Без лишних восторгов. Самодеятельность. Девочки-красавицы. Коза: рождение личности. Возраст Козы (3–7). Знакомство с реальностью
Без лишних восторгов
Четыре типа темперамента обычно описывают в двоичной системе: оптимист – пессимист; либо в более изощренной квадратной: холерик – флегматик – сангвиник – меланхолик. Как-то привыкли считать, что оптимисты – это холерики и сангвиники, а пессимисты – флегматики и меланхолики. Ситуация оказалась несколько сложнее: наименьшие запасы оптимизма именно у холерика, а флегматики достаточно оптимистичные люди. Обезьянам же достался меланхолический темперамент, который дарит не черный, а скорее серый взгляд на мир. Такой же темперамент придет к человеку еще два раза – в восьмом (31–40) и в одиннадцатом (70–85) возрастах. В указанных возрастах меланхолия и скепсис вполне уместны, но откуда столь старческий взгляд на мир в радужное детстве? На деле скепсис и меланхолия вполне совместимы и с закрытостью Обезьяны, и тем более с ее приземленностью. А потому не паникуйте и не расстраивайтесь, если в глазах вашего любимца или любимицы вдруг промелькнет грусть или вдруг заметите на лице скептически-ироническую улыбку. В чередовании детских темпераментов важен тот момент, что сначала появляются два темперамента, позволяющие отгородиться от общества, – взгляд свысока у Петуха и взгляд в себя (под ноги) у Обезьяны. Социально активные типы темперамента идут в возрастах под номерами 3, 4, 5, 6, 7, 9, и лишь в старости надежно вырастает тот же, что и в детстве, барьер между человеком и обществом. Десятый и двенадцатый возрасты – это космические оптимисты, а одиннадцатый возраст дает легкую меланхолию.
Самодеятельность
В структуре судьбы детство не отмечено разнообразием – два пионерских возраста (Петух и Коза) и два самодеятельных возраста (Обезьяна и Лошадь). В этом видится глубокий смысл: ведь завершать в детстве нечего (завершенностью отмечены пятый, девятый, одиннадцатый возрасты), а попадать в распоряжение Управителя судеб (фатальные возрасты имеют порядковые номера 6, 8 и 12) в детстве также нельзя, ибо это будет означать выход из-под родительской опеки. Таким образом, все детство проходит под знаками стремления двигаться вперед и обучаться самостоятельности.
Простор для самостоятельности огромен – самому слагать звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения, самому встать, самому сделать первый шаг и т. д. Для ребенка годится все, что начинается с «само-». Ну а родителям это слово надо повторять как заклинание: «Сам, все сам... » Чем больше действий ребенок будет делать сам, тем лучше. И ему, и вам.
Девочки-красавицы
В отличие от мальчиков, обладающих волей и мистическим мышлением, девочки во втором возрасте получают тип мышления, который уготован для мальчиков третьего возраста. Таким образом, девочка на время обгоняет мальчика в развитии, начинает быстрее говорить, реальнее смотреть на мир. Однако эта поспешность в будущем не даст девочке возможности развиваться столь же основательно, как мальчику. Раньше, чем мальчик, девочка начинает осваивать мир эмоций, реальных людских отношений, что может сказаться в капризах, вспышках непослушания, негативизма. Компенсацией за эти неудобства будет неожиданный расцвет детской красоты, ведь женский знак Обезьяны – это знак самых немыслимых красавиц. Важно не забывать, что, в отличие от мальчика, девочка продолжает решать параллельно две задачи, одна из которых подобна мальчишеской, а вторая – это формирование отрытой девичьей души. Отсюда куклы, стремление жалеть, опекать и даже лечить.
Коза: рождение личности
Возраст Козы (3–7)
Сдвоенный (Петух – Обезьяна) период оживления мертвой материи создал изумительную «говорящую куклу». Маленький человечек умеет пить, ходить, говорить; у него даже есть фрагментарная память и пусть странное, но все же мышление. И все-таки он еще не человек. Он еще не сознает себя, не ощущает своего «я». Для превращения в полноценного человека за возрастами оживления следуют два возраста одушевления (Коза и Лошадь), завершающие детство, а стало быть, работу по превращению обычной живой материи в материю совершенно особого порядка – мыслящую, одушевленную. Осознать этот момент очень не просто, мы любим животных и не очень-то любим людей. Между тем необходимо признать, что триединое устройство мира предполагает равноценное положение трех категорий: Бог – Человек – Природа. Стало быть, между человеком и природой (животным) пропасть столь же глубока, как между человеком и Богом. Все эти абстрактные рассуждения нужны для того, чтобы пришло осознание грандиозного значения третьего возраста.
Знакомство с реальностью
Первые два возраста представляли стихии, далекие от обыденной жизни, – логическую (фантастическую) и мистическую. Лишь в третьем возрасте ребенок начинает видеть реальную жизнь. Чехов в одном из своих рассказов описал переход из второго возраста в третий. Сюжет рассказа прост: маленький мальчик впервые выходит из своего дома и открывает для себя мир. Очень тонкое описание, замечательный символ. Действительно, мир второго возраста – это комната, квартира, манеж, мама, бабушка, няня. В третьем возрасте рамки мира раздвигаются максимально широко. Ребенок начинает замечать небо, траву, животных, людей, все то, что видит любой взрослый человек. Задачи родителей – не оставить переломный момент без внимания и по мере сил познакомить малыша с большим миром, не передоверяя это дело телевизору. Деревня, дача и даже поход вполне подойдут для впечатлительного естествоиспытателя. Любовь к природе и даже знание природы – все это третий возраст. Не обязательно ждать школы, чтобы узнать все о животных и растениях, запомнить их названия. Одновременно с вхождением в мир природы ребенок входит в мир речи. Это тоже проявление реалистического типа мышления. Если в возрасте Петуха (звуки) и в возрасте Обезьяны (слова) большая часть информации шла через жесты и интонации, то теперь очень быстро нарастает способность любые оттенки ощущений и желаний передать словами.
К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» назвал этот возраст периодом возрастно-лингвистической гениальности, имея в виду, что в самые короткие сроки и невероятно творчески осваиваются все самые сложные речевые конструкции. Однако эта гениальность лишь возможность, и для ее реализации ребенка необходимо буквально погрузить в мир поэзии и прозы, сказок и присказок, разговоров, бесед, сложнейшей игры слов. Очень важно оградить его от телевизора, компьютера, игровых автоматов, вместо слов извергающих какие-то странные звуки. Необходимо также прекратить все попытки говорить с ребенком на усеченном, якобы детском языке. Язык у нас один, и освоение его не начинается в третьем возрасте, а заканчивается! Помните об этом. Если ребенок не заговорил в полную силу в третьем возрасте, то он через всю жизнь пронесет языковую неполноценность. При этом не стоит бояться, что он еще не все из сказанного им же понимает: смысл придет позже, а пока осваивается весь спектр речи. Таким образом, к семи годам ребенок уже заканчивает и биологический факультет, и литературный институт. Разумеется, что параллельно с ним тот же путь должны пройти и родители. Вновь перечитывается все самое любимое. И не бойтесь, если дошкольнику попадет на слух литература, которую еще недавно рекомендовали старшеклассникам, он не станет доискиваться глубин смысла, он схватит красоту языка. Если ваша любовь к литературе передалась ребенку, то очень скоро он освободит вас от утомительного занятия и будет все читать сам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|