Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резервы и пути совершенствования системы управления дебиторской задолженностью в ЗАО «страховая группа «спасские ворота»

 

3.1 Формирование и экспертиза информационной базы оценки платежеспособности покупателей

 

В условиях, когда кризис экономики в России привел многие предприятия в состояние, близкое к банкротству, необходимо научиться своевременно распознавать ненадежных партнеров, объективно оценивать ситуацию, отличая временные проблемы с ликвидностью от полной неплатежеспособности. Только с помощью комплексного, системного анализа можно объективно оценить положение дел у существующего или потенциального контрагента и принять правильное решение о путях дальнейшего взаимодействия с ним.

В целом информационное обеспечение процесса анализа финансового состояния предприятия — это совокупность информационных ресурсов, необходимых для проведения аналитических процедур и способов их организации.

Это означает на практике, что оценка состояния предприятия зависит от следующих аспектов, связанных с информацией:

1. Полезности.

2. Достоверности.

3. Полноты.

4. Своевременности.

5. Правильности интерпретации со стороны исследователя.

Первые 4 аспекта характеризуют качество информации как исходного материала для исследований, а пятый аспект связан непосредственно с процессом анализа.

Полезность информации определяется степенью ее влияния на управленческие решения, позволяя оценивать предыдущие и текущие события, а также делать необходимые прогнозы. Например, сведения о планируемой рентабельности нового инвестиционного проекта оказывают влияние на решение банка при выдаче долгосрочного кредита. Для заключения контракта на поставку продукции предприятию-контрагенту такая информация не требуется.

Полезность информации может быть различной в зависимости не только от ее содержания, но и от типов пользователей (например, информация о выплате дивидендов для акционера полезна, а для кредитора, как правило, избыточна). Понятие "полезности" можно трактовать достаточно широко, включая в него такие аспекты, как достоверность, полнота и своевременность. В самом деле, для принимаемого решения недостоверная или неполная информация теряет свои полезные свойства. Я считаю необходимым рассматривать эти свойства отдельно, применяя термин "полезность" к содержательной стороне информации.

Достоверность информации означает, что она должна адекватно описывать произошедшее событие. Для бухгалтерской информации, например, важно отсутствие ошибок, отражение операций в соответствии с их экономическим содержанием и принятыми правилами учета.

Полнота информации определяется как наличие всех необходимых данных для принятия решения. Вместе с тем, информация не должна быть избыточной (за исключением случаев дублирования информации с целью ее проверки на достоверность). Отсутствие некоторых сведений может привести к принятию неверного решения. Отсутствие этой части информации создает у инвестора ложное впечатление об эффективности деятельности компании.

Такое качество данных как "своевременность" означает, что чем меньше времени прошло с момента события до момента его отражения в различных источниках информации, тем большую ценность эти данные представляют для пользователя. Например, информация об изменениях курса акций 3 года назад менее полезна для инвестора, чем тот же вид информации, но за трехмесячный период перед моментом покупки. Существует способ учета ценности информации в зависимости от момента ее возникновения: в процессе расчетов "старые" данные используются с корректирующим коэффициентом (например, при прогнозировании курсов акций путем экстраполяции цен предыдущих периодов).

Для полного и всестороннего изучения финансового состояния фирмы требуется большой объем разноплановой информации, характеризующей всю деятельность объекта анализа, связанные с ней риски и результаты, полученные за возможно более длительный промежуток времени. Оценка финансового состояния исключительно по данным бухгалтерской отчетности, состоящей из баланса и отчета о прибылях и убытках, возможна только в качестве экспресс-анализа. Подробные данные, полученные из различных источников, являются основой правильного прогноза, т. к. позволяют выявить недостоверность сведений, представленных в финансовой отчетности, и увидеть более полную картину событий, произошедших за исследуемый период. Наибольший объем информации можно получить о компаниях, работающих на рынке ценных бумаг (как его профессиональных участников, так и эмитентов).

