Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие личности в социологии.




Понятие личность восходит к античному театру, где слово “персона” (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль ревнивца или завистника, воина или раба, патриция или плебея. При этом человек маскировал свое “я” и соотносил себя с какой-то группой.

В психологии, педагогике и в обыденном сознании слово личность используется как нечто отличающее от человека вообще. То есть личностью считаются особенные черты человека (чаще всего положительные). Поэтому личностью признаются не все люди, а только те из них, которые обладают особенными качествами.

В социологии используется другое понятие личности, где личность – это человек, взятый в его социальном качестве. В этом смысле личностью является любой человек включенный в социальные отношения. Младенец – это потенциальная личность, она еще должна возникнуть. Исходной точкой становления его личности будет его включение в первичную социальную группу – семью.

Социализация личности – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

В этом процессе выделяются основные жизненные циклы. Разные авторы дают разную периодизацию. Мы будем пользоваться той же, что используется обыденным сознанием: детство, юность, зрелость и старость. По степени завершенности процесса выделяют начальную социализацию (детство и юность) и продолженную (зрелость и старость).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением образа жизни. Нельзя полагать, что жизненные циклы имеют абсолютные значения в виде соответствия определенному числу лет. Для разных обществ и границы и содержание и даже ценность этих этапов будет разной.

Так в современном индустриальном обществе относительными границами детства будут 0-16 лет, юности 17-20 лет, зрелости 21 и до выхода на пенсию.

В первобытном и аграрном обществах детство короче, а его границы четче. Так обряд инициации может совершенно однозначно определять, кого считать взрослым, а кого – нет. Юность существовала отнюдь не всегда и не для всех, ее границы самые неопределенные. Основным ее содержанием является осуществление выбора, что было совершенно излишне в первобытном обществе и для многих сословий в аграрном. Именно сложность современного общества предполагает наличие такого этапа. Для разных социальных групп продолжительность юности разная (примеры). Так как она предполагает выбор и право на многочисленные ошибки, то можно говорить, что есть виды деятельности и отношений, в которые нецелесообразно вступать молодым людям. Это относится ко всему, что ограничивает этот выбор и многообразие поведения (армия, тюрьма и т.п.).

Зрелость в индустриальном обществе начинается позже, позже наступает и старость.

Ценность каждого из этих периодов также исторически меняется. Детство когда-то считалось этапом просто социальной неполноценности. Даже убийство ребенка оценивалось как порча имущества.

В нашем обществе самым привлекательным этапом считается юность. Старость же в индустриальном обществе оценивается очень низко. В традиционных же обществах это самый уважаемый возраст.

Продолженная социализация имеет две стороны: десоциализация и ресоциализация. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Наиболее драматичны они для индивида в случае попадания в жесткие закрытые учреждения: армию, концентрационный лагерь, тюрьму, психиатрическую больницу, тоталитарную секту.

Американский социолог Ирвин Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в тотальных институтах:

Принудительная изоляция от внешнего мира. Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит. Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (спецформа). Переименование, замена старого имени на “номер” и получение статуса: солдат, заключенный, больной. Замена старой обстановки на новую, обезличенную. Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым. Утрата свободы действий.

Люди или социальные институты во взаимодействии с которыми проходит социализация, называются агентами социализации. Обычно агентами социализации называют людей, с которыми общается индивид и под влиянием которых он усваивает нормы и ценности. Если речь идет об учреждениях, то говорят об институтах социализации.

По степени близости агенты и институты социализации могут быть первичными и вторичными. Первичные – те, кто оказывает непосредственное влияние на индивида в малых группах, с ними индивид вступает в межличностное общение. Вторичная – предполагает опосредованнное влияние, более формализованное.

ТЕМА 6. СЕМЬЯ И БРАК КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Брак.

Брак – исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья основывается на браке, но не сводится к нему, так как является малой социальной группой и включает в себя не только брачных партнеров.

Формы брака.

