Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из раннехристианской рукописи




Люблю тебя сейчас, не тайно — напоказ, —

не после и не до в лучах твоих сгораю,

навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,

а в прошлом — не хочу, а в будущем — не знаю...

Люблю тебя теперь — без пятен, без потерь.

Мой век стоит сейчас — я вен не перережу!

Во время, в продолжение, теперь —

Я прошлым не дышу и будущим не брежу.

Владимир Высоцкий

Двое любящих как два корабля. Они бьются борт о борт,

но никогда не станут одним кораблем.

Андре Моруа

Почему мне постоянно приходится защищаться от всех, кто утверждает,

будто любит меня?

Эшли Бриллиант

В связи с большими размерами данного раздела в нем выделено несколько отдельных частей. Они начинаются символами***. Крометого, в связи с возможностью неоднозначного понимания слов «быть», «использовать», «потреблять» и «обладать» в тех случаях, когда они обозначают выбор, они написаны курсивом (например, быть).

 

БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Ваши отношения дают В отношениях вам часто не могут
вам возможность дать то, что нужно, или столько,
любить, радоваться, сколько нужно. В отношениях
развиваться, совершен- обязательства по отношению
ствоваться и не ограни- к вам постоянно не выполняются.
чивают вашей свободы. Отношения постоянно напряжены
R т т Г" Т1ГЛГ* (~\1^ЛГ"ТТ1\ТС*'Т'РЬ лл нестойки Rkt постоянно мгттмтн-
JJbi 115 у С 1 tr развитию любимого £1 XI С'_ 1w 111411 ■ ULX JlULlU/IIinu IILIIIJI I D1 ваете потребность контролировать
человека, и он то же любимого человека, но не можете
самое делает для вас. это сделать так, чтобы оставаться
Вы доверяете любимо- спокойным и удовлетворенным.
му человеку, и он Вы склонны к обману и нередко
доверяет вам. Ваши сами оказываетесь обману-
отношения достаточно тыми. Вы боитесь одиночества.
крепки и развиваются Все это делает вас несчастным,
в направлении, обделенным, обманутым,
выгодном как для вас, а нередко — покинутым. Если
так и для партнера. вы имеете отношения, то часто
Они не нарушают и становитесь зависимыми от них,
вашей свободы. а сами отношения ограничивают
Все это делает вас ваше развитие своими рамками.
желанным для Все это связано с недостаточной
совместных любовью к самому себе и с непо-
отношений. ниманием собственных целей.

 

Этот выбор касается той формы отношений, к которой всегда привлечено наибольшее внимание и которой придается максимальное значение. Это отношения, сопровождающиеся переживаниями, которые сам человек называет любовью. То есть имеется в виду не любовь как нечто, отвечающее каким-то абстрактным признакам, а то, что сам человек считает любовью. Именно исходя из того, как сделает этот выбор человек, определяется, как складываются у него подобные отношения.

Прежде всего при выборе определяется источник любви, под которым понимается то, что рождает в человеке любовь, то, что определяет ее особенности, качества. В первую очередь это то, что дает любви силу и длительность. Также выбирается то, что человек хочет получить от отношений, связанных с любовью, и

то, что он вкладывает в такие отношения. Это также то, чем будут сопровождаться подобные отношения. И наконец это то, к чему приводят отношения, если человек продолжает придерживаться сделанного выбора.

Выбор подразумевает, что человек предпочитает определенную основную цель и определенное основное действие в отношениях. Это предпочтение быть или предпочтение использовать. Первый вариант — предпочтение быть. Быть — значит жить, выражая себя, свои цели. Такой вариант предполагает прежде всего стремление быть самому и действия, связанные с собственным бытием. Он также предполагает стремление способствовать бытию любимого и соответствующие действия для этого.

Второй вариант — предпочтение использовать. Он предполагает либо потребление того, чем обладает любимый, либо обладание тем, что есть у любимого. То есть такой человек имеет соответствующие стремления и действия. Разница между потреблением и обладанием сводится к следующему. Потребление — это пассивное использование того, что предлагает любимый. Обладание — это активное присвоение того, что есть у любимого, с последующим использованием. В потребляющего человека любовь «кладут». Он этого хочет и позволяет это. Обладающий человек «вычерпывает» любовь сам из того, кто этого хочет и позволяет.

