Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по химии




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года

Х И М И Я

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

 

Москва


 

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 г. по химии подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2017 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2017 г. по химии, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по химии, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

 

 

© Каверина А.А., Снастина М.Г., 2017

© Федеральный институт педагогических измерений, 2017


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по химии.. 4

2. Об изменениях в экзаменационной модели ЕГЭ 2017 года по химии, в сравнении с моделью 2016 года.. 6

3. Задания с развернутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена 2017 года по химии 8

4. Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы к определению критериев и шкалы оценивания выполнения заданий) 10

Приложение 1. Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2017 года по ХИМИИ 18

 


Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по химии

 

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по химии, начиная с 2009 г., проходит в штатном режиме как экзамен по выбору выпускников. По его итогам выявляется уровень освоения каждым экзаменуемым образовательных программ по химии, соответствующих Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден в 2004 г.).

Порядок проведение экзамена определён на основе следующих документов:

Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.04.2014 № 291, от 15.05.2014 №529, от 05.08.2014 № 923, от 16.01.2015 № 9, от 07.07.2015 № 693, от 24.11.2015 № 1369) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 № 31205).

Экзамен обеспечен целостной методической системой контрольных измерительных материалов (КИМ), принципиально новых по сравнению с теми измерительными материалами, которые использовались при традиционных формах выпускных экзаменов по химии. Основными элементами данной методической системы являются:

кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников (далее – кодификатор),

спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по химии (далее – спецификация);

демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по химии в текущем году;

единые по структуре и содержанию варианты экзаменационной работы,

ответы на задания части 1 работы и рекомендации по оцениванию заданий
с развёрнутым ответом.

Первые три названные документа служат основой для определения содержания
и структуры экзаменационной работы.

Данные документы Федеральная комиссия по разработке КИМ разрабатывает на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базового и профильного уровней), утвержденного Приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года № 1089.

Документы проходят экспертизу тестологов и специалистов в области химического образования, согласуются с Научно-методическим советом ФИПИ по химии, обсуждаются педагогической общественностью, публикуются на сайте www.fipi.ru.
По результатам широкого обсуждения в случае необходимости проводится определённая корректировка документов.

Каждый из этих документов в соответствии со своими функциями обеспечивает возможности для создания контрольных измерительных материалов, позволяющих объективно оценить уровень освоения выпускниками образовательных программ по химии. Так, в частности, кодификатор определяет качественный состав и общий объём элементов содержания, освоение которых проверяется на экзамене.

В кодификатор для проведения ЕГЭ в 2017 году включено, как и в предыдущие годы, то содержание обязательного минимума стандарта 2004 года (базового
и профильного уровней), изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников.

Это практически все важнейшие элементы содержания обязательного минимума (всего их 56). В своей совокупности они составляют обобщенную систему знаний
о неорганических и органических веществах, их составе, строении и свойствах;
о химической реакции, сущности и закономерностях протекания реакций различного типа; об использовании веществ на практике, методах познания химических объектов.
В соответствии с требованиями стандарта данная система знаний является обязательной для освоения обучающимися. На основе элементов содержания, включённых
в кодификатор, составляются задания экзаменационной работы.

Кроме того, в разделе 2 кодификатора представлен «Перечень требований к уровню подготовки выпускников, проверяемых на ЕГЭ по химии». По сути это есть указания
на те действия и виды деятельности, которые необходимо осуществлять при выполнении заданий определенного типа.

В другом документе – в «Спецификации» - дано подробное описание структуры
и содержания экзаменационной работы. Так, в нём представлен обобщённый план вариантов КИМ ЕГЭ 2017 года по химии; дана характеристика проверочных заданий различных типов и показано, как они распределяются по частям работы,
по содержательным блокам и линиям, по видам проверяемых умений и видов действий; охарактеризована система оценивания отдельных заданий и работы в целом, приведено описание уровня подготовки выпускников, достижение которого может гарантировать получение минимального количества баллов на экзамене; даны рекомендации
о примерном распределении времени, отводимого на выполнение работы; представлен перечень дополнительных материалов и оборудования, которыми разрешено пользоваться на экзамене.

Важно также обратить внимание на те общие методические установки, с учётом которых осуществлялось формирование экзаменационных моделей на протяжении всей практики проведения ЕГЭ по химии. Суть этих установок заключается в следующем:

· Контрольные измерительные материалы должны быть ориентированы
на проверку усвоения системы предметных знаний по химии.

