Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Л_7_Аккультурация и современные концепции культуры

 

План:

Концепция «культурной грамматики» Э. Холла

Понятие и сущность аккультурации

Концепция «ментальных программ» Г. Хофстеде

Основные понятия: культурные универсалии, время, пространство, контекст, аккультурация, ассимиляция, сепарация, сегрегация, маргинализация, интеграция

 

У каждой культуры есть своя логика и свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, может быть несуществен­ным в другой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера – представителя иной культуры. Он действитель­но, другой, и это его право. Уважение к нему выражается не толь­ко в заинтересованности, но и в знании некоторых особенностей жизни его страны, имеющих выражение в понятии культурных универсалий. Универсалии – это наиболее общие понятия или идеи вещей. Культурные универсалии являются наиболее общими представлениями о той или иной культуре, которые определяют специфику восприятия реальности и основные модели поведения представителей конкретной культуры.

 

Концепция «культурной грамматики» Э. Холла

Э. Холл считается основоположником теории межкультурного взаимодействия и среди наиболее значимых культурных категорий он выделял категории времени, пространства и контекста.

Категория времени

Все челове­ческие процессы зависимы от времени и регулируются времен­ным ритмом. Постепенно временной ритм приобрел культурное значение, поскольку стал регулировать и определять течение и характер многих культурных процессов. Каждая культура имеет свой собственный язык времени, который необходимо выучить, прежде чем на нем общаться. Так, если западная культура четко измеряет время и опоздание в ней рассматривается как провинность, то в арабских странах в Латинской Америке и в неко­торых странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, для нор­мального и эффективного общения там принято потратить какое-то время на произвольную беседу. При этом не должно проявляться ни­какой поспешности, так как может возникнуть культурный конфликт.

В процессе межкультурной коммуникации партнеры обычно руководствуются своими мерками времени и применяют их друг к другу. При этом обеими сторонами не учитываются те скрытые сигналы, та информация, которая содержится и выражается в дру­гой временной системе. Так теряется важный источник информа­ции, и общение оказывается малоэффективным. Таким образом, чтобы уметь понимать скрытые сигналы и лучше ориентироваться в чужой культуре, необходимо хорошо знать ее временную систему.

Во всех культурах категория времени служит важным показате­лем темпа жизни и ритма деятельности. От того, какова ценность времени в культуре, зависят типы и формы общения людей. По этой причине отношение ко времени в той или иной культуре сле­дует обязательно учитывать при общении с ее представителями.

Ритм жизни может связывать людей между собой или изоли­ровать их друг от друга. В одних культурах этот ритм очень мед­ленный, в других — очень быстрый. Люди с различными жизнен­ными ритмами с трудом понимают друг друга, так как они живут асинхронно. Способность изменять собственный временной ритм, согласуя его с ритмом партнера, является важнейшей предпосыл­кой для успешной коммуникации и совместной работы. Люди с более медленным жизненным ритмом чувствуют дав­ление, если они контактируют с теми, кто привык к более высо­кому темпу. Однако люди с более быстрым ритмом не становятся спокойнее, если им приходится общаться с представителями куль­тур с более медленным ритмом жизни. Они чувствуют давление и внутренне противятся ему. Это не приводит к желаемым результа­там ни одну из сторон.

Практические действия человека осуществляются во времени. Следствием этого является планирование времени. Без планиро­вания времени было бы немыслимо функционирование современ­ного общества. Чтобы выяснить, что является наиболее важным, нужно посмотреть, что должно быть сделано в первую очередь. То есть временем регулируются приоритеты и предпочтения людей. Важным показателем того, как обходятся со временем в разных культурах, служит отношение людей к пунктуальности. Во многих странах пунктуальности придается большое значение. Например, в Германии, Швейцарии и некоторых странах Европы, а также в Северной Америке обычно ожидается своевременное появление собеседника. Причем, существует определенная шкала опозданий, и для каждой ступени этой шкалы предусматривается подходящая форма извинения. Так, неписаные правила делового этикета ев­ропейских культур позволяют опаздывать на встречу не больше чем на семь минут. Большее опоздание является демонстрацией собственной несерьезности и потерей возможности получения доверия партнера. Студенты, ждущие в аудитории преподавателя, могут покинуть ее через 15 минут и будут правы.

