Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Области применения информационных систем




 

В последние несколько лет компьютер стал неотъемлемой частью управленческой системы предприятий. Однако современный подход к управлению предполагает еще и вложение денег в информационные технологии. Причем чем крупнее предприятие, тем больше должны быть подобные вложения.

Благодаря стремительному развитию информационных технологий наблюдается расширение области их применения. Если раньше чуть ли не единственной областью, в которой применялись информационные системы, была автоматизация бухгалтерского учета, то сейчас наблюдается внедрение информационных технологий во множество других областей. Эффективное использование корпоративных информационных систем позволяет делать более точные прогнозы и избегать возможных ошибок в управлении.

Из любых данных и отчетов о работе предприятия можно извлечь массу полезных сведений. Информационные системы как раз и позволяют извлекать максимум пользы из всей имеющейся в компании информации.

Именно этим фактом и объясняются жизнеспособность и бурное развитие информационных технологий - современный бизнес крайне чувствителен к ошибкам в управлении, и для принятия грамотного управленческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (независимо от профиля его деятельности). Поэтому можно вполне обоснованно утверждать, что в жесткой конкурентной борьбе большие шансы на победу имеет предприятие, использующее в управлении современные информационные технологии.

Рассмотрим наиболее важные задачи, решаемые с помощью специальных программных средств [6].

Бухгалтерский учет. Это классическая область применения информационных технологий и наиболее часто реализуемая на сегодняшний день задача. Такое положение вполне объяснимо. Во-первых, ошибка бухгалтера может стоить очень дорого, поэтому очевидна выгода использования возможностей автоматизации бухгалтерии. Во-вторых, задача бухгалтерского учета довольно легко формализуется, так что разработка систем автоматизации бухгалтерского учета не представляет технически сложной проблемы.

Управление финансовыми потоками. Внедрение информационных технологий в управление финансовыми потоками также обусловлено критичностью этой области управления предприятия к ошибкам. Неправильно построив систему расчетов с поставщиками и потребителями, можно спровоцировать кризис наличности даже при налаженной сети закупки, сбыта и хорошем маркетинге. И наоборот, точно просчитанные и жестко контролируемые условия финансовых расчетов могут существенно увеличить оборотные средства фирмы.

Управление складом, ассортиментом, закупками. Далее, можно автоматизировать процесс анализа движения товара, тем самым, отследив и зафиксировав те двадцать процентов ассортимента, которые приносят восемьдесят процентов прибыли. Это же позволит ответить на главный вопрос - как получать максимальную прибыль при постоянной нехватке средств? «Заморозить» оборотные средства в чрезмерном складском запасе - самый простой способ сделать любое предприятие, производственное или торговое, потенциальным инвалидом. Можно просмотреть перспективный товар, вовремя не вложив в него деньги.

Управление производственным процессом. Управление производственным процессом представляет собой очень трудоемкую задачу. Основными механизмами здесь являются планирование и оптимальное управление производственным процессом.

Автоматизированное решение подобной задачи дает возможность грамотно планировать, учитывать затраты, проводить техническую подготовку производства, оперативно управлять процессом выпуска продукции в соответствии с производственной программой и технологией.

Очевидно, что чем крупнее производство, тем большее число бизнес-процессов участвует в создании прибыли, а значит, использование информационных систем жизненно необходимо.

Управление маркетингом. Управление маркетингом подразумевает сбор и анализ данных о фирмах-конкурентах, их продукции и ценовой политике, а также моделирование параметров внешнего окружения для определения оптимального уровня цен, прогнозирования прибыли и планирования рекламных кампаний. Решение большинства этих задач могут быть формализованы и представлены в виде информационной системы, позволяющей существенно повысить эффективность управления маркетингом.

Документооборот. Документооборот является очень важным процессом деятельности любого предприятия. Хорошо отлаженная система учетного документооборота отражает реально происходящую на предприятии текущую производственную деятельность и дает управленцам возможность воздействовать на нее. Поэтому автоматизация документооборота позволяет повысить эффективность управления.

Оперативное управление предприятием. Информационная система, решающая задачи оперативного управления предприятием, строится на основе базы данных, в которой фиксируется вся возможная информация о предприятии. Такая информационная система является инструментом для управления бизнесом и обычно называется корпоративной информационной системой.

Информационная система оперативного управления включает в себя массу программных решений автоматизации бизнес-процессов, имеющих место на конкретном предприятии. Одно из наиболее важных требований, предъявляемых к таким информационным системам, - гибкость, способность к адаптации и дальнейшему развитию.