Прежде всего данный выбор связан с определением источника любви. Предпочитая быть, человек ищет источник любви внутри себя. Он находит его в самом себе, в своем «Я». Такой источник располагается в том, что можно назвать его сущностью. Из этого источника любовь направляется на другого человека. Для того чтобы такая любовь приносила положительные переживания, человеку остается только быть собой. Кроме того, человеку надо выражать самого себя в отношениях с тем, которого он любит. Такой человек получает радость, выражая себя. Его радость преумножается, если он выражает себя совместно с человеком, которого любит. Она дважды преумножается, если этот человек выражает себя совместно с ним. Его любовь — это заинтересованность в развитии того, кого он любит.

Если человеку нужны отношения, чтобы использовать своего партнера, он ищет источник любви вне себя. Его источником хочет быть тот, кто позволяет человеку его использовать. Он позволяет либо обладать собой, либо потреблять свои способности, силы и т. д. В результате такой человек помещает источник любви вне себя. То есть источник любви оказывается вне того, кто любит. Если при этом такой человек предпочитает потреблять, то для него любимым становится тот, кто хочет отдавать. Он любит того, кто готов отдать свои силы, возможности, средства и все остальное, что может. В другом случае такой человек предпочитает обладать. При этом любимым для него становится тот, кто позволяет обладать собой. Это тот, кто отдает ему свое тело, мысли, принятие решений, выбор, чувства и поступки, кто отказывается от всего своего и позволяет вкладывать в себя чьи-то цели и мысли, испытывает желаемые кем-то эмоции, совершает нужные кому-то действия.

Человек, который считает использование целью отношений, тоже хочет, чтобы они приносили положительные переживания. Для этого ему необходимо найти того, кто испытывает потребность в том, чтобы его использовали. Такой человек должен захотеть, чтобы в отношениях он был необходим только для потребления или для обладания. Это значит, что желающему использовать нужно найти именно такого претендента. В одном случае это может быть тот, кто хочет и может отдавать то, что человеку нужно потреблять. Кроме того, он должен суметь отдать столько, столько такого человека устроит. Иначе положительных эмоций от отношений не будет. Их отсутствие будет объясняться тем, что человек получает не то, что нужно и не столько, сколько нужно. В другом случае претендентом будет тот, кто хочет и может позволить собой обладать. При этом он должен позволить обладать тем, чем хочется. Также имеет значение, сколько обладать, как обладать и т. д.

Если условия не соблюдаются, то положительных эмоций от отношений тоже не возникает. Их отсутствие в данном случае будет объясняться тем, что человек обладает не тем, чем нужно, и не столько, сколько нужно. В обоих случаях источник любви будет находиться вне того, кто любит. Поэтому, даже если условия использования устраивают обе стороны сейчас, они часто не

устраивают впоследствии. Дело в том, что человек, который является источником любви, скорее всего, в течение жизни меняется. Так же меняется и тот, кто выбрал его источником. В результате меняются как требования к источнику, так и желания самого источника. Как правило, источнику надоедает, чтобы его использовали. Тому, кто его использует, наоборот, хочется использовать «больше и качественнее». В результате такой любящий чувствует изменение, оскудение или исчезновение источника. Он считает себя обделенным, обманутым, покинутым. Такое чувство связано с тем, что он теряет возможность использовать. В одних случаях ему не дают потреблять любовь, жить за ее счет. В других случаях его лишают обладания любимым и вкладывания в него того, что невозможно использовать в самом себе. В итоге он в любом случае теряет любовь. Конечно, такой человек пытается не допустить утраты и соответствующих негативных переживаний. Для этого он тратит почти все силы на постоянный контроль своего источника любви.