По способу ис­пользования времени культуры принято разделять на два проти­воположных вида: в одних культурах время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности, поэтому одно идет за другим, как звенья одной цепи. Культуры, в которых доминирует такой вид распре­деления времени, называются монохронными, так как в них за один период времени выполняется только одно дело. В других культурах время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен не один, а сразу несколько видов деятельности. Такие культуры называются полихронными, посколь­ку сразу несколько дел выполняются одновременно. Важ­но всегда помнить, что на поступки людей из другой системы времени нельзя реагировать точно так же, как на те же поступки людей из своей временной системы. Многие действия, например, такие, как опоздание или внезапный перенос встречи, имеют иное, а иногда и просто противоположное значение.

Категория контекста

Под контекстом коммуникационного процесса обычно понимают степень информированности его участников, т.е. уровень той неформальной информации, которая необходима людям для полноценного общения. В некоторых культурах западной Европы не приветствуются неформальные сети ин­формации, и люди, работающие в организациях европейского типа, оказываются недостаточно ин­формированными по вопросам, имеющим косвенное отношение к процессу труда. Такие культуры называются культурами с «низ­ким» контекстом. К ним относят, прежде всего, Швейцарию Германию, Польшу, прибалтийские страны. В других культурах люди, напротив, обладают избыточной информацией об особенностях личной жизни своих коллег и подчиненных. Общества с высокой плотностью неформальных информационных сетей называются культурами с «высоким» контекстом. К таким странам относятся, прежде всего, Франция, Испания, Италия, страны Ближнего Востока, Япония и Россия.

Культура Северной Америки соединяет в себе средний и низкий контексты. В США и Канаде люди обычно нуждаются в большом количестве дополнитель­ной информации для полноценного осуществления своих производственных обязанностей.

Приня­тие во внимание контекста или плотности информационных се­тей культуры является обязательным элементом успешного пони­мания культурной специфики той или иной страны. Высокая плотность информационных сетей предполагает тес­ные контакты между членами семьи, постоянные контакты с дру­зьями, коллегами, клиентами. В этом случае в отношениях между людьми всегда присутствуют глубокие личные связи. Люди из таких культур не нуждаются в детальной информации о происходящих событиях, так как они постоянно в курсе того, что происходит вокруг них.

Важнейшая черта коммуникацион­ной стратегии состоит в том, что знание культурного контекста позволяет максимально точно адаптировать объем информации к соответствую­щим информационным потребностям иностранного клиента или партнера. Этот аспект особенно важен в связи с тем, что избыточная информация может восприни­маться людьми как поучение, а недостаток информирова­нности снижает эффективность производственного процесса.

Пространство

Категория пространства является исходным условием восприятия и классификации информации любого типа. Более того, основы пространственного восприятия имеют бессознательные психологические механизмы, которые закладываются в младенчестве и раннем детстве.

Каждому человеку для его нормального существования необ­ходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим личным пространством. Размеры этого простран­ства зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида деятельности и т.д. Этому личному пространству придается большое значение, поскольку вторжение в него обычно рассматривается как покуше­ние на внутренний мир человека.

Чувство личного пространства интуитивно поддерживается всеми представителя­ми своей культуры и, как правило, не создает проблем для внутрикультурной ком­муникации. Однако при общении с представителями других куль­тур дистанция общения оказывает серьезной влияние на процесс коммуникации, поскольку восприятие пространства специфично для каждой культуры, а нарушение личного пространства обычно воспринимается людьми как угроза их безопасности и образу жизни. Дело в том, что большинство людей вос­принимает пространство не только глазами, но и всеми остальны­ми органами чувств. Начиная с самого детства, человек усваивает значение пространственных сигналов и в рамках собственной куль­туры может их безошибочно узнавать. Однако при общении с пред­ставителями других культур органы чувств человека не в состоя­нии точно истолковать незнакомые пространственные сигналы, что может быть причиной непонимания или конфликта.

Соответственно и реакция людей на одни и те же пространствен­ные сигналы почти всегда различается в разных культурах. В тех странах, где люди довольствуются относительно небольшим личным про­странством, толчея на улице, когда все друг друга касаются или даже толкают, воспринимается как совершенно нормальное явление. В этих культурах люди не боятся прямых физических контактов. К ним от­носятся такие страны, как Италия, Испания, Франция, Россия, стра­ны Ближнего Востока и другие. В других культурах, например, в Германии, США люди, наоборот, максимально стремятся избегать близких дистанций или прикосновений.