Процедура оценки платежеспособности включает в себя три взаимосвязанных шага:

· получение информации о лице, сделавшем заявку на предоставление коммерческого кредита;

· анализ этой информации с целью определения его платежеспособности;

· вынесение решения о предоставлении коммерческого кредита

В свою очередь, при вынесении решения о предоставлении кредита определяется, нужно ли предоставить кредит и каков должен быть его максимальный размер.[51]

Существуют различные источники, предоставляющие информацию о платежеспособности, однако затраты по ее сбору могут превысить предполагаемую прибыль. Фирму, предоставляющую кредит, может удовлетворить ограниченный объем информации, на основании которой принимается решение. Кроме издержек, фирма должна учитывать время, необходимое для изучения кредитной заявки. Отгрузка товаров будущим покупателям не может быть задержана из-за излишне затянувшегося детального изучения платежеспособности. Таким образом, количество собираемой информации необходимо увязать со временем и накапливаемыми расходами.

В случае перспективной продажи продавец может потребовать финансовый отчет - один из наиболее желательный источников информации для анализа платежеспособности. Зачастую существует связь между отказом компании предоставить отчет и ее неустойчивым финансовым состоянием. Предпочтительны отчеты аудиторских проверок, полезны промежуточные финансовые отчеты, особенно для компаний, осуществляющих сезонные продажи.

Другим источником информации для фирмы является контроль над платежеспособностью через банк. Во многих банках есть большие кредитные отделы, которые осуществляют контроль над платежеспособностью в качестве услуги для своих клиентов. Позвонив или написав в банк, в котором находится счет лица, обратившегося за кредитом, банк данной фирмы может получить информацию о средних остатках наличности, ссудных операциях, опыте, иногда финансовую информацию. Так как банки в основном охотнее делятся информацией друг с другом, а не с прямо заинтересованным лицом, для фирмы обычно лучше предпринять проверку платежеспособности через свой банк, а не запрашивать напрямую. [18]

Коммерческий контроль. Зачастую компании, продающие свою продукцию одному и тому же покупателю, обмениваются друг с другом информацией о его платежеспособности. Посредством различных кредитных организаций кредиторы в отдельных районах становятся тесно связанной группой. Любая компания может сделать запрос другим поставщикам об их опыте в плане работы с задолженностью,

Собственный опыт компании. Весьма полезно также изучение скорости прежних платежей, включая любые сезонные изменения. Зачастую кредитный отдел дает письменную оценку качества управления компанией, которой предоставляется кредит. Лицо, которое осуществляет продажу перспективным покупателям, часто может высказать полезные соображения об управлении и хозяйственной деятельности. Необходима осторожность в интерпретации этой информации, так как продавец, естественно, стремится предоставить кредит и совершить продажу.

На основании предоставленных документов и полученных дополнительных сведений банком составляется общее мнение о заемщике с последующим присвоением ему рейтинга на основании балльной оценки набора характеристик. В данной главе представлены положения по определению класса платежеспособности заемщика и присвоение ему соответствующего рейтинга на основе системы дополнительных показателей, которые автор данной работы считает необходимым ввести для оптимизации оценки платежеспособности заемщика. Дополнительно будет рассчитана базовая величина допустимого кредитного риска на заемщика и корректировка этой величины в соответствии с финансовыми коэффициентами.

Предлагаемая мной система оценки покупателей состоит из набора показателей, которые в многом отражают степень заинтересованности поставщика в предоставлении коммерческого кредита тому или иному покупателю:

1) Определение суммы среднего остатка дебиторской задолженности конкретного покупателя за анализируемый период. Этот период, как правило, должен быть больше или равен сроку предполагаемого кредита. Сумма среднего остатка рассчитывается путем деления общей суммы остатков на каждый день данного кредитного периода на количество дней в данном периоде:

ССО = ОСО / Т, (5)

 

где ССО— сумма среднего остатка дебиторской задолженности;

ОСО — общая сумма остатков на каждый день кредитного периода;

Т - количество дней в данном периоде.

Полученная величина сравнивается с величиной среднего по предприятию за данный период среднедневного остатка, приходящегося на одного покупателя, рассчитываемой как отношение суммарного среднедневного остатка по всем клиентским счетам на предприятии за период к общему количеству клиентов.

 

ССО ср. = СО / N, (6)

 

где ССО ср. - средний по предприятию за данный кредитный период среднедневной остаток дебиторской задолженности;

СО - среднедневной остаток по всем счетам покупателей на предприятии;

N — количеству покупателей.