* * *

Предпочитая бьипь, человек любит другого человека за то, что он просто есть. На его переживания любви не влияет то, что он получает в ответ на свои действия по отношению к любимому. Предпочитая потреблять, человек любит за то, что ему отдают. То есть он любит за качество использования. Причем если потребление падает, то любовь уменьшается. Если потребление возрастает, то же происходит и с любовью. Предпочитая обладать, человек любит за то, насколько ему самому позволено отдавать и навязывать. Он любит настолько, насколько ему позволено управлять. Его любовь пропорциональна возможности делать и жить за того, кто позволяет собою обладать. Любовь тем больше, чем больше права и возможности обладателя. Это право жить за человека так, как хочется. Это право беспрепятственно вкладывать в человека то, что хочется. Это право управлять человеком. Это право отвечать за человека. В конечном итоге это право обладать человеком. Если такому человеку не дают обладать чем-либо, его любовь уменьшается. То есть предпочитая потреблять или обладать, любят за что-то. Предпочитая быть — любят просто так.

Предпочитая быть, человек освобождает другого от долгов и обязанностей по отношению к себе. Он принимает только то, что ему нужно, из того, что хочет ему дать любимый человек. Предпочитая использовать, человек навязывает долги и обязанности. Потребляя, он навязывает долги и обязанности по отношению к себе. Эти долги и обязанности сводятся к гарантиям того, чтобы больше и лучше потреблять. Он контролирует выполнение этих обязанностей, настаивает на них, стремится их увеличить. В обмен на выполнение обязанностей он предлагает свою любовь. Предпочитая обладать, человек считает обязанным и должным самого себя. Причем он навязывает придуманные долги человеку, которым обладает. Эти долги и обязанности сводятся к гарантиям того, чтобы больше и лучше потреблять. Он также контролирует выполнение этих обязанностей, настаивает на них, стремится их увеличить.

* * #

Предпочитая быть, человек осознает преимущества свободы бытия. Он также понимает и бессмысленность контроля бытия другого человека. Поэтому он дает возможность быть тому, с кем имеет отношения. Предпочитая использовать, человек не осознает бессмысленность контроля. Он не видит недостатков использования. Поэтому такой человек пытается не дать возможности быть тому, с кем имеет отношения.

Предпочитая быть, человек сохраняет свою свободу. Он также не претендует на свободу любимого. Такой человек ценит свою свободу, свои цели, чувства, действия. Одновременно он позволяет другому человеку то же самое. Такой человек разделяет свои потребности и потребности любимого. Предпочитая потреблять или обладать, человек отрицает свою свободу. Одновременно он отрицает свободу другого человека. Это связано с тем, что и потребление и обладание возможны только в условиях зависимости. Только зависимость может обеспечить необходимый контроль и управление другим человеком. Использование человека возможно только при отрицании того, что для этого человека первоочередными являются его собственные потребности. Поэтому, предпочитая использовать, человек занят постоянным контролем. Он контролирует свободу того, кого

использует. Все свои силы и способности он применяет для того, чтобы ограничить свободу этого человека. Для этого он создает и применяет манипуляции.

Кроме того, для использования нужно уничтожить грань между целями, чувствами, мыслями, которые принадлежат себе и любимому человеку. Нужно «слиться» с ним в единое целое, чтобы человек потерял возможность отличать свое от чужого.

Предпочитая быть, человек не претендует на чужое бытие. Он не предъявляет претензий или высказывает ожиданий по поводу «долга», «обязанности». Он принимает то, что для него готов сделать любимый человек, если это ему нужно. При этом он испытывает радость. Он отказывается оттого, что ему предлагают в обмен на потребление или обладание им.

Предпочитая быть, человек достигает собственных интересов. Он также создает возможность любимому тоже достигать своих интересов. Для этого он создает ему максимально комфортные условия, которые может обеспечить, не ущемляя собственных интересов. Предпочитая быть и осознавая преимущества этого, человек дает возможность другому также бьипь. Предпочитая использовать, он утрачивает возможность видеть цели, интересы другого человека такими, какие они есть. Он пытается насильственно заменить цели и интересы человека, которого использует. Если он хочет потреблять, то заменяет цели и интересы человека на такие, которые позволят потреблять возможности этого человека. Предпочитая обладать, он пытается заменить цели на такие, которые позволят обладать им. То есть, предпочитая использовать и не осознавая недостатков этого, человек не дает возможности быть ни себе, ни другим.