Пространственный фактор в коммуникации может также слу­жить для выражения отношений господства — подчинения. Одна­ко в каждой культуре приняты разные сигналы, выражающие от­ношения во власти. Например, в Германии и США верхние этажи офисов обычно предназначены для руководящих сотрудников фирмы или отдела. При этом угловые офисы, с наиболее широ­ким обзором, занимаются, как правило, главными менеджерами или владельцами фирм. В России руководящие сотрудники стара­ются избегать верхних и вообще крайних этажей, предпочитая размещать свои офисы на средних этажах здания. Похожая карти­на наблюдается и во Франции. Это объясняют тем, что власть и контроль в этих странах обычно исходят из центра.

 

Понятие и сущность аккультурации

С необходи­мостью адаптации к новым культурным условиям всегда сталки­ваются многочисленные туристы, бизнесмены, ученые и т. п., на непродолжительное время выезжающие за рубеж и вступающие при этом в контакт с чужой культурой. Длительное время живут в чужой стране и также вынуждены приспосабливаться к новым для себя условиям иностранные студенты, персонал иностранных ком­паний, миссионеры, администраторы, дипломаты. И наконец, эмигранты и беженцы, добровольно или вынужденно сменившие место жительства, переехавшие в другую страну навсегда, должны не просто приспособиться, но стать полноценными членами но­вого общества и культуры. Во всех этих случаях требуется адапта­ция к иной культуре, называемая процессом аккультурации.

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, обмен культурными особенностями, в ходе которого происходит освоение и адаптация культуры другого народа.

Исследование процессов аккультурации в началеXX века было начато американскими культурными антропологами Р. Редфилдом, Р. Линтоном и М. Херсковицем. Вначале аккультурацию рас­сматривали как результат длительного контакта групп, представ­ляющих разные культуры, который выражался в изменении ис­ходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Считалось, что эти процессы идут автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая. Также результат аккультурации ставился в зависимость от относительного веса (количества участников) вза­имодействующих групп. Именно в рамках этих теорий возникла знаменитая концепция Соединенных Штатов Америки как пла­вильного котла культур, согласно которой культуры народов, при­езжающих в США, смешиваются в этом котле и в результате обра­зуется новая однородная американская культура.

Постепенно исследователи ушли от понимания аккультура­ции только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. При этом появились новые пред­ставления об этом процессе, который стал пониматься как изме­нение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида. Теперь термин «аккультурация» использу­ется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей од­ной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и тра­диции другой (у культуры-донора). Так об этом говорят совре­менные исследования в области аккультурации, которые особен­но интенсифицировались в конце XX века. Это связано с насто­ящим миграционным бумом, переживаемым человечеством и проявляющимся во все возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях. Ведь, по некото­рым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего проис­хождения проживает около 100 млн. человек.

В процессе аккультурации каждый человек одновременно ре­шает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою куль­турную идентичность и включается в чужую культуру. Комбина­ция возможных вариантов решения этих проблем дает четыре ос­новные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию.

Ассимиляция — это вариант аккультурации, при котором чело­век полностью принимает ценности и нормы иной культуры, от­казываясь при этом от своих норм и ценностей.

Сепарация есть отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую сте­пень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоля­ции настаивают представители господствующей культуры, это на­зывается сегрегацией

Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентич­ности с собственной культурой, с другой, — отсутствие иденти­фикации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обыч­но в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к по­лучению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).

Интеграция представляет собой идентификацию как со ста­рой, так и с новой культурой.

Согласно данным большого числа исследователей, эмигранты, прибывающие на постоянное место жительства (в отличие от вре­менно пребывающих), ориентируются на ассимиляцию. При этом у людей, приехавших для получения образования или в силу эко­номических причин, она идет довольно легко. В то же время бе­женцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинуть свою родину, психологически сопротивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.

Еще недавно исследователи считали, что наилучшей стратеги­ей аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня же целью аккультурации считается достиже­ние интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность.