Полученные результаты расчетов заносятся в таблицу.

 

Таблица 11

Объем дебиторской задолженности клиента в % от среднего по предприятию остатка за период

Объем дебиторской задолженности клиента в % от среднего по предприятию остатка за период Задолженности нет От 0% до 5% От 5% до 10% От 10 до 30% От 30% до 50% Более 50%
Балл 0 1 2 3 4 5
Значение            

 

2) Удельный вес дебиторской задолженности, приходящегося на данного покупателя в общей сумме выручки предприятия-продавца за последний отчетный период.

 

Таблица 12

Удельный вес дебиторской задолженности, приходящегося на данного покупателя в общей сумме выручки

Удельный вес дебиторской задолженности, приходящегося на данного покупателя в общей сумме выручки Задолженности нет От 0% до 5% От 5% до 10% От 10 до 30% От 30% до 50% Более 50%
Балл 0 1 2 3 4 5
Значение            

 

Этот показатель характеризует успешность проведенных операций, как оборот средств отразился на выручке предприятия.

3) Срок, в течение которого заемщик является клиентом предприятия.Чем дольше ведет клиент отношения с предприятием-продавцом(поставщиком услуг), тем более надежным оно считается (постоянный клиент). Данный показатель хорошо оценивать совместно с показателем кредитной истории заемщика в данном банке.

 

Таблица 13

Срок давности договорных отношений между покупателем и продавцом

Срок давности договорных отношений между покупателем и продавцом Договорных отношений не было До 6 мес. От 6 мес. До года 1-3 года 3-5 лет Более 5 лет
Балл 0 1 2 3 4 5
Значение            

 

4) Кредитная история заемщика. Анализируется вся информация, как имеющаяся на предприятии, так и официально затребованная у заемщика и полученная от службы экономической безопасности предприятия, других предприятий и прочих источников.

Данный показатель основан на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и введению критериев принятия решения по предоставлению кредита. Использование данного показателя помогает оценить насколько рискованно предоставление отсрочки платежа тому или иному покупателю. Вследствие широкого распространения, метод оценки кредитной истории получил различные интерпретации, поэтому интересно рассмотреть его использование на конкретном предприятии.

Для оценки кредитной истории основных дебиторов предлагается выделить следующие основные показатели:

1.период работы с покупателем;

2.период существования самого предприятия (количество лет с момента его государственной регистрации);

3.объем накопленной дебиторской задолженности;

4.среднемесячный объем продаж, приходящийся на данного покупателя;

Кредитная история заемщика может иметь следующую классификацию:

· Безупречная: заемщик своевременно и полностью исполнял свои обязательства по кредитам, аккредитивам, гарантиям и не обращался с запросами о пролонгации;

· Хорошая: имели место отдельные (нетипичные) просрочки исполнения заемщиком своих обязательств на срок до 30 дней или не более двух пролонгации;

· Удовлетворительная: имели место отдельные (нетипичные) просрочки исполнения заемщиком своих обязательств на срок от 30 до 90 дней, или постоянные (типичные) на срок до 30 дней, или свыше двух пролонгации, отсутствие кредитной истории;

· Неудовлетворительная: наличие просрочек исполнения заемщиком своих обязательств на срок свыше 90 дней или типичных просрочек от 30 до 90 дней.

5) Деловая репутация заемщика. Оценка деловой репутации рассчитывается как сумма положительных ответов на следующие вопросы (каждому положительному ответу присваивается 1 балл, каждому отрицательному - 0 баллов).

· наличие в фирме штатного расписания, четких должностных инструкций;

· смена руководства реже, чем раз в год;

· отсутствие судебных разбирательств, скандалов в прессе;

· наличие положительного аудиторского заключения;

· четкое представление компании о своем месте на рынке, наличие стратегии развития;

· отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, персоналом по зарплате, поставщиками.

Следует отметить, что перечень пунктов для данного показателя может быть и увеличен в зависимости требований продавца к деловой репутации покупателей.

