Некоторые типы древесины и их характеристики.
Стр 1 из 35Следующая ⇒ Единицы измерения Если Вы не живете в Англоязычной стране, как США, размеры в дюймах возможно Вам незнакомы, однако, Вам все же придется с ними познакомится. Несмотря на тот факт, что электрогитары теперь делают во всем мире, надо помнить, что они имеют свое происхождение из США, и поэтому надо знать систему измерения, наиболее часто используемую в США. Метрическая система, намного реже используется в Америке, Великобритании и Австралии. В гитаростроении применяются обе системы. Прежде, чем мы начнем, хочу сказать спасибо за то что читаете эту книгу. Я старался написать что то действительно полезное. Я также настоятельно рекомендую Вам почитать и другие источники. Каждый автор выбирает свой подход или свой стиль, однако каждый должен продолжать черпать информацию из других источников, постоянно расширяя свои познания. Честно говоря, не обеднеете же Вы от покупки книги по гитаростроению, тем более что их не так уж и много. Вы можете найти множество книг по тому, как сделать акустическую гитару, но по электрогитарам число публикаций во всем мире можно сосчитать по пальцам! Мне известны пока только две: Melvyn Hiscock's "Make Your Own Electric Guitar" и Roger Simminoff's "Constructing A Solidbody Guitar". Так что почитайте и эти книги. Не смотрите на самостоятельное изготовление электрогитары с позиций экономии. Если Вы надеетесь сэкономить деньги, забудьте об этом. В наше время гитары изготавливаются в основном в развивающихся странах, по этому легко купить электрогитару хорошего качества за относительно небольшие деньги в каждом музыкальном магазине, не собирая долго на это деньги. Помните, что первая гитара, которую Вы сделаете, никогда не будет инструментом мирового класса. Даже самый профессиональный мастер начинал с основ постепенно создавая все более качественный продукт. Как гласит пословица: «Ни одному мастеру дар пока еще не упал от неба».
Есть вещи которые нельзя оплатить никакими деньгами, и если Вы расцениваете ваши действия как хобби и как долгожданный отдых от вашей повседневной работы, перспектива сэкономить бабки теряет всякий смысл. Для меня это хобби, как и любое другое для кого то. Запомните - если Вы очень хотите сами сделать электрогитару, сделайте ее! Эта книга нацелена на людей, которые любят работать с древесиной в свободное время, кто интересуется самостоятельным изготовлением музыкальных инструментов и играет на гитаре или хотел бы удивить сына, дочь, внука или кого - то еще. Для всех этих групп людей вопрос подыскания подходящего рабочего места в большинстве случаев не будет возникать и будет уже решен. Я говорю об этом, потому что я считаю наличие подходящего помещения, где Вы можете спокойно делать гитару, одной из предпосылок для успешного завершения проекта. В этом отношении, живущий в сельской местности, конечно, будет иметь преимущество перед тем, кто живет в городе так как в большинстве случаев в сельских домах есть подвал, в котором и можно творить. Что касается инструментов – на это не надо больших денег. Если изготовление будет осуществляться в столярной мастерской, инструментов этой мастерской будет достаточно. Однако если, ваша гитара должна конкурировать с профессиональными, наличие хороших инструментов обязательно. Так как не все можно описать словами, я снабдил эту книгу фотографиями и рисунками. Помимо моих объяснений активно накапливайте свой опыт. Способность воплотить идею, которая существует в голове в готовый продукт и есть отличительная черта настоящего мастера. На длинной дороге между идеей и первым результатом, будет много трудностей, типа недостатка опыта, терпения и не знание особенностей используемых материалов. Многое что поможет Вам есть в этой книге, на фотках и рисунках, пожалуйста тем не менее читайте инструкции тщательно: не каждый шаг работы был отражен на фотографиях!