 

Концепция «ментальных программ» Г. Хофстеде

Гирт Хофстеде является наиболее цитируемым на западе исследователем межкультурных взаимодействий. Он родился в Нидерландах, получил степень доктора социальной психологии, и с 1967 года работал в корпорации IBM менеджером по исследованию персонала. Поскольку корпорация IBM имеет порядка 70 филиалов в различных странах мира, Хофстеде, проводя свои исследования, собрал богатый материал, проводя опросы общественного мнения на предприятиях IBM. В 1971 году IBM располагала материалом объемом в 100 000 анкет, что в то время было одной из крупнейших баз данных по кросскультурным исследованиям. IBM не предоставила Хофсетеде возможности провести тщательный научный анализ данных, и он начал сотрудничество с исследовательскими центрами Брюсселя (Швейцария) и Фонтенбло (Франция). В 1991 году он обобщил свое исследование в работе «Культура и Организация. Программное обеспечение ума».

Г. Хофстеде внес важный вклад в наше понимание организаций. Он утверждает (подкрепляя концепции практическими примерами), что национальные культуры оказывают систематическое влияние на организации через те ценности, которыми их работники руководствуются в жизни и на рабочем месте. Ученый первым поставил вопрос о том, что организации в значительной мере являются «порождениями» своей национальной среды предложил теоретическую структуру, в рамках которой могли быть объяснены взаимосвязи между организацией и культурой.

На основании огромного массива статистической информации Хофстеде выделил несколько показателей, выражающих отношение работников к процессу труда в той или иной культуре. Среди них наиболее значимыми являются: дистанция власти, индивидуализм – коллективизм, маскулинность – феминность, отношение к неопределенности.

Дистанция власти

В культурах с низкой (малой) дистанцией власти между начальником и подчиненными наибольшее значение придается таким ценностям, как равенство в отношениях и индивидуальная свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, равенство собеседников подчеркивается сильнее, а стиль общения носит более консультативный характер, чем в культурах с высокой дистанцией власти. Например, сотрудники всегда мо­гут подойти к своему шефу с личным вопросом или высказать критические замечания. Открытое несогласие с вышестоящими рассматривается как нормальное явление. В культурах с высокой дистанцией власти устанавливается сильная зависимость между начальниками и подчиненными. Сотрудники должны либо при­знавать власть своего начальника, либо полностью отклонять ее и прерывать отношения. В этом случае эмоциональная дистанция между начальниками и подчиненными очень большая. Сотрудники лишь в редких случаях могут позволить себе задать вопросы шефу, не говоря уже о том, чтобы подвергнуть его критике.

Странами с низкой дистанцией власти являются развитые европейские демократии, тогда как к странам с высокой дистанцией власти относятся восточные и мусульманские государства. Дистанция власти объясняется Хофстеде через основные цен­ности культуры, в которой способ распределе­ния власти обычно исходит из поведения элиты. Однако здесь важно учитывать и то обстоятельство, что авторитет может возникнуть только там, где он встречает послушание и покорность. В культурах с большой дистанцией власти эта власть видится как некая данность, имеющая фунда­ментальные основы. Вопрос о легитимности власти здесь не столь важен, поскольку в обществе негласно присутствует признание того, что в мире должен быть определенный «порядок неравен­ства», в котором каждый имеет свое место.

 

Индивидуализм - коллективизм

Разделение культур на индивидуалистские или коллективистс­кие является одним из важных показателей в межкультурной ком­муникации. Подавляющее большин­ство людей живет в обществах, в которых интересы группы прева­лируют над интересами индивида. Такие общества называются кол­лективистскими. Причем, речь здесь не идет о власти государства над индивидом, а именно о власти группы. Самая первая группа, в которой оказывается человек с рождения, - это его семья. В боль­шинстве коллективистских обществ семья состоит из довольно боль­шого количества людей, живущих под одной крышей. Такие образования называются большими семьями или семейными кланами. Если дети вырастают в семьях такого типа, то они учатся воспринимать себя как часть «мы-группы», причем, подобные отношения считаются естествен­ными. «Мы-группа» отличает себя от других групп в обществе и является источником создания собственной идентичности. «Мы-группа» служит защитой для индивида, от которого в ответ требуется подчинение интересам группы. В большинстве коллективистских куль­тур прямая конфронтация с другими людьми считается невежливой и нежелательной. Слово «нет» говорится реже, чем в индивидуалистских культурах, поскольку само слово уже означает конфронта­цию. Обтекаемые ответы типа «возможно, вы правы», или «мы по­думаем» считаются более вежливыми и приемлемыми. В таких об­ществах личное мнение опреде­ляется мнением группы. Коллективистский тип культуры в настоящее время распространен в таких странах, как Гватемала, Панама, Ве­несуэла, Колумбия, Пакистан, Корея и другие страны. Россию так­же причисляют к коллективистскому типу культур.

