ГЛАВА 3. Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике». Цели лабораторного занятия: 1) Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы. 2) Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации. 3) Развивающая – развивать мышление, внимание, творческие способности. Определение начальных условий, т.е. какими представлениями и знаниями студенты уже обладают по теме, какие нормы, смыслы, убеждения у них сформированы. Студенты уже знают понятие группировочного признака, классификацию группировочных признаков, определение и виды интервалов. На лабораторных занятиях целесообразно использовать практические методы обучения: компьютер, методическая литература, бланки с заданиями и т.д. [13] Содержательное наполнение лабораторного занятия. 1. Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале. Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы. Все многообразие признаков, на основе которых могут производиться статистические группировки, можно соответствующим образом классифицировать. 1. По форме выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т.д.), и количественными, т.е. могут быть признаками, принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц изучаемой совокупности (число работающих, величина дохода и т.д.). При этом количественные признаки могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами, и непрерывными, т.е. принимающими как целые, так и дробные значения.
2. По характеру колеблемости группировочные признаки могут быть альтернативными, т.е. такими, которыми одни единицы обладают, а другие – нет (например, поставка товаров в магазин может быть и качественной, и некачественной), и имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т.д.). 3. По роли, которую играют признаки во взаимосвязи изучаемых явлений, их подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других. Причем в зависимости от сложившихся объективных условий и цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными признаками, в других – результативными. Следующим важным шагом после определения группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о количестве групп, которые между собой взаимосвязаны, и о величине интервала внутри них. Интервал очерчивает количественные границы групп. Под величиной интервала обычно понимают разность между максимальными и минимальными значениями признака в группе. Однако эту величину можно определить как разность между верхними и нижними границами значений признака в смежных группах. Интервалы бывают: · равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова; · неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе; · открытые, когда имеется только верхняя или только нижняя граница; · закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы. 2. Решите с помощью программы Word Excel следующие задачи: Задача 1. Используя данные таблицы 1, выполнить следующие операции:
1) распределить предприятия по стоимости основных производственных фондов, образовав при этом пять равных интервальных групп; 2) произвести группировку предприятий по атрибутивному признаку, выделив две группы: не выполнившие договорные обязательства и выполнившие договорные обязательства; 3) произвести группировку предприятий по объему выпуска продукции, образовав четыре группы с равными интервалами.
Таблица 1.
Решение представить в виде таблиц с тремя колонками: группы предприятий; число их (частота); удельный вес предприятий группы (частость). Задача 2. Представлены данные по двум предприятиям группы распределения рабочих по размеру заработной платы (таблица 2). Таблица 2. I предприятие II предприятие
Необходимо сравнить распределение рабочих на двух предприятиях, используя вторичную группировку с интервалом в 40 рублей. Результаты свести в таблицу:
3. Сформулируйте ответы на следующие вопросы: 1) В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных? 2) Какие основные задачи решаются исследователем с помощью метода группировок? 3) Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры важнейших классификаций? 4) Какие группировки называют комбинационными? Приведите пример? 5) В чем заключается отличие комбинационной группировки от многомерной?
6) Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным? 7) В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по количественным признакам?
Структура лабораторного занятия.
Рекомендуемая литература к уроку.
1. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001. 2. А.В.Сиденко, Г.Ю.Попов, В.М.Матвеева Статистика – М.: Дело и Сервис, 2000. 3. Сборник задач по общей статистики под ред. к.э.н. Л.К.Серга. – М.: Филинъ, 2003. 4. Теория статистики учебник под ред. профессора Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2002. 5. Практикум по теории статистики под ред. профессора Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2000.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги проделанной работы. В ходе исследования были решены поставленные задачи: было рассмотрено понятие «лабораторное занятие», методика его проведения, был проанализирован ГОС и учебный план по специальности Менеджмент, учебная программа по дисциплине и разработано лабораторное занятии по дисциплине «Статистика».
Таким образом, цель исследования - проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия - была достигнута. В заключение по данному вопросу можно сказать следующее. Лабораторное занятие является необходимой составной частью учебного процесса и, главным образом, нацелено на: - формирование яркого, целостного образа изучаемых определений и понятий; на самостоятельную реконструкцию изучаемого материала, формулирование выводов и оценок; - развитие и совершенствование умений анализировать, разбирать пройденный материал, формулировать собственные суждения и аргументировать их. [5,12] В настоящее время в средних специальных учебных заведениях роли лабораторного занятия отводится далеко не последнее место, так как за вышеперечисленными умениями социального, мировоззренческого и поведенческого плана стоят, безусловно, более «приземленные» учебные умения, без которых учащиеся не справятся с заданиями лабораторного занятия. С другой стороны именно на нем, а не на обычном уроке, в самостоятельной работе, составляющей главное содержание занятия, происходит становление опыта социального общения и гражданского поведения учащихся. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0602 Менеджмент (по отраслям). Москва - 2002. (Утвержден Минобразованием России) 2. Рабочая программа дисциплины «Статистика» для специальности 0308 0602 Менеджмент (по отраслям), 2003. 3. Примерная программа учебной дисциплины «Статистика», 2002. 4. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я.Батышев. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с. 5. Бутко, Е.Я. «Образовательные стратегии учреждений НПО» Экономика образования №4 2004. 6. Жуков, Г.Н Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под общ ред проф Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с. 7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г// Профессиональное образование №4 2001 8. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с. 8. 10. 9. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-554с. 10. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования / В.Д. Пурин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256 с. 11. Рыкова, Е.А. «Новые педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2003 12. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с. 13. Интернет-ресурс, www.temp - tsure.ru 14. Интернет-ресурс, www.ed.gov.ru 15. Интернет-ресурс, www. festival.1september.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|