Только те, кто ничего не делает, не делает ошибок. При изготовлении гитары будут как моменты радости так и моменты огорчения. Если последнее имеет место, отдохните несколько дней, выспитесь и с новыми силами продолжите. Никогда не пытайтесь достигнуть чего-нибудь силой. Помните, что иногда может быть лучше сделать паузу и отложить работу. Сделанные ошибки не должны расцениваться как задержки а скорее как возможности получить опыт. Метрическая: 1/1000 метра = 1 миллиметру, сокращенно 1 мм. Числа на нижней линейке на рисунке выше показывают сантиметры (10мм = 1 сантиметр, сокращенно 1см). Имперская: 1" является обозначением 1 дюйма, точно 25,4 мм (или 2,54 см). Чтобы отображать размеры менее 1", введены дробные единицы от дюйма типа 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64. Размеры типа 29/32" на первый взгляд довольно странные для «метрического глаза». Почти все размеры в этой книге даются и в миллиметрах и в дюймах (обычно в скобках). Где точность не критична - я даю приблизительную, округленную величину. Прежде чем делать что то, что вы еще не делали, набейте руку на не нужном материале, это относится в первую очередь к дереву. Есть много различных методов разработать и сделать инструмент. В этой книге, я собираюсь описать мой личный подход и опыт. Если работа выполнена с большой аккуратностью и точностью, Вы получите в итоге удовлетворение и хороший, качественный инструмент. Я даже рискну утверждать, что самодельная электрогитара может конкурировать с дорогим, промышленным инструментом. Вы можете позволить себе выбрать наиболее качественное дерево и купить высококачественные датчики и фурнитуру, а также сделать инструмент что называется под себя. Я также хотел бы упомянуть особые чувства, которые Вы будете испытывать к своей гитаре и которые никогда не испытаете к купленному инструменту. Возможно, когда-нибудь потом Вы захотите сделать и акустическую гитару. Я рассматриваю изготовление электрогитары как первый шаг к изготовлению акустики.
В этом руководстве нет готовых рецептов для создания электрогитары, но есть - множество предложений и идей. Везде, где возможно, я пробовал различные подходы, что бы Вы могли выбрать для себя наиболее приемлемые. Как я начинал. Я нигде не учился ни столярному ремеслу ни работе с инструментами. Просто я люблю работать с древесиной. Однажды у меня возникло желание сделать самому электрогитару. Тогда я был постоянным читателем немецкого журнала музыки Fachblatt. В некоторых изданиях этого журнала я нашел интервью с британскими мастерами бас-гитар, в котором они рассказывали о древесине для гитар и о многом другом. Это захватило мое воображение. Так что первый инструмент, который я сделал, был безладовым и безголовым басом с длинным и очень толстым сквозным, безанкерным грифом. Основываясь на опыте этого «проекта» я постепенно расширил мое знание вещей, читая книги и продолжая учиться на собственном опыте. Если Вы - новичок, я могу только посоветовать, чтобы Вы проектировали и делали простую и распространенную гитару. Позже, как получили немного опыта, Вы можете всегда увеличивать степень сложности и сделать что-нибудь более сложное. Подготовка Введение Эта книга описывает создание цельнокорпусной, частично-полой и полой электрогитар. Термин «электрогитара» также включает электрический бас, который, несмотря на его немного более длинный гриф, похож по изготовлению. Я использую термин «частично-полая гитара» для гитары с полостями в основании и наклеенной на него более тонкой декой (топом от англ. top). Термин полая гитара используется для гитар подобно той которая показана на странице 90. Корпус состоит из 2 тонких дек и обечайки, согнутой из тонких деревянных полос. По центру приклеен блок древесины. Построение полой гитары имеет больше общего с построением акустической гитары чем электрической. Части электрогитары На электрогитару ставят стальные струны, колебания которых звукосниматели (далее датчики), преобразовывают в электрический ток. Электрогитара нуждается в специальном гитарном усилителе и кабинете (так называют гитарную колонку, в которую установлены специальные динамические головки), чтобы звук ее был слышим.
