Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что можно делать без регистрации ИП




Без регистрации индивидуального предпринимателя (ИП) гражданину без привлечения других лиц в Беларуси можно оказывать следующие услуги:

1. выращивание сельскохозяйственной продукции

2. дробление зерна

3. выпас скота

4. репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);

5. чистка и уборка жилых помещений

6. уход за взрослыми и детьми

7. услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей

8. выгул домашних животных и уход за ними

9. закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды

10. внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и коммунальные услуги

11. музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов; предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения

12. реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки)

13. услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных

14. предоставление секретарских услуг и услуг по переводу

15. предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста

16. ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов

 

 

  1. Прекращение предпринимательской деятельности в добровольном порядке

 

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица возможно посредством реорганизации или ликвидации коммерческой организации. Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Вместе с тем, при выделении коммерческая организация продолжает осуществлять свою деятельность, а на основе обособленных ее подразделений создаются одно или несколько юридических лиц. Правила о реорганизации юридических лиц содержатся в ст. ст. 53-56 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Общие положения, касающиеся ликвидации юридических лиц содержатся в ст. ст. 57-62 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов предпринимательства устанавливается также специальными нормативными правовыми актами.

Деятельность субъектов предпринимательства, коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей может быть прекращена в добровольном порядке (например, по решению учредителей (участников), индивидуального предпринимателя) или в принудительном порядке (например, по решению суда или регистрирующего органа) и лишь по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами.

Порядок прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей (далее-ИП) регулируется Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования» (с изменениями и дополнениями; далее – Положения о ликвидации). При принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности ИП должен обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. Кроме заявления в регистрирующий орган представляются:

ü печати либо заявление об их неизготовлении, или сведения о публикации объявлений об их утрате;

ü оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

ü уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.

С момента представления в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности, ИП приобретает статус находящегося в стадии прекращения деятельности и осуществление им операций по счетам либо совершение сделок, не связанных с прекращением деятельности, не допускается (п. 10 Положения о ликвидации). ИП может завершать операции по расчетам с контрагентами (например, производить исчисление и уплату налогов, выявлять кредиторов и осуществлять с ними расчеты и т.п.), но не вправе заключать новые договоры на реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг. Осуществление ИП деятельности в нарушение данного требования признается деятельностью, запрещенной законодательными актами, за что ИП может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) в виде штрафа от 20 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.

При прекращении деятельности у ИП возникает обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) по каждому налогу, в отношении которых он признан плательщиком, и уплате этих налогов. Пунктом 2 ст. 63 Налогового кодекса РБ (далее – НК) установлено, что ИП представляет налоговую декларацию (расчет) в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности за период с начала налогового периода по день подачи заявления о прекращении деятельности включительно, если иное не установлено НК.

Представление налоговой декларации (расчета) в связи с прекращением деятельности является обязанностью ИП. Ответственность за невыполнение данной обязанности установлена ст. 13.4 КоАП. Исходя из вышеизложенного по общим правилам для ИП, прекращающих предпринимательскую деятельность, установлен как одинаковый срок для представления налоговых деклараций по всем видам налогов, так и одинаковый период, за который представляются такие декларации. Вместе с тем в отношении подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог) и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) НК установлены следующие особенности.

ИП – плательщики подоходного налога, прекращающие предпринимательскую деятельность и не получившие в течение квартала доходы, облагаемые подоходным налогом в соответствии со статьей 176 НК, и (или) получившие доходы, полностью освобождаемые от подоходного налога или освобождаемые от этого налога в пределах размеров, установленных пунктом 1 ст. 163 НК, вправе не представлять налоговую декларацию (расчет) за соответствующий период (п. 9 ст. 176 НК) и, обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (частного нотариуса, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально) (далее – декларация по подоходному налогу) в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности в данном случае будет отсутствовать.

ИП – плательщики единого налога, прекращающие предпринимательскую деятельность, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности представить налоговую декларацию (расчет) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – декларация по единому налогу) за месяц, предшествующий месяцу, на который приходится день подачи заявления о прекращении деятельности, и за месяц, на который приходится день подачи заявления о прекращении деятельности. При этом обязанность представить такую декларацию у ИП – плательщика единого налога возникнет только при условии, что в указанные месяцы имело место превышение фактически полученной суммы выручки над тридцатикратной суммой единого налога, уплаченного за эти месяцы и рассчитанного в соответствии с частью первой пункта 9 статьи 299 НК (п.10 ст.299 НК).

