Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по химии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года Х И М И Я МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Москва
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 г. по химии подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2017 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии. В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2017 г. по химии, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по химии, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку. Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
© Каверина А.А., Снастина М.Г., 2017 © Федеральный институт педагогических измерений, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по химии.. 4
2. Об изменениях в экзаменационной модели ЕГЭ 2017 года по химии, в сравнении с моделью 2016 года.. 6 3. Задания с развернутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена 2017 года по химии 8 4. Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы к определению критериев и шкалы оценивания выполнения заданий) 10 Приложение 1. Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2017 года по ХИМИИ 18
Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по химии
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по химии, начиная с 2009 г., проходит в штатном режиме как экзамен по выбору выпускников. По его итогам выявляется уровень освоения каждым экзаменуемым образовательных программ по химии, соответствующих Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден в 2004 г.). Порядок проведение экзамена определён на основе следующих документов: Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.04.2014 № 291, от 15.05.2014 №529, от 05.08.2014 № 923, от 16.01.2015 № 9, от 07.07.2015 № 693, от 24.11.2015 № 1369) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 № 31205). Экзамен обеспечен целостной методической системой контрольных измерительных материалов (КИМ), принципиально новых по сравнению с теми измерительными материалами, которые использовались при традиционных формах выпускных экзаменов по химии. Основными элементами данной методической системы являются: кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников (далее – кодификатор),
спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по химии (далее – спецификация); демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по химии в текущем году; единые по структуре и содержанию варианты экзаменационной работы, ответы на задания части 1 работы и рекомендации по оцениванию заданий Первые три названные документа служат основой для определения содержания Данные документы Федеральная комиссия по разработке КИМ разрабатывает на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базового и профильного уровней), утвержденного Приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года № 1089. Документы проходят экспертизу тестологов и специалистов в области химического образования, согласуются с Научно-методическим советом ФИПИ по химии, обсуждаются педагогической общественностью, публикуются на сайте www.fipi.ru. Каждый из этих документов в соответствии со своими функциями обеспечивает возможности для создания контрольных измерительных материалов, позволяющих объективно оценить уровень освоения выпускниками образовательных программ по химии. Так, в частности, кодификатор определяет качественный состав и общий объём элементов содержания, освоение которых проверяется на экзамене. В кодификатор для проведения ЕГЭ в 2017 году включено, как и в предыдущие годы, то содержание обязательного минимума стандарта 2004 года (базового Это практически все важнейшие элементы содержания обязательного минимума (всего их 56). В своей совокупности они составляют обобщенную систему знаний
Кроме того, в разделе 2 кодификатора представлен «Перечень требований к уровню подготовки выпускников, проверяемых на ЕГЭ по химии». По сути это есть указания В другом документе – в «Спецификации» - дано подробное описание структуры Важно также обратить внимание на те общие методические установки, с учётом которых осуществлялось формирование экзаменационных моделей на протяжении всей практики проведения ЕГЭ по химии. Суть этих установок заключается в следующем: · Контрольные измерительные материалы должны быть ориентированы · Уровень предъявления учебного материала в КИМ должен соотноситься · Выполнение заданий экзаменационной работы должно предусматривать осуществление определённой совокупности действий. Наиболее показательными с точки зрения полноты освоения образовательной программы среди них являются: выявление классификационных признаков веществ
Все описанные выше методические подходы к разработке КИМ были использованы также и при формировании экзаменационной модели 2017 года. Вместе с тем, в данной модели были приняты заметные изменения, обусловленные объективными причинами. Охарактеризуем их более подробно.
2. Об изменениях в экзаменационной модели ЕГЭ 2017 года Изменения, принятые в КИМ ЕГЭ 2017 года, имеют различный характер. В одном случае они связаны с корректировкой подходов к построению заданий, которые по результатам экзамена последних лет имели относительно невысокую дифференцирующую способность. Целью корректировки таких заданий явилось усиление деятельностной основы и практико – ориентированной направленности их содержания. В другом случае изменения в КИМ 2017 г. связаны с корректировкой порядка распределения заданий по уровням сложности и видам проверяемых умений и способов действий, которая по своей сути призвана обеспечить повышение объективности оценивания результатов выполнения заданий экзаменуемыми. Принципиально изменились подходы к структурированию части 1 экзаменационной работы. В отличие от экзаменационной модели прошлых лет структура части 1 работы 2107 года включает в себя несколько тематических блоков: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов по периодам и группам». «Строение вещества. Химическая связь»; «Неорганические вещества: классификация и номенклатура; химические свойства «Органические вещества: классификация и номенклатура; химические свойства «Химическая реакция». «Методы познания в химии». «Химия и жизнь». «Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций». В каждом из указанных тематических блоков будут представлены задания как базового, так и повышенного уровней сложности, расположенные по нарастанию того количества действий, которые необходимы для их выполнения. Такая структура части 1 экзаменационной работы в большей мере соответствует структуре самого курса химии. Благодаря этому для экзаменуемых обеспечивается возможность более эффективной концентрации внимания на том, использование каких знаний, понятий и закономерностей химии и в какой взаимосвязи потребует выполнение заданий, проверяющих усвоение учебного материала определённого раздела курса химии.
Произошли заметные изменения в подходах к конструированию всех заданий базового уровня сложности. Это могут быть задания с единым контекстом, с выбором двух верных ответов из пяти, а также задания «на установление соответствия между позициями двух множеств», расчётные задачи. Общее число заданий в работе 2017 года составило 34 (вместо 40 заданий в работе 2016 года). Это осуществлено преимущественно за счёт уменьшения числа тех заданий, выполнение которых предусматривало использование аналогичных видов деятельности. Примером таких заданий, в частности, являются задания, ориентированные на проверку знаний химических свойств солей, кислот, оснований, условий протекания реакций ионного обмена. В результате принятых изменений экзаменационная модель 2017 года имеет следующую структуру. Часть 1 работы содержит 29 заданий с кратким ответом. В их числе 20 заданий базового уровня сложности и 9 заданий повышенного уровня сложности (их порядковые номера 10,11,18, 19,22 - 26). Ответ к каждому из этих 29 заданий записывается кратко: в виде двух цифр, в виде последовательности цифр (трёх или четырёх); в виде числа с заданной степенью точности. Часть 2 работы содержит 5 заданий высокого уровня сложности с развёрнутым ответом (их порядковые номера 30 – 34). Изменение формата заданий и их числа обусловило корректировку шкалы оценивания некоторых заданий, что, в свою очередь, вызвало изменение первичного суммарного балла за выполнение работы в целом до 60 баллов (вместо прежних Представление о новой структуре и формате заданий даёт Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по химии.
3. Задания с развернутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена Они предусматривают комплексную проверку усвоения на высоком уровне сложности нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков курса по общей, неорганической и органической химии. описание методики стандартизированной оценки заданий этого типа, необходимой для обеспечения объективности оценочных процедур ГИА, является основной целью предлагаемых методических материалов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|