Эндогамия – выбор партнера внутри своей группы. Обычно это своя культурная группа. Чаще всего брачных партнеров разрешается выбирать вне определенной узкой группы. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, касты. Выбор супруга вне такой группы называют экзогамией. Практически во всех обществах запрещаются браки между близкими родственниками (инцест). Правда, не всегда одинаково понимается, кого считать близким родственником.

Основными формами брака являются моногамия и полигамия. Моногамия (1 м + 1 ж) – брак одного мужчины и одной женщины. Полигамия (многобрачие: 1 + несколько). Полигамия бывает двух видов: полигиния и полиандрия. Полигиния (многоженство) - брак одного мужчины и нескольких женщин. Полиандрия (многомужество) - брак одной женщины и нескольких мужчин. Существует также групповой брак. Был распространен в первобытном обществе, но существует и сейчас. Один из вариантов – свингерство (обмен брачными партнерами). В настоящее время юридически нигде не признан.

В большинстве обществ принята полигиния, но даже в них подобные браки составляют меньшинство среди всех заключенных браков. Поэтому большинство браков в мире относится к моногамии. Полиандрия – самая редкая форма брака. Существует на Тибете. Причины полиандрии на Тибете - экономические. Из-за недостатка земли, надел после смерти отца не делится, а передается всем братьям. Прокормить на таких наделах несколько семей невозможно, и братья берут одну жену. Персональное отцовство в такой ситуации особого значения не имеет, так как все сыновья совместно унаследуют тот же надел. Полнотой власти в такой семье обладает старший из братьев.

Развод. Все общества в той или иной степени регулируют способы прекращения брачных отношений. Общество заинтересовано в поддержании семьи и ее стабильности, поэтому обычно развод бывает затруднен. Могут создаваться привилегии для одной из сторон.

2. Семья – это социальный институт и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Семьи различаются по структуре, типу властных структур, местожительству и т.п.

По своей структуре: нуклеарные и расширенные; полные и неполные. Нуклеарная – включает родителей и их детей, т.е. два поколения. Расширенная может также включать третье поколение, других родственников и лиц. Когда-то домашние рабы или ученики средневекового мастера, живущие в его доме считались членами его семьи.

Полная семья имеет обоих супругов. В неполной семье один из супругов отсутствует вследствие смерти или развода. Семья созданная без брака, с одним родителем является альтернативной. В большинстве случаев это мать и ее ребенок.

По типу властных структур: патриархальные (власть мужа), матриархальные (власть жены) и эгалитарные (примерно равное распределение власти).

По выбору местожительства: патрилокальные (живут с родителями мужа), матрилокальные (живут с родителями жены), неолокальными (проживают отдельно).

3. Тенденции развития семьи. Сокращение числа людей вступающих в брак. Рост числа разводов. Рост числа неполных семей. Рост числа сожительств. Рост числа повторных браков и соответственно семей, где есть пасынки и падчерицы. Падение рождаемости. В некоторых странах рожденные дети не возмещают численно поколение родителей. Рост числа внебрачных рождений. Рост недовольства женщин браком. Они чаще являются инициаторами развода. Рост числа альтернативных семей.

4. Функции семьи и брака. Следует различать функции, которые семья выполняет для общества и те, которые служат удовлетворению потребностей индивидов.

1.Функция сексуального регулирования. Брак – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает и регулирует сексуальные потребности. Однако во всех обществах имеются альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Нарушение супружеской верности, хотя и осуждается, но прощается. Для мужчин практически во всех обществах, а для женщин – в наиболее современных.

2. Репродуктивная функция. Биологическое воспроизводство населения. Общество заинтересовано в стабильном воспроизводстве населения и рождении детей легко определяемыми и ответственными родителями. Люди решают иметь детей по разным причинам. Одной из самых распространенных является желание продолжить свой род.

Сокращение числа детей происходит при переходе от аграрного общества к индустриальному. В аграрном обществе каждый ребенок, особенно мальчик, - работник. В современной семье ребенок – иждивенец.