Срок уплаты налогов ИП при прекращении деятельности предусмотрен ст. 38 НК. ИП обязан уплатить налоги не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем представления налоговой декларации (расчета) в связи с прекращением деятельности (п. 4 ст. 38 НК). При этом указанный срок одинаков для всех видов налогов.

Кроме особенностей в сроках представления налоговых деклараций (расчетов) и сроках уплаты причитающихся по ним сумм налогов, у ИП при прекращении деятельности возникают особенности в определении доходов.

Для ИП – плательщиков подоходного налога, прекращающих предпринимательскую деятельность в состав доходов при исчислении подоходного налога включается:

ü стоимость имущества, полученного на возвратной или условно возвратной основе (в том числе в соответствии и с договорами займа, задатка), не возвращенного в установленный срок или при прекращении предпринимательской деятельности, а также имущества, полученного на иных условиях, при наличии не исполненных ИП обязательств по истечении сроков исковой давности или при прекращении предпринимательской деятельности (подп. 6.6 п. 6 ст. 176 НК). Данный вид доходов относится к внереализационным доходам ИП;

ü стоимость отгруженных ИП товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав при прекращении обязательства перед ИП по выплате (выдаче) ему дохода, в том числе в результате прощения долга, уступки ИП права требования другому лицу, за исключением прекращения обязательства в результате признания задолженности невозможной (нереальной) для взыскания. Невозможной (нереальной) для взыскания задолженностью признается задолженность перед ИП ликвидированных юридических лиц и прекративших деятельность ИП, в отношении которых в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей далее – ЕГР) содержится запись об их исключении из него (подп. 2.7 п. 2 ст. 176 НК). Данный вид доходов относится к доходам от реализации ИП.

Дата фактического получения указанных доходов определяется как день представления ИП заявления о прекращении деятельности (подп. 1.7 п. 1 ст. 172 НК).

Для ИП – плательщиков налогов при УСН выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 156 и ст. 176 НК для определения доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, при исчислении и уплате подоходного налога с учетом особенностей, предусмотренных статьей 288 НК. К внереализационным доходам относятся доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении подоходного налога, кроме указанных в подпункте 6.2 пункта 6 ст. 176 НК (п. 2 ст. 288 НК). Определение выручки от реализации и внереализационных доходов при исчислении налога при УСН аналогичен подходу, применяемому при исчислении подоходного налога.

Для ИП – плательщиков единого налога, прекращающих предпринимательскую деятельность, следует обратить внимание на внереализационные доходы. Пунктом 3 ст. 294 НК определено, что налоговая база единого налога определяется исходя из выручки от реализации товаров (работ, услуг). По общему правилу, для целей исчисления единого налога в выручку за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги) включается стоимость переданных (отгруженных) в течение отчетного периода товаров (выполненных работ, оказанных услуг) потребителям (п. 9 ст. 299 НК). Таким образом, у ИП – плательщика единого налога стоимость отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг включается в выручку вне зависимости от оплаты их покупателем. Соответственно включение в выручку, облагаемую единым налогом, внереализационных доходов, полученных именно от осуществления этой деятельности, НК не предусмотрено. В то же время если у ИП – плательщика единого налога возникают внереализационные доходы, облагаемые подоходным налогом или налогом при УСН, то налогообложение таких доходов осуществляется в порядке, предусмотренном для этих режимов налогообложения.

 

 

  1. Прекращение предпринимательской деятельности в принудительном порядке

 

Предпринимательская деятельность может быть прекращена по решению хозяйственного суда и регистрирующего органа. Основанием для прекращения предпринимательской деятельности по решению хозяйственного суда будет являться:

ü государственная регистрация ИП осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы. Такая государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда;

ü осуществление ИП деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;

ü экономической несостоятельности (банкротства) ИП.

