Методологическая ошибка Канта в трактовке вещи-в-себе
На стр.65 (как усиление своей аргументации об априорности пространства//времени) Кант пишет: «Все, что в нашем познании принадлежит к созерцанию, содержит одни лишь отношения, а именно отношение места в созерцании (протяжение)… Но то, что находится в данном месте, или то, что действует в самих вещах, кроме перемены места, этим не дано». Абсолютно верно в том смысле, что все реальное нам дано как функция от структуры нашей чувственности (заслуга Канта: открытие еще одной «местности» воспринимаемых предикатов). «Но то, что находится в данном месте, или то, что действует в самих вещах, кроме перемены места, этим не дано. Между тем вещь сама по себе не познается из одних только отношений…» А вот это уже вопрос! ОТКУДА Кант об этом знает (здесь он методологически противоречит сам себе, т.к. что-то утверждает о ВЕЩАХ-САМИХ-ПО-СЕБЕ) По крайней мере, есть возможность того, что вещь в себе и определяется одними только отношениями! Далее (на стр.66) он допускает еще одну неточность: «Отсюда следует, что, т.к. внешнее чувство делает нам лишь представление об отношении». Оно может содержать в своих представлениях только отношение предмета к субъекту, а не то внутреннее, что присуще объекту самому по себе»
1. Неточность Канта в том, что он пространственные признаки/отношения распространяет на сами вещи, которые, согласно Канту, не ПРОСТРАНСТВЕННЫ, а это значит, что у ВЕЩЕЙ-В-СЕБЕ нет ВНУТРЕННЕЕГО, или она не может быть ВЕЩЬЮ-В-СЕБЕ (т.к. «В» - также пространственно нагруженный предикат). 2. Второе возражение (возможность). Кант не допускает объективного существования отношений, а если в МИРЕ-САМОМ-ПО-СЕБЕ существует не только вещи, но и ОТНОШЕНИЯ, тогда в «наших представлениях» могут быть и отношения между вещами!
Заключение Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не таким, какой есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей и себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе.
Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно, поэтому его ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностью пересматриваются, и, как отмечает АСМУС: "Кант не был кантианцем в такой мере, в какой его изображают новейшие почитатели". Положительная ценность философии Канта в том, что он впервые в истории немецкого идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы и своими работами сообщил сильный толчок к ее дальнейшему развитию.
"Критика способности суждения" занимает промежуточное звено в общей философии Канта, и, как говорил философ: "Критика способности суждения является связующим звеном обеих частей философии "Критика чистого разума" и "Критика практического разума". Эта книга поразила умы современников. Эта система взглядов полностью отвечает и соответствует развитию наук того времени. Некоторые выводы были сделаны Кантом благодаря его гениальности и намного опередили время. Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как с точки зрения ее ценности, так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали глубокий анализ социально-классовой основы философской системы Канта. Вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: "О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляет содержание всей его философии - "определи себя сам". Эта великая идея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой". ВЕЩЬ-В-СЕБЕ остается для нас абсолютно непроницаемой. В своих рассуждениях Кант в определенной мере опирается на современное ему естествознание. Механика Ньютона оперирует понятиями абсолютного твердого, недеформируемого тела. В понятии абсолютной непроницаемости ВЕЩИ-В-СЕБЕ. Кант воспроизводит абстракцию абсолютного твердого тела. Несомненной заслугой Канта является тот факт, что он подметил, что проблема идеального, человеческого познания связана с проблемой бесконечности, но он не смог решить эту проблему. Бесконечность и конечность у него относятся только к ВЕЩИ-ДЛЯ-НАС.
Список литературы
1.Баскин Ю.Я. И.Кант. М.: Юридическая литература, 1984. 2.Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт современного прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986. 3.Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант: ученый, философ, гуманист. Л.: Лениздат, 1984. 4.Гулыга А.В. И.Кант. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1981. 5.Калинников Л.А. Проблемы философии истории в системе Канта. Л.: Лениздат, 1978.
[1] Юм Д. Исследование о человеческом познании //Соч.: В 2т.-М., 1965.-Т.2.-С. 68.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|