Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные группы источников, периодизация и важнейшие задачи курса «История социальной работы»




Содержательная сторона дисциплины «История социальной работы» формируется путем систематизации и анализа нормативного, статистического, документально-фактологического и иного материала. Его разнообразие образует ис-точниковую основу данного предмета. Условно можно выделить несколько групп наиболее значимых источников изучения истории социальной работы. 'К их числу следует отнести: повествования древних авторов, летописные описания; нормативно-правовые документы; труды и высказывания государственных, общественных деятелей, известных политиков, писателей, философов; документы и материалы общественных организаций; архивные документы; материалы прессы; научную и художественную литературу как исторический источник; материалы социологических исследований.

В трудах древних авторов приводятся определенные сведения о нравах, традициях, обрядах, практике помощи и взаимопомощи у народов, живших в те далекие времена. Так, у византийского историка Прокопия Кесарийского в «Истории войн Юстиниана», написанной в VI в. н.э., приводится описание славянских народов, показаны их отличительные особенности, некоторые традиции, имевшие социальную направленность. Нравы и обычаи славянских племен описаны и в древнерусской летописи «Повесть временных лет», составленной в XII в.

Документы нормативно-правового характера, в которых декларируются и в определенной мере регулируются вопро-


сы социальной помощи, известны с глубокой древности. Для примера можно сослаться на законы вавилонского правителя Хаммурапи (II тыс. до н.э.). К нормативному документу, где рассматривались вопросы помощи бедным, немощным, можно отнести Церковный устав 996 г. киевского князя Владимира I, возглавлявшего Древнерусское государство. В эпоху Московской Руси были приняты некоторые социально ориентированные решения Стоглавого Собора (1551 г.). Английская королева Елизавета в 1601 г. инициировала принятие закона об общественных налогах в пользу бедных. Особый резонанс в английском обществе первой половины XIX в. вызвал Закон о бедных 1834 г. В настоящее время многие аспекты социальной работы регулируются целым рядом международных нормативных документов. Одним из них является известная конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

К третьей группе источников изучения курса «История социальной работы» относятся труды и высказывания государственных, общественных деятелей, известных политиков, писателей и мыслителей, где затрагиваются вопросы милосердия, социальной помощи и поддержки. Много поучительного и полезного в этой связи приводится в «Духовной грамоте детям», составленной древнерусским князем Владимиром Мономахом. Интересны суждения мыслителя и писателя XIX в. Н.Г. Чернышевского о влиянии духовного богатства на развитие общественной жизни. В своем труде «Антропологический принцип в философии» (1860 г.) он писал: «Если человек полезен другим людям по своему богатству, он может перестать быть полезен, лишившись богатства; но если он полезен людям по качествам своего собственного организма, по своим душевным качествам, как обыкновенно говорится, то он может разве только зарезать себя, но пока не зарежет, не может перестать делать пользу людям, — не делать ее выше его сил, не в его власти. Он может сказать себе: буду зол, буду вредить людям; но исполнить этого он уже не может, как умный не может не быть умным, если бы и не желал. Не только по постоянству и долговечности, но и по обширности результатов добро, приносимое качествами са-


мого человека, гораздо значительнее добра, делаемого человеком только по обладанию внешними предметами»'.

К документам общественных структур, в которых рассматриваются отдельные стороны организации социальной помощи и социальной защиты относятся уставные и программные положения социально ориентированных общественных организаций» политических партий. Такими документами являются Устав и Кодекс этики Международной федерации социальных работников. Что касается программ политических партий, то источником для изучения истории социальной работы являются их социальные разделы.

Фактический документальный и статистический материал по различным аспектам благотворительной деятельности, призрения, соцобеспечения и становления социальной работы содержится в архивных учреждениях. Он имеется в отчетах приказов общественного призрения, благотворительных обществ, в сметах городских самоуправлений и др. Для изучения советского соцобслуживания представляют интерес архивные фонды отделов соцобеспечения исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. По архивным документам 1990-х гг. можно проследить процесс формирования основных компонентов системы социальной работы в новой России.