* * *

Итак, свобода отношений ведет к их развитию. Это не означает, что человек, предпочитающий быть, позволяет делать с ним все, что угодно. Он тщательно охраняет свою возможность развиваться и быть свободным. Он не дает никому разрушать его цели, достижения, собственность и сам не нарушает территории человека, с которым строит отношения. То есть он не предпринимает шагов для насильственного изменения его целей, желаний, убеждений, переживаний, действий. Онне устанавливает для других правила

использования их собственного тела и их собственной жизни. Он не претендует на право другого человека быть свободным и развиваться. Точно так же он относится к своей территории. Ее использование он контролирует собственными правилами.

Свободные отношения не сводятся к анархии и взаимному попустительству. Построение, сохранение или развитие таких отношений не означает, что нужно просто дать другому человеку возможность делать все, что он хочет. Это связано с несколькими положениями.

Во-первых, свобода не является чудодейственным средством. Она не развивает отношения сама по себе. Свобода дает только возможность развития отношений. Она требует приложения усилий с обеих сторон. Во-вторых, свобода может привести к совершенствованию отношений до определенного уровня. Отношения развиваются ровно настолько, насколько это возможно с данным, конкретным человеком. Для совершенствования отношений имеют значение цели, желания и возможности каждого из людей, которые вступают в отношения.

Предполагаемый вначале результат отношений не обязательно совпадает с реальным результатом. Особенно это касается отношений, которые строятся на принципах свободы и совершенствования. Они не контролируются убеждениями, не ограничиваются рамками стереотипов. Построенные таким образом отношения, скорее всего, будут полностью или частично отличаться от запланированных вначале.

Например, один из участников отношений может начать действовать так, как другой участник считает неправильным. То есть каждый участник отношений может показать новые цели, особенности. Он может потребовать от отношений чего-то нового. Это может оказаться не приемлемым для другого участника. Такая ситуация - обязательный признак свободного развития отношений. Она не означает, что отношения строятся неправильно или что новые требования и желания обязательно неверны. Гораздо более вероятно, что запланированный в начале отношений результат является заблуждением. Цель отношений - избавиться от таких заблуждений, ограничивающих и свою свободу, и свободу другого человека. Другой человек показывает эти ограничения. Являются ли новые претензии к отношениям

убедительными или отражают заблуждения, — решают сами участники отношений. Претензии можно принять, если отношения важнее и больше. То есть если претензии не мешают быть, — они могут быть учтены. Если же претензии не принимаются, а они важны больше, чем отношения, — возможен разрыв отношений. Только в таком случае человек сохраняет свою возможность быть. То есть свобода отношений ограничена правом быть каждого из участников.

* * #

Предпочитая быть, человек постоянно развивается. Одновременно развиваются его отношения. Уже было отмечено, что у обоих участников отношений постоянно изменяются способности, цели и желания. С развитием отношений требуется развитие способностей. Соответственно развиваются и изменяются цели. Поэтому каждое новое мгновение человек, предпочитающий быть, строит отношения заново. Он не пытается сохранить то, что соответствовало прошлому. Благодаря этому его отношения становятся гибкими. Они не зависят от того, что было достигнуто ранее, и не нуждаются в том, чтобы их сохраняли ценой отказа от собственного развития и целей.

Такой человек также учитывает, что его отношения будут меняться. Он понимает, что это связано с неизбежно изменяющимися способностями, целями и желаниями у него и другого человека. Поэтому он не планирует, какими конкретно должны быть отношения в будущем. Он не откладывает любовь на лучшие времена и «на потом». У него нет цели добиться гарантии в отношениях. Он не претендует на то, чтобы его «любили вечно», нетребует обещать «отношений навсегда». Он не пытаетсядос-тичь всего этого с помощью различных манипуляций. Вместо этого каждое мгновение, прямо сейчас он пытается сделать отношения максимально радостными и развивающими, то есть оптимальными. Это значит, что именно сейчас отношения должны способствовать его целям и не препятствовать ему быть, что именно сейчас он пытается достичь лучшего в отношениях. Этим лучшим является достижение обоюдовыгодных целей. Он не занят подготовкой к отношениям будущего, а изменяет отношения сейчас. И делает это так, чтобы иметь возможность быть.

