История географии как науки.
•Вместо введения. •Формирование географических представлений в Древнем мире. •Эпоха средневековья и Великие географические открытия. •Развитие географии в эпоху мануфактурного производства и торговли. •Начало новой географии в эпоху развития капитализма. •Становление современной географии. •География новейшего времени и ее кризис как отражение социально-экономического кризиса общества. •Этап послевоенной реконверсии и географического модернизма. •Эпоха экологизации, гуманитаризации и глобализации географических исследований. ·Вместо введения Наука - это мысль, а история науки - это движение мысли. Любая наука как форма общественного сознания проходит сложный путь развития от описательного этапа (сбора, накопления и классификации данных об объектах исследования) до этапа теоретического и методологического осмысления. Развитие науки теснейшим образом связано также с запросами практической деятельности человека, которые не остаются постоянными в различные эпохи. Обязательными атрибутами любой науки должны быть объект и предмет исследования, а также методология и теория, фундаментальные категории и понятия, принципы и схемы объяснения. Традиционно география считалась наукой, изучающей поверхность нашей планеты. Открытие и исследование этой поверхности началось еще на самой ранней ступени цивилизации и завершается уже в наше время. Главной целью географических исследований всегда являлось изучение географической действительности и географической картины мира, с которыми связана жизнь человека и общества. Отсюда и сам термин география родился как «землеописание». Однако, по мнению В.Бунге, история развития географии, ее «идеология» сложна и не очень безоблачна. В ней мало «руководящих идей и множество фактов».
Другие науки накапливали данные и на их базе создавали теорию науки, а потом «новая» наука (например, новая физика) поглощала более старую, но не отвергала ее. В географии преобладал направленно-волновой характер развития с частой сменой направлений, целей, методологических и теоретических задач. Затянувшийся описательный этап накопления фактов и данных, сложность объекта и предмета изучения, влияние политических и социокультурных факторов общества не способствовали становлению инварианта географии как науки, формированию ее теории и методологии. Кроме того, становление географии как науки было связано с трудностью согласования интересов между синтезом накопленных данных и погоней за новейшими фактами, что усиливало дифференциацию научных направлений и усложняло систему географических наук, приобретающих образ «Вавилонской башни». Не всегда совпадало желание лидеров географии соединить поиск истины, утверждающей престиж географии в научном обществе, и стремлением быть полезной обществу. Трудности становления географии как науки, по мнению В.С.Преображенского, были связаны: — с меняющимся статусом географии, ее превращением из школьной и вузовской географии в науку (конец XIX в.), а затем в 30-60-е годы XX в. в массовую сферу профессиональной деятельности; — с постоянным расширением границ объекта и границ предметаисследования; — с усложнением методики исследования (путешествия ® экспедиции ® стационары ® дистанционное зондирование ® корабли науки и санно-тракторные поезда) и методического перевооружения в области эмпирических обобщений (картографического ® математико-статистического ® картографо-математического моделирования на базе ЭВМ ® компьютерных систем и сетей);
— с изменением информационных функций географии: картографической ® страноведческих описаний и многотомных сочинений ® национальных и мировых географических атласов ® функционально-ориентированных карт ® электронных банков данных ® геоинформационных систем. Вот почему в географии часто употребляются понятия «современная» и «новая» география, «кризис» и «революция». Если первые фиксируют лишь некоторые изменения в теории и строении концептуальных моделей, то вторые свидетельствуют о решительном пересмотре устоявшихся теорий, видения предмета или методов его изучения. Наши предшественники и современники неоднократно пытались выявить наиболее общие черты развития географии от античных времен (Эратосфен и Страбон) и до наших дней (А.А.Григорьев, А.Г.Исаченко, И.М.Забелин, Ю.Г.Саушкин, К.Грегори, Н.К.Мукитанов, В.С.Преображенский, В.П.Максаковский и др.). А.А.Григорьев анализирует развитие физико-географических идей в России в XIX и начале XX в. А.Г.Исаченко издает монографию «История развития географических идей». О геогарфии в прошлом, настоящем и будущем написана интересная работа Ю.Г.Саушкина, а также «География и географы» К.Грегори. Итог XX века подводит монография В.С.Преображенского, Т.Д.Александровой и Л.В.Максимовой «География в меняющемся мире». «Историческую географию мира» издает В.П.Максаковский. Первое учебное пособие по «Истории географии» предлагают М.М.Голубчик, Е.В.Евдокимов и Г.Н.Максимов.
