По пять пустых маленьких карточек на каждого участника. Некоторое количество карточек нужно иметь в запасе. На оборотной стороне карточки оставлено место для рангов по следующим пунктам:
Степень неприятности
Легкость выполнения
Требуемое время
Время
Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция
Каждому участнику выдается 5 карточек. "На имеющихся у вас карточках запишите, пожалуйста, те неприятные дела, которые вам необходимо сделать, невыполненные обещания и неприятные, но необходимые встречи. Если пяти карточек не хватит – можете взять у меня еще. Теперь, пожалуйста, расположите перед собой карточки таким образом, чтобы слева от вас оказались наиболее неприятные вещи, а справа – менее неприятные... Занесите, пожалуйста, ранги – места в полученном ряду – на оборотную сторону карточки". (Подобным образом происходит ранжирование по другим категориям: слева – легкие в выполнении, справа – трудные дела, слева – требующие немного времени, справа – требующие много времени.)
Обсуждение
"Давайте теперь выберем карточку, имеющую наименьшие ранги по степени неприятности и легкости выполнения. Что вам мешает завершить это неприятное дело? Когда вы сможете его завершить или как минимум начать его завершение?"
Комментарии
Обычно это упражнение не вызывает трудностей. При обсуждении нужно особо следить за неприятными вещами периодического характера – сдача экзаменов, уборка в квартире, работы в саду, техосмотр, разговор с пьяным мужем или родительские собрания. Если таких задач накапливается много, то нужно упомянуть, что их решение требует особого систематического подхода, который будет тренироваться далее. После завершения обсуждения участники группы получают домашнее задание до следующей встречи завершить как минимум одно неприятное дело. Если завершение этого дела требует специальной тренировки навыков самоутверждения или ведения переговоров, то имеет смысл провести предварительный тренинг завершения неприятного дела в ролевой игре. На следующей встрече работа группы начинается с обсуждения выполнения домашнего задания. Если кто-либо задание не выполнил, то этот факт особо не обсуждается и не оценивается, просто задание переносится на период до следующей встречи. В ходе обсуждения тренер отмечает (если только этого не сделают сами участники), что удовольствием может быть само быстрое завершение неприятного дела или выполнение до сих пор не выполненного обещания.
Упражнение 57. ЧТО МНЕ ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ?
Материалы
По десять пустых маленьких карточек на каждого участника. Некоторое количество карточек нужно иметь в запасе. На оборотной стороне карточки оставлено место для рангов по следующим пунктам:
Степень удовольствия
Степень доступности для меня
Частота
Среди карточек каждому участнику выдается одна, на которой уже написано: "Быстрое завершение неприятного дела".
Время
Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция
Каждому участнику выдается десять маленьких карточек. "На карточках напишите, пожалуйста, какие занятия доставляют вам удовольствие. Пожалуйста, заполните все карточки. Теперь, пожалуйста, расположите перед собой карточки таким образом, чтобы слева от вас оказались вещи, которые доставляют вам максимальное удовольствие, а справа – менее приятные... Занесите, пожалуйста, ранги – места в полученном ряду – на оборот карточки". Подобным же образом происходит ранжирование по другим категориям (слева – доступные, справа – труднодоступные; слева – редко происходящие, справа – часто происходящие).
Обсуждение
"Давайте теперь перевернем карточки и отберем карточки с малыми рангами по четырем категориям". "Можем ли мы чаще заниматься этими делами?"
Комментарии
Часто участники группы с удивлением обнаруживают, что у них достаточно времени для того, чтобы наслаждаться, но они по разным причинам не делают этого. Имеет смысл расспросить их, отчего так происходит.
Упражнение 58. ДАРИТЬ РАДОСТЬ
Материалы
Желательно наличие у каждого участника немножко душевного тепла.
Время
Упражнение – одна неделя, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция
"В течение недели постарайтесь доставить максимум приятных чувств окружающим вас людям. Используйте для этого всю доброту, которую вы в себе найдете. Поверьте, меньше ее от этого не станет. Не расстраивайтесь, если люди начнут пугаться и отказываться от удовольствия. Вы сами так поступали в начале нашего тренинга".