Обычная электрогитара состоит, грубо, из трех частей: (a) головка грифа, на которой закреплены колки, (b) гриф, на котором посредством зажима пальцами струн, берутся определенные ноты и аккорды, и (c) корпус (далее дека), на котором установлена электроника и закреплены струны. Верхний порожек - точка контакта между струнами и грифом; он расположен рядом с головкой грифа и является нулевым ладом. Есть также гитары, которые имеют и нулевой лад и верхний порожек, который служит направляющим для струн. В другой точке гитары, струны вступают в контакт с декой в седлах струнодержателя (далее бридж). Концы струн с удерживаются бриджем. Другие концы струн – намотаны на валы колков, вращением которых и настраиваются струны. Чем ближе к бриджу на грифе зажата струна, тем короче длина волны. Каждый лад увеличивает высоту звучания струны на полутон. Расстояние между верхним порожком и седлами бриджа называется мензурой. Датчики закреплены на деке под струнами. Темброблок установлен в углублении в деке, закрытом пластиной или декоративной панелью и содержит регуляторы уровня выходного сигнала (Volume), тембра (Tone), переключатели, конденсаторы, и т.д. Декоративная панель зачастую сделана из пластмассы. Она защищает поверхность деки от повреждении при игре на гитаре. В выходное гнездо вставляется штекер (джек) кабеля, связывающий гитару с усилителем.
Частоты струн:
Fender Precision Bass и Jazz Бас Наиболее распространенные модели Фендеровских басов-Precision BassиJazz bass. Precision Bassбыл первый бас с ладами, которые позволили играть на инструменте,более точно попадая в ноты.
Классики гитары Попытки увеличивать звуковой диапазон акустических инструментов механическими средствами были сделаны еще в начале этого столетия; позже стали применять датчики и усилители, чтобы достигнуть того же самого эффекта. Попытки были многочисленные, однако никто не может серьезно сказать кто изобрел электрогитару. Факт, что идея была развита в 1930-х и 40-х и что первый электромагнитный датчик был приспособлен нагитару Rickenbacker, которая походила больше на сковороду с ручкой чем на гитару, которую мы знаем сегодня. Но одно имя будет навсегда связано с электрогитарами:это Лео Фендер. Деки Фендеровских гитар сделаны главным образом из клена, ясеня, ольхи или из липы, гриф прикручен, сделан из клена. Названия гитар - простые марки изделий не имеющие в принципе никакого значения, примерно также, как в мире автомобилей, где производители дают различные названия различным моделям. Но знайте, что почти все названия гитар являются зарегистрированными торговыми марками, принадлежащими соответствующим производителям. Есть бесчисленные разновидности приведенных выше типов гитар, основным отличием является форма головки грифа. В целом, большинство всех гитар - включая современные - может классифицироваться по указанным выше. Есть также гитары без головки грифа. Эти гитары часто имеют грифы из углеродистого волокна, которые имеют преимущество по стабильности перед деревянными грифами. Такие безголовые гитары нуждаются в специальных струнах с двумя шариками на концах, которые крепятся в колках в конце деки. Стандартная же электрогитара, сделана полностью из древесины, и волшебные звуковые качества этого материала будут без сомнения гарантировать долгую популярность и выживание гитар, сделанных из этого материала. Деревья Много вещей в нашей каждодневной жизни воспринимаются только в их законченной или готовой форме, и знание о их первоначальном (оригинальном) состоянии имеет тенденцию теряться. Возьмите к примеру шоппинг: мы покупаем молоко в пастеризованной форме и упакованное в картонные коробки, или мясо, готовое к потреблению. В отношении древесины, мы фактически не думаем о его происхождении, о когда то живом дереве. И зачастую гуляя по лесу не связываем готовую древесину и деревья. Деревья состоят из наземной части, названной стволом, который к вершине переходит в ветви, и корней, которые скрыты в земле. Корневая система дерева очень похожа на его надземную часть, за исключением листьев. Внешнюю часть ствола образуют кора и камбий - две очень тонких ткани, которые защищают ствол от внешнего воздействия. Каждый год от весны до осени образуется новый слой древесины, и ствол становится более толстым. Быстрее всего рост идет весной и в начале лета и замедляется осенью. В зимние месяцы рост дерева практически останавливается. Этот ритм роста отражен годичными кольцами на поперечном распиле ствола: широкие слои древесины – прирост, в