· Формирование географических представлений в Древнем мире Алгоритм эпохи. Для первобытнообщинного строя и рабовладельческих государств задачи географии сводились к расширению пространственного кругозора, накоплению эмпирического материала. Формировалось мироощущение человека в пространстве своего местожительства. Первичные географические мотивы были представлены бытийной географией, дошедшей до наших дней, но утратившей свои позиции в научной географии. В ее основе лежало понятие «места» или топоса (с греческого - место, участок земли), формирующего у человека свойства топофилии и топофобии, т.е. представления о хороших и плохих местах, хорошей и плохой охоте, дружелюбных и плохих народах (Преображенский, 1997).
В рабовладельческом обществе важной составной частью культуры становится отношение человека не только с природой, но и с людьми и самим собой. В этом случае человек отстаивает ценность и целостность личности в зеркале культурного мифа. Мифологическое сознание исходило из умения человека с помощью ритуалов воспроизводить акт творения подобный божественным силам, создавая жертвенники, алтари, храмы. Так рождался освещенный (сакральный) центр мира, который характеризовал сакральность места. Место становилось частью чего-то общего, потаенного (божественного), которому греческие философы дали название «хорос», т.е. пространство. Оно было результатом творения и имело космоцентрический характер, включая в себя идеальные слои (макрокосм), Ойкумену (мезокосм) и место жизни человека (микрокосм). Таким образом, уже у античных философов понятия «пространство» и «место» разделяются. Место становится частью пространства. География, как и все другие науки древнего мира, развивалась первоначально внутри философии. Философы рассматривали мир как природное единство, а всю деятельность людей как одно из проявлений вещей. Человек объединялся с природой, включался в нее. В то же время в мифологической форме выражалась мысль об очеловечении природы, придания ей человеческих черт. Географические идеи были связаны с единой географией, изучающей нераздельное пространство с помощью описательного метода. Региональное направление в развитии географии было описательным. Объяснение имело религиозно-мифологическую, а затем натурфилософскую основу, умозрительно истолковывающую природу. Базировалось оно на геоцентрическом понимании мироздания. В то же время, были высказаны некоторые умозрительные идеи (о шарообразности Земли и ее сферах, зависимости человека от природы), на многие столетия «осветившие» путь развития географии. Возник и уникальный метод эмпирических обобщений и передачи геоинформации - картографический. Наибольших успехов достигли древние греки, которые сумели методом абстрагирования оперировать не только эмпирическими данными, но и их идеальными образами (моделями), что и позволило возникнуть научному знанию в Древней Греции. В то же время в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Центральной и Южной Америке при высокой культуре этого не произошло. «Эти греки были поверхностны - из глубины», - писал Ф.Ницше.