Как уже было сказано, предпочитая быть, человек не удерживает около себя другого обязанностями и рамками долга. Он освобождает себя от контроля действий, чувств и мыслей другого человека. Кроме того, человек, предпочитающий быть, создает возможность развиваться для того, кто вступает с ним в отношения. Эта возможность приветствуется в отношениях с ним, то есть в направлении, которое выгодно для него. Иными словами, он стимулирует другого человека на развитие отношений. Кроме того, такая возможность не пресекается и в отношениях с другими людьми, то есть он не создает препятствий для отношений с другими. При этом он создает условия для развития другого человека в выгодном для себя направлении. Затем он предлагает последовать за ним. Если подобные условия создают для него, то он готов двигаться в этом направлении. Поэтому отношения с ним всегда наполнены состоянием свободы и возможностями для развития. Это делает подобные отношения наиболее выгодными. В результате, не удерживая около себя, давая свободу, человек, предпочитающий быть, сохраняет и укрепляет отношения. То есть он не удерживает другого человека в рамках и тем самым сохраняет и укрепляет отношения с ним. Он допускает свободу другого человека быть. В результате он удерживает другого человека рядом больше, чем когда формирует в нем зависимость.

Теперь об отношениях, которые основаны на использовании. Если человека используют, он постоянно ощущает, что ограничен определенными рамками. Это связано с несколькими моментами.

Во-первых, при использовании один человек пытается ограничить другого определенными обязанностями, долгом. При потреблении он навязает одну разновидность обязанностей. Согласно этим обязанностям, ему должны отдавать. При обладании он навязывает иные обязанности. Они вынуждают другого человека подчиняться тому, что им обладают. Во-вторых, использование подразумевает угнетение развития другого человека. Это просто необходимо, чтобы он не смог обнаружить манипуляций и выйти из-под контроля.

Подобная зависимость приводит к постоянному напряжению отношений. Напряжение связано с несколькими причинами. Во

первых, с тем, что такие отношения невыгодны. Во-вторых, с тем, что они приводят к необоснованным затратам. Все эти затраты осуществляются в пользу потребляющего или обладающего. В-третьих, такие отношения не способствуют развитию. В результате используемый постоянно недоволен отношениями. Он ищет любую возможность, чтобы их разорвать. Поэтому для сохранения отношений выгоднее не претендовать на свободу другого человека, на его выбор быть. Такого человека свобода удерживает больше, чем зависимость.

* * *

Предпочитая быть, человек развивает отношения при помощи доверия. При этом он первым открывает свои цели, интересы, время, силы, чувства, действия. Он предоставляет возможность их разделить. В результате он расширяет возможность оказаться понятым другим человеком и приобрести союзников и сторонников своих целей и интересов. Он расширяет количество людей, готовых быть рядом с ним.

Предпочитая использовать, человек недоверчив. Он полон страха перед возможным обманом. Он подозревает других людей в том, что они сами пытаются его использовать. Если подобный человек предпочитает потреблять, то никогда не заявляет об этом открыто. То есть он не доверяет своего желания потреблять, не открывает его. Такой человек действует так, чтобы ему предложили потребление. Он тайно создает возможность потреблять цели, интересы, время, силы, чувства, действия другого человека. Он не может открыто расширить количество желающих людей, готовых позволить ему потреблять. Такой человек опасается того, что доверие и открытость помогут другим потреблять за его счет. Ему остается только ждать тех, кто предложит ему потребление сам. Поскольку подобное случается нечасто, то он действует обманом и насильственно.