Меньшая часть людей на планете живет в обще­ствах, в которых интересы индивида преобладают над интересами группы. Эти общества и их культуры носят название индивидуалис­тских. В таких обществах семьи включают только родителей и детей и называются малыми (нуклеарными) семь­ями. Если дети вырастают в малых семьях, то они быстро учатся воспринимать свое «я» отдельно от других людей. Это «я» определя­ет личную идентичность человека и отделяет его от других «я». При­чем, в основе классификации других людей лежит не их групповая принадлежность, а индивидуальные признаки. Цель воспитания в том, чтобы сделать ребенка самостоятельным, то есть научить неза­висимости, в том числе и от родителей. Нередко случается, что, уходя из дома, дети сводят контакты с родителями до минимума или даже прерывают совсем. В таких обществах от физически здорового человека ожидается, что он ни в каком отношении не будет зависеть от группы. Индивидуалис­тскими культурами считаются культуры США, Австралии, Велико­британии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии и других стран.

Маскулинность – феминность

Многие виды поведения, которые не связаны непосредственным образом с проблемой продолжения рода, считаются в обществе типично мужс­кими или' типично женскими. Понятия маскулинность и феминность, согласно Хофстеде, определяют социальные, заранее определенные культу­рой роли. Однако относительно того, что считать «мужским», а что «женским», в каждой конкретной культуре существуют различные мнения. Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и феминных культур Хофстеде предлагает традиционное разделение общества. То есть мужчинам приписывается твердость, ориентация на конкуренцию, соперничество и стремление быть первым. Жен­щинам приписывается ориентация на дом, семью, социальные цен­ности, а также мягкость, эмоциональность и чувственность. Некоторые мужчины могут иметь черты женского поведения, а женщины — мужского, но это рассматривается как отклонение от нормы.

Согласно такому разделению в маскулинных культурах цент­ральное место занимают работа, сила, независимость, материаль­ный успех, открытость, конкуренция и соперничество и существует ясное разграничение мужских и женских ролей. В феминных куль­турах эти признаки считаются не столь важными. На первом пла­не здесь находятся эмоциональные связи между людьми, забота о других членах общества, сам человек и смысл его существования. К маскулинным культурам относятся Япония, Австрия, Венесуэла, Италия, Швейцария, Мек­сика, Великобритания, Германия и другие страны.

Отношение к неопределенности

Чувство неопределенности является неотъемлемой частью человеческого существования, поскольку невозможно абсолютно точно предсказать события ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем. Высокий уровень неопределенности, согласно Хофстеде, ведет не только к повышенному стрессу у индивидов, но и к высвобождению у них большого количества энергии. Поэтому в культурах с высокой степенью избегания неопределенности наблюдается высокий уровень агрессивности, для выхода которой в таких обществах создаются особые каналы. Это проявляется в существовании многочислен­ных формализованных правил, регламентирующих действия, кото­рые дают возможность для людей максимально избегать неопреде­ленности в поведении. Создается четкая структура, в которой люди стараются в максимально возможной сте­пени избежать случайностей. В таких культурах постоянная спешка является нормальным явлением, а люди не склонны к принятию быстрых изменений и препятствуют возможным нововведениям.

В культурах с низким уровнем избегания неопределенности люди в большей степени склонны к риску в незнакомых условиях, и для них характерен более низкий уровень стрессов в неизвестной ситуации. Молодежь и люди с отличающимся поведением и образом мыслей воспринимаются в таких обществах позитивнее, чем в обществах с высоким уровнем избегания неопределенности. В культурах с разным уровнем избегания неопределенности можно наблюдать и разные установки относительно поведения учи­телей и учеников. Например, в культурах с высоким уровнем избе­гания неопределенности ученики или студенты видят в своих учи­телях и преподавателях экспертов, от которых они ждут ответов на все вопросы. В таких странах ученики обычно придерживаются той научной позиции, которая не отклоняется от научных взглядов их учителя. В культурах с низким уровнем избегания неопределенности учителя и преподаватели не воспринимаются как непогрешимые эксперты. Здесь допускается, что учитель может ответить на во­прос учеников «я не знаю» и это не будет считаться признаком его некомпетентности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...