Региональный бюджет: структура доходной и расходной части
В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета региона целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур.[10] К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в том числе расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества), и инвестиционные отчисления третьим лицам, отчисления Федерации и субъектам Федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, например получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов. Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.[11] В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. По региональным налогам представительный орган власти субъекта федерации самостоятельно устанавливает ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к региональным налогам и сборам относятся: - налог на имущество; - транспортный налог; - налог на игорный бизнес.[12] К неналоговым доходам регионального бюджета относятся: - средства, получаемые от продажи регионального имущества; - средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона; - средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; - средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление; - плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; - доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
- часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; - другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации; - плата за негативное воздействие на окружающую среду (по нормативу 40 %); - платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню(100%).[13] Бюджетным кодексом РФ установлен перечень безвозвратных и безвозмездных перечислений в виде: - финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; - субвенций из Федерального фонда компенсаций; - субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; - иных безвозвратных и безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы; - безвозвратных и безвозмездных перечислений из бюджетов государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов; - безвозвратных и безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.[14] Формирование расходов бюджета региона осуществляется в соответствии с расходными обязательствами субъекта РФ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году. Следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации: - обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации; - обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации; - проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации; - обеспечение реализации региональных целевых программ; - формирование государственной собственности субъектов Федерации; - осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации; - содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации; - оказание финансовой помощи местным бюджетам; - обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; - компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; - прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.[15] Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: - государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; - обеспечение правоохранительной деятельности; - обеспечение противопожарной безопасности; - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектноизыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; - обеспечение социальной защиты населения; - обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; - обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; - развитие рыночной инфраструктуры; - обеспечение развития федеративных и национальных отношений; - обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ; - обеспечение деятельности средств массовой информации; - прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.[16] Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета региона может быть достигнуто: равенство доходов и расходов, дефицит или профицит бюджета. Дефицит бюджета региона - превышение расходов бюджета над доходами. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утверждаемого объема безвозмездных поступлений.[17] Профицит бюджета региона - превышение доходов бюджета над расходами. Основной задачей региональных властей является обеспечение сбалансированности бюджета и определение допустимого уровня дефицита. Обеспечение сбалансированности, определение взаимосвязи параметров бюджета и показателей социально-экономического развития - важнейший этап в установлении параметров бюджета в целом, его доходной и расходной частей в частности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|