География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей - охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Круг фактических знаний первобытного человека определялся характером его деятельности и непосредственным природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. Острая наблюдательность и хорошее знание отдельных фактов сочеталось с неразвитостью мышления. Отсюда неумение объяснять многие природные процессы и явления (засухи, землетрясения, наводнения и др.), что нашло свое выражение в анимизме (представление о духах и душе) и магии (чародействе, волшебстве, колдовстве). Представление первобытного человека о происхождении вещей неизбежно было фантастическим и передавалось в устной форме из поколения в поколение. Оно приобретало форму мифов, т.е. народных сказаний о богах и легендарных героях, о происхождении мира. Основные путешествия совершались с целью торговли и завоевания новых земель. Самая древняя карта, по мнению Л.Багрова, известна с 3800 г. до н.э. На глиняной табличке была изображена северная часть Двуречья с рекой (Евфрат) и двумя горными цепями. Еще в III тыс. до н.э. шумерийцы создали мифы о сотворении мира, потопе и рае. В Вавилоне была популярна астрология, объясняющая воздействие небесных светил на судьбы людей. Древние греки обладали на редкость цельным и ясным миропониманием. Во время архаического этапа развития Древней Греции центром научной мысли явился Милет (ионическая колония в Малой Азии), где возникла первая натурфилософская школа. Последователи этой школы пытались объяснить строение Вселенной естественными причинами, исходя из целостной картины мира, единого материального начала: воздуха у Анаксимена, воды у Фалеса, «апейрона» или абстрактной материи у Анаксимандра, огня у Гераклита. Однако истолкование природных явлений у ионийских натурфилософов было умозрительным. Землетрясения, например, они объясняли следствием трескания земли от засухи или после сильных дождей. Развитие мореплавания и торговли привело к появлению первых географических описаний. Их называли периплами и периэгезами. Первые описывали берега и представляли собой прообраз современных лоций. Вторые - участки суши и являлись начальной формой страноведческих описаний. Авторов таких описаний называли логографами. Известным логографом был Гекатей из Милета (546-480 г до н.э.), который обобщил периплы и периэгезы и составил описание всех известных стран. По мнению Дж.Томсона в работе Гекатея проявлялся «известный интерес к климату, обычаям, флоре и фауне, так что она стоит того, чтобы ее называли общей географией, первой географией, о которой нам что-либо известно» (1953, с 81).
Первую карту Ойкумены составил Анаксимандр. «Древние изображали Ойкумену круглой, посредине же, по их мнению, лежит Эллада, и посредине последней - Дельфы. Ученые, много путешествуя, оставили после себя интересные работы. В своей «Истории в девяти книгах» Геродот (485-425 до н.э.) дает полное описание мира, известного грекам. Эвдокс Книдский (ок. 480-355 до н.э.) обосновал идею о климатических поясах, положив в основу их формирования наклон падения солнечных лучей на земную поверхность по мере возрастания широты (отсюда с греческого «климат» означает «наклон»). Он впервые применил гномон для определения широтного положения географических объектов. Наука классической Греции нашла свое завершение в трудах Аристотеля (384-322 до н.э.). По его мнению окружающий человека мир имеет четыре первичных элемента: огонь, воздух, воду и землю. Источником движения является эфир, слагающий небо. Это уже был подход компонентной географии. Сочетания названных элементов формируют сферы: внешнюю небесную, сферу огня (верхнюю атмосферу), нижнюю (воздушную), сферу воды и земли (в центре). Тем самым он признавал идею о шарообразности Земли. В своей знаменитой работе «Метеорология», которая к сожалению не сохранилась, он дает описание основных сфер, используя все накопленные знания. Его «Метеорология» - первый опыт общеземлеведческого описания. Аристотель дифференцировал науки и знание о природе приобрело форму естествознания. Он же стоял у истоков общего землеведения и компонентной географии. Ученые классической Греции обратили внимание на зависимость человека от природной среды. Первым был Гекатей. Затем Гиппократ вводит понятие «фюзис», придавая ему значение окружающей человеческий организм природы. Ойкумену по условиям жизни он делил на три полосы: холодную северную (Скифия), умеренную среднюю (входила Греция) и жаркую сухую южную (Ливия, Египет). Сравнивая жителей этих полос, Гиппократ делает вывод о том, что их тело и дух зависят от климата. Так было положено начало географическому детерминизму, очень важному естественно-научному положению, которое объясняло зависимость живых существ, человека, да и общества в целом от природных условий. Однако многие историки (например, Ксенофонт), а также Аристотель и Платон использовали это положение в политических целях, объясняя право греков управлять другими народами расцветом греческой культуры и благоприятными природными условиями. Эпоха эллинизма началась походами А.