В.18. Концепции А.Д. Карнышева: этнокультурные и психолого-экономические ресурсы межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности
С начала XXI в. в мире стало заметным появление новых проблем в межнациональных отношениях. В первую очередь, стоит сказать о том, что становятся все более нестабильными концепции мультикультурализма, которому предсказывали многовековое светлое будущее. Не сбылись ожидания, относительно бесконфликтной адаптации «чужих» диаспор в принимающем обществе. И поведение «понаехавших» зачастую не соответствует нормам и требованиям принимающих стран. В качестве следствия болезней мультикультурализма можно уверенно назвать заметный рывок вперед националистических партий ряда государств на выборах Европарламента в мае 2014 г. Среди главных лозунгов данных партий – возвращение к национальным истокам от излишне «заевропеизированных» ценностей, борьба за самобытность и уникальность своих народов. Лозунги против мигрантов, «перемещенных» лиц и этнических диаспор звучат все сильнее. Для россиян весьма важно то, что в западных странах под влиянием украинских событий резко ухудшилось отношение к России. На это указывают данные социологического исследования, проведенного по заказу Всемирной службы Би-Би-Си, которое опубликовано inoСМИ. ru. 4 июня 2014 г. В опросе принимали участие 24,5 тыс. человек из 24 стран мира. Впервые за девять лет исследований негативное отношение к России выразили 45 % опрошенных. Хуже всего нашу страну воспринимают в Европе и Северной Америке. Во Франции с негативной оценкой соглашаются 69 % респондентов, в Германии – 67 % опрошенных, в Великобритании и США по 64 %, в Канаде – 62 %. За такими оценками государства, естественно, стоит и оценка проживающих в нем народов, прежде всего, русского. Украинские события для россиян имеют два основных последствия. С одной стороны, они, особенно присоединение Крыма к РФ, вызвали всплеск патриотизма, гордости за свою родину, усиление процессов национальной идентификации и т. п. Это, конечно, позитивный факт, правда, с проявлением националистического «душка». С другой стороны, происходит разрушение достаточно стабильных отношений с «братом по крови» – украинским народом, союз с которым осуществлялся века. К сожалению, трудно сегодня представить, когда и каким образом их можно будет улучшить. 6 В условиях роста негатива с «разных» сторон ценнее становятся национальный мир и сотрудничество народов непосредственно в России. Их содержательные проявления на огромных просторах страны зависят от регионов, в первую очередь, от национальных образований – республик, краев, автономных областей и округов. При этом очень важно видеть их полиэтничность. Например, в последние годы национальный состав населения Байкальского региона, беря за основу аборигенные народы и самые многочисленные этнические группы, составляет (табл.). Таблица Национальный состав населения Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии* Численность в % Национальность Иркутская область Бурятия Забайкальский край Всего население, чел. 2 428 750 972 021 1 107 107 Русские 91,4 66,1 89,9 Украинцы 1,3 0,6 0,6 Буряты 3,3 30,0 6,8 Татары 0,98 0,7 0,5 Белорусы 0,3 0,1 0,2 Эвенки 0,05 0,3 0,1 Китайцы 0,05 0,01 0,06 Тофалары (тофа) 0,003 - - Тувинцы 0,07 - - Сойоты - 0,4 - Другие национальности 2,52 1,89 1,84 * Информация взята с сайта Всероссийская перепись населения http://www. perepis-2010. ru/results_of_the_census/results-inform. php Учитывая собственную многонациональность, регионам предстоит отладить межэтнические отношения в конкретных местах жительства граждан страны. Сегодня все более востребованными становятся опыт, умение ценить самобытность и оригинальность людей разных национальностей и находить с ними эффективные контакты. Данный момент в какой-то мере почувствовало руководство страны, приняв в октябре 2013 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений». В частности, в Законе говорится, что в местах жизни российских граждан должно быть обеспечено: 7 – предотвращение любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; – разработка и реализация региональных программ государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта РФ; – осуществление иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов РФ, проживающих на территории субъекта РФ, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. Знаменателен тот факт, что статьи и параграфы данного Закона