Предпочитая обладать, человек также недоверчив. Такой человек опасается того, что доверие и открытость помогут другим обладать им. Он действует так, чтобы скрыто обладать другим человеком. Его цель — сделать так, чтобы ему предложили обладать целями, интересами, временем, силами, чувствами, действиями. Ему также остается ждать тех, кто предложит это сам, или

действовать насильственно. В результате недоверия он теряет имеющихся союзников. Кроме того, он не может открыто приобрести новых, готовых позволить ему обладать собой.

То, что человек предпочитает быть, вовсе не означает, что он позволяет себя использовать. Он делает первый шаг, дает аванс, проявляет доверие и одновременно контролирует незыблемость своих целей, интересов, сил. Он пресекает попытки использовать свое доверие против себя, немедленно отсекая тех, кто пытается это сделать. В то же время он не цепляется за то, что вложил в человека, не оправдавшего доверия и в ответ попытавшегося нарушить его бытие. Вместо того чтобы цепляться, он предлагает совместное бьипие другому, готовому к этому человеку.

Предпочитая быть, человек первым вступает в отношения, но при этом сразу выясняет цели и потребности того, с кем эти отношения устанавливает. Он выясняет, что может дать другому человеку и что этот человек может дать ему. Он определяет, как цели человека соотносятся с его целями. Главное — он выясняет, не нарушат ли отношения его возможность быть. Человек не вступает в отношения или расторгает их, если они настроены на использование или если совместное действие не сопровождается достижением его целей.

Предпочитая быть, человек не навязывает свои цели, интересы, чувства, мысли и действия. Он не стремится перестроить цели и убеждения другого человека так, чтобы они совпадали с его собственными целями и убеждениями. И наоборот, он не позволяет навязать себе интересы, чувства, мысли и действия другого человека. Он может рассмотреть подобные предложения, но категорически отвергает их, если предлагаемые интересы, чувства, мысли и действия нарушают его собственную возможность быть. В то же время такой человек открыт и доступен для тех, кто принимает его интересы, чувства, мысли и действия. Он готов действовать сообща с теми, кто не претендует на его интересы, чувства, мысли и действия. Он приветствует отношения с теми, кто не навязывает свое. Он готов доверять и открываться тем, кого считает готовыми действовать с ним сообща.

Конечно, принять все это готовы далеко не все. Люди могут иметь разные устремления. Они могут предпочитать потребление или обладание совместному действию. В таких случаях че-

ловек, предпочитающий быть, спокойно оставляет отношения с ними. Он открывается другому, готовому к этому человеку.

* * *

Предпочитая быть, человек все делает одинаково для себя и для того, с кем строит отношения. Его действия при этом глубоко практичны. Он получает как минимум четыре награды: положительные эмоции от самого действия, осознание благого дела, которое он совершает для развития отношений и другого человека, возможность развивать свои способности действовать. И, пожалуй, главным приобретением такого человека является возможность отдавать свои навыки, силы, знания. При этом он освобождает в своей психике место для обретения новых способностей и сил, например, способности строить отношения.

При использовании человек делает все, чтобы увеличить возможность потреблять или обладать. Наградой для него является только то, что другой человек делает в ответ. При потреблении он делает нечто только так, чтобы ответное действие было больше его собственного. Ему крайне важно, чтобы его действие дало возможность потреблять больше, чем отдавать. Оценивая награду за свое действие, он почти всегда чувствует себя несправедливо обделенным, обманутым. Он испытывает по этому поводу обиду и прочие негативные эмоции. Это связано с тем, что его ожидания, связанные с ответным действием, больше, чем оно может дать в принципе. Тем более, оно больше того, что он делает сам. Предпочитая обладать, человек делает нечто так, чтобы ответное действие было меньше его собственного. Ему важно, чтобы его действие дало возможность обладать человеком, увеличивая его долг и зависимость. Наградой для него будет являться безграничное обладание. Оценивая же полученный результат, он также чувствует себя несправедливо обделенным, обманутым и тоже испытывает обиду и прочие негативные эмоции. Это связано с тем, что его ожидания, связанные с обладанием, больше чем может быть в принципе позволено.