3. Функция социализации. Именно в семье дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Удовлетворяется также потребность в родительстве, контактах с детьми, самореализации в детях. Современная семья не в состоянии осуществить социализацию детей полностью. Она разделяет ее осуществление с другими институтами, но первичная социализация по-прежнему осуществляется в семье. Самые существенные “потери” в семейной социализации: образование и трудовое воспитание. Однако основные ценности (в том числе образовательные и трудовые) закладываются в семье. В подростковом возрасте наиболее существенными конкурентами семейному воспитанию являются разного рода молодежные компании и объединения. Сильное влияние оказывают также средства массовой информации.

4. Экономическая функция семьи. В аграрном обществе семья являлась основной экономической ячейкой (крестьянское хозяйство). В индустриальном обществе трудовая деятельность уходит за пределы семьи (а вместе с ней и активное трудовое воспитание). Основной задачей становится формирование семейного бюджета и его распределение на нужды членов семьи. В прежнем виде экономическая функция остается для семей, ведущих фермерское хозяйство, семейных кооперативов и т.п. Так как производство находится вне пределов семьи, получает самостоятельное существование быт. К экономической функции семьи можно отнести и накопление и передачу по наследству богатства (естественно в современном обществе это значимо не для всех семей).

5. Хозяйственно-бытовая функция. В крестьянском натуральном хозяйстве быт практически вплетен в общую трудовую деятельность. Только городские жители разделяют сферу быта и сферу производства. В настоящее время, когда и в аграрном секторе господствует товарное производство, быт отделен от основной трудовой деятельности. Поэтому есть смысл выделять эту функцию отдельно.

6. Досуговая (рекреативная, восстановительная) функция. Предполагает совместное проведение свободного времени. Естественно, что само это время значительно выросло. Кроме того, возросла его ценность для личности. Современный досуг предполагает не только отдых, но и совершенствование личности, обогащение ее новыми знаниями, навыками, впечатлениями, эмоциями. Возрастает значимость семейного досуга. Так как современные супруги работают за пределами дома, то совместно они проводят именно досуг. Это также основное время для общения с детьми. Значение семейного досуга упало лишь для молодых людей от подросткового возраста до вступления в брак. Семья является ячейкой, в которой отмечаются самые значительные праздники и события в жизни человека (рождение, брак, смерть).

7. Статусная функция. Некоторые статусы человек получает от своей семьи: национальность, место в городской или сельской субкультуре. В современном обществе, в отличие от сословного, нет юридически закрепленных форм передачи статуса, но обычно родители заботятся о том, чтобы их дети заняли в обществе место не ниже родительского. Семьей для этого предоставляются необходимые воспитание, материальные средства (деньги на образование), круг общения и связи. Принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для данного слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Некоторые семьи специально аккумулируют материальные средства и изыскивают возможности с целью повышения социального статуса детей.

8. Функция первичного социального контроля. В семье формируются и поддерживаются моральные санкции при нарушении моральных и правовых норм членами семьи. Моральная регламентация поведения членов семьи наиболее эффективна была в традиционной аграрной семье, где авторитет старшего поколения был очень высоким. Современная семья тоже выполняет эту функцию, закладывая основные моральные нормы в поведение человека и его отношение к закону и его нарушениям. Однако авторитет семьи в этой сфере значительно подорван. Прежде всего, это связано с падением авторитета лиц старших поколений, а также физической невозможностью присматривать за поведением членов семьи. Прежде практически вся жизнь человека проходила на глазах семьи и сельской общины. Рост городов изменил эту ситуацию.

9. Социальной защиты. В традиционном обществе семья была основным институтом, который оказывал индивиду поддержку при его нетрудоспособности. В индустриальном обществе действуют специальные организации частично или полностью берущие на себя эту функцию семьи. Пенсионное обеспечение,больницы, страховые общества, социальные работники, детские дома, дома для престарелых и прочее.