теплые месяцы, узкие, более темные слои - зимой. Считая число годичных колец, или годичных слоев, можно легко определить возраст срубленного дерева. Поскольку деревья в раннем возрасте растут быстрее, кольца, сформированные около центра ствола, шире чем у краев. Чем медленнее и более устойчиво проходил процесс роста, тем более твердая и плотная будет древесина. Тропические породы являются исключением из этих правил из-за отсутствия сезонных изменений в температуре, на них не так ясно видны годичные кольца. Корни дерева поставляют вверх по стволу воду и питательные вещества из почвы. Эти вещества и вода по внешним слоям ствола идут к листьям. Листья посредством фотосинтеза поглощают из воздуха углекислый газ разлагая его на углерод и кислород. Кислород и водяные пары выделяется сквозь поры, а углерод направляется вниз и вносит свой вклад в рост дерева. Древесина Древесина для цельнокорпусной гитары. Электрические гитары обычно делают из древесины лиственных пород. Однако, из большого разнообразия всех лиственных пород только очень немногие фактически используются в гитаростроении. Дерево для деки - это традиционно клен, ясень, красное дерево, ольха, липа и орех (на счет ореха – очень спорное дерево для дек). Для электробасов применяются еще другие породы дерева типа бубинга или венге. Вышеупомянутые породы древесины стали наиболее используемыми, потому что опыт показал, что они наиболее подходят для того звука, который ждут от электрогитары. Береза, например, также когда-то использовалась в производстве дешевых гитар, но была отметена потому что дает довольно бедный звук. Клен и красное дерево применяются часто, обе породы относятся к средне-твердым и к твердым типам древесины. Липа относительно мягкая. Типичный звук Лес Пола (далее LP) создан красным деревом и кленовым топом и грифом из красного дерева, типичный звукСтрата - результат кленового грифа и деки, сделанной или из клена, ясеня или из ольхи. Кроме того на звук также влияют мензура и, конечно, датчики. Из-за более короткой мензуры 24.75" (у Страта 25") LP например, будет звучать более мягко чемСтрат, потому что его струны - не так сильно натянуты. Хвойные породы типа ели и фанера (а также МДФ, ДСП, ДВП, прессованный картон и т. п.) в производстве электрогитар не используется совсем. Один из многих факторов, определяющих тембр электрогитары - тип древесины. Резонансные характеристики твердых и мягких пород, например, существенно отличаются. Но даже похожие породы дерева, вследствие разной структуры, могут быть отличны по звуку. Эти структурные различия - то, на что эксперты смотрят при идентификации и анализе древесины. Каждая порода дерева обладает своим специфическим частотным диапазоном. Резонанс передается через бридж и отражается на колебаниях струн: гитара, сделанная из мягкой древесины будет звучать «глуше», сделанная из твердой древесины «ярче». Если рассмотреть крайности - гитара с резиновой декой будет звучать чрезвычайно глухо и безжизненно, с другой стороны, гитара с декой из металла или камня дала бы очень яркий, но все же искусственный и холодный звук. Разумный компромисс между твердой древесиной и мягкой наиболее вероятно даст самые хорошие результаты. Кроме того, еще один аспект выбора породы дерева это ее вес. Одни породы тяжелее, другие легче. Даже у одной породы дерева существуют разные по весу разновидности, например болотный ясень значительно легче обычного и с успехом его заменяет. По причинам стабильности лучше использовать древесину, распила из центральной части. Это уменьшает риск деформирования грифа гитары или деки. Если, поверхность деки должна иметь более привлекательную фактуру чем только параллельные линии, используются хорошо просушенные доски распилов далее от центра. В качестве альтернативы можно наклеить на деку шпон красивой фактуры. Большинство грифов электрогитар сделаны или из клена или из красного дерева. Американский клен идеален для этой цели. Древесина клена чем ближе к сердцевине тем тяжелее и жестче. Твердый, жесткий гриф лучше выдерживает напряжение, в то время как более мягкий гриф придает звуку гитары теплоту. Для грифа должна использоваться древесина самого высокого качества. В идеале, это древесина с прямыми волокнами, без узлов или дефектов. Кленовые грифы обычно сделаны из досок распилов далее от центра, а грифы из красного дерева из досок распилов центральной части. Для грифов используются также красные породы тропических деревьев и другие экзотические древесные породы, но реже.