устанавливают требования к служебному поведению муниципального служащего, большинство из которых (требований) несет этнокультурный характер. Поскольку данный тип служащих наиболее близок к гражданам всех поселений, такие нормы вполне оправданны. Они составляют основу компетенций профессионала муниципального управления. По аналогии в дальнейшем можно ожидать разработку требований межкультурного плана к поведению учителей, врачей, работников культуры и т. д. В условиях отсутствия в стране «моделей» специалистов по межнациональным отношениям значимым становится зарубежный опыт. Например, у американских психологов существует такой вид деятельности, как межкультурное консультирование, которое основывается на признании культуроспецифичных характеристик, которые объединяют профессионалов такого рода. Специалистов по межкультурному консультированию подвергают серьезнейшей аттестации на основе конкретных критериев. Члены Комитета по обучению и тренингу 17-го отделения (Консультирование) Американской психологической ассоциации разработали меморандум о компетентности в области МК, выделив три вида компетентности, придающих значение сознаванию, знанию и умению. Компетентность, предполагающая сознавание, требует от консультанта: а) сознавать свое собственное культурное наследие, ценя и уважая культурные различия между людьми; 8 б) сознавать, как свои собственные культурные ценности могут влиять на клиентов из других культур; в) сознавать и спокойно признавать расовые и мировоззренческие различия между клиентами и консультантом; г) знать и сознавать, когда клиента, принадлежащего к определенному меньшинству, следует направить к другим специалистам. Четыре компонента компетентности, связанных со знанием, требуют от консультанта: § хорошего понимания социально-политических сил, влияющих на отношения между культурами меньшинства и большинства; § конкретных знаний о культуре клиента; § полных и ясных знаний общей теории и традиционной практики консультирования; § осведомленности об экономико-правовых барьерах, мешающих членам меньшинств пользоваться услугами, пре- доставляемыми в сфере психического здоровья. Наконец, три вида умений, входящих в структуру компетентности в области мультикультурного консультирования, предполагают, что: § все квалифицированные консультанты должны владеть широким (соответствующим уровню мастерства) арсеналом вербальных и невербальных способов реагирования, адекватных конкретному культурному контексту; § консультанты должны уметь точно и вовремя посылать и принимать вербальные и невербальные сообщения в различных культурных контекстах; § консультанты должны уметь вести защиту или (в случае необходимости) добиваться изменения системы или института, действуя от имени своих клиентов, принадлежащих к иной культуре. Можно и нужно подчеркнуть конкретность и достаточную жесткость требований, предъявляемых к специалистам по межкультурному консультированию. Здесь российским их коллегам есть чему поучиться. Проблема уже в том, что у нас любой специалист считает себя «докой» в сфере межнациональных отношений даже без какой-либо подготовки. Такое отношение опасно и даже преступно. Перечисленные выше задачи по обеспечению межнационального и межконфессионального согласия в конкретных регионах требуют детальной проработки ситуации, сложившихся проблем и потенциалов их решения. Одним из важнейших аспектов данного процесса является научное сопровождение всех осуществляемых мероприятий, обоснование региональных программ сохранения мира и согласия. Здесь уместно сказать, что книга, которую держит в руках читатель, подготовлена в рамках гранта РГНФ, выделенного на проведение в 2014 г. конференции ««Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах». В свою очередь, данное научное мероприятие стало возможным после двух лет работы (2012 и 2013 годы) по гранту РГНФ «Этнопсихологические ресурсы формирования межкультурной компетентности студентов с учетом особенностей регионов (на примере Восточной Сибири и Забайкалья)». В рамках названного исследования уже подготовлены книги: «Психология межкультурной компетентности: сущность региональная специфика, технологии формирования», «Психолого-педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентности», «Межкультурная компетентность в реалиях жизни азиатских народов». Вновь вспомним, что у американских профессионалов по проблемам межэтнических отношений есть требование: они должны уметь вести защиту