Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 17. Научное познание




1. Основоположник конвенционализма ________, утверждает, что научные положения есть лишь конвенции (соглашения)

R А. Пуанкаре

 

2. Автором книги «Структура научных революций» (1962) является американский физик теоретик _____

R Т.Кун

 

3. Знание, являющееся предпосылкой возникновения науки характеризуется как…

R донаучное

 

4. В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы …

 

R динамические

5. Развитие __________ физики в XX в. привело к необходимости признать научную значимость вероятностно-статистических законов

R квантовой

 

6. Действие случайных факторов придает законам:

R вероятностный характер

 

7. Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют …

R обыденным

 

8. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому __________ знанию.

R паранаучному

 

9. Проблема отделения научного знания от вненаучного решалась в...

R неопозитивизме

 

10. Важнейшей отличительной чертой научного познания является...

R использование методов

 

11. Идеи и концепции не признаваемые в качестве научных отдельными учеными относятся к…

R паранауке

 

12. А. Пуанкаре считает, что _____ открывает не истинную природу вещей, а лишь отношения между ними

R наука

 

13. Использование методов является характерной чертой….

R науки

 

14. Согласно конвенционализму – научная теория есть продукт соглашения между учеными, в силу ее ….

R простоты и удобства

 

15. Упорядоченность научного знания в соответствии с определенными принципами характеризует его…

R системность

 

16. Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в …

R объективности

 

17. Рациональность является характерной чертой…

R науки

 

18. Способ достижения цели в процессе познания и освоения действительности называется…

R методом

 

19. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, называется…

R анализом

 

20. В науке различают два уровня исследования:

R эмпирический и теоретический

 

21. Научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и …

R теоретический

 

22. Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть …

R эксперимент

 

23. Эмпирическую основу научного знания составляют:

R факты

 

24. Если естествознание традиционно ориентируется на объяснение, то гуманитарное знание на …

R понимание

 

25. Методологическая процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории за счет несоответствия эмпирическим данным называется…

R фальсификацией

 

26. Переход от абстрактного знания к конкретному составляет сущность…

R диалектики мышления

 

27. Проблема развития науки стала предметом специального исследовании в...

R постпозитивизме

 

28. Развитие науки как смену парадигм обосновывал…

R Т. Кун

 

29. «Нам скажут, – пишет А. Пуанкаре, – что наука есть лишь __________ и что __________ не может быть верною, а только удобною. Но это верно, что она удобна; верно, что она является такой не только для меня, но и для всех людей; верно, что она останется удобной для наших потомков; наконец, верно, что это не может быть плодом случайности».

R классификация

 

30. Рассуждая об объективности А. Пуанкаре пишет: «В итоге единственной объективной реальностью являются _______, отношения, из которых вытекает мировая гармония»

R отношения вещей

 

31. Принцип верификации, выдвинутый неопозитивизмом, связан с таким критерием научного знания как…

R доказательность

 

32. Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведение его под какой-либо закон, – это …

R объяснение

 

33. Понимание как метод познания обосновывалось по отношению:

R гуманитарному знанию

 

 

34. Согласно Т.Куну, в учебниках мы имеем дело с лжепредставлением о науке, суть которого состоит в том, чтобы сформировать «________стереотип», в результате чего «появляется настойчивая тенденция представить историю науки в линейном и кумулятивном виде».

R антиисторический

 

35. Т. Кун пишет: «Устаревшие теории нельзя в принципе считать ненаучными только на том основании, что они были отброшены. Но в таком случае едва ли можно рассматривать научное развитие как _____».

R простой прирост знания

 

36. Эмпирическое исследование связано с …

R индуктивным умозаключением

 

37. Индукция и дедукция относятся к __________методам познания.

R общелогическим

 

38. Современные западные концепции научных революций – как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разработали …

R Кун Т. и Лакатос И.

 

39. Словом «________» – применительно к современной науке – обозначают сложившийся образ мыслей, методов исследования.

R парадигма

 

40. Развитие науки, утверждает Т. Кун, есть «последовательность связанных между собой узами традиции периодов, прерываемую ____ скачками».

R некумулятивными

 

41. Нормальному периоду в развитии науки с точки зрения Т. Куна противостоит...

R период научной революции

 

42. Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название...

R нормальной науки

 

43. Согласно принципу верифицируемости научным может быть…

R утверждение, которое можно свести к протокольным предложениям

 

44. Согласно принципу фальсифицируемости соответствовать науке может…

R эмпирическая научная система, имеющая возможность быть опровергнутой опытом

 

45. Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке...

R проблемных ситуаций

 

46. Социальный заказ, социально-экономические условия определяют развитие науки с точки зрения …

R экстернализма

 

47. Принцип пролиферации идей, предложенный П. Фейерабендом, утверждает:

R научные концепции возникают хаотично

 

48. Стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий как условие развития науки выражается в принципе…

R пролиферации

 

49. Представление о науке как цикле, состоящем из следующих пяти периодов: I. Допарадигмальная наука; II. Научная революция; III. Принятие новой парадигмы; IV. Нормальная наука; V. Экстраординарная наука – было предложено ___

R Т. Куном

 

50. Благодаря Т.Куну, научное сообщество приняло на вооружение следующее понятие: «Под _______ я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения».

R парадигмами

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...