Социально-экономические последствия инфляции.
Умеренная инфляция не оказывает негативного социально-экономичексого воздействия на общество. Галопирующая и высокая инфляция оказывают крайне негативное воздействие на социально-экономичексое развитие общества. 1. Имеет место дезорганизация национального хозяйства, страдают как предприятия крупного, так и среднего и малого бизнеса, потеря прибыли и несение убытков. 2. Создается неопределенность рыночной конъюнктуры. 3. Растет диспропорция между отраслями экономики. 4. Искажается структура потребительского спроса. 5. Цена перестает быть объективным носителем информации, а деньги перестают выполнять функцию меры стоимости. 6. Растут издержки "стоптанных башмаков", так как снижаются реальные запасы денежных средств, то экономическим агентам приходится чаще посещать банк, а следовательно, растут издержки на посещение банка. 7. Растут "издержки меню" из-за частого пересмотра цен. 8. Неэффективно распределяются экономические ресурсы на микроуровне. 9. Возрождается бартер. 10. Обесценение сбережений подрывает стимулы к дальнейшим сбережениям населения. 11. Нарушается функционирование денежно-кредитной системы, то есть терпят убытки банки и специализированные кредитные учреждения. 12. Налоги обесцениваются к моменту их поступления в гос бюджет. 13. В условиях открытости национальной экономики осложняются международно-экономические отношения (валютные). 14. Происходит перераспределение национального дохода в обществе, прежде всего, между заемщиками и кредиторами. 15. Инфляция является сверхналогом на всё население страны, так как снижается реальный доход населения. Особенно страдают люди с фиксированным доходом или чей доход растет, но медленнее по сравнению с ростом цен.
Антиинфляционная политика: цели и направления.
Различают 2 подхода к антиинфляционному регулированию рыночной экономики: кейнсианский и неоклассический подходы. Последователи Кейнса выступают за активное налогово-бюджетное регулирование экономики, которое связано с изменением гос расходов и налогов. Это оказывает воздействие на совокупный спрос. При избыточном совокупном спросе государство сокращает свои расходы и повышает налоги, что приводит к снижению совокупного спроса. Однако, это может привести к спаду производства и повышению уровня безработицы. Мировой опыт второй половины 20 века свидетельствует о том, что налогово-бюджетная политика в борьбе с инфляцией может спровоцировать более высокую инфляцию. Огромные бюджетные дефициты ограничивают возможности правительства в использовании данной политики в борьбе с инфляцией. Согласно неоклассическому подходу, акцент делается на денежно-кредитном регулировании экономики. Государство в лице ЦБ изменяет количество денег в обращении и ставку процента. Современная рыночная экономика инфляционна по своей природе, так как невозможно устранить все причины, порождающие инфляцию. Следовательно, антиинфляционная политика должна быть направлена на сведение инфляции к умеренной, контролируемой. В антиинфляционной политике должно быть сочетание мер краткосрочного и долгосрочного характера. Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. С этой целью необходимо увеличить либо совокупное предожение при неизменном совокупном спросе, либо уменьшить совокупный спрос при неизменном совокупном предложении. Меры увеличения совокупного предложения: 1) предоставление льгот предприятиям, выпускающим дополнительную продукцию, помимо основной.
2) увеличение импорта потребительских товаров; 3) государство продает часть своей собственности, что позволяет пополнить доходную часть гос бюджета и снизить его дефицит и позволяет сократить инфляционный спрос за счет продажи объектов гос собственности в частные руки. Мера по снижению совокупного спроса: необходимо повысить % ставки по вкладам, что стимулирует повышение нормы сбережения; Долгосрочная антиинфляционная политика направлена на устранение причин, порождающих инфляцию: 1. Погашение инфляционных ожиданий в обществе. 2. Снижение дефицита гос бюджета. 3. Установление жесткого лимита на прирост денежной массы в стране. 4. Ослабление влияния внешних факторов, то есть перелива капитала из-за границы в виде краткосрочных кредитов правительства для финансирования бюджетного дефицита. Борьба с инфляцией - дорогостоящее занятие, так как может привести к спаду производства и росту безработицы. Чтобы снизить инфляцию на 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше естественного уровня, при этом реальный ВВП страны снижается на 4-5% по сравнению с потенциальным ВВП.
Безработица: сущность, показатели, факторы, влияющие на уровень безработицы.
Лекция 12. Безработица является макроэкономической проблемой, т.к. свидетельствует о недоиспользовании ограниченных трудовых ресурсов общества, а, следовательно, общество не полностью использует свои производственные возможности. Экономисты изучают данную проблему для выявления ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения страны не находит себе работу, пополняя резервную армию труда. Принято различать экономически неактивное население страны и экономически активное население страны, которые вместе образуют трудоспособное население (лица старше 16 лет). Экономически неактивное население (NL) включает: 1) Студенты дневных форм обучения 2) Лица, отбывающие срок 3) Лица, находящиеся в психиатрических больницах 4) Инвалиды 5) Пенсионеры 6) Лица, которые не хотят или не могут работать и не ищут работу 7) Домохозяйки или лица, ведущие домашнее хозяйство
Экономически активное население (L либо совокупная рабочая сила) включает: 1) Занятые (E) – лица 16 лет и старше, которые работают за материальное вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, а также трудятся без оплаты труда на семейных предприятиях. 2) Безработные (U) – по определению международной организации труда (МОТ) безработным является человек, который хочет работать, может работать, активно занят поиском работы, но на данный момент ее не имеет. L = E+U К основным показателям безработицы относятся: 1. Уровень безработицы (количественная оценка): Формула 1. 2. Продолжительность безработицы – это то время, в течение которого человек, не имеющий работу активно занимается ее поиском и готов приступить к ней. На уровень безработицы оказывают влияние 2 фактора: 1. Уровень трудоустройства 2. Уровень увольнения. Предположим, что размер совокупной рабочей силы постоянен, т.е. const. Пусть s – это уровень увольнения, т.е. доля занятых, которые ежемесячно теряют работу, а f – уровень трудоустройства, т.е. доля безработных, которые ежемесячно находят работу. Предположим, что данные показатели не меняются, т.е. постоянны. Если уровень безработицы не меняется, т.е. рынок труда находится в устойчивом состоянии, то число нанятых на работу должно быть равно числу уволенных с работы. Рисунок 1. Формулы 2. Чем выше уровень увольнения s, тем выше уровень безработицы; чем выше уровень трудоустройства f, тем ниже уровень безработицы. Следовательно, любая экономическая политика, направленная на снижение естественного уровня безработицы должна способствовать либо снижению уровня увольнения, либо повышению уровня трудоустройства. Любая политика, воздействующая на данные факторы, оказывает влияние на изменения естественного уровня безработицы. Со 2-ой половины 20 века наблюдается тенденция к повышению уровня безработицы. Причины: 1) Изменение половозрастной структуры совокупной рабочей силы – возрастает доля молодежи в составе рабочей силы и возрастает доля женщин. 2) Ускорение структурных сдвигов в экономике. 3) Растет размер пособия по безработице и продолжительность его выплаты, как следствие рост времени на поиск работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|