Македонского и развитием торговых отношений Греции с восточными странами. Философия этого периода отходит от естественно-научного направления и углубляется в проблемы этики и морали. Если создателем первой карты считают Анаксимандра, то основоположником математико-картографического направления стал Эратосфен Киренский (276-194 до н.э.), заложивший основы математической географии. Он впервые применил термин «широта» и «долгота» и при построении карты Ойкумены использовал 7 параллелей и перпендикулярные им меридианы (Забелин, 1976). Он возглавлял Александрийскую библиотеку, был хранителем величайшей сокровищницы античной науки и литературы. Его обширный труд «Географические записки» был первым, где упоминался термин «география» (вместо периплов и периэгезов). Он включал в себя не только описание Ойкумены, но и вопросы математической и физической географии. Впервые были определены размеры Ойкумены и введена сетка меридианов и параллелей. Сравнивая величины угла падения лучей полуденного солнца в Александрии и Сиене (Тропик Рака), Эратосфен первым определил окружность Земли по меридиану. Полученная величина равнялась 252 тыс. стадий (около 40 тыс.км). Проводил он и географическое районирование с выделением сфрагид. Описание их начинается с выделения границ, которые проводились обычно по естественным рубежам (хребтам, рекам, морям), и включает номенклатурно-топографические данные о климате, народах и сельскохозяйственных культурах. Тем самым «География» Эратосфена объединила в себе физическую, математическую (картографическую) и региональную географии. Границы Ойкумены расширились в период римских завоеваний, которые диктовали заказ на историко-страноведческие описания и математическую географию (измерение расстояний по дорогам, специальные земельные работы в военных целях, межевание земель и др.). В эпоху расцвета римской империи (I-II в.в.н.э.) преобладали географические описания страноведческого плана, часто связанные с историей. Наиболее крупные работы принадлежат Страбону, греку из Амасии (64 до н.э. - 23 н.э.). Им написана «География» в 17 книгах. В первой он касается истории географии. Во второй - общегеографических представлений. В своих суждениях он опирался на идеи предшественников. Особенно на работы Эратосфена. Все остальные книги посвящены региональным описаниям Иберии, Британии, Кавказа, Малой Азии и др. Однако, данные о природе этих регионов традиционно скудны и отрывочны. В таких страноведческих описаниях Страбон видел прикладное значение географии и ее пользу для правящих кругов государства, военных и торговцев. Поэтому его считают главным идеологом описательно-страноведческой (хорографической) географии. Клавдий Птоломей (90-160 г.г.) последний из великих ученых античности, уделявших внимание географическим проблема. В своих работах «Великое построение» и «Руководство по географии» он обобщил известные факты об Ойкумене и теоретические идеи своих предшественников. По его мнению следует различать «географию» и «хорографию». Первая охватывает линейное изображение известной части Земли со всем, что на ней находится. В ее сферу входят вопросы выяснения фигуры и размеров Земли, разработка проекций и определение географических координат для создания карт Ойкумены. Хорография занимается описанием отдельных местностей, «…приводя в своих описаниях даже такие мелочи, как, например, гавани, селения, округа, притоки главных рек и т.д.» (Птоломей, 1953). Его «Руководство по географии» вплоть до XVII в. выдержало более 50 изданий. Таким образом, наиболее важными достижениями эпохи Древнего мира можно назвать: — появление натурфилософии с целостными естественно-научными представлениями, которые противопоставлялись религиозно-мифологическому объяснению и базировались на мировоззрении космоцентризма и единства мироздания; — становление единой географии на базе целостного мышления того времени, в котором объединялись многие стороны философии, истории, математики, естествознания, этнографии и других направлений. Географические идеи формировались в единстве указанных воззрений и не составляли самостоятельного направления. «Я считаю, - писал Страбон, - что наука география, которой я теперь решил заниматься, так же, как и всякая другая наука, входит в круг занятий философией» (1964, с.7). — появление описательно-страноведческого направления, которое способствовало накоплению географических фактов о различных регионах Ойкумены и образованию единой географии. Первыми страноведческими описаниями стали периплы (описание берегов), периэгезы (описание суши) и периоды (объезды земли). С обобщением подобных сочинений выступил Гекатей. Эти описания были тесно связаны с историей, поэтому основное внимание уделялось внешним чертам земной поверхности (топографии), описанию народов, политического строя, городов и т.д.; — появление математико-географического направления, которое по мнению некоторых ученых (Эратосфена, Птоломея) претендовало на роль «общей географии». Дальнейшее развитие этого направления привело к возникновению геодезии и картографии; — зарождение физико-географического или общеземлеведческого направления, связанного с попыткой объяснения описываемых природных явлений. Развивались идеи о фигуре Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря.