интересов клиентов любой национальности и (в случае необходимости) добиваться изменения системы или института, действуя от имени своих клиентов. Этим требованием вменяется обязанность не просто выдавать рекомендации, но в случае их значимости, добиваться соответствующих действий по улучшению ситуации на общегосударственном уровне. К сожалению, в нашей стране на сегодня во многих первичных «звеньях» (вузах, лицеях, школах и т. п.) нет конкретных структур, которые хотя бы на основе профессиональной этики выполняли аналогичные функции. Упоминание об американской практике мы делаем для того, чтобы подтолкнуть к такого рода активности и отечественных специалистов. И в этнокультурном просвещении российских граждан, и в продвижении программ межнационального согласия, и в защите интересов в чем-то ущемленных этнических групп, соответствующим специалистам, психологам и работникам образования всех уровней нужна настойчивость и целеустремленность. Не менее важно сегодня четко определиться с тем какие службы и каким образом будут в РФ осуществлять и (или) координировать работу по поликультурному просвещению и молодежи и целевых аудиторий профессионалов, в чьи обязанности входит работа с людьми разных национальностей. Появление в образовательных учреждениях РЖД специального курса «Диалог культур» с его закреплением за конкретными специалистами настраивает на оптимистический лад. Есть надежда, что аналогичные курсы и специалисты их реализующие, будут сформированы на всех уровнях российской средней и высшей школы.
Задачи, которые выполняет данная монография, ориентированы по трем основным направлениям. Прежде всего это ознакомление читателей с некоторыми особенностями и закономерностями восприятия образов «своих» и «чужих», межэтнических и межконфессиональных отношений и возможными векторами их развития. Второй задачей выступил анализ повседневных социально- экономических реалий, которые при «умном» использовании могут послужить для укрепления межнациональных связей. В-третьих, достаточно широко представлены решения конкретных задач, опыт социальной практики в области поликультурного образования и организации поликультурной образовательной среды. Причем значимой является прикладная нацеленность данных материалов в достижении межэтнического согласия, что означает интеграцию научного знания, методических технологий и социальной практики, и это характерно в целом для данного сборника. Для детализации общих вопросов в заключении обратим внимание на некоторые аспекты. В-первую очередь, необходима дифференциация субъектов, которые так или иначе включены в межэтническое взаимодействие, в «диалог культур». И это могут быть: а) дошкольники, которых необходимо учить элементам взаимодействия с «другими» в силу высокой полиэтничности и многокультурности окружающей среды; б) учащиеся образовательных школ, лицеев, колледжей, других учебных заведений, в которых дается среднее образование и обеспечивается подготовка к межнациональному общению; в) студенты высших (и, отчасти, средних специальных) учебных заведений, которым знания и навыки межэтнических контактов важны не только для общего развития, но и для выполнения будущих профессиональных обязанностей; г) взрослые граждане РФ, для которых необходимость освоения умений диалога с иностранцами возникла в связи с раз- личными политическими, экономическими и другими причинами (командировка в другую страну, туристическая поездка и т. п.); д) мигранты из разных стран, адаптирующиеся в новой для них среде, овладевающие определенным уровнем языковой и культурной грамотности принимающей страны. Показывая дифференциацию «субъектов» полезно сказать и о их возможной интеграции, как это делается в образовании. Уже в 2012 г. группа авторов разработала программу учебного курса для 9–10-х классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО РЖД с названием «Диалог культур». Для его преподавателей было разработано соответствующее пособие (М., 2013). Опыт работы учителей по данной программе обсуждался на одной из секций конференции «Психолого- экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах», прошедшей в Иркутске в июне 2014 г. А в структуре настоящей монографии читатель найдет соответствующий раздел. Не менее важно другое: в 2014 г. для образовательных учреждений ОАО РЖД разработаны программа, учебные пособия и отчасти методическое обеспечение по курсу «Диалог культур» в 5–8-х классах школ и лицеев. В планах