Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика развития нравственного опыта

УЧАЩИХСЯ ЗА 1 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Также мы провели диагностику сформированности нравственной воспитанности учеников 2 «В» класса. Диагностика включает в себя 3 пункта:

1. Метод ранжирования (данные I и II замера).

2. Диагностический метод «Работа над ошибками» (I и II замер).

3. Метод диагностической ситуации «Эксперимент»

    Для сравнения сформированности нравственного воспитания у учащихся, I замер мы делали в 1 классе (II четверть, конец ноября), а II замер - во 2 классе (II четверть, конец ноября). В диагностике участвовали 21 человек.

Метод ранжирования. Учащиеся получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный».

 Обработав данную анкету, мы видим, что по результатам 1-ого замера главным качеством человека учащиеся выбрали «честность» - 52 балла, затем следуют: «культурный» - 68 баллов, «умный» - 72 балла, «справедливый» - 80 баллов, «веселый» - 93 балла, «нарядный» - 104 балла, «модный»- 116 баллов. Выбор, главным качеством человека — честность, мы объясняем тем, что дети, поступившие в 1 класс, имели разный уровень нравственных навыков. Познакомившись друг с другом в классе, дети приступили к главной деятельности данного возраста - игре. А честность в игре занимает одно из главенствующих мест.

На II месте - культурный. В это понятие дети вкладывали умение общаться друг с другом и с учителем. Ведь в это время дети искали себе новых друзей, учились работать в коллективе.

Во 2-ом замере, спустя год, главным качеством человека было выбрано «умный» — 50 баллов, «честный» — 52 балла, «справедливый» и «культурный» - по 64 балла каждое качество, «веселый» - 96 баллов, «нарядный» - 119 баллов, «модный» - 141 балл. Анализируя данные 2-ого замера, мы видим четкий «отпечаток» учебной деятельности. Главное - быть умным. «Умный» равнозначно отличнику. Умного ученика больше хвалит учитель, значит он нравится взрослому. С ним все хотят дружить. Отвечая на уточняющий вопрос: «Почему главное качество человека — умный?», некоторые дети говорили, что умный человек должен быть и культурным, и честным, и справедливым.

А вот такое качество человека как «культурный» оказалось лишь на 3 месте, уступив «честности».

Однако, сравнивая данные 1-ого и 2-ого замеров в целом, мы видим, что в 1 классе (1 замер) детей, имеющих низкий уровень нравственной воспитанности, было 4 человека, средний уровень - 10 человек, высокий уровень - 8 человек.

А спустя год, после проделанной работы по формированию нравственности у младших школьников, мы имеем следующие результаты: низкий уровень - 1 человек, средний уровень - 2 человека, высокий уровень - 18 человек.

Здесь хорошо видна динамика роста нравственной воспитанности у детей: низкий - 3, средний - 8, высокий - 10.

2 метод диагностики «Работа над ошибками». Смысл этой диагностики заключался в следующем: детям был прочитан текст, в котором содержалось 5 ошибок. Дети должны были отыскать эти ошибки и записать их количество.

 Текст: «Елена Николаевна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя.

- Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!

-Садись, Федя, - сказала Елена Николаевна и нахмурилась. - Сейчас ты допустил несколько ошибок». Сколько?

Ошибок мы выделили 5:

1. Само опоздание. Опаздывать невежливо.

2. Надо постучаться и спокойно войти.

3. Извиниться и попросить разрешения сесть на место.

4. Тихо приготовиться и начать заниматься.

5. О встрече друга рассказывать на перемене.

1-й замер был произведен в 1 классе, когда дети только начали привыкать к правилам поведения в школе. Поэтому был получен довольно низкий результат. Нашли мало ошибок. Низкий уровень - 4 человека, средний уровень - 13 человек, и только 4 человека смогли сразу найти все ошибки (высокий уровень). Зато через год результат резко возрос. Низкий уровень - 0, средний уровень - 7 человек, высокий уровень - 14 человек. (См. табл. 2).

  Такой резкий скачок результатов мы можем объяснить тем, что уже первичный разбор текста дал четкое определение ошибок. Во- вторых, посещая школу некоторые дети опаздывают и им приходилось быть в роли опаздывающего, а классу в роли зрителя и даже судьи. Неоднократно повторявшаяся ситуация, выработала у учеников «навык» разрешения этого конфликта.

Как видим, теоретические знания нравственных проблем у младших школьников данного класса довольно хороши. Но какова ситуация на практике мы увидим из 3-го пункта диагностики.