Отдельной группой источников изучения истории социальной работы является пресса. Из дореволюционных печатных изданий следует назвать такие, как «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь». Кроме названных общероссийских изданий вопросы призрения и благотворительности освещала и территориальная пресса. Ряд статей этой тематики был опубликован во второй половине IX в. в «Донских областных ведомостях», «Астраханских губернских ведомостях», «Терских ведомостях», «Приазовском крае» и других местных изданиях.

В современной России проблемы становления и развития социальной работы регулярно освещаются в таких журналах, как «Социальная защита», «Социальное обеспечение», «Российский журнал социальной работы». С начала 90-х гг. XX в.

' Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век — Отв. ред. И. Т. Фролов. М., 1995. С 427—428.


 




было возобновлено издание журнала «Вестник благотворительности», газеты «Русский инвалид». Стали выходить и местные печатные издания с публикациями по благотворительной проблематике. Среди них следует назвать санкт-петербургскую «Пчелу», рязанский «Меценат и мир» и др.

Источником ретроспективного изучения социальной помощи и социальной работы являются те научные работы и художественные произведения, авторы которых являлись непосредственными участниками или очевидцами описываемых событий. Примером могут служить многочисленные научные статьи в «Российском журнале социальной работы», в сборниках научных статей по актуальным проблемам социальной работы и в других изданиях, где авторы анализируют явления и тенденции, присущие современной социономической деятельности, обобщают опыт возрождения организованной благотворительности.

Источниковую направленность имеют и некоторые художественные произведения. Для примера можно сослаться на рассказ А.П.Чехова «Дом с мезонином», где писатель описывает реальные события становления в России земских учреждений во второй половине XIX в. Одна из героинь рассказа, Лидия Волчанинова, была подвижницей земского движения. Она заботилась об открытии в селах медицинских пунктов, где крестьяне могли получить необходимую помощь. Будучи еще и членом погорельского комитета, она ездила по поместьям и собирала средства-пожертвования для погорельцев одного из местных сел. Словами Лидии Волчаниновой Чехов определил важнейшее предназначение социальной помощи. «Самая высокая и светлая задача культурного человека, — говорила она, — это служить ближним».

Выдающийся английский гуманист, писатель Чарльз Диккенс (1812—1870) показал в своих романах неприукрашенные реалии формировавшегося в Великобритании индустриального общества. В некоторых произведениях он касался социальной проблематики, деятельности учреждений, призванных помогать нищим, сиротам, обездоленным. В известном романе «Приключения Оливера Твиста» Диккенс описал жизнь в работных домах, показав каторжные условия, в которых находились не только взрослые, но и дети.


Особой группой источников изучения истории социальной работы являются материалы социологических исследований. В последние годы многие социологические службы проводили опросы по различным аспектам практики социальной работы. В 2002 г. в г. Москве специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД РФ было проведено комплексное социолого-криминалистическое исследование причин роста беспризорности среди несовершеннолетних и распространения наркомании среди беспризорных. Согласно исследованию, число беспризорных в Москве в расчете на год увеличилось и составляло тогда 33 тыс. человек. В этой общей численности существенно изменилось соотношение москвичей и иногородних. Москвичи в 2002 г. составляли 21% подростков-бродяг против 7% в 1999 г. Основная масса беспризорников (около 60%) предварительно прошла стадию безнадзорности. Именно в этот «подготовительный» период, согласно опросу, 50% из их числа пристрастились к наркотикам.

Интересные социологические исследования по проблеме возрождения благотворительности проводились в конце 90-х — начале 2000-х гг. в ряде регионов Российской Федерации. В 1998—1999 гг. в г. Томске был проведен социологический опрос о состоянии рынка благотворительных пожертвований. Его результаты свидетельствовали о том, что лишь 23% опрошенных высказывалось в поддержку оказания благотворительной помощи через специальные фонды, а почти 60% респондентов готовы были помогать по собственной инициативе непосредственно нуждающимся, минуя какие-либо фонды. Исследование подобного характера было проведено летом 2003 г. в г. Ростове-на-Дону по инициативе некоммерческой благотворительной организации «Фонд Ростов». 64% опрошенных полагало тогда, что они не готовы помогать нуждающимся через систему благотворительных фондов.