Сок, текущий вверх прежде всего необходим чтобы сформировать крону из листьев. Все эти процессы, конечно, намного более сложные, чем я могу описать здесь. Я упоминаю об этом что бы просто обратить ваше внимание на важность для нас деревьев. Леса это гигантская машина, которая производит кислород и очищает воздух. Отклонения Иногда в росте дерева происходят отклонения, которые могут привести к красивым и очень популярным образцам фактуры поверхности древесины. Самые известные примеры таких капризов природы – клен «птичий глаз», вьющийся клен или огненный клен. Некоторые типы древесины и их характеристики. Ель: мягкая, не особенно подходящая порода для электрогитар Ольха: мягкая, легкая в обработке; красивая, красноватая древесина Ясень: тяжелая, жесткая, чрезвычайно упругая порода. Легкий тип ясеня (например болотный ясень) идеален для деки гитары Клен: твердый – средне твердый материал, прямое расположение волокон, почти без свилей, жесткий и упругий, применяется как для деки так и для грифа Береза: средней твердости, жесткий, упругий материал Липа: легкий, мягкий материал Вишня: твердый – средне твердый, плотный материал Орех: твердый – средне твердый, жесткий, мало упругий материал Красное дерево (махагони): средней твердости, древесина для всех частей электрогитары, очень легкая в обработке; к сожалению, - если человечество не изменит темпов вырубки лесов, оно исчезнет в близком будущем как и другие экзотические породы древесины Древесина для накладки Слива: твердая – средне твердая, плотная, немного ломкая, подходящая для накладки из-за ее темного, красноватый цвета древесина Груша: жесткая древесина Клен: твердый – средне твердый материал Орех: твердый – средне твердый материал Палисандр: жесткая древесина Ферро: похоже на палисандр Черное дерево (эбони): плотная, чрезвычайно жесткая порода
Решение, о том какую породу использовать является очень важным. Электрический датчик никак не улучшит безжизненно и уныло звучащую гитару. Все, что он может сделать - изменить частотный диапазон. По этому дека с хорошими резонансными свойствами – главное в изготовлении электрогитары. Таким образом, что бы ни говорили, тип древесины, используемой чтобы сделать электрогитару действительно имеет большое значение, и ее акустические свойства определяют полноту звука. По экологическим причинам я лично предпочитаю местную древесину. Чрезмерная вырубка тропических лесов, вместе с используемыми методами ведения сельского хозяйства, может привести в обозримом будущем к полному исчезновению тропических лесов, которые являются определяющими климат Земли. Промышленная транспортировка и обработка древесины также отрицательно влияет на окружающую среду. Также важно упомянуть, что не все деревья подходят для гитаростроения - даже в тропических лесах не так просто найти подходящее дерево, и как только такое дерево было найдено и спилено, оно должно быть доставлено из леса, а для этого нужны дороги, под которые опять таки вырубают деревья. Так в статье, в номере июль/август 1993, Acoustic Guitar сообщила, что область на Атлантическом побережье Амазонки, в которой растет бразильский палисандр, уменьшилась с 470 000 кв. миль до 23 000. (Далее автор доказывает, что деревья растущие в той местности, в которой Вы проживаете совсем даже неплохи для постройки гитары, но признает, что махагони и палисандр тоже нужны) Звуковые характеристики Обобщенное описание звука, который дают разные породы древесины должно восприниматься скептически: во-первых, потому что каждая порода имеет свои характеристики, и во-вторых, потому что на звук гитары влияет совокупность всех ее компонентов. Однако выбирая определенный тип древесины, можно примерно представить конечный звук (например – делая гитару из ольхи с прикрученным грифом из клена и кленовой накладкой можно предположить, что на синглах звук будет похож на стратовский, а с декой и грифом из махагони и кленовым топом, на хамбакерах звук будет похож на LP). Покупка древесины Приобрести дерево для гитары можно в нескольких