* * *

Предпочитая быть, человек относится с уважением и любовью к тому, что составляет его бытие. Он направляет свои силы,

знания и действия в первую очередь на себя. Его задача — развивать то, что он имеет, и то, что хочет получить. Он занят прежде всего помощью самому себе. Помогая самому себе расти, он добивается каких-то результатов, которые дают возможность другим людям оказать ему помощь в росте. Кроме того, его желание и старание вызывает у других людей спокойствие и уверенность в своих вложениях. То есть, вкладывая в свой рост, помогая себе расти, он тем самым вызывает у других людей желание помочь ему в этом. Они с удовольствием вкладывают в него силы, средства, знания.

Такой человек уважает и любит свои цели, помогает себе приближаться к ним. Тем самым он ограничивает число людей, которые намеренно вредят его целям. Это связано с тем, что ущерб причиняют чаще тому человеку, который презирает свои цели, ущемляет их. Разрушают цели того, кто предпочитает потребление или обладание. Такой человек не уважает и не любит свои истинные цели. Он заменяет их теми, которые связаны с использованием. Тем самым он дополнительно покушается и на чужие цели. Поэтому он не может вызвать уважительного отношения других людей к тому, чего добивается.

Уважая и любя свои цели, человек одновременно любит самого себя. А любя самого себя, человек получает как минимум два преимущества. Во-первых, он никогда не будет лишен того, кого любит. Чтобы ни случилось, он всегда будет сам при себе. Он никуда не потеряется и не денется от самого себя. Во-вторых, человек получает возможность расти и достигать желаемого значительно быстрее. Это происходит за счет атмосферы любви, радости и тепла, благотворной для развития его способностей. Он получает возможность радоваться собственным достижениям. У радости за себя есть еще одно выгодное качество. Радуясь, человек способен проявить значительно больше любви. Радость от своих действий помогает проявить радость за другого человека. Это дает возможность другим людям также испытывать положительные эмоции, наблюдая за его ростом. Благодаря этому у других людей появляется желание быть рядом с таким человеком. Их притягивает к нему.

Предпочитая быть, человек уважает и любит все, что составляет его бытие. Поэтому он освобождает себя от затрат, не свя

26 — 4764

занных с ним. И не расходует силы, время, действия и чувства на то, чтобы использовать время, мысли, желания, тело и действия другого человека. Он уважает право другого человека самостоятельно использовать собственную жизнь. Предпочитая быть, человек позволяет другим быть такими, какими им хочется. Он не стремится к тому, чтобы насильственно изменить бытие другого человека. Кроме того, он не позволяет изменить свой собственный способ быть. Вместе с тем он всегда готов быть вместе с человеком, к которому испытывает любовь и доверие. В отношениях он первым делает то, что помогает быть вместе. Он готов принять особенности бытия этого человека. При этом он не позволяет ему нарушать собственную возможность быть. Для этого он преграждает путь претензиями на использование.

* * *

Использование не является целью отношений человека, предпочитающего быть. Поэтому он сохраняет свободу и независимость от того, кому отдает. Он свободен от страха потерять отношения и остаться в одиночестве. Это связано с тем, что даже оставшись один, он не потеряет возможности быть и отдавать. В результате, предпочитая быть, человек не только оказывается защищенным от страха остаться в одиночестве. Как правило, он и не остается один, потому что использует основные силы для развития способностей. Он отдает то, что умеет, тому, с кем вступает в отношения. При этом он не навязывает и не требует ничего взамен. Он не нарушает собственной возможности бьипь другого человека, доверяет ему. Поэтому отношения с человеком, предпочитающим быть, желанны. Они наполнены радостью и способствуют достижению обоюдовыгодных целей.

Однако если человек предпочитает быть, это не значит, что он никогда не оказывается в одиночестве. Время от времени это неизбежно происходит. Одиночество бывает связано с отсутствием рядом людей, которым нужны отношения с таким человеком. Это люди, которые также предпочитают бьипь и которым близки подобные цели. Моменты одиночества не страшат человека, предпочитающего бьипь. Он использует одиночество. В отличие от него, человек, который предпочитает использовать отношения, избегает моментов одиночества любой ценой.