Важной проблемой изучения курса «История социальной работы» является его научная периодизация. Она позволяет не только получить целостное представление об этой дисциплине, но и выделить основные этапы развития социальной помощи и социальной работы.


 




В настоящее время в вопросе о периодизации истории социальной работы наметилось два подхода. Большая часть ученых, исследующих данную проблему, видят истоки социальной работы в простейших формах социальной помощи и благотворительной деятельности. Они включают эту помощь и деятельность в процесс формирования социальной работы, а следовательно, в ее периодизацию. Так, английский ученый Джордж Хендел периодизацию социальной работы начинает с филантропических форм помощи, характерных еще для эпохи архаики и древнего мира. К. В. Кузьмин и Б.А. Сутырин дают отдельные периодизации истории социальной работы за рубежом и истории социальной работы в России. В истории социальной работы за рубежом они выделяют пять основных этапов:

I. Архаический период благотворительности (до образо
вания в конце III тыс. — первой половины II тыс. до н.э. пер
вых рабовладельческих государств).

II. Филантропический период (приблизительно до
IV-VBB. н.э.).

III. Период общественной (общинной, церковной) бла
готворительности (до начала XVI в.).

IV. Период государственной благотворительности (до ру
бежа XIX-XX вв.).

V. Период социальной работы (продолжающийся по на
стоящее время).

Периодизация историй социальной работы в России, по Кузьмину и Сутырйну, выглядит следующим образом:

I. Архаический период благотворительности (до образо
вания Киевского княжества и крещения Руси в IX—X вв.).

II. Период общественной (общинной, церковной) благо
творительности (X — начало XVI в.).

III. Период церковно-государственной благотворительно
сти (XVI-XVII вв.).

IV.Период государственной благотворительности (XVIII-начало XX в.).

V. Период социального планирования (1917—1991 гг.).

VI. Период социальной работы (с 1990-х гг.).

В этих периодизациях первым этапом называется архаический период благотворительности как начальная ступень-


ка в едином строении под названием «социальная работа». Уязвимой стороной данных вариантов периодизации является то, что здесь процесс развития социальной работы в значительной мере подменяется процессом развития благотворительной деятельности.

Иной подход к вопросу о периодизации истории социальной работы просматривается в работах известного ученого, профессора Ростовского государственного университета Е.П. Агапова. Он полагает, что раз становление социальной работы как профессиональной деятельности происходило с конца XIX в., то и периодизацию нужно начинать с этого времени. По Агапову, история социальной работы охватывает три основных периода:

I. Становление социальной работы (конецХГХ в. — 1930-е гг.).

П. Завершение процесса институционализации социальной работы (30-е — середина 50-х гг.).

III. Период широкого распространения социальной работы во всем мире, ее выход за рамки западной культуры (середина 1950-х — н.в.).

Учитывая, что сущностным положением понятия «социальная работа» является социальная помощь, правомерно при ретроспективном анализе социономической деятельности говорить о периодизации истории социальной помощи и работы начиная с эпохи древности. По сути дела такую позицию занимают М.В. Фирсов, В.П. Мельников, Е.И. Холостова и другие крупные специалисты. Так, в учебном пособии по истории социальной работы в России Фирсова предложенная им периодизация включает в себя именно основные этапы помощи и взаимопомощи. В учебном пособии Мельникова и Холостовой по отечественной социальной работе опять же выделяются важнейшие этапы целостного развития социальной помощи и социальной работы. Данный подход, как наипредставляется, более предпочтителен применительно к проблеме периодизации истории социальной работы.

