Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологическая ошибка Канта в трактовке вещи-в-себе

 

На стр.65 (как усиление своей аргументации об априорности пространства//времени) Кант пишет: «Все, что в нашем познании принадлежит к созерцанию, содержит одни лишь отношения, а именно отношение места в созерцании (протяжение)… Но то, что находится в данном месте, или то, что действует в самих вещах, кроме перемены места, этим не дано».

Абсолютно верно в том смысле, что все реальное нам дано как функция от структуры нашей чувственности (заслуга Канта: открытие еще одной «местности» воспринимаемых предикатов).

«Но то, что находится в данном месте, или то, что действует в самих вещах, кроме перемены места, этим не дано. Между тем вещь сама по себе не познается из одних только отношений…»

А вот это уже вопрос! ОТКУДА Кант об этом знает (здесь он методологически противоречит сам себе, т.к. что-то утверждает о ВЕЩАХ-САМИХ-ПО-СЕБЕ) По крайней мере, есть возможность того, что вещь в себе и определяется одними только отношениями!

Далее (на стр.66) он допускает еще одну неточность:

«Отсюда следует, что, т.к. внешнее чувство делает нам лишь представление об отношении».

Оно может содержать в своих представлениях только отношение предмета к субъекту, а не то внутреннее, что присуще объекту самому по себе»

 

1. Неточность Канта в том, что он пространственные признаки/отношения распространяет на сами вещи, которые, согласно Канту, не ПРОСТРАНСТВЕННЫ, а это значит, что у ВЕЩЕЙ-В-СЕБЕ нет ВНУТРЕННЕЕГО, или она не может быть ВЕЩЬЮ-В-СЕБЕ (т.к. «В» - также пространственно нагруженный предикат).

2. Второе возражение (возможность). Кант не допускает объективного существования отношений, а если в МИРЕ-САМОМ-ПО-СЕБЕ существует не только вещи, но и ОТНОШЕНИЯ, тогда в «наших представлениях» могут быть и отношения между вещами!

 

Заключение

Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не таким, какой есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей и себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе.


Оставленное Кантом наследие вот уже двести лет считается началом технологических процессов, которые со временем изменили весь мир. Его критическая философия стала основой естественнонаучного материализма. Хотя в более зрелом возрасте он пришёл к выводу, что для объяснения процессов жизни только этого, как он называл – механистического представления, недостаточно, его теория уже стала жить своей жизнью.

Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно, поэтому его ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностью пересматриваются, и, как отмечает АСМУС: "Кант не был кантианцем в такой мере, в какой его изображают новейшие почитатели".

Положительная ценность философии Канта в том, что он впервые в истории немецкого идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы и своими работами сообщил сильный толчок к ее дальнейшему развитию.

"Критика способности суждения" занимает промежуточное звено в общей философии Канта, и, как говорил философ: "Критика способности суждения является связующим звеном обеих частей философии "Критика чистого разума" и "Критика практического разума". Эта книга поразила умы современников.

Эта система взглядов полностью отвечает и соответствует развитию наук того времени. Некоторые выводы были сделаны Кантом благодаря его гениальности и намного опередили время.

Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как с точки зрения ее ценности, так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали глубокий анализ социально-классовой основы философской системы Канта.

Вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: "О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляет содержание всей его философии - "определи себя сам". Эта великая идея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой".

ВЕЩЬ-В-СЕБЕ остается для нас абсолютно непроницаемой. В своих рассуждениях Кант в определенной мере опирается на современное ему естествознание. Механика Ньютона оперирует понятиями абсолютного твердого, недеформируемого тела. В понятии абсолютной непроницаемости ВЕЩИ-В-СЕБЕ. Кант воспроизводит абстракцию абсолютного твердого тела. Несомненной заслугой Канта является тот факт, что он подметил, что проблема идеального, человеческого познания связана с проблемой бесконечности, но он не смог решить эту проблему. Бесконечность и конечность у него относятся только к ВЕЩИ-ДЛЯ-НАС.

 

Список литературы

 

1.Баскин Ю.Я. И.Кант. М.: Юридическая литература, 1984.

2.Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт современного прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986.

3.Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант: ученый, философ, гуманист. Л.: Лениздат, 1984.

4.Гулыга А.В. И.Кант. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1981.

5.Калинников Л.А. Проблемы философии истории в системе Канта. Л.: Лениздат, 1978.

 


[1] Юм Д. Исследование о человеческом познании //Соч.: В 2т.-М., 1965.-Т.2.-С. 68.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...