· Эпоха средневековья и великие географические открытия Алгоритм эпохи. Феодальная ограниченность и разобщенность пространственного кругозора, возрастающая роль церковных постулатов - характерная черта средневековья. Переход к феодализму в Европе сопровождался упадком культуры. Библия заменила труды античных ученых. Земля из шара «превращается» в прямоугольник или диск. Однако идея единой картины мира сохранялись в религиозных догмах миропонимания. На этапе социогенеза, становления национальных культур, возникновения и господства в идеологии и мировоззрении мировых религий, методологии сакральности (т.е. признания священного) в географии формируется концепция описательного регионального страноведения. Основой ее была пространственность, являющаяся универсальной формой упорядочения. Понятие пространства оставалось божественным, т.е. сотворенным Богом. Реальные пространства представляли множество территорий (регионов), открытых и описанных в эпоху великих географических открытий (ВГО). Частью территории становится мифологизированное место, приобретающее свойства ментальност и (хождение в Иерусалим, Мекку, за три моря за пряностями в Индию или за шелком в Китай). Трудовая деятельность людей была связана с ресурсоосвоением природных ландшафтов земледельцами и кочевниками. Их образ жизни определял и культурные ценности, где явно просматривалась зависимость человека от природных условий. Это был пик развития единой географии, где человек существовал как часть природы. Методической базой топографической географии был морфологический анализ, т.е. анализ распределения форм и объектов в пространстве. Основные успехи были связаны с генерализацией географических знаний, фиксируемых на картах. Картография стала первой прикладной наукой, «вышедшей» из нерасчлененной единой географии. Поэтому прикладными интересами географии стало создание образа определенных территорий через картографическую модель.
Распад Римской империи ослабил сухопутные торговые связи Европы с Востоком. Низкий уровень кораблестроения, религиозная замкнутость стран Западной Европы, суеверия и легенды о морских чудовищах препятствовали далеким путешествиям. Основным стимулом к познанию дальних стран было христианское паломничество к «священным местам» и миссионерство, а также крестовые походы. В раннем средневековье наиболее искусными мореходами были ирландские монахи (VI-VIII вв.) и скандинавские викинги (VIII-X в.в.). Первые плавали к Гебридским и Оркнейским островам, открыли Фарерские острова и Исландию. Вторые имели связи с Византией по торговому пути «из варяг в греки», повторно открыли Исландию (860г.), затем Эрик Рыжий открыл Гренландию (983г.), а Лейф Эриксон - Северную Америку. Феодальная Европа была изолирована от Индии, Китая и даже Африки. Лишь Византия в V-VI вв. имела торговые связи с Востоком. В середине VI в. Козьма Индикоплов побывал в Эфиопии, Аравии, Индии. Его перу принадлежит «Христианская топография» в 12 книгах, в которой сделана попытка согласовать некоторые общегеографические представления античности с Библией. Он отрицал шарообразность Земли и представлял ее в виде прямоугольника, окруженного океаном с 4 заливами - Римским, Каспийским, Аравийским и Персидским. Из океана брали начало реки: Нил, Тигр, Евфрат и Ганг. С VII в. в развитии мировой культуры видную роль играли арабы, создавшие огромное государство. Они торговали с Китаем, северной и восточной Африкой, знали о Мадагаскаре. Языковая общность, наличие торговых связей в Арабском Халифате и хождение в Мекку (хаджи) способствовали распространению географических знаний. Уже в VIII в. география рассматривалась как «наука о почтовом сообщении» и «наука о путях и областях». Абу Абдаллах Ибн Батута был одним из величайших путешественников средних веков. За 25 лет своих странствий он прошел по суше и по морю 130 тыс. км и посетил Египет, Аравию, Сирию, Иран, Крым и низовье Волги, плато Устюрт, долину Инда, Китай, Шри-Ланку и др. Описание путешествий известных арабских авторов становятся популярнейшим видом литературы. Ценность географических знаний арабов в том, что они, хотя и не прибавили ничего нового к теоретическим разработкам античной географии, все же сохранили их для будущих потомков и пользовались ими