Социальная помощь, благотворительность, призрение, профессиональная социальная работа — все это общецивилизационные явления, которые характерны для многих государств и народов. В отдельных странах они имеют свою


 




специфику, традиционные особенности. Но сформировались и общие тенденции их функционирования. Анализ таких тенденций, проявляющихся на различных этапах общественного развития, позволяет выделить следующие основные этапы истории социальной помощи и социальной работы:

I. Период простейших форм помощи и взаимопомощи
в эпоху архаики и древнего мира (III тыс. до н.э. — сере
дина I тыс. н.э.).

II. Период традиционно-общинной и церковно-монас-
тырской благотворительности в раннем и классическом сред
невековье (IV—XV вв.).

III. Период складывания и функционирования системы
государственного и общественного призрения в позднем
средневековье и в эпоху нового времени (XVI—XIX вв.).

TV. Период появления и институционализации социальной работы, формирование систем социального обеспечения (конец XIX — конец XX в.).

V. Период дальнейшего распространения социальной работы в мире и усиления ее роли в обеспечении социального благополучия (конец XX — начало XXI в.).

Данная периодизация позволяет получить целостное представление о важнейших стадиях формирования и эволюции системы социальной помощи и социальной работы. В ее рамках вполне укладывается как отечественный, так и зарубежный опыт благотворительности, призрения и профессиональной социальной работы.

История социальной работы, будучи одной из общепрофессиональных дисциплин основных образовательных программ подготовки специалиста социальной работы и социального педагога, носит гуманитарную направленность. Все это усиливает значимость данной дисциплины и определяет характер задач, решаемых в ходе ее усвоения. К числу важнейших из них можно отнести:

1. Содействовать развитию у студентов навыков истори
ческого мышления, формированию у них научного истори
ческого сознания.

2. Дать студентам новые знания об особенностях, тенден
циях развития социальной помощи и социальной работы в
России и за рубежом.


 

3. Сформировать целостное и системное представление об
отечественном и общемировом процессах развития социаль
ной помощи, благотворительности, государственного и обще
ственного призрения, профессиональной социальной работы.

4. Углубить знания студентов по отдельным, наиболее зна
чимым этапам и событиям истории социальной помощи.

5. Дать аргументированные знания о специфике совре
менного состояния социальной работы, ее моделях.

6. Показать студентам возможности использования зару
бежного и прошлого отечественного опыта социальной по
мощи в нынешней российской практике становления и раз
вития социальной работы.

7. Содействовать формированию чувства гражданствен
ности, человеколюбия, а также потребности в благотвори
тельности и милосердии.

Стремление глубоко осмыслить прошлое на основе научных принципов и методов несомненно будет способствовать лучшему пониманию отечественного и зарубежного опыта социальной помощи и социальной работы, преодолению состояния отчужденности части российского общества от своей истории, традиций правдолюбия и человеколюбия. Для народов нашей страны милосердие, будучи исторически выражением совестливости и особого состояния души, в течение многих веков являлось не просто проявлением жалости и сочувствия, а служило средством духовного очищения, внутреннего самосовершенствования. Очень важно эти прекрасные традиции бережно хранить и приумножать.

Контрольные вопросы к теме I

1. Предмет истории социальной работы. Специфика благо
творительности и призрения.

2. Профессиональная социальная работа и система государ
ственного социального обеспечения: ретроспективный подход.

3. Особенности методологии изучения истории социальной
работы.

4. Основные группы источников изучения истории социаль
ной работы.

5. Проблема периодизации истории социальной работы.


 




6. Важнейшие задачи курса «История социальной работы». Тематика докладов и рефератов

Л Благотворительность как проявление религиозного и морально-духовного состояния.

2. Роль женщины в деле благотворительности.

3. Сочувственное отношение к осужденным как отличи
тельная особенность российского милосердия.

4. Европейская социальная хартия — современный источ
ник изучения истории социальной работы.

5. Пресса как важнейший источник изучения истории со
циальной работы.

6. Возможность использования художественной литерату
ры в курсе «История социальной работы». А.П. Чехов «Дом с
мезонином».


•Тема II-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...