Прекращение деятельности ИП по решению регистрирующего органа осуществляется в случае:

ü неосуществления предпринимательской деятельности ИП в течение 12 месяцев подряд и ненаправления налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

ü внесения налоговым органом представления (предложения) о прекращении деятельности ИП в связи с признанием его задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Если деятельность ИП прекращается по решению хозяйственного суда или регистрирующего органа, то независимо от применяемых режимов налогообложения у ИП отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) в связи с прекращением деятельности, т.е. налоговые декларации (расчеты) представляются по общим правилам, установленным НК для каждого вида налогов.

Деятельность ИП считается прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в ЕГР об исключении ИП из данного реестра (п. 22 Положения о ликвидации).

 

 

  1. Постановка на учет в налоговом органе

 

Индивидуальные предприниматели в течение пяти рабочих дней со дня внесения документов для государственной регистрации в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (в редакции от 21.02.2014) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» получают от регистрирующего органа документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах»;

Статья 65 НК. Учет плательщиков (иных обязанных лиц)

1. Плательщики (в установленных случаях – иные обязанные лица), за исключением иностранных организаций, подлежат постановке на учет в налоговом органе соответственно:

по месту нахождения организации;

по месту жительства физического лица.

2. Постановка на учет в налоговом органе организации и индивидуального предпринимателя осуществляется независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору (пошлине).

Порядок постановки на учет в налоговом органе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, определяется настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства.

3. Постановка на учет юридических лиц Республики Беларусь, за исключением юридических лиц Республики Беларусь, указанных в части второй настоящего пункта, и индивидуальных предпринимателей осуществляется при их государственной регистрации.

Постановка на учет религиозных организаций, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), республиканских государственно-общественных объединений, фондов, хозяйственных групп производится по их заявлению в налоговый орган по месту нахождения, которое подается не позднее десяти рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации.

4. Постановка на учет простого товарищества осуществляется в налоговом органе по месту нахождения этого товарищества не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о совместной деятельности.

5. Постановка на учет в налоговом органе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц Республики Беларусь, исполняющих в соответствии с настоящим Кодексом налоговые обязательства этих юридических лиц, производится на основании сообщений юридических лиц о создании таких обособленных подразделений, представляемых в сроки, установленные подпунктом 1.9.4 пункта 1.9 статьи 22 настоящего Кодекса.

6. Иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по их заявлению.

7. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, информирует иные налоговые органы по месту осуществления деятельности через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, включая проведение концертно-зрелищных мероприятий, в том числе концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ, об осуществлении такой деятельности до ее начала.

 

Статья 66 НК. Порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговом органе. Учетный номер плательщика (иного обязанного лица)

1. Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе, перечень документов (сведений), представляемых плательщиком (иным обязанным лицом) одновременно с заявлением о постановке на учет, устанавливаются законодательством.

2. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика (иного обязанного лица) в течение трех рабочих дней со дня получения заявления с приложением необходимых документов (сведений) от плательщика (иного обязанного лица) либо информационной карты от регистрирующего органа.

3. Если состоящий на учете плательщик (иное обязанное лицо) изменил место своего нахождения или место жительства и подлежит постановке на учет в другом налоговом органе, то снятие с учета плательщика (иного обязанного лица) производится налоговым органом, в котором он состоял на учете, в течение десяти рабочих дней после подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления об изменении места нахождения или места жительства.

4. В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом в течение десяти рабочих дней после внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство снятие с учета производится налоговым органом по их заявлению в течение десяти рабочих дней со дня подачи такого заявления.

5. При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения учетного номера плательщика устанавливаются законодательством.

Плата за присвоение (изменение) учетного номера плательщика, снятие с учета и выдачу плательщику соответствующих документов не взимается.

6. На основе данных учета плательщиков (иных обязанных лиц) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц).

Порядок ведения Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц) устанавливается законодательством.

7. Сведения о плательщике (ином обязанном лице) с момента постановки его на учет признаются налоговой тайной, если иное не установлено настоящим Кодексом.

 

 

  1. Порядок ведения учета доходов и расходов, хозяйственных операций ИП

 

Индивидуальные предприниматели в соответствии с инструкцией «О порядке ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально)» (введена постановлением от 31.12.2010 №10) при осуществлении видов деятельности, по которым в соответствии с главой 35 Налогового кодекса Республики Беларусь уплачивается единый налог, в порядке, установленном настоящей Инструкцией, ведут учет начисленных и выплаченных доходов физическим лицам, привлекаемым по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Учет должен обеспечивать своевременное и достоверное составление налоговых деклараций (расчетов), а также других документов и сведений, необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), и представление их налоговому органу.

