Тетрадь классного руководителя (воспитателя)
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Пакет школьных методик Это, прежде всего, целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности и качествах личности: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией количественных характеристик в тетради классного руководителя); беседа (с постановкой цели – как изучения, так и воспитательного воздействия); опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их – не только выявление определённых качеств личности и индивидуальности каждого воспитанника, общественного мнения и отношений учащихся к чему–либо, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы). К примеру, простейший опрос на тему «Что я люблю и что я ненавижу» позволит классному руководителю увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния учащихся, их «непохожесть» и определить характер индивидуального воздействия. Школьники с удовольствием принимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я» даёт возможность учащимся (да и педагогу) изучить себя по нескольким параметрам: экстраверт – интраверт, циклотомик – шизотомик, сома–тоник – церебротоник – висцеротоник, сила «Я» – слабость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность – лидерство – конформизм, женственность – мужественность, лживость – правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определённой стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга. Например, такие тесты, как «Стратегический, оперативный и тактический жизненный анализ» и «Что Вы за птица?». Последний содержит рекомендации–упражнения для различных типов характеров по развитию позитивных качеств и устранению негативных. Есть специальные подборки тестов для школьников. Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс классному руководителю дают следующие методики:
• Недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения...). Например, «Хорошая жизнь – это...»; «Принципиальный человек всегда...»; «Чтобы иметь друзей, надо...»; «Нельзя позволять унижать себя, ибо...»; «Когда я вижу недостатки человека, то я...»; «Я не согласен с тем, что говорят, будто...» и др. • «Тезис и мнение по нему». Например, «Гордый человек – это всегда скромный человек»; «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д.Ушинский); «Горе – учитель мудрых» и др. • «Альтернативный тезис» типа: «Дисциплина – это свобода. Дисциплина – это неволя»; «Друзей должно быть очень много. Друзей должно быть мало (один–два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др. • «Метод ранжирования» (расстановки в порядке очерёдности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, весёлый, гуманный, целеустремлённый, здоровый, великодушный, красивый, мужественный и т.д. • «Цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня и пр. соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определённых воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников. • «Метод обобщения независимых характеристик» помогает «высветить» разные грани личности воспитанников, когда их характеризуют различные люди – родители, сверстники (активисты, друзья, любящие, а также не уважающие их одноклассники), учителя, просто знакомые. С использованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром ещё Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» – теряют».
• «Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе» при периодическом повторении его (как минимум два раза в год) позволяет классному руководителю узнать многое о классе в целом и о каждом ученике в отдельности: кто из учащихся лидер, «звезда»; есть ли предпочитаемые, принятые и, наоборот, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном выборе вне классного коллектива; каковы отношения между девочками и мальчиками; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь сплочённым является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых). В результате выясняется: как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»; распределять ответственность за определённые поручения; комплектовать группы для выполнения определённых классных дел; организовать группы взаимопомощи; рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы и т.д. Помимо этого, возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся. Например, этическое «буриме», «дружеские объявления» («Я... ищу друга, который был бы...»), игра «Я подарю тебе... потому что...» (по цепочке проходят все учащиеся класса) и др. Принципы планирования воспитательной работы Всем воспитателям хорошо известна мысль А.С.Макаренко о «программе человеческой личности и коллектива» и его работа по созданию в коллективе «перспектив завтрашней радости» – «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти, да и практика не стали потребностью современного педагога. Тем не менее, одной из функций школьного педагога (воспитателя в любом статусе) является проектировочная деятельность, которая предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Всё это отражается в проекте – плане воспитательной работы. План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).
Таким образом, планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов: • целеустремлённость, систематичность (воспитательный процесс как система); • конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); • оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности); • диалогичность (учёт мнения всех, взаимодействие); • индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); • научность (в основе – научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов); • непрерывность, преемственность и последовательность; • разнообразие содержания, форм и методов; • оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; • единство педагогического руководства и активности воспитанников; • реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни; • связь внутри классной работы с работой школы и вне её; • гибкость плана. Планирование позволяет классному руководителю: • чётко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания; • предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно–воспитательного процесса в классе, окружающие условия; • целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы; • проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
• видеть перспективы собственного самосовершенствования – общечеловеческого и педагогического. Укажем и на наиболее распространённые ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей: • отсутствие чётко поставленной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко научном знании детей и сложившейся психолого–педагогической ситуации; • традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя; • примитивизм планирования (план–отписка, содержащий какой–то, часто случайный, перечень дел); • неумение привлечь детей к планированию; • неконкретность и неопределённость спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонёк» или «поход по местам боевой славы» и т.п.).