Обсуждение
"Что вам самим дало выполнение этого упражнения? Какие возникли трудности при его выполнении?"
Литература
Brengelmann J. (1988) Erfolg und Stress im Management-Verhalten. München: R. Pfeiffer, 1988.
Ellis A. (1989) Training der Gefühle: wie Sie sich hartnäckig weigern, unglücklich zu sein. München: mvg-Verlag, 1989.
Kanfer F.H. (1970) Self-Regulation: Research, issues and speculation. In: Neuringer C., Michael J.L. (Eds.) Behavior modification in clinical psychology. N.Y.: Appleton, 1970.
Kopenhöfer E., Lutz R. (1984) Therapieprogramm zum Aufbau positiven Erlebens und Handelns bei depressiven Patienten. Weinsberg: Weissenhof-Verlag Dr. Jens Kunow.
Lutz R. (1995) Gesundheit und Krankheit: Antworten der Allgemeinen Psychologie // Lutz R., Mark N. (Hrsg.) Wie gesund sind Kranke? Göttingen: Hogrefe, 1975, S. 77-91.
Lutz R. (1996): Gesundheit und Genuß: Euthyme Grundlagen der Verhaltenstherapie. In: Lehrbuch der Verhaltenstherapie. Vol. 1: Grundlagen, Diagnostik, Verfahren, Rahmenbedingungen. (Ed: Margraf, J.) Berlin: Springer, c. 113-128.
Meichenbaum D. (1997) Methoden der Selbstinstruktion / Kanfer F.H., Goldstein A.P. (Hrsg.) Möglichkeiten der Verhaltensänderung. München: U&S., 1997.
Meichenbaum D. (1979) Kognitive Verhaltensmodification. München: U&S, 1979.
Rotter J.B. (1954) Social Learning and Clinical Psychology. New York: Englewood Cliffs, 1954.
Rotter J.B., Chance J.E., Phares E.J. (1972) Applications of a Social Learning Theory of Personality. New York, 1972.
Zullow H., Oettingen G., Peterson С. and Seligman M.E.P. (1988) Explanatory style and the historical record: Caving LBJ, Presidential candidates, and East versus West Berlin. American Psychologist, 1988, 43, 673-682.
Арнхейм P. (1974) Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
Арсеньева Л. (2001) "Умирающим от любви" // Русская Германия, № 36, 2001.
Бандура А. (2000) Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.
Бек А. (1999) Техники когнитивной психотерапии // Фенько А.Б., Игнатьева Н.С., Локтаева М.Ю. (ред.) Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т. 1. Теория и методология. М.: МПЖ, 1999, с. 142-167.
Большаков В.Ю. (1996) Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
Вацлавик П. (1993) Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1993.
Вачков И. (2000) Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 2000.
Гегель Г.В.Ф. (1994) Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб.: Наука, 1994.
Зелигман М. (1997) Как научиться оптимизму. Москва: а.о. "Вече".
Киппер Д. (1993) Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Независимая фирма "Класс", 1993.
Лейтц Г. (1994) Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. М.: Прогресс, 1994.
Леонтьев А.Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
МакМаллин (2001) Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.
Мольц М. (1992) Я – это я, или как стать счастливым. СПб.: Лениздат, 1992
Ромек В.Г. (2000) Теория выученной беспомощности М. Селигмана // Журнал практического психолога, № 3-4, 2000, с. 218-235.
Ромек В.Г. (2002) Поведенческая психотерапия. М.: Академия, 2002.
Ромек В.Г. (2002б) Бихевиоральная психодрама. Использование техник психодрамы в поведенческой терапии // Журнал практического психолога, № 2-3, 2002, с. 171-176.
Фопель К. (1999) Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999.
Фромм Э. (1990) Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.
Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. (2002) Базисное руководство по психотерапии. СПб.: Речь, 2002.
Хрящева Н.Ю. (2001) (ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2001.
Эллис А., Драйден У. (2002) Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб.: Речь, 2002.
Ссылки
Подробнее о теории Б. Ф. Скиннера см.: Ромек, 2002.