Первичный учетный документ составляется на бумажном и (или) электронном носителях информации или в виде электронного документа. Первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи.

В первичных учетных документах, за исключением кассовых и банковских, допускаются исправления. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления и подпись лица, составившего первичный учетный документ, в котором произведено исправление, оттиск печати (при ее наличии).

При приобретении товаров, сырья, материалов у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в качестве первичного учетного документа индивидуальными предпринимателями применяется акт закупки товаров, сырья.

Каждая хозяйственная операция, подтвержденная первичным учетным документом, должна быть отражена в соответствующих книгах учета.

На основании первичных учетных документов информация отражается в следующих учетных документах:

ü книге учета основных средств;

ü книге учета нематериальных активов;

ü книге учета отдельных предметов в составе средств в обороте;

ü книге учета сырья и материалов;

ü книге учета товаров (готовой продукции);

ü карточке лицевого счета;

ü платежной ведомости;

ü книге учета доходов и расходов.

Записи в книгах учета производятся в хронологическом порядке не позднее дня, следующего за днем составления первичного учетного документа (совершения хозяйственной операции.

Необходимость ведения книги учета основных средств, книги учета нематериальных активов, книги учета отдельных предметов в составе средств в обороте, книги учета сырья и материалов, книги учета товаров (готовой продукции) плательщиками определяется исходя из специфики осуществляемой ими деятельности.

Исправления неправильных записей в книгах учета вносятся путем зачеркивания и учинения правильных записей. Исправления должны быть обоснованы, содержать дату исправления, подпись лица, внесшего исправления, и не должны препятствовать прочтению первоначальной записи.

Книги учета могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении книг учета в электронном виде плательщики обязаны по окончании налогового периода, а при проведении проверки налоговым органом за истекший отчетный период текущего календарного года – за истекший отчетный период оформить их на бумажные носители. Книги учета ведутся до полного их использования, после чего плательщики обязаны завести новые книги. При хранении книг учета плательщики должны обеспечить их защиту от несанкционированных исправлений.

Для ИП порядок ведения учета, в том числе и учета товаров, определен Инструкцией о порядке ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально), утвержденной постановлением МНС от 15.11.2010 № 82 (далее — Инструкция по учету, опубликована в «ИП», 2013, № 14, стр. 23–36).

Осуществив государственную регистрацию, индивидуальный предприниматель сразу задается вопросом: как вести учет своей деятельности, какие учетные книги и регистры ему необходимо вести в соответствии с законодательством. В зависимости от системы налогообложения индивидуальным предпринимателям необходимо вести различный учет. Ниже приведены основные подходы к ведению учета в зависимости от выбранной системы налогообложения.

 

  1. Процедура учета для предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога

 

Предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, ведут учет:

• начисленных и выплаченных доходов физическим лицам, привлекаемым по трудовым или гражданско-правовым договорам (договорам подряда);

• исчисленных и перечисленных в бюджет, в Фонд социальной защиты населения сумм налогов, страховых взносов с доходов физических лиц;

• полученной выручки;

• приобретенных бланков строгой отчетности.

Каждая хозяйственная операция, подтвержденная первичным учетным документом, должна быть отражена в соответствующих книгах учета. Записи в книгах учета производятся в хронологическом порядке не позднее дня, следующего за днем составления первичного учетного документа (совершения операции), если иной срок не установлен законодательством.

На основании первичных учетных документов и иных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, информация отражается в учетных документах:

• книге учета выручки от реализации товаров (работ, услуг);

• карточке лицевого счета;

• платежной ведомости;

• приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности.

Книги учета могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении книг учета в электронном виде предприниматели обязаны по окончании отчетного периода вывести их на бумажный носитель.

 

 

  1. Процедура учета для предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения

 

Предприниматели, применяющие общую систему налогообложения (подоходный налог), осуществляют учет в следующем порядке.

На основании первичных учетных документов информация отражается в следующих учетных документах:

• книге учета основных средств;

• книге учета нематериальных активов;

• книге учета отдельных предметов в составе средств в обороте;

• книге учета сырья и материалов;

• книге учета товаров (готовой продукции);

• карточке лицевого счета;

• платежной ведомости;

• книге учета доходов и расходов;

• книге покупок (для целей расчета налога на добавленную стоимость).