Предоставление информации о фирме. Активное развитие сети Интернет привело к необходимости создания корпоративных серверов для предоставления различного рода информации о предприятии. Практически каждое уважающее себя предприятие сейчас имеет свой web-сервер. Web-сервер предприятия решает ряд задач, из которых можно выделить две основные:

· создание имиджа предприятия;

·         максимальная разгрузка справочной службы компании путем предоставления потенциальным и уже существующим абонентам возможности получения необходимой информации о фирме, предлагаемых товарах, услугах и ценах.

Кроме того, использование web-технологий открывает широкие перспективы для электронной коммерции и обслуживания покупателей через Интернет.

В настоящее время архитектура клиент-сервер получила признание и широкое распространение как способ организации приложений для рабочих групп и информационных систем корпоративного уровня. Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования возможностей сервера БД, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности данных.

Двухуровневые схемы архитектуры клиент-сервер могут привести к некоторым проблемам в сложных информационных приложениях с множеством пользователей и запутанной логикой. Решением этих проблем может стать использование многоуровневой архитектуры.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятия "информационная система"

2. Перечислите основные информационные процессы

.   Дайте характеристику ИС первого поколения

.   Дайте характеристику ИС второго поколения

.   Дайте характеристику ИС третьего поколения

.   Перечислите признаки классификации ИС

.   Используя схему на рис. 1.1, опишите принципы функционирования ИПС

.   Опишите структуру банка данных

.   Опишите структуру банка знаний и хранилищ данных

.   Дайте характеристику основных функциональных компонентов ИС

.   Какова типовая структура ИС?

.   Что понимают под информационным обеспечением ИС и каково его содержание?

.   Что понимают под техническим обеспечением ИС и каково его содержание?

.   Что понимают под программным обеспечением ИС и каково его содержание?

.   Дайте классификацию пользователей ИС

.   Приведите примеры областей применения ИС

 


Список литературы

 

1. Информатика: Учебник. 3-е переработанное издание / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1999. 768 с.

2. Информационные технологии [Электронный ресурс]: разработка Сибирского государственного университета путей сообщения. Режим доступа: www.isuct.ru/~ivt/books/IS/IS1/inform/index.html

.   Шигина Н.А. Теория экономических информационных систем. Пенза: Изд. ПГУ, 2000. 84 с.

.   Базы и банки данных: Учеб. для вузов по спец. "АСУ"/В.Н. Четвериков, Г.И. Ревунков, Э.Н. Самохвалов. Под ред. В.Н. Четверикова. М.: Высш. шк., 1987. 248 с.: ил.

.   Корнеев В.В., Гареев А.Ф., Васютин С.В., Райх В.В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. М.: Нолидж, 2001. 496 с.: ил.

.   Петров В.Н. Информационные системы: Учебник. СПб.: Питер, 2002. 688 с.: ил.

.   Информационные системы: пособие для студентов вузов по специальности 071900 - "Информационные системы в экономике" / Под ред. В.Н. Волковой, Б.И. Кузина. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. 213 с.

.   Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 304 с.: ил.

.   Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб.: Питер, 2001. 384 с.: ил.

.   Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. Пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1989. 367 с.: ил.

.   Кодд Е.Ф. Реляционная модель данных для больших совместно используемых банков данных. 1995, СУБД, №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.isuct.ru/~ivt/books/DBMS/DBMS7/dbms/1995/01/01.htm>

.   Чен П.П-Ш. Модель "сущность-связь" - шаг к единому представлению данных. 1995, СУБД, №3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.isuct.ru/~ivt/books/DBMS/DBMS7/dbms/1995/03/271.htm <http:// www.isuct.ru/~ivt/books//DBMS/DBMS7/dbms/1995/03/271.htm>

.   Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 352 с.: ил. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.isuct.ru/~ivt/books/CASE/case1/index.htm>

.   Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. М.: МетаТехнология, 1993. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.isuct.ru/~ivt/books/CASE/case8/sadt_index.htm

.   Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2003. 432 с.: ил. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.isuct.ru/~ivt/books/CASE/case7/caseall6.htm>

.   Структурный анализ систем: IDEF-технологии / С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С Ручкин. М.: Финансы и статистика, 2003. 208 с.: ил. (прикладные информационные технологии).

.   Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С Ручкин. М.: Финансы и статистика, 2002. 192 с.: ил. (прикладные информационные технологии).

.   Калянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: Научно-практическое издание. Серия "Информатизация России на пороге XXI века". М.: СИНТЕГ, 1997. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.isuct.ru/~ivt/books/IS/IS8/defs0.HTM>

.   Базы данных: теория и практика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.isuct.ru/~ivt/books/DBMS/index.htm>

20. CASE-технологии: теория и практика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.isuct.ru/~ivt/books/CASE/index.htm>

.   ГОСТ 19.701-90. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...