6) Показатели финансового состояния заемщика - коэффициент текущей ликвидности, коэффициент покрытия, коэффициент соотношения собственных и заемных средств. Данные показатели могут быть рассчитаны при условии, что организация-кредитор располагает отчетными данными заемщика.

Следует понимать, что разработанные стандарты основываются на ограниченном числе показателей, рассчитанных за ограниченный период времени. Следовательно, формальные критерии, выраженные в цифровом варианте, дополняются процедурами утверждения, а если необходимо и преодоления ранее заданных ограничений. Так руководство Нью-йоркской биржи лет двадцать назад не пропустила на свои площадки, тогда еще неизвестные компьютерные фирмы, так как они не вписывались в разработанные стандарты. В результате была организована альтернативная биржа, на которой в настоящий момент котируются акции компаний, работающих в области высоких технологий, и по объему сделок и по значимости на мировом рынке она выходит на первые роли. [34]

Нет ничего удивительного в том, что предприятия осуществляют продажи некоторым контрагентам на чрезвычайно льготных условиях. Однако, зачастую они совершенно не принимают во внимание во что обходится предприятию подобная благотворительность. При наличии даже очень приблизительно рассчитанных стандартов, совершенно очевидно, что если покупатель не вписывается и в 10 бальный барьер, а заключить сделку с ним может быть весьма выгодна, необходимо внимательно посчитать эффективность подобной операции, прежде чем принимать управленческое решение.

 

3.2 Разработка предложений по совершенствованию управления дебиторской задолженностью

 

На мой взгляд, проблему неплатежей и сокращения объема дебиторской задолженности, можно решить, если организовать в составе структуры предприятия подразделение по управлению дебиторской задолженностью, состоящий из специалистов из департаментов финансового анализа, бухгалтерского учета и т.д. В этом случае повысится уровень согласованности действий между сотрудниками подразделения и, как следствие, скорость в принятии решений по управлению дебиторской задолженностью.Также имеет смысл руководству ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» изменить отношение работников указанных выше отделов к работе с дебиторами, применив, как вариант, систему стимулирования.

Таким образом, в рамках настоящего раздела исследования предлагается система организации стимулирования персонала предприятия на примере ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота». Результатом применения данной системы будет повышение мотивации работников ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» занятых инкассацией дебиторской задолженности, и, как следствие, увеличение денежных поступлений в счет погашения задолженности покупателей за оказанные страховые услуги. Предложенная система состоит из семи этапов, последовательность которых желательно соблюдать:

1. Определение политики и целей стимулирования;

Исследование существующей на предприятии системы стимулирования;

2. Проектирование оснований стимулирования;

3. Разработка форм стимулирования;

4. Закрепление форм стимулирования за основаниями стимулирования;

5. Разработка и оформление текста Положения о стимулировании персонала;

1. 6. Утверждение Положения о стимулировании.

1. Определение политики и целей стимулирования

На первом этапе формирования системы организации стимулирования необходимо, исходя из стратегической ситуации, определиться с политикой стимулирования и определить цели системы стимулирования. Именно соответствие этим целям является тем критерием, который определяет включение того или иного основания в систему стимулирования. Реализуемая стратегия развития бизнеса и системы организационного управления является основанием для формирования перечня оснований стимулирования, то есть благоприятных для компании действий работников, которые будут поощряться системой стимулирования, и деструктивных, при которых будут применяться взыскания.

2. Исследование существующей на предприятии системы стимулирования

Второй этап заключается в обследовании фактически сложившейся и функционирующей системы стимулирования. Необходимо составить перечни всех ранее использовавшихся в компании оснований для стимулирования и форм стимулирования (получение грамот за заслуги различного рода, премирование и т.д.) Данные перечни составляются для взысканий и поощрений отдельно. Материалом для обследования системы стимулирования являются распорядительные документы (приказы и распоряжения). При обследовании следует опираться только на этот источник; положения коллективного договора или каких-либо внутренних регламентирующих документов не должны приниматься во внимание, так как важно получить картину реально применяемых поощрений и взысканий.