От греческого "eu", "euthenein" (хорошо, процветать) – то, что хорошо для человека, в первую очередь – хорошо для души.
Джордано Бруно перед судом инквизиции (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно). Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 1. М., 1950. С. 380.
Там же, с. 390.
Платон. Протагор // Платон. Диалоги. Ростов-на-Дону, 1998. С. 84.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: 1986, С. 348.
Аристофан. Облака // Античная драма. М. 1970. С. 354.
От сущего (греч.), т.е. от отдельного человека – отсюда происходит слово "деонтология", обозначающее профессиональную этику врача, главная заповедь которой состоит в том, чтобы всегда исходить из конкретного случая.
Платон. Протагор // Платон. Диалоги. С. 137.
Там же, с. 139.
Платон. Федр // Платон. Диалоги. С. 264.
Там же, с. 273.
Программа эта распространятся, конечно, только на свободных, эллинов.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 99.
Там же, с.100.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С.102.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 122.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 116
Там же, с. 113.
Хотя некоторые исторические основания для такого определения все же имеются. Диоген-киник как-то обозвал Аристиппа царским псом, имея в виду его жизнь нахлебника при Дионисии. Киники получили свое название от гимнасия Киносарга (буквально – "Зоркие псы"), в котором вел беседы основатель школы Антисфен.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 232.
Там же, с. 226.
Там же, с. 222.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 371.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 373.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 112.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 402-403.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 405.
Вариант тренинга наслаждения (см.: Lutz, 1996).
Подробные сведения об этом механизме можно найти, познакомившись с теорией самоэффективности Альберта Бандуры (Бандура, 2000).
Подробнее об этом см.: Эллис, Драйден, 2002.
Ангедония (агедония) – неспособность получать наслаждение и удовольствие. В данном контексте под ангедонией мы понимаем хорошо сформированные и выученные навыки страдания и недовольства при дефиците гедонистических навыков.
Солсо Р.Л.,1996; Изард К. Э., 1999.
Леонтьев А.Н., 1975.
МакМаллин, 2001; Бек, 2002.
Эллис, Драйден, 2002.
Бандура, 2000.
От англ, "sucsession" – последовательность.
Это прекрасно сделано в других работах (Лейтц, 1994;Сидоренко, 2001; Киппер, 1986).
Протагонист – главное действующее лицо в психодраме. В бихевиоральной психодраме протагонист – это член группы, тренирующий тот или иной навык или компонент навыка. Партнер – член группы или котренер, играющий вспомогательную роль.
Д. Киппер называет этот прием "шаг в будущее" (Киппер, 1993, с. 132).
Фопель, 1999, с. 10-34; Хрящева (ред.), 2001, с. 19-48.
Аналоги читатель легко найдет в тренинговой литературе (см., например, Бачков, 2000, с. 28-31).
Модус "иметь" в ущерб модусу "быть" (Фромм, 1990).
Арсеньева, 2001.
Основу этого раздела тренинга составила программа "Маленькая школа наслаждения", адаптированная для депрессивных больных Евой Коппенхёфер и Райнером Лутцом (Kopenhbfer, Lutz, 1984).
Например, сексуальные игры или перелистывание редкого раритетного издания.
Подробнее о групповой динамике тренинговых групп см.: Большаков, 1996, с.33-55.
Подробнее о барьерах общения см.: Ромек, 2002.
Подробнее о шеринге см.: Лейтц, 1994, с.186-194. Можно также познакомиться с методическими материалами на сайте "Психодрама в России" (http://www.psychology.ru/romek/psychodrama).
Хайгл-Эверс и др., 2002; Ромек, 2002 (6).
Буду очень благодарен, если кто-либо придумает более звучное и более русское наименование "аутокоммуникации", или "актам самокоммуникации" (В. Ромек).
Здесь, конечно, следует различать аскетизм как отказ от избыточных наслаждений для усиления будущего удовольствия и отказ от наслаждения в принципе из-за страха получить наказание.
Здесь нужно еще раз подчеркнуть, что речь идет исключительно о субъективных воззрениях и оценках.
Мы, конечно, имеем в виду наркотические вещества, алкоголь, наслаждения за счет других садистического характера.