Инструкция по профессиограмме
Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов. 1. Сведения о профессии 2. Доминирующие виды деятельности. 3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности), 4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности. 5. Области применения профессиональных знаний. 6. Классификационная карточка профессий.
Знакомство с разделами профессиограммы начинается с раздела «Сведения о профессии». Здесь приводится дополнительная информация о специальности. В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет. В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии: ♦ способности; ♦ особенности личности; ♦ интересы; ♦ склонности. В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности. В разделе «Область применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией. В классификационной карточке профессии, в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии: ♦ наименование профессии; ♦ доминирующий способ мышления; ♦ область базовых знаний; ♦ профессиональная область; ♦ межличностное взаимодействие;
♦ доминирующий интерес; ♦ дополнительный интерес; ♦ условия работы. При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Именно поэтому в данной книге каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже. Доминирующий способ мышления. Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи: ♦ одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений; ♦ другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое; ♦ третьим предпочтительно не размышлять, а действовать. В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности. Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются. Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса: 1) приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);
2) адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации); 3) производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду). В сборнике предлагается следующая классификация способов мышления: ♦ приложение – способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть. Разновидности: приложение – процедура, приложение – диагностика, приложение – регуляция; ♦ адаптация – имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация – анализ, адаптация – координация, адаптация – формализация; ♦ производство – представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие. Разновидности: производство – сила, производство – ловкость. Эта классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях. По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.
В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.
Область базовых знаний. Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
♦ высоким (теоретическое знание); ♦ средним (практическое использование знаний); ♦ низким (знание получено опытным путем, навыки). В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний: ♦ область базовых знаний №1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам); ♦ область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам). Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии. Профессиональная область. Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.
Межличностное взаимодействие. В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку. На этом основании можно выделить следующие типы.
Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.
Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми. В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.
Доминирующий интерес. Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности. Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии. В зависимости от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы.
Дополнительный интерес. Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.
Условия работы. Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий: ♦ работа в помещении или вне помещения; ♦ мобильная (подвижная) или сидячая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|