при накоплении новых данных об известных им землях. Аль-Идриси (1100-1165 гг.) в своей книге «Географические развлечения» анализирует идеи Птоломея на основе новейших сведений, накопленных к этому времени путешественниками. Им были составлены две карты мира на 70-ти листах, на которых были сделаны уточнения и исправлены ошибки Птоломея. К сожалению, как и все карты арабов, они были без градусной сети. В XIII в. происходит революция в мореходном искусстве: создаются парусные суда (каравеллы), используется компас, создаются морские карты (портоланы или компасные карты, где градусную сетку заменили компасные румбы). Центром торговли между Западом и Востоком становятся города-республики Венеция и Генуя. Законы Монгольской империи позволяли европейским купцам проникать в Центральную и Восточную Азию. Так, венецианский купец Марко Поло с 1271 по 1295 гг. совершил путешествие по Китаю и посетил Индию, Цейлон, Бирму, Аравию. Он написал книгу «О разнообразии мира» или как ее обычно называют «Книга Марко Поло», которая вошла в золотой фонд мировой литературы и была одной из первых печатных книг Европы. Картографы, создавая карты, наносили на них все названия, которые они где-нибудь слышали. При этом нередко искажались названия одного и того же объекта (например, Мадагаскара). Путешественники, торговцы, дипломаты и миссионеры мало внимания уделяли географическим фактам. Их больше интересовали нравы и обычаи народов. Популярностью пользовались описания вымышленные, полные легенд и рассказов о чудесах. Интересны были русские «азбуковники» (энциклопедические справочники), в которых содержались обширные сведения о разных странах и городах. В общем XIII и XIV вв. дали очень мало нового в географии. Не было и новых идей. Центром географической мысли этого времени была Венеция. Она стала «высшей школой географических и исторических наук» (Риттер, 1864, с.185). В библиотеках города были собраны многочисленные рукописи античных, персидских и арабских авторов. На латинский язык переводились труды античных географов. Составлялись сборники путешествий и лоций. Все это способствовало возрождению географических концепций античности и освобождению научной мысли от церковных догм. В эпоху ВГО появляется хорошее картографическое обеспечение. Были созданы специальные картографические учреждения и их продукция пользовалась большим спросом. Во второй половине XVI в. центром картографии становится Антверпен со своей знаменитой фламандской школой, прославившейся именами А.Ортелия и Г.Меркатора. Первый прославился изданием собрания карт, включивших 70 наименований и получивших название «Театрум». Второй разработал математические основы картографии. Меркатором была создана карта мира в двойной сердцевидной проекции, где название материка Америка было распространено на оба материка Нового Света. До этого Америкой чаще всего называли район Бразилии. В 1569г. он создает карту мира на 18 листах в цилиндрической проекции, а в 1570г. - свой «Атлас», который был издан в 1595г. его сыном под названием «Атлас, или Картографические соображения о сотворении мира и вид сотворенного». При составлении карт пользовались большим числом картографических проекций, в том числе знаменитой цилиндрической проекцией Меркатора. На его картах можно было уже различить современные контуры материков. Обобщающих географических работ, объясняющих многие природные явления (пояса штилей, пассатов, муссонов, морские течения), которые уже стали известны путешественникам, не было. Никто не пытался свести в единую систему вновь полученные сведения. Правильному истолкованию явлений мешали религиозные догмы. Так, Х.Колумб, открыв устье Ориноко, полагал, что эта дорога в «земной рай». Лишь Б.Кеккерман в своей книге «География», изданной в Ганновере в 1617г. возрождает идеи Аристотеля о земноводном шаре, включая в его состав землю и воду. Он заменяет триаду Птоломея (география - количество, топография - карта, хорография - описание) на «общую» и «специальную» географию В то же время ВГО расширили границы известной европейцам части нашей планеты. Они способствовали: — развитию картографии, формированию современной карты мира, где были показаны материки и океаны, издательству карт, которое стало возможно благодаря распространению книгопечатания и гравирования на меди. К сожалению большинство карт издавалось в виде приложения к «Географии» Птоломея, что создавало немало противоречий. Мартин Бехайм из Нюрнберга изготовил первый дошедший до нас глобус, а Г.