10. Функция эмоционального удовлетворения и общения. В современном обществе отсутствуют многие традиционные семейные, соседские и дружеские связи. Для поддержки таких связей нет времени или возможности. Иногда это просто не принято (тесное общение с соседями, дальними родственниками). Поэтому к современному партнеру по браку чаще предъявляется требование во взаимной привязанности, взаимопониманию. Современные психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе. Особенно это важно при формировании личности ребенка (сравни: структура современного детского дома). Но практика семейной жизни значительно отличается от ожиданий. Семейная жизнь реально может стать источником боли, вины и конфликта. Супруги могут расторгнуть брак, ревновать, страдать от несбывшихся ожиданий и насилия. Так Р.Д.Лэйнг в 60-70 годы утверждал, что семейная жизнь может даже привести к психическому заболеванию, например, к шизофрении.

Супружеские роли в семье.

Считается, что современная семья движется в направлении к эгалитарной семье, когда обязанности и ответственность между супругами разделяется поровну. Это не подтверждается практикой. В 1994 г. организация потребительских исследований “Mintel” опубликовала результаты обследования 1500 мужчин и женщин. Только 1 мужчина из 100 выполнял свою часть работы по дому. Только 20% работающих женщин сказали, что мужья делят с ними работу по дому, и 85% утверждали, что они почти всегда выполняли всю стирку, глажку и приготовление еды.

Независимо от того, что показывают исследования, ответственность за отсутствие продуктов, грязь в доме или внешний вид детей всегда возлагается только на мать.

Время, затраченное на работу по дому и воспитание детей, неблагоприятно влияет на положение женщин на работе, так они считаются “временными” и “ненадежными” работниками. Они вынуждены отказываться от повышения по службе, связанного с командировками или переездом семьи. Работа по дому имеет также более низкий статус, чем большинство других видов деятельности. Кроме того, она не оплачивается.

То, что мы сейчас понимаем под статусом “домохозяйки”, относительно новое явление в Европе. Прежде понятие «дом» имело несколько другое наполнение. Сферой деятельности женщины было: уход за домашней скотиной и птицей (кроме лошади или быка), огород, изготовление тканей и одежды, приготовление пищи и т.п. Она была также занята на полевых работах.

Если женщина работает вне дома, то это вовсе не означает, что мужчина больше помогает в доме. Так в Западном обществе мужчины работают дома одиннадцать часов в неделю, включая работы в саду и техническое обслуживание автомобиля. Если есть дети младшего возраста, то 15 часов, но при этом они уделяют меньше времени другой работе. Именно с рождением ребенка муж отказывается от выполнения работ по дому (дети подрастают, а к домашней работе муж так и не возвращается).

Распределение ресурсов. Чаще всего обязанность растягивать заработную плату, чтобы покрыть все расходы по дому, возлагается на женщин. При этом всю заработную плату жене муж отдает тем чаще, чем напряженнее их семейный бюджет. Эта ответственность часто приводит к стрессам. В состоятельных семьях жене выдается сумма на домашние расходы, а остальными деньгами распоряжается муж. При этом жена тоже экономит, но в несколько иных рамках. Мужчины же в этом случае не ограничивают себя в тратах. Совместные деньги – чаще всего миф.

Международные данные говорят, что оплачиваемая работа и экономическая независимость женщин важны для их детей. Факты говорят, что чем больше денег в руках женщин, тем больше их будет потрачено на еду, здоровье и образование детей. Так в Бразилии рацион ребенка был в 8 раз лучше, если женщина контролировала свой доход.

Брак более выгоден мужчине, чем женщине. Со времен Э.Дюркгейма известно, что женатые мужчины живут дольше и имеют лучшее психическое и физическое здоровье, чем одинокие мужчины, они реже кончают жизнь самоубийством, тогда как для женщин характерно обратное. Так Джесси Бернард сравнивала здоровье домохозяек со здоровьем работающих и одиноких женщин. Домохозяйки чаще страдают от нервных срывов, головных болей, обмороков, сердцебиения, приступов истерии, депрессии и других симптомов психических расстройств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...