3. Проектирование оснований стимулирования

Третий этап состоит в проектировании оснований стимулирования. Список всех фактически применявшихся оснований стимулирования (результат второго этапа), подвергается ревизии - те основания, которые неактуальны в текущей стратегической ситуации и не соответствуют целям системы стимулирования (результат первого этапа), вычеркиваются из списка. В список добавляются новые основания стимулирования, важные с точки зрения текущей стратегии развития. Для ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» одним из стратегических направлений хозяйственной деятельности является оптимизация уровня дебиторской задолженности. Таким образом, действия работников предприятия, направленные на решение данной задачи и давшие положительный результат являются основанием для поощрения системой стимулирования.

4. Разработка форм стимулирования

Четвертый этап заключается в проектировании форм стимулирования. Полученные на втором этапе перечни форм поощрений и взысканий подвергаются ревизии - из них вычеркиваются формы, признанные неэффективными, не соответствующими целям организации, и добавляются новые, которые действительно могут повысить эффективность системы стимулирования персонала ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота».

На наш взгляд, в основу системы стимулирования работников отдела по управлению дебиторской задолженностью необходимо положить следующий принцип: установление прямой зависимости между размером оплаты и объемом реализации. Такая система известна под названием «комиссионные» или «комиссионные вознаграждения» и больше применяется в торговых предприятиях, специализирующихся на розничной торговле. Традиционно понятие комиссионных ассоциируется с определенным процентом от суммы реализации (процентом с оборота), который получает работник, продавший товар. Например, торговый агент по реализации предприятия X занят оптовой продажей электрических утюгов различных модификаций. Его вознаграждение составляет 1,5% от объема реализации. За месяц он продал две партии товара -одну за 70 тыс. руб., другую - за 90 тыс. руб. Его комиссионные в этом случае составили 2,4 тыс. руб.

Существует множество разновидностей данного метода, увязывающих оплату труда работников этой категории с результативностью их деятельности. Выбор конкретного метода зависит от того, какие цели преследует предприятие, а также от особенностей реализуемого товара, специфики рынка, культурных особенностей страны и других факторов.

Комиссионные в виде фиксированного процента от объема реализации устанавливаются, как правило, в ситуации, когда предприятие стремится к максимальному увеличению общего объема продаж. Если предприятие имеет несколько видов продукции и заинтересовано в усиленном продвижении одного из них, оно может устанавливать более высокий комиссионный процент для этого вида изделий. Ориентируя продавца на увеличение объема продаж, метод фиксированного процента делает его абсолютно безразличным к другим аспектам реализации - цене за единицу, марже (разница между продажной ценой и издержками) за единицу и марже по всему контракту, условиям платежа и т.д. Эти факторы учитываются другими методами определения комиссионных, в частности:

· фиксированная денежная сумма за каждую проданную единицу.Этот метод ориентирует на реализацию максимального числа единиц продукции и используется, когда предприятие стремится увеличить загрузку производственных мощностей;

· фиксированный процент от маржи по контракту.При такой системе оплаты работники отдела продаж стараются реализовать продукцию по максимально высокой цене за единицу, чтобы добиться максимально высокой маржи. Этот метод используется при ориентации предприятия на максимизацию прибыли в текущий момент и при невозможности увеличить число продаваемых единиц продукции;

· фиксированный процент от объема реализации в момент поступления денег по контракту на счет продающей организации.Этот метод заинтересовывает агента по продажам в заключении контракта с максимально благоприятными для продавца условиями платежа. Он используется предприятиями, испытывающими сложности со сбором дебиторской задолженности, а также в условиях высокой инфляции;

· выплата фиксированного процента от базовой заработной платы при выполнении плана по реализации.Этот метод ориентирует работников отдела продаж на выполнение плана, что обеспечивает стабильность в работе всего предприятия.

5. Закрепление форм стимулирования за основаниями стимулирования

Пятый этап выражается в установке связей между соответствующими перечнями оснований стимулирования и форм стимулирования, заключающейся в прямой увязке роста вознаграждения работника с ростом полученных им денежных средств за реализованные услуги.

На этом этапе необходимо сбалансировать применяемые формы стимулирования с имеющимися источниками финансирования системы стимулирования. Например, из определенной суммы вознаграждения работникам отдела в виде премии можно предложить выделять 70%, а 30%, резервировать для последующего распределения между отделами, связанными с отделом по управлению дебиторской задолженностью.