Итак, человек, который предпочитает быть, не боится одиночества. Он не тратит сил на избегание одиночества любой ценой. Прежде всего он рассматривает отсутствие отношений как следствие своего развития. Поэтому одиночество неизбежно на пути к целям. Рассмотрим это подробнее.

Двигаясь к целям, человек развивается и совершенствуется в своих навыках, умениях, понимании. В результате уровень его способностей оказывается выше, чем у человека, с которым он имел отношения. Если такой партнер готов достигать его уровня, он помогает ему в этом. Цель такой помощи — приобретение союзников и партнеров (партнерш). При этом цель партнера (партнерши) может быть иной. Например, партнер (партнерша) может пытаться использовать чужие способности и возможности. При этом он (она) стремится потреблять за счет этих возможностей или хочет навязать свои цели — то есть обладать. В таких случаях человек, предпочитающий бьипь, разрывает отношения и соглашается с одиночеством. Однако это не означает бездействия и траура. Такой человек сразу начинает поиск других претендентов на отношения. Он предлагает отношения тем, кого считает достойными совместного достижения целей, кто не ставит целью использование.

Человек, предпочитающий быть, не рассматривает причины одиночества однозначно. Он не исключает, что одиночество может быть следствием более высокого уровня того, с кем он имел отношения. Он рассматривает одиночество как возможное следствие собственных недостатков, ограничений, некомпетентности, одинаковости и предсказуемости. В таких случаях к одиночеству его приводит невостребованность и неинте-ресность для другого человека. Невостребованность может быть связана с большим развитием таких же способностей у другого человека. Тогда другому человеку неинтересны и невыгодны такие отношения. Невостребованность возможна и из-за отсутствия необходимых способностей у обоих участников отношений. Тогда другой человек будет искать того, у кого такая способность есть. Неинтересность связана с использованием в отношениях одних и тех же шаблонов, со стереотипным поведением. Она вызвана неизменной предсказуемостью и одинаковостью чувств, реакций, поведения. Неинтересный

26*

человек постоянно одинаков, что притупляет интерес к нему. Он автоматически превращает отношения в использование. Для него отношения — это потребление способностей человека, которому он сам ничего не может дать.

Итак, человек, предпочитающий быть, тоже может стать причиной разрушения отношений. Тогда одиночество — следствие его невостребованности и неинтересное™. Такой случай одиночества более благоприятен. Это объясняется тем, что причина состоит в самом человеке, и значит, он может ее устранить. При этом человек тем более использует одиночество. Оно становится временем для решения проблем, исправления ошибок, самопознания, самораскрытия, роста и совершенствования. Человек исследует, не стал ли причиной одиночества его выбор использовать отношения. Если это так, он выясняет причины такого выбора и пересматривает его. Он стремится устранить причины, приведшие к одиночеству. Для этого он выясняет, что в нем стремится к использованию. Затем он определяет, имеет ли это смысл для его развития. При наличии смысла он удовлетворяет эти потребности, в противном случае — контролирует их и постепенно изживает. В итоге устранение причин, приводящих к выбору использования, дает человеку новые возможности. Он приобретает способности создавать и развивать новые отношения или восстанавливать и изменять старые.

Человек, предпочитающий быть, может рассматривать одиночество в еще одном контексте — когда для него одиночество является препятствием, проверкой веры в свои цели. Это проверка воли, которая проявляется в способности преодолевать трудности. В таком случае человек воспринимает любое переживание одиночества как вызов, брошенный его целям. Он связывает переживание одиночества с сомнениями в своих целях, с недостаточной верой в себя, с заниженной самооценкой, со стремлением бездействовать и использовать. Тогда он использует переживания одиночества для развития своей воли.

Итак, человек, предпочитающий быть, стремится к отношениям. Он считает их необходимыми для развития и совершенствования. Но они не становятся для него «идеей фикс». То есть если конкретные отношения не способствуют развитию и совершенствованию, человек отказывает

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...