3 пункт диагностики - «Диагностическая ситуация». Перед учащимися была поставлена проблема морального выбора. В эксперименте участвовали ученики класса и «подставное лицо» - ученик 2 класса. Перед каждым ребенком была разыграна сценка.

«По дороге в столовую ученик находит 2 монетки по 5 рублей. Довольный находкой ребенок подходит к буфету, но замечает плачущего сверстника (ученик 2 класса), который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости.»

Варианты ответов (поступков детей):

1.Нашедший деньги сказал: «Ты словно Маша - растеряша, не будешь деньги терять!»- и не отдал деньги.— 0 баллов.

2. Первый ученик отдал второму 1 монетку, а другую оставил себе —1 балл

3. Первый ученик отдал обе монеты, но сказал: «Скажи всем, что это я нашел и вернул тебе деньги» — 2 балла

4. Первый ученик отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице.» —3 балла.

Для чистоты эксперимента мы проводили разыгрывание сценки во время урока, исключив при этом возможность нахождения монеток другими учениками школы. Наблюдение за реакцией детей мы вели незаметно для них самих, со стороны, чтобы дети не чувствовали «морального давления» взрослых. Т.к. появление взрослого может повлиять на выбор ученика. Эксперимент проводился в течение месяца. Мы провели два замера (1 класс - декабрь, 2 класс - декабрь). Результаты эксперимента мы занесли в таблицу 3.

Экспериментальная работа показала, что в 1 классе низкий уровень сформированности сопереживания другому человеку в беде имели 2 человека. Эти дети не захотели расстаться с монетами, оставив сверстника наедине со своим горем. Возможно, так произошло в силу того, что семья, в которой живут эти) дети, имеет не очень большой достаток. Однако, через год учащихся с низким уровнем сформированности сопереживания не зафиксировано.

 Средний уровень выявлен в 9 случаях (1 замер). Здесь дети больше хотели обратить внимание на себя (5 человек из 9 выбрали ответ «Скажи всем, что это Я нашел...»). Но 4 человека решили разделить находку поровну. Интересно, что через год, 3 человека не изменили своего решения. («Скажи всем, что это Я нашел...»), но к ним еще примкнули 4 человека, согласившись с этим утверждением. Все эти дети желают выделить свою значимость (Я нашел, Я отдал) и этим поднять свой авторитет среди сверстников, не понимая, что авторитет можно поднять только действиями, поступками, а не словами.

Высокий уровень сформированности сопереживания другому человеку, показали в 1 классе - 8 человек, а во 2 классе - 4. Динамика роста нравственной воспитанности, хоть и небольшая, но есть (+4).

Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

Опытная работа показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 2 «В» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского).

Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.      

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.      

Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями.Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.  

Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.  

Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные м психо-социальные особенности. 

Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Результаты опытно – экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:

Личный пример учителя;

Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.

Завершая наше исследование мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. 

Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, внеклассных занятиях.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.

2. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996;

3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т.4.

4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;

5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.

6. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1992г.

7. Болотина Л.Р. Избр. Пед. Соч. М., 1988.

8. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. - М., 1997г.

9. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г. 

10. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1988г.

11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.

12. Виноградова Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5;

13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.                        

14. Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. – 1992. – 13. № 1.

15. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянська школа, 1982;

16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2005.

17. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб.,2006.

18. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.

19. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005, т.11.

20. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004. 

21. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10.

22. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7;

23. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1989.

24. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998;

25. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

26. Крайг Грейс. Психология развития. СПб.,2002.

27. Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.СПб.2000.

28. Краткий словарь по философии. – М.:1992.

29. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988;

30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.

31. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.

32. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975;

33. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.

34. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.

35. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с

36. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.

37. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001.

38. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000;

39. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. – М.: Владос, 2000;

40. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4.

41. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.

42. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997;

43. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.

44. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.,2001.

45. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1999.

46. Педагогика/ Под ред. Э. Т. Малиночки. – М.: Краснодар, 1992;

47. Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1998;

48. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.

49. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.

50. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 1997;

51. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.

52. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000;

53. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

54. Рубинштейн С.Л. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;

55. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). – Минск: Народная асвета, 1976;

56. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002;

57. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3.

58. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.

59. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1.

60. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;

61. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983;

62. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991;

63. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.

64. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.

65. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.

66. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.

67. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. – М.: Просвещение, 1996;

68. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

69. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4

Интернет-источники:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...