6. Разработка и оформление текста Положения о стимулировании персонала

На шестом этапе производится разработка и оформление текста Положения о стимулировании персонала. Поскольку система стимулирования устанавливает соответствие оснований и форм стимулирования и организационные процедуры, в соответствии с которыми происходит процесс стимулирования, следовательно, она должна быть представлена в форме локальных нормативных актов — например, Положения о стимулировании персонала и Положения об оплате труда.

Фактически к этому моменту содержательная работа выполнена — определены основания стимулирования и формы стимулирования, их соответствие, полномочия по выбору и применению форм стимулирования. Вместе с текстом Положения готовится проект приказа о вводе в действие Положения и о порядке его изменения.

Положение о стимулировании персонала должно охватывать все формы стимулирования, в том числе определять принципы оплаты труда. Вопросы оплаты труда, как наиболее значимые во всей системе стимулирования, детально регламентируются специальным документом - Положением об оплате труда.

7. Утверждение Положения о стимулировании

На седьмом (заключительном) этапе проходит утверждение Положения о стимулировании.

Разумеется, оценить предложенную систему стимулирования сотрудников отдела по управлению дебиторской задолженностью можно будет лишь через некоторое время.[26] Для этого вполне достаточно будет сравнить остатки дебиторской задолженности за предыдущие отчетные периоды с последним отчетным периодом. В случае явного изменения в последнем отчетном периоде суммы дебиторской задолженности в сторону уменьшения - значит, можно сделать вывод об экономической эффективности данной системы.

Однако, следует отметить, что даже при достаточно ответственном и квалифицированном подходе к разработке системы со стороны специалистов и желании работников соответствующей службы наращивать скорость погашения дебиторской задолженности эффективность функционирования этой системы на практике во многом, если не в основном, будет зависеть от высшего руководства предприятия, от применяемых им методов управления, от его воли и умения сделать предприятие конкурентоспособным в условиях достаточно тяжелой экономической ситуации.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что проблема управления дебиторской задолженностью не решается какими-то строго определенными мероприятиями. Каждое предприятие обладает своей собственной кредитной политикой по отношению к своим покупателям и поставщикам. Следовательно, для каждого предприятия должна разрабатываться методика управления дебиторской задолженностью, учитывающая рыночные условия, в каких работает данной предприятие, тип производимой продукции, сложившиеся традиции делового общения с контрагентами, существующие наработки в области оптимизации уровня дебиторской задолженности и т.д.

Обращая внимание на тот факт, что значению понятия дебиторская задолженность в научных источниках дается несколько определений можно сделать вывод, что до нынешнего времени проблема управления дебиторской задолженностью полностью не изучена, что лишь подтверждает актуальность данной проблемы.

В результате исследования данной проблемы были получены следующие результаты:

Определен порядок формирования информационной базы для оценки платежеспособности предприятия, дающий возможность определения кредитного рейтинга покупателя.

Разработаны предложения по оптимизации управления дебиторской задолженностью, включающие в себя порядок оценки возможности предоставления коммерческого кредита покупателям и систему организации стимулирования персонала предприятия, работающего в подразделениях по управлению дебиторской задолженностью.

Сформированная информационная база по всем клиентам, пользующимися страховыми услугами, позволит энергетическим компаниям уменьшить риск невозврата дебиторской задолженности вовремя выявлять потенциальных безнадежных должников, которых у энергетических компаний довольно много и которые формируют значительную часть их общей дебиторской задолженности. Кроме того, наличие информационной базы позволит сократить время для принятия управленческого решения по поводу предоставления коммерческого кредита тому или иному покупателю.

Кроме того, разработанная система организации стимулирования сотрудников структурного подразделения по управлению дебиторской задолженностью, на наш взгляд, позволит обеспечить заинтересованность в оптимизации уровня дебиторской задолженности не только руководства энергетических компаний, но и рядовых сотрудников.

Кроме того, в выпускной квалификационной работе получены следующие практически важные научные результаты:

1. Исследованы различные определения понятия дебиторской задолженности и варианты ее классификации;

2. Определены основные положения формирования кредитной политики предприятия по отношению к своим покупателям;

3. Проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», анализ дебиторской задолженности и факторо, на нее влияющих.

