Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Артикуляционная гимнастика.




Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа арти­куляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разуче­ны перед зеркалом.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необ­ходимо ежедневно по несколько минут.

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно уве­личивается.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упраж­нений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполня­ются от 5 до 10-15 раз).

 

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для нижней челюсти:

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько се­кунд.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя че­люсть стоит на нижней, губы в улыбке

II. Упражнения для губ:

1. «УЛЫБКА» — растягивание разомк­нутых губ (зубы сжаты) (Рис. 1),

2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») - вытягивание губ вперед, (рис. 2).

3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУ­БОЧКИ»

(Три предыдущих упражнения выполня­ются также с сомкнутыми губами).

4. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

5. Вытягивание нижней губы под верх­нюю.

 

III. Упражнения для языка: (рот широко раскрыт, нижняя че­люсть неподвижна):

1. «БОЛТУШКА» — движения языком вперед-назад.

2. «ЧАСИКИ» — вправо-влево, (рис. 4).

«КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. За, б).

 

4. Круговые движения языком.

5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.

6. «ЛОПАТКА» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на ниж­ней губе, (рис. 5).

7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед, (рис. 6).

8. «ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

9. «ГРИБОК» — широкий плоский язык присасывается к твердому небу, бо­ковые края языка прижаты к корен­ным зубам, (рис. 7).

10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в фор­ме чашечки поднят кверху, края при­жаты к верхней губе, (рис. 8).

11 «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спин­ки языка, кончик языка при этом при­жимается к нижним зубам

12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» — а) покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке; б) пошле­пывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленны­ми губами.

 

2. Дыхательно-голосовые упражнения

(Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).

1. Глубокий вдох через нос - продолжительный выдох через рот.

2. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.

3 «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.

4. Повторить упр. 2,3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.

5. «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» — руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воз­духом на ладони.

6. Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном уси­ленном выдохе произносить слог ХА.

7. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы, И.

Последовательность произнесения может меняться. В те­чение нескольких дней звуки проговариваются вместе с взрослым, но обязателен контроль положения артикулля­ционной позы (губ) в зеркале.

В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляцтонной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.

8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:

а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ

б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА...

9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

а) ФА-ФА, ХА-ХА

б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА.

в) ФА-ФА <---> ФА-ФА-ФА

ХА-ХА «---» ХА-ХА-ХА

10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными глас­ными:

а) ХА-ХО-ХИ ХО-ХИ-ХА ХИ-ХА-ХО

б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФУ-ФЫ-ФА-ФО ФЫ-ФА-ФА-ФУ

Примечание: звуки X, Ф берутся т.к они наиболее легкие в произно­шении и практически почти всегда бездефектны

 

Развитие моторики рук.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответ­ствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ре­бенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случай­но, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медлен­ном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличи­ваются.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изоб­разительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликаци­ей) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, карто­на, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

Особое место в развитии тонкой моторики занимает систе­матическая работа с ножницами (резание по контуру, выре­зывание предметов по контуру «на глаз»).

 

Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики

(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны), (рис. 9 а, б).

2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди, (рис 10 а, б).

3. Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжа­ты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-вле­во, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» - «СОЛ­НЕЧНЫЕ ЛУЧИ» (рис. 11а, б).

4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением со­противления:

наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед), (рис. 12а, б, в, г).

 

5. «НОЖНИЦЫ» - разведение паль­цев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе, (рис. 13).

6. «КОГОТКИ» — сильное полусгиба­ние и разгибание пальцев, (рис. 14).

7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротив. (рис. 15).

8. Прогибание ладони одной руки по­лусжатым кулаком другой с пре­одолением сопротивления, (рис. 16).

9. Вращение больших пальцев (паль­цы, кроме больших, сцеплены в за­мок), затем сильно сжимать поду­шечки больших пальцев, (рис 17).

10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно) (рис. 18а,б).

11. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение поду­шечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).

12. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВА­ЮТСЯ» — соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указатель­ным и т.д.), (рис. 19), а за­тем «КРЕПКОЕ РУКОПО­ЖАТИЕ» - надавливание подушечек пальчиков.

13. «КУЛАК - КОЛЬЦО» - пальцы одной руки сжима­ются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим обра­зуют кольцо, затем положения рук меняются

14. «КУЛАК — ЛАДОНЬ» — руки вытянуты вперед на уровне груди.

Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

 

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.

3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе).

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

4. Имитация игры на пианино.

5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на сто­ле).

6. «БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).

7. «ФУТБОЛ» — забивание шариков, палочек одним, двумя пальцами.

8. Поочередная смена положения рук «КУЛАК — ЛАДОНЬ — РЕБРО». Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя ру­ками вместе. Порядок движений меняется.

9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на повер­хность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.

10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

 

4. Самомассаж кистей и пальцев рук.

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной

руки на основании большого пальца, середину ладони, ос­нование пальцев другой руки, (рис. 20). Затем положение рук меняется.

2. Растирание ладоней шести­гранным карандашом с посте­пенным увеличением усилий, (рис. 21)

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз, (рис. 22).

4. Растирание боковых поверх­ностей сцепленных пальцев, (рис. 23).

5. Разминание, затем растира­ние каждого пальца вдоль, затем поперек, (рис. 24).

6. Грецкий орех положить между ладо­нями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перека­тывая один через другой, одной ру­кой, затем другой, (рис. 25).

7. Надавливание незаточенных каран­дашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки паль­цами левой и наоборот, затем по­очередное растирание.

 

Литература

1. Приложение 3 к приказу Министра образования и науки РК «3» сентября 2004 г. № 712 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность видов специальных организаций образования»

2. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.

 


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, абстракция и др. – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.

Речь является средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...