Саморегуляция выделения медиатора вегетативными нервами.
Занятии 3. Тема занятия: Физиология вегетативной нервной системы (ВНС). МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ВНС является составной частью и жизненно важным отделом нервной системы. Изучение её функции необходимо для понимания общих принци-пов регуляции деятельности внутренних органов, желез, сосудов, трофических влияний на скелетную мускулатуру. ВНС участвует в интеграции функций при формировании поведен-ческих актов. Анализ вегетативных компонентов поведения помогает врачу исследовать приспособительные механизмы, адаптационные возможности организма, найти пути повы-шения его устойчивости, компенсации нарушения функции. Знание особенностей вегетатив-ной иннервации органов и тканей позволяет правильно и своевременно использовать для профилактики и лечения большую группу фармакологических препаратов, влияющих на адрено- и холинореактивные системы организма ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить особенности организации вегетативной нервной системы не примере некоторых вегетативных рефлексов.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Микроскопическая функциональная морфология центральных структур ВНС и вегетативных ганглиев, закономерности эмбрионального и постэмбрионального развития. 2. Анатомическое строение, функции и топографическое расположение структур ВНС в головном и спинном мозге. Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Структурно-функциональныеособенности ВНС. 2. Характеристику нервных центров парасимпатической системы. Их локализацию и функции. 3. Характеристику нервных центров парасимпатической системы. Их локализацию и функции. 4. Особенности вегетативных ганглиев как периферических нервных центров регуляции вегетативных функций. Механизмы передачи возбуждения в них. Роль ганглиоблока-торов. 5. Характеристику влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС на работу внутренних органов. Синергизм и относительный антагонизм их действия. 6. Механизм передачи возбуждения с постганглионарных волокон на рабочие органы. Характеристика андренэргических и холинэргических структур. 7. Физиологические особенности метасимпатического отдела автономной нервной системы. 8. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций. 9. Методы определения исходного вегетативного статуса. В тетради для практических занятий выполнить следующие задания: 1. Нарисовать рефлекторные дуги симпатической нервной системы с указанием расположения центров, механизмов взаимодействия медиаторов с хеморецепторами. 2. Нарисовать рефлекторные дуги парасимпатической нервной системы с указанием расположения центров, механизмов взаимодействия медиаторов с хеморецепторами.
3. Провести сравнительную характеристику влияний симпатической и парасимпатической нервной системы на основные эффекторы. 4. Схематически изобразить укороченную рефлекторную дугу с замыканием на уровне вегетативного ганглия. Учебная литература основная: 1. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, - М.: Медицина, 2003 2. Нормальная физиология. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. М.: Центр Академия, 2006. 3. Нормальная физиология. Практикум. Под ред. К.В. Судакова- М.: ООО «МИА», 2008. 4. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. Феникс, 2007. 5. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС. Дополнительная литература: 6. Нормальная физиология: Под ред. К.В Судакова М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 7. Физиология человека: Атлас динамических схем– К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. Тематика рефератов: 1. Лимбическая система мозга и ее функциональное значение. 2. Характеристика основных ядерных групп гипоталамуса. Особенности нейрорецепции, нейросекреции, кровоснабжения нейронов. Участие гипоталамуса в формировании мотиваций, эмоций, стресса, биоритмов. 3. Методы определения дисфункций ВНС. Типы реагирования на эмоциональную нагрузку по показателям её состояния. Информационный блок.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИМПАТИЧЕСКОЙ И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
Саморегуляция выделения медиатора вегетативными нервами. Практические работы: РАБОТА 1. Исследование глазо-сердечного рефлекса Данини-Ашнера. Методика: У испытуемого рассчитать по пульсу число сердечных сокращений за 1 минуту: 1) в состоянии покоя; 2) при умеренном надавливании большим и указательным пальцем на глазные яблоки в течение 15-20 секунд (до появления чувства давления); 3) через 5 минут после прекращения надавливания. Результаты записать в таблицу:
Сравнить полученные результаты у нескольких испытуемых. В норме замедление пульса должно быть в пределах 4-8 ударов в 1 мин., при преобладании парасимпатического тонуса – замедление более 8 - 12, а при преобладании симпатического тонуса либо замедление числа сердечных сокращений отсутствует, либо наблюдается извращение реакции – учаще-ние пульса по сравнению с исходным. Нарисовать рефлекторную дугу данного рефлекса (афферентный путь от глазницы по тройничному нерву, эфферентный путь по блуждающему нерву). При обсуждении результатов объяснить механизм изменения частоты сердечных сокращений с учётом полученных данных и особенностей действия медиаторов вегетативной системы. В выводах указать медицинское значение исследуемого рефлекса. РАБОТА 2. Анализ реакции зрачка на болевое раздражение. Ход работы: Отметить величину зрачков у испытуемого, стоящего спиной к источнику света. Пронаблюдать изменение величины зрачков при нанесении болевого раздражения (укол, сильное рукопожатие). В результатах отметить характер изменения зрачков. Нари-совать рефлекторную дугу этого рефлекса: афферентный путь от рецепторов боли по восходящему спино-таламическому тракту к центрам вегетативной иннервации мышц, регулирующих величину зрачка. Сфинктер зрачка иннервируется парасимпатическими волокнами в составе глазодвигательного нерва, дилататор - симпатическими волокнами через верхний шейный ганглий. Объяснить механизм реакции зрачков на болевое раздраже-нии с анализом действия медиаторных систем. В выводах указать клиническое значение этой реакции. РАБОТА 3. Роль химических факторов в передаче возбуждения на примере зрачково- го рефлекса. Ход работы: Нарисовать схему зрачкового рефлекса (системы иннервации диафрагмы глаза): рецепторы сетчатки - афферентные волокна II нерва, верхнее двухолмие – парасимпатичес-кие ядра III нерва (средний мозг) - парасимпатические волокна III нерва, ресничный ганглий - круговая мышца радужной оболочки, сужение зрачка. Объяснить характер и причину изменения диаметра зрачка под действием таких химических веществ, как атропин и пилокарпин. Указать места их влияния на передачу возбуждения в рефлекторной дуге с участием холинэргических структур. (Атропин блокирует передачу возбуждения с постганглионарных парасимпатических волокон глазодвигательного нерва. Пилокарпин возбуждает постганглионарные парасимпатические нервные окончания). В выводах объяснить роль зрачкового рефлекса в физиологии зрительной системы и клинической практике. Ситуационные задачи. 1. Объясните механизм расширения зрачков у человека при сильной головной боли или гипоксии? 2. Каким фармакологическим способом можно выключить влияния как СНС, так и ПСНС на все органы в организме? 3. Назовите основные внутрицентральные связи гипоталамуса эфферентного направления, посредством которых он может влиять на функции различных внутренних органов. 4. Во время наркоза у пациента зрачки перестали реагировать на свет. Немедленно была уменьшена доза наркотического вещества. Объясните причину такого действия анестезиолога. 5. Длительным раздражением соматического нерва мышца доведена до утомления. Что произойдет с ней, если начать раздражение симпатического нерва, идущего к ней. Наблюдается ли подобный эффект в целостном организме? 6. Человек жалуется врачу на тахикардию, которая подтверждается объективно. Опытный врач, посмотрев больному в глаза, заподозрил симуляцию. При помещении на следующий день в стационар тахикардия не была обнаружена. Почему у врача возникло подозрение?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|