· Уровень предъявления учебного материала в КИМ должен соотноситься
с требованиями стандарта к подготовке выпускников средней школы.

· Выполнение заданий экзаменационной работы должно предусматривать осуществление определённой совокупности действий. Наиболее показательными с точки зрения полноты освоения образовательной программы среди них являются: выявление классификационных признаков веществ
и реакций, объяснение сущности того или иного процесса, выявление взаимосвязи состава, строения и свойств веществ. Проявление этих действий свидетельствует о глубине понимания изученного материала и потому может быть признано в качестве приоритетного показателя освоения содержания предмета.

Все описанные выше методические подходы к разработке КИМ были использованы также и при формировании экзаменационной модели 2017 года. Вместе с тем, в данной модели были приняты заметные изменения, обусловленные объективными причинами. Охарактеризуем их более подробно.


 

2. Об изменениях в экзаменационной модели ЕГЭ 2017 года
по химии, в сравнении с моделью 2016 года

Изменения, принятые в КИМ ЕГЭ 2017 года, имеют различный характер.

В одном случае они связаны с корректировкой подходов к построению заданий, которые по результатам экзамена последних лет имели относительно невысокую дифференцирующую способность. Целью корректировки таких заданий явилось усиление деятельностной основы и практико – ориентированной направленности их содержания.

В другом случае изменения в КИМ 2017 г. связаны с корректировкой порядка распределения заданий по уровням сложности и видам проверяемых умений и способов действий, которая по своей сути призвана обеспечить повышение объективности оценивания результатов выполнения заданий экзаменуемыми.

Принципиально изменились подходы к структурированию части 1 экзаменационной работы. В отличие от экзаменационной модели прошлых лет структура части 1 работы 2107 года включает в себя несколько тематических блоков:

«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов по периодам и группам». «Строение вещества. Химическая связь»;

«Неорганические вещества: классификация и номенклатура; химические свойства
и генетическая связь веществ различных классов»;

«Органические вещества: классификация и номенклатура; химические свойства
и генетическая связь веществ различных классов»;

«Химическая реакция». «Методы познания в химии». «Химия и жизнь». «Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций».

В каждом из указанных тематических блоков будут представлены задания как базового, так и повышенного уровней сложности, расположенные по нарастанию того количества действий, которые необходимы для их выполнения.

Такая структура части 1 экзаменационной работы в большей мере соответствует структуре самого курса химии. Благодаря этому для экзаменуемых обеспечивается возможность более эффективной концентрации внимания на том, использование каких знаний, понятий и закономерностей химии и в какой взаимосвязи потребует выполнение заданий, проверяющих усвоение учебного материала определённого раздела курса химии.

Произошли заметные изменения в подходах к конструированию всех заданий базового уровня сложности. Это могут быть задания с единым контекстом, с выбором двух верных ответов из пяти, а также задания «на установление соответствия между позициями двух множеств», расчётные задачи.

Общее число заданий в работе 2017 года составило 34 (вместо 40 заданий в работе 2016 года). Это осуществлено преимущественно за счёт уменьшения числа тех заданий, выполнение которых предусматривало использование аналогичных видов деятельности. Примером таких заданий, в частности, являются задания, ориентированные на проверку знаний химических свойств солей, кислот, оснований, условий протекания реакций ионного обмена.

В результате принятых изменений экзаменационная модель 2017 года имеет следующую структуру.

Часть 1 работы содержит 29 заданий с кратким ответом.

В их числе 20 заданий базового уровня сложности и 9 заданий повышенного уровня сложности (их порядковые номера 10,11,18, 19,22 - 26).

Ответ к каждому из этих 29 заданий записывается кратко:

в виде двух цифр,

в виде последовательности цифр (трёх или четырёх);

в виде числа с заданной степенью точности.

Часть 2 работы содержит 5 заданий высокого уровня сложности с развёрнутым ответом (их порядковые номера 30 – 34).

Изменение формата заданий и их числа обусловило корректировку шкалы оценивания некоторых заданий, что, в свою очередь, вызвало изменение первичного суммарного балла за выполнение работы в целом до 60 баллов (вместо прежних
64 баллов).

Представление о новой структуре и формате заданий даёт Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по химии.

 


3. Задания с развернутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена
2017 года по химии

Они предусматривают комплексную проверку усвоения на высоком уровне сложности нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков курса по общей, неорганической и органической химии.

описание методики стандартизированной оценки заданий этого типа, необходимой для обеспечения объективности оценочных процедур ГИА, является основной целью предлагаемых методических материалов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...