местах. Самое лучшее - покупка готовых и уже оструганных досок у фирм – поставщиков древесины, преимущества - такая древесина высушена и имеет хорошее качество. Вам не нужно будет самому подготавливать (пилить, сушить, строгать) древесину, она готова к использованию. Помните все эти преимущества, когда Вам говорят цену такой древесины. Можно найти подходящее дерево в столярных фирмах. Вы можете также купить готовые деки и грифы, которые надо только доделать. Комплекты заготовок для гитары. Если в Вашем распоряжении нет столярной мастерской, Вам очевидно имеет смысл купить готовый комплект заготовок для гитары, поскольку он обеспечит Вас всеми частями, необходимыми для постройки гитары. Если принять во внимание, сколько времени Вами будет при этом сэкономлено, а также то, что далее Вам понадобится гораздо меньше инструментов - этот способ для Вас наиболее подходящий. Замена грифа и деки. Другой альтернативой к комплектам заготовок являются готовые грифы и деки, правда они не оставляют почти никакой свободы творчества. Или как вариант - Вы сами делаете свою собственную деку и устанавливаете на нее готовый гриф. Есть также готовые грифы с необработанной головкой, которые позволяют изготовить собственную форму головки грифа. Дерево для гитары Что Вам нужно: (1) заготовка для деки (например ольха, клен, ясень, липа, или тополь), толщиной 45mm (13/4"); другие размеры зависят от длины и ширина будущей деки - 350mm x 500mm (133/4" x 20") будет достаточно для большинства гитар; заготовка может быть склеена из двух или больше более узких частей. (2) заготовка для грифа (например клен, иликрасное дерево), 25mm (1") толщиной; длина зависит от выбранной длины мензуры и ширина от ширины головки грифа - Если Ваш гриф не без накладки то Вам еще надо: (3) накладка (например палисандр, Если Вы делаете гриф с головкой под углом назад, Вам дополнительно надо: (4) шпон для головки грифа (из любой красивой древесины), толщиной 2mm - 3mm (3/32 – 1/8"). Однако, если Вы захотите, Вы можете так же как и я заготовить древесину самостоятельно. При этом Вам понадобятся инструменты, транспортное средство для доставки дерева и конечно терпение, так как в большинстве случаев древесина, которую Вы купите, не будет готова к немедленному использованию. Следующий сценарий намного более вероятен: на большинстве лесопилок есть необходимая древесина в виде больших досок; можно попросить рабочего поработать автокаром, и Вы сможете выбрать себе подходящие доски толщиной 50-60mm (от 2" до 2 3/8"). Однако Вы не сможете купить половину доски, только доску целиком. Попросите распилить доску на более короткие части, чтобы облегчить транспортировку, только проверьте не коротки ли распиленные доски, также надо учитывать и трещины на торцах досок. Если потрогать такую древесину – она может показаться Вам сухой, однако не обольщайтесь. Так как поверхность доски шершавая от распиловки она только кажется сухой,. Дома, как только начнете обрабатывать заготовку Вы поймете что она сырая - и это несмотря на гарантии служащего лесопилки что древесина была высушена в печи. Почему же так происходит? Древесина, возможно, действительно была высушена, но потому что она хранилась в холодном помещении, практически на открытом воздухе она снова набрала в себя влагу. Или, возможно, вообще никогда не сушилась. Хотя измеритель влажности, по моему мнению, должен быть в каждой фирме торгующего древесиной, фактически я никогда не видел ни одного ни в одной из лесопилок, которые я посетил для того, чтобы купить доски. Сушка древесины Так как есть прямая связь между влагой, содержащейся в древесине и влажностью окружающего воздуха, равновесие между ними будет рано или поздно достигнуто, т.