Формы указанных книг и регистров утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально)».

Записи в книгах учета производятся в хронологическом порядке не позднее дня, следующего за днем составления первичного учетного документа (совершения хозяйственной операции).

Необходимость ведения книги учета основных средств, книги учета нематериальных активов, книги учета отдельных предметов в составе средств в обороте, книги учета сырья и материалов, книги учета товаров (готовой продукции) плательщиками определяется исходя из специфики осуществляемой ими деятельности.

Книги учета могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении книг учета в электронном виде плательщики обязаны по окончании налогового периода, а при проведении проверки налоговым органом за истекший отчетный период текущего календарного года - за истекший отчетный период оформить их на бумажные носители.

 

 

  1. Процедура учета для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения

 

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности отражают все хозяйственные операции за отчетный период на основе первичных учетных документов, подтверждающих факт совершения хозяйственной операции, составленных в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенных для отражения результата хозяйственной деятельности. Форма книги утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19.04.2007 № 55/60/59/38.

В указанной книге ведется:

• учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов;

• упрощенный учет стоимости паев членов производственного кооператива;

• учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

• учет расходов, производимых за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

• учет реализованных товаров по покупной стоимости;

• учет товаров, в том числе сырья и материалов, основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов Таможенного союза;

• учет, необходимый для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении книги учета доходов и расходов в электронном виде по окончании отчетного периода она должна быть выведена на бумажный носитель.

Кроме указанных выше книг при использовании предпринимателем кассового аппарата, необходимо ведение кассовой книги на каждую единицу кассового оборудования.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения учета предпринимательской деятельности и отчетности влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин. Кроме того, ошибки при ведении учета могут повлечь неполную уплату налогов, сборов (пошлин).

 

 

  1. Лицензирование предпринимательской деятельности

 

Если деятельность, которой планирует заниматься предприниматель, требует получения специального разрешения (лицензии), предприниматель обязан получить такое разрешение, в соответствии с действующим законодательством.

За осуществление деятельности, на занятие которой требуется получение специального разрешения (лицензии), без такого разрешения взыскиваются доходы, полученные плательщиком от такой деятельности, и штраф, в размере полученного дохода от этой деятельности.

Лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и/или дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензии. Прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензиат – юридическое лицо Республики Беларусь, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в РБ, иностранное юридическое лицо и иностранная организация, а также физическое лицо, осуществляющее адвокатскую или частную нотариальную деятельность, имеющее лицензию.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии, или лицензиату.

Лицензию выдают лицензирующие органы – республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие уполномоченные государственные органы.

Право на получение лицензии имеют:

- юридически лица РБ;

- индивидуальные предприниматели;

- иностранные юридические лица и иностранные организации;

- физические лица – граждане РБ, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ, услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории РБ или ее части. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение специального разрешения (лицензии), приведен в приложении.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

– заявление о выдаче лицензии с указанием лицензируемого вида деятельности;

– копии учредительных документов юридического лица и копию документа, подтверждающего государственную регистрацию, без нотариального засвидетельствования;

– документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;

– легализованную выписку из торгового реестра страны, где иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации;

– другие документы, определенные Президентом РБ либо указанные в Положении о лицензировании вида деятельности.

За выдачу лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, внесение в нее изменений и/дополнений, продление срока действия лицензии, выдачу ее дубликата взимается государственная пошлина:

– за выдачу лицензии на осуществление отдельных видов деятельности (в т.ч. связанные со специфическими товарами (работами, услугами)), за исключением лицензии на осуществление банковской деятельности, – 8 базовых величин;

– за внесение изменений и дополнений в лицензию, продление срока ее действия или выдачу дубликата лицензии – 4 б.в.

В выдаче лицензии отказывается при:

– наличии в представленном заявлении недостоверных сведений;

– несоответствии представленных документов требованиям положения о лицензировании;

– наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям положения о лицензировании;

– наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и по результатам проверки и/или экспертизы;

– обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.

При наличии одного из указанных оснований лицензирующий орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, о чем в 5-дневный срок со дня принятия такого решения письменно уведомляет соискателя лицензии. Отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается.

Лицензия выдается соис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...