Меркатор подготовил свой «Атлас»; — освещению в литературе географических открытий. Были опубликованы письма и дневники Х.Колумба, А.Веспуччи, Пигафетты (участника первого кругосветного плавания) и др. Педро Мартир составил первую летопись истории открытий. В 1507г. лотарингский географ М. Вальдзеемюллер под впечатлением писем А.Веспуччи предложил называть Новый свет Америкой. Позже литература плаваний и путешествий издается многотомными собраниями сочинений (Дж. Рамусио, Р.Хаклюйт); — появлению первых страноведческо-статистических описаний. Например, книги флорентийского купца Л.Гвиччардини «Описание Нидерландов», где описывается природа, население, хозяйство и города; — развитию идей математической географии, что было связано с сильным влиянием античной географии. Наиболее известны труды М. Вальдзеемюллера «Введение в космографию» и П.Апиана «Космография», в которых основное внимание уделялось навигации, а не географическим описаниям. Они продолжали традиции землеведческого направления античных авторов о месте Земли во вселенной и особенностях ее устройства, а также суммировались знания по астрономии, физике и географии; — появлению учебных заведений, называемых добровольными «академиями» (Флоренция, Болонья, Неаполь), где читались лекции по математике, механике, астрономии;
· Развитие географии в эпоху мануфактурного производства и торговли (XVII-XVIII вв.)
Алгоритм эпохи. Становление капиталистического способа производства в Европе привело к изменению мировоззренческих критериев и стремлению к освобождению от религиозных догм и опеки церкви. Нарождающийся класс буржуазии был заинтересован в развитии экспериментального естествознания и прикладных наук. Столпами научной ре6волюции XVII в. стали Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт, И.Ньютон. Уже к середине XVII в. имелись значительные достижения в области «элементарного естествознания» (механики), а также в становлении таких наук как математика, астрономия, физика, геология и др. В то же время исчезала идея единой картины мира, его целостного восприятия. Время окончания ВГО определило начало формирования географии в качестве самостоятельной области знания, особенно в части картографии. Френсис Бэкон писал по этому поводу, что «дальние плавания и странствия (кои в наши века участились) открыли и показали в природе много такого, что может подать новый свет философии» (1971, с.46). После ВГО потребовалось более двух столетий, чтобы уточнить картографический материал и систематизировать данные о компонентах природы материков и океанов. С завершением этих работ заканчивается «топографическая» стадия развития географии. Категориям схоластики была противопоставлена доктрина «естественной» философии, базирующейся на опытном познании (Ф.Бэкон), достоверности и проверки знаний с помощью разума (Р.Декарт). Вводится понятие физического пространства, которое понимается как независимое от материи, абсолютное вместилище вещей (ньютоновская интерпретация). И.Кант назвал его пустым, трехмерным пространством, которое можно было измерять инструментально. Однако оно не воспринималось материальным. Метафизический материализм освободил людей от власти религии, но отдал их под власть законов природы. Причины развития природы и человека стали искать внутри природы. В географии происходило становление «географического естествознания» и географического детерминизма, которые базировались уже не на количественном анализе карт и умозрительных допущениях, а на достоверном естественнонаучном материале, полученном в «полевых» условиях экспедиций. На базе философской категории физического пространства начинают формироваться землеведческое направление со своим объектом изучения (земноводный шар Б.Варения) и частная (хорографическая) география, описывающая отдельные территории и местности. Сохраняло свои позиции и страноведческое описание с картографической генерализацией накопленных данных, создающих картографический образ отдельных территорий земли и их ресурсов.