е. древесина прекратит поглощать или терять влагу. Это - очень медленный и долгий процесс, который можно, однако, легко контролировать, проверяя вес деревянной заготовки. Из-за того, что водоносные каналы в древесине расположены вдоль волокон, потеря влажности наиболее активно идет в торцах заготовки. По этой причине торцы обычно заливают горячим компаундом - воском или краской. Это - важная предупредительная мера для чтобы предотвращения развития трещин, которые могут быть весьма глубокими и могут сократить количество древесины пригодной к использованию или даже сделать заготовку непригодной совсем. Обычно доски сушатся сложенными слоями, между которыми вставляются деревянные распорки для лучшей вентиляции дерева со всех сторон. Если этого не сделать одна сторона будет сохнуть быстрее, что приведет к изгибу доски. Кроме того, после сушки центр доски все равно будет более влажным, чем края. Это происходит из-за не равномерного высыхания дерева. По этому обработку заготовки надо проводить со всех сторон, иначе доску также может повести в последующем. Главная проблема сырой древесины – появление плесени. Проявляется в виде белого налета и развивается очень быстро. Для борьбы с ним – надо немедленно зашкурить доску, и понизить влажность меньше 18 процентов. Главное в сушке найти правильный баланс между слишком быстрым и слишком медленным высыханием: одно может привести к развитию трещин, другое к появлению плесени. Процесс сушки должен находится под контролем. Он может быть замедлен, если необходимо, путем покрытия дерева пленкой. Если доски получены распиловкой одного бревна, то и сушить их надо в том же самом порядке, в котором они были распилены (находились в бревне). Первый слой должен быть не менее 30cm (1 фут) над землей, а распорки не больше, чем 40cm (16") друг от друга. Чтобы предотвратить деформацию, также важно разместить распорки точно друг над другом. 30mm x 40mm планки являются подходящими для этой цели. В результате потери воды и внутренних напряжений древесина деформируется. Особенно этому подвержена древесина распилов далее от центра. Древесина будет, всегда деформироваться. Создается впечатление, что годичные слои стремятся стать прямыми. Изменения формы происходят потому что быстрее сохнут и сжимаются внешние области досок. Только древесина из центра (то есть с прямыми, «вертикальными» годичными слоями) не деформируется, но тем не менее сжимается. Относительная влажность Количество водяных паров в воздухе зависит от его температуры: чем она выше, тем больше воды. При атмосферном давлении в 1 бар (14 Па) один кубический метр (35,7 кубических футов) воздуха может содержать 4,8 грамм (0,17 унций) воды при 0° по Цельсию (32° по Фаренгейту), в то время как при 30° по Цельсию (86° по Фаренгейту) в том же объеме и при том же давлении может содержаться 30,3 грамма (1,07 унций) воды, то есть приблизительно в шесть раз больше. Относительная влажность это отношение между фактическим количеством воды, содержащейся в воздухе и максимальным количеством воды, которая может содержаться в данной температуре. Относительная влажность 50% означает, что воздух содержит только половину количества воды, которую мог бы содержать. При повышении температуры воздуха и том же количестве воды, относительная влажность, которая ранее составляла 50 процентов, уменьшится и составит скажем 40%, поскольку температура воздуха выше, и он мог бы содержать больше воды чем прежде. И наоборот. Относительная влажность измеряется психрометром. Например, если в ванной комнате зеркало начинает запотевать - относительная влажность 100%, что соответственно и должен показать психрометр. Влажность дерева Любая часть древесины всегда имеет определенную массу воды, содержащейся в ней. Относительная влажность дерева - отношение между весом воды, содержавшейся в древесине и в полностью сухой древесине. Приблизительная влажность дерева может быть определена электронными измерительными приборами, измеряющими электрическую проводимость древесины, которая непосредственно связана с влажностью дерева. Другой метод состоит в том, чтобы сначала взвесить относительно маленький образец древесины и затем сушить его в печи, пока он не прекратит сжиматься, т.е. полностью не высохнет. Путем вычитания из веса образца до сушки веса его же после сушки и вычисляют влажность дерева.