Как создается план воспитательной работы Что же непосредственно предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя? Во–первых, ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно–методических материалов Министерства образования и местных органов управления образованием; изучение психолого–педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы. Во–вторых, определение целей и задач на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, школы и близлежащих учебно–воспитательных учреждений), а также личностного потенциала самого классного руководителя. К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9–11–е классы) через приобщение к большой культуре». На основании цели выделяется группа стратегических задач: 1. Организация внеурочной интеллектуально–познавательной деятельности учащихся. 2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка каждым учащимся собственной программы оздоровления. 3. Приобщение учащихся к культуре. 4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении в отношении к избранной профессии. 5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного соуправления и самоуправления.
6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения. Помимо этого, могут быть и другие задачи у воспитателя. Так, всячески приветствуется привлечение учащихся к планированию. В самых разных формах: классный час «Перспективы нашей жизни» («продажа идей» классным руководителем; рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменный опрос учащихся), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм» и др. В практике школ накоплен интересный опыт использования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н.Григорьева), «Мы – коллектив? Мы – коллектив... Мы – коллектив!» (М.Г.Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин) и др. Хорошо также с ребятами изучать календарь знаменательных дат предстоящего учебного года, выбрать наиболее интересные и полезные для воспитания учащихся даты. Наконец, для углублённого изучения всех учебных предметов необходимо запланировать ряд экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д. Могут быть добавлены ещё дела, обусловленные профилем школы и класса. Из всего этого составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они–то и будут положены в основу перспективного плана.
Виды планов воспитательной работы и варианты планирования
В современной школе используются, как правило, такие виды планов: 1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей и учителей–предметников, групп продлённого дня и т.д.). 2. Перспективный, календарный и перспективно–календарный. 3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю. 4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому–либо направлению, специальной программе, по реализации определённых задач и актуальных проблем школы. 5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового). 6. План работы по развитию индивидуальности учащихся (А.С.Макаренко: «программа человеческой личности»). Общешкольный план воспитательной работы, как правило, включает в себя: • анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени; • цель, стратегические и тактические задачи на будущее; • научно–методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива; • инструктивную и научно–методическую работу с педагогами; • общешкольные дела (коллективная творческая деятельность); • работу с научными кадрами, постоянными и временными творческими группами педагогов и детей; • работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.; • совместную деятельность с yчреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.; • работу по традиционным и инновационным направлениям; вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.; • деятельность в рамках принятых, воспитательных программ и проектов; • перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования. Что касается разных вариантов планирования воспитательной работы школы и класса (группы), то это завися от того основания, по которому определяются содержание и структура плана. Приведём примеры. Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно–ролевого подхода, то в плане могут быть такие разделы (В.Т.Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и моё Я». Для наиболее целенаправленной работы по поддержке самопознания и самостроительства личности ребёнка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать следующие целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
Тетрадь классного руководителя (воспитателя) В перечне обязательной документации школьного педагога нет тетради классного воспитателя. Однако практика показывает, что такая тетрадь есть у каждого. Объёмная либо тонкая, упорядоченная либо не очень, со скрупулёзно ведущимися записями либо с редкими пометками от случая к случаю. Мы предложили свой вариант тетради классного руководителя (Дневник) как инструмент научной организации педагогической деятельности учителя. Структура тетради позволяет внести в неё максимум упорядоченной информации о делах класса, о прогрессе развития и перспективах роста ребёнка. Тетрадь дополнена разделами «Классные часы» и «ПДД» в связи с тем, что в электронном журнале такая информация не отражается. Тетрадь классного руководителя сдается на проверку 2 раза в год зам директора по ВР. ПЕРСПЕКТИВНО–КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН–СЕТКА А теперь раскроем некоторые достоинства перспективно–календарного планирования. Сама идея родилась и была реализована в практике нашей работы. План может иметь такой вид:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|