Также было установлено, что дебиторская задолженность оказывает негативное влияние на формирование финансового результата предприятий.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы и рекомендации:

1. Управление дебиторской задолженностью является одной из важнейших частей общей стратегии управления активами предприятия, определяющих его финансовое благополучие.

2. Сформированная информационная база даст возможность разделить покупателей по степени их надежности и впоследствии не допускать коммерческое кредитование неплатежеспособных покупателей.

3. Система стимулирования персонала предприятия позволяет ожидать усиления со стороны специалистов по управлению дебиторской задолженностью контроля над ее состоянием и, как следствие, уменьшения сроков ее инкассации.

Применение предложенных мероприятий по оптимизации управления дебиторской задолженностью позволит страхвым компаниям оценивать собственные возможности к увеличению уровня дебиторской задолженности, а также оценивать, насколько оправдано с точки зрения экономической выгоды предоставление коммерческого кредита покупателям.

Тем не менее, следует учитывать, что выполнение данных мероприятий требует определенной дисциплины со стороны сотрудников и руководителей предприятия, так как зачастую стремление к увеличению прибыли заставляет реализовывать продукцию покупателям, не смотря на их сомнительное финансовое состояние. Следовательно, необходимо обеспечить заинтересованность специалистов по управлению дебиторской задолженностью в осуществлении контроля за платежеспособностью клиентов с целью своевременного получения платежей в счет оплаты за оказанные страховые услуги.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями от 26 июня 2007 г.) Части первая, вторая, третья. — С-П.: Юридический центр Пресс, 2007.

2. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 17 мая 2007г.).

3. Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля 2002 г.,).

4. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в ред. От 17.05.2007) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями).

6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 05.02.2007. с изм. от26.04.2007) «О несостоятельности (банкротстве)».

7. Абрютина М.С. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятий: Учеб. пособие для вузов. / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 265с.

8. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2005. – 128 с.

9. Астринский Д., Наонян В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2002.- № 12.

10. Афанасьва О.Д. Факторы экономического роста: оценки и прогноз.// Экономист. – 2003. - №1.

11. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 241 с.

12. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика,2005. – 208с.

13. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учбное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. - 215 с.

14. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1,2. – К.: Ника-Центр, 2004. – 656 с.

15. Бляхман Л.Г.Экономика Фирмы.Учебное пособие для вузов. – Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2007. – 278 с.

16. Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие – М.: Издательско – книготорговый центр маркетинг, 2005. – 429 с.

17. Гиляровская Л.Т., Корнякова Г.В., Пласкова Н.С. и др. Экономический анализ: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ - Дана, 2005. – 527 с.

18. Григорьев А.В. Оценка финансово экономического состояния предприятия // Финансы. – 2003.- № 4.

19. Грищенко Н.В. Основы страховой деятельности: Учебное пособие – Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2001.- 270 с.

20. Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 207 с.

21. Донцова Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ДИС – 2005. – 301 с.

22. Дуброва Т.А. Многомерный статистический анализ финансовой устойчивости предприятия.//Вопросы статистики. – 2003. - №8..

23. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. – Минск: Интерпрессервис: экоперспектива, 2005. – 571 с.

24. Ефимова О.В. Финансовый анализ. / О.В. Ефимова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Бухгалтерский учет,2005. – 352с.

25. Жилкина А. Н. Финансовый анализ, М.: ГУУ, 2005. - 197 с.

26. Журавлев В.В. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций для вузов / В.В. Журавлев, Н.Т. Савруков; С-Петерб. гос. техн. ун-т, Чебокс. ин-т экономики и менеджмента. – СПб.: Политехника, 2005. –124с.

27. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ЭКМОС, 2002. - 239 с.

28. Иванов К. Диагностика платежеспособности.// Экономика и жизнь. – 2003. - №3.

29. Кантора Е.Л. Экономика предприятия. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003. – 352 с.

30. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 317 с.

31. Ковалев В. В., О.Н. Волкова. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2007. – 424 с.

32. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. для вузов. / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова.- М.: Проспект, 2007.- 421с.

33. Колчина Н.В., Поляк Г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...