Древесина сжимается по-разному в различных направлениях: радиально, перпендикулярно к годичным слоям, в этом случае внутренних напряжений меньше чем в тангенциальном направлении, т.е. параллельном годичным слоям. Древесина складывается для сушки в штабель и находится в нем до полного высыхания. В этом случае деформации препятствует вес заготовок, из которых и состоит штабель. Желательно помещение некоторого дополнительного веса на вершину штабеля, поскольку верхние заготовки неизбежно деформируются, когда древесина станет легче, т.к. на вершине штабеля нет ничего, чтобы заменить потерянное давление сырых, более тяжелых заготовок. Заготовки, из центра бревна всегда трескаются. По этой причине распиливать такие доски надо по середине вдоль волокон. Цифры влажности дерева могут быть только усредненными и зависят от климата и времени года. Климат в котором я живу (Центральная Европа) характеризуется средней влажностью приблизительно 70%. Древесина у компаний поставщиков будет, в среднем, всегда иметь содержание влажности не менее 10 процентов. Для того чтобы делать мебель и инструменты это еще слишком высокий процент, так как древесина будет храниться и использоваться в теплых внутренних помещениях, где влажность гораздо ниже. Древесина поэтому продолжит сохнуть и деформироваться или начнет трескаться, пока не высохнет.
С помощью диаграммы можно оценить, как изменяется влажность древесины в зависимости от влажности воздуха. Для почти всех типов древесины эта влажность будет лежать в пределах ограниченных этими двумя кривыми.
Проверка веса древесины в течение длительного времени – самый простой способ определить готовность дерева. Если древесина хранилась достаточно долгое время при постоянной влажности, процент ее влажности в конечном счете станет постоянным. Самый легкий способ узнать, когда наступил этот момент, состоит в том, чтобы регулярно взвешивать часть древесины. Вода, содержавшаяся в сырой древесине, составляет довольно высокий процент от ее веса. Поскольку древесина сохнет, этот процент становится все меньше и в конечном счете, когда влажность дерева уравновесится влажность воздуха, становится постоянным. Образец должен взвешиваться один раз в месяц в начале сушки, и один раз в неделю на более поздних стадиях. Каждый раз Вы взвешиваете древесину, записывая его вес и дату прямо на нем. Когда вес типовой части остается постоянным более чем три недели, Вы можете быть уверенны, что древесина потеряла лишнюю влажность и достигла равновесия влажности с окружающим воздухом. Этот процесс подготовки дерева часто продолжается очень долго и может даже длиться годы, в зависимости от толщины и типа древесины.
Дека из одной части Здесь показана доска из ольхи, толщиной 45mm (13/4"), которая как раз подходила для деки по размерам. Чтобы избежать деформации при сушке я держал ее в течение нескольких месяцев, зажимая между 2 частей древесины 4 зажимами. Заготовка должна быть дост
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|