпр Fтеор
Cy 60,106 14 _________ _______ _______
Сv 42,681 4 10,76 6,13 2,9
Сz 17,425 10 1,74 ________ _________

 

Так как Fпр> Fтеор,то различия между вариантами есть.

Сx = √(Sd²/N)= 0,66

Sd = √(2Sd²/N)=0,93

НСР = st95•Sd = 2,4

НСР0,5= ((st95•Sd)/ Х ср)•100% = 55,8%

 

Сорт чая

Количество танина

 отклонения

 Группы

от стандарта  %
мате 3,7 _________ __________ __________
зеленый 2,4 -1,3 -35 2
черный 5,5 1,8 48,6 1
белый 7,57 3,9 105 1
красный 2,2 -1,5 -40,5 2

НСР0,5

2,4 55,8 __________

 

Таблица 3.

Влияние полифенолов чая на антиоксидантную активность.

Сорта чая

Количество витамина С, мг/100 г плода

 Х ср

1 2 3
1 Контроль(лимон) 39,5 41,2 40,7 40,46
2 мате 33,7 32,6 32,8 33,03
3 зеленый 36,5 36,5 37,4 36,7
4 черный 32,4 31,5 32,6 32,17
5 белый 27,5 27,6 27,6 27,57
6 красный 32,1 32,3 32,3 32,2

 

А = (∑ Х ср)/6 = 33,68 ≈ 34

 


Сорта чая

Количество витамина С, мг/100 г плода

 сумма, V

1 2 3
Контроль(лимон) 5,5 7,2 6,7 19,4
мате - 0,3 -1,4 -1,6 -3,3
зеленый -2,5 -2,5 -3,4 -8,4
черный -1,6 -2,5 -1,4 -5,5
белый -6,5 - 6,4 - 6,4 -19,3
красный -1,9 -1,7 -1,7 -5,3

 

∑ V =-22,4

Высчитываем значения коррелирующего фактора.

С = (Ʃ x)²/ N = -11,23

Cy = Ʃ x² ­ C = 322,38

Сv= (Ʃ V²) / (l - 1) = 177,728

Сz= Cy- Сv= 144,652

 

дисперсия сумма Степень свободы Средний квадрат Fпр Fтеор
Cy 322,38 17 _________ _______ _______
Сv 177,728 5 35,5456 2,95 2,66
Сz 144,652 12 12,054 ________ _________

 

Так как Fпр> Fтеор,то различия между вариантами есть.

Сx = √(Sd²/N)= 1,41

Sd = √(2Sd²/N)=1,98

НСР = st95•Sd = 4,84

НСР0,5= ((st95•Sd)/ Х ср)•100% = 14,2%

Сорт чая

Количество витамина С, мг/100г плода

 отклонения

 Группы

от стандарта  %
Контроль(лимон) 40,46 __________ _________ ________
мате 33,03 -7,43 -18,3 1
зеленый 36,7 -3,54 -6,7 2
черный 32,17 -7,71 -18,5 1
белый 27,57 -12,91 -31,9 1
красный 32,2 -8,26 -20,41 1

НСР0,5

4,84 14,2 _______

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...