В начале XVII в. завершается эпоха ВГО, но описательный этап в географии продолжается. Еще не были описаны многие районы мирового океана и внутренние территории материков. Создание нового поколения парусных судов (фрегатов) сделали морские вояжи более безопасными, а изобретения в области техники наблюдения (зрительная труба и термометр Галилея, барометр Торричелли и морской хронометр) позволили проводить метеорологические и гидрологические наблюдения. Поэтому в состав команд судов стали включаться не только картографы, но и натуралисты. Описываемая эпоха была периодом становления экспериментального естествознания. Г.Галилей заложил основы экспериментальной физики и развил идеи Коперника в астрономии. И.Ньютон дал науке математический анализ, установил законы механики и обосновал принципы гидродинамики. Создаются философские учения, получившие название метафизического (механистического) материализма. Их авторами были Френсис Бэкон и Ренэ Декарт. Несмотря на определенные успехи, география еще не стала теоретической наукой и выполняла в сущности справочную функцию. Страноведение следовало в основном старым традициям. На первом месте были исторические события и перечисление фактов. Физико-географические сведения имели подчиненное значение. Эти же тенденции господствовали в преподавании географии. Однако были и успехи. Начинается время географической литературы. Появляются интересные работы Б.Варения, В.Татищева, М.Ломоносова, С.Крашенинникова, И.Канта. Исключительным явлением стало издание в Нидерландах в 1650г. книги Бернхарда Варения «География генеральная». Талантливый географ Б.Варений был немцем. Окончил Кенигсбергский университет и умер, к сожалению, на 29-м году жизни. Его работа - первый со времен античности опыт общеземлеведческого обобщения, первая попытка определить предмет географии и наметить методы изучения предмета (например, сравнительный метод), т.е. тем самым он теоретически обосновал географию как науку. Таким образом, Б.Варений впервые для новых времен предпринял попытку создания развернутой теоретической концепции географии, соответствующей новой стадии развития философии. Его учение было знаменательно тем, что «стало переходной ступенью от умозрительно-синтетического подхода к предмету естественной географии к аналитическому» (Мукитанов, 1985, с.с.30). Заселение и хозяйственное освоение самого большого в мире массива суши, своего рода «океана» лесов, степей, тундры и пустынь способствовало становлению в XVIII в. русской географической школы. Наиболее ярким ее представителем является В.Н.Татищев (1686-1750 гг.). Он был определен Петром I «к землемерию всего государства». Вслед за Варением он делил географию на общую (генеральную), где говорится «о всем шаре земном, который состоит из земли и воды, окружен воздухом», частную (описывает разные страны) и топографию(описывает части стран и города). Им была составлена программа для сбора материала по истории и географии России. Однако сам он успел написать только введение к географическому описанию России и «Общее географическое описание всея Сибири» (1736). М.В.Ломоносов (1711-1765гг.), возглавляя географический департамент Академии наук, большое внимание уделял составлению Российского атласа, а также подготовке молодых географов и картографов. В своем известном сочинении «О слоях земных» он пишет о непрерывности изменения земной поверхности под влиянием как внутренних, так и внешних сил. Крупные формы движения, по его мнению, есть результат движения земной коры. Но главная заслуга, по словам К.К.Маркова, заключается в том, что им были заложены основы методологии географии, связанные с идеей исторического принципа единства и взаимосвязи различных компонентов природы. Ломоносов рассматривал карту как необходимый элемент географической характеристики. Под его руководством была составлена «Полярная карта» и подготовлена первая комплексная характеристика Северного Ледовитого океана - «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию». Тем самым была опред
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|