Тема 17. Научное познание
1. Основоположник конвенционализма ________, утверждает, что научные положения есть лишь конвенции (соглашения) R А. Пуанкаре
2. Автором книги «Структура научных революций» (1962) является американский физик теоретик _____ R Т.Кун
3. Знание, являющееся предпосылкой возникновения науки характеризуется как… R донаучное
4. В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы …
R динамические 5. Развитие __________ физики в XX в. привело к необходимости признать научную значимость вероятностно-статистических законов R квантовой
6. Действие случайных факторов придает законам: R вероятностный характер
7. Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют … R обыденным
8. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому __________ знанию. R паранаучному
9. Проблема отделения научного знания от вненаучного решалась в... R неопозитивизме
10. Важнейшей отличительной чертой научного познания является... R использование методов
11. Идеи и концепции не признаваемые в качестве научных отдельными учеными относятся к… R паранауке
12. А. Пуанкаре считает, что _____ открывает не истинную природу вещей, а лишь отношения между ними R наука
13. Использование методов является характерной чертой…. R науки
14. Согласно конвенционализму – научная теория есть продукт соглашения между учеными, в силу ее …. R простоты и удобства
15. Упорядоченность научного знания в соответствии с определенными принципами характеризует его… R системность
16. Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в …
R объективности
17. Рациональность является характерной чертой… R науки
18. Способ достижения цели в процессе познания и освоения действительности называется… R методом
19. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, называется… R анализом
20. В науке различают два уровня исследования: R эмпирический и теоретический
21. Научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и … R теоретический
22. Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть … R эксперимент
23. Эмпирическую основу научного знания составляют: R факты
24. Если естествознание традиционно ориентируется на объяснение, то гуманитарное знание на … R понимание
25. Методологическая процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории за счет несоответствия эмпирическим данным называется… R фальсификацией
26. Переход от абстрактного знания к конкретному составляет сущность… R диалектики мышления
27. Проблема развития науки стала предметом специального исследовании в... R постпозитивизме
28. Развитие науки как смену парадигм обосновывал… R Т. Кун
29. «Нам скажут, – пишет А. Пуанкаре, – что наука есть лишь __________ и что __________ не может быть верною, а только удобною. Но это верно, что она удобна; верно, что она является такой не только для меня, но и для всех людей; верно, что она останется удобной для наших потомков; наконец, верно, что это не может быть плодом случайности». R классификация
30. Рассуждая об объективности А. Пуанкаре пишет: «В итоге единственной объективной реальностью являются _______, отношения, из которых вытекает мировая гармония» R отношения вещей
31. Принцип верификации, выдвинутый неопозитивизмом, связан с таким критерием научного знания как…
R доказательность
32. Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведение его под какой-либо закон, – это … R объяснение
33. Понимание как метод познания обосновывалось по отношению: R гуманитарному знанию
34. Согласно Т.Куну, в учебниках мы имеем дело с лжепредставлением о науке, суть которого состоит в том, чтобы сформировать «________стереотип», в результате чего «появляется настойчивая тенденция представить историю науки в линейном и кумулятивном виде». R антиисторический
35. Т. Кун пишет: «Устаревшие теории нельзя в принципе считать ненаучными только на том основании, что они были отброшены. Но в таком случае едва ли можно рассматривать научное развитие как _____». R простой прирост знания
36. Эмпирическое исследование связано с … R индуктивным умозаключением
37. Индукция и дедукция относятся к __________методам познания. R общелогическим
38. Современные западные концепции научных революций – как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разработали … R Кун Т. и Лакатос И.
39. Словом «________» – применительно к современной науке – обозначают сложившийся образ мыслей, методов исследования. R парадигма
40. Развитие науки, утверждает Т. Кун, есть «последовательность связанных между собой узами традиции периодов, прерываемую ____ скачками». R некумулятивными
41. Нормальному периоду в развитии науки с точки зрения Т. Куна противостоит... R период научной революции
42. Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название... R нормальной науки
43. Согласно принципу верифицируемости научным может быть… R утверждение, которое можно свести к протокольным предложениям
44. Согласно принципу фальсифицируемости соответствовать науке может… R эмпирическая научная система, имеющая возможность быть опровергнутой опытом
45. Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке... R проблемных ситуаций
46. Социальный заказ, социально-экономические условия определяют развитие науки с точки зрения …
R экстернализма
47. Принцип пролиферации идей, предложенный П. Фейерабендом, утверждает: R научные концепции возникают хаотично
48. Стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий как условие развития науки выражается в принципе… R пролиферации
49. Представление о науке как цикле, состоящем из следующих пяти периодов: I. Допарадигмальная наука; II. Научная революция; III. Принятие новой парадигмы; IV. Нормальная наука; V. Экстраординарная наука – было предложено ___ R Т. Куном
50. Благодаря Т.Куну, научное сообщество приняло на вооружение следующее понятие: «Под _______ я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения». R парадигмами
Читайте также: Наивное и научное наблюдение Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|