разработчиков пойти дальше. А именно: подготовить и апробировать программы по межкультурной проблематике в дошкольном звене и начальных классах. Таким образом, к обучению межкультурной компетентности на основе преемственности программ будут привлечены дети всех возрастных групп! Это ли не комплексное решение сложнейшего вопроса, которое (решение) может и должно быть перенесено не только во все средние образовательные учреждения России, а квинтэссенцию рассматриваемых вопросов целесообразно пролонгировать в высшую школу. Стратегии формирования стабильных межэтнических отношений нецелесообразно строить на основе одинаковых стандартов для всех регионов. Оно может и должно быть максимально приближено к межкультурным особенностям конкретных мест взаимодействия народов. Для России можно считать оправданной и рациональной следующую дифференциацию регионов: • регионы, являющиеся пограничными с иноязычными государствами, с которыми развиты политические и социально-экономические контакты, и есть необходимость постоянно быть в курсе особенностей их культуры; • национальные образования в составе Российской Федерации, имеющие свой официальный статус и поддерживающие свою этническую культуру с помощью различных мер, в то же время, подчеркивая ее органичную связь с общей культурой страны; • полиэтничные регионы с наличием аборигенных народов, с которыми у русского населения не только сложились устойчивые связи, но и существуют многочисленные межэтнические браки; • территории, на которых в силу их экономического благополучия в последние годы концентрируются представители различных национальностей, формируя при этом неформальные этнические структуры; • моноэтничные территории, в которых в подавляющем большинстве проживают представители одной национальности и для которых межкультурные проблемы выступают в качестве определенной абстракции (особенно в отдаленных сельских местностях). По нашему мнению, в любом из таких регионов задачи формирования межнационального согласия в силу сложившейся обстановки будут в чем-то специфическими. По крайней мере, субъективная практическая заинтересованность в овладении конкретными навыками межэтнического взаимодействия у их жителей, несомненно, будет различаться. В то же время нельзя отрицать, что этническое своеобразие любого региона вряд ли будет сугубо индивидуальным: какие-то варианты из других регионов обязательно будут вплетаться в его узор. Например, даже столицы национальных республик РФ сегодня обязательно имеют в наличии этнические диаспоры мигрантов из разных стран. Еще один момент касается целевых ориентиров отношений. Прежде всего межнациональные компетенции такого рода значимы для любого человека. В содержательном плане в качестве сформированного личностного образования они должны включать в себя следующие компоненты: – признание за человеком любой национальности права на собственный анализ происходящих событий, собственную оценку дел и действий, которыми он занят, толерантность (терпимость) к его политическим убеждениям; – понимание права человека быть таким, каков он есть, со своими достоинствами и недостатками, рожденными в этносе, и отсюда отказ от неоправданно присвоенной привилегии поучать других, авторитарно подавлять несогласие; – признание за членом любой этнической группы права на высокую самооценку своего этноса и самого себя; – недопустимость использования представителя другой национальности, а тем более другой этнической группы в качестве средства достижения собственных целей; – внимание к мнениям и суждениям, высказываемых откровенно, даже если они совершенно несхожи с общеприняты- ми, несколько примитивны или необоснованны; – корректность, предупредительность, доброжелательность в общении и взаимоотношениях с членами других этносов. На всех социальных уровнях целесообразно обучение эффективным межкультурным контактам, создание и соблюдение таких условий, которые обеспечивали сотрудничество разных народов страны, проживающих в любых городах и «весях». К примеру, именно на это настраивает принятый Госдумой РФ в конце 2013 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений». В статье 14 «Требования к служебному поведению муниципального служащего» Закон вводит ряд конкретных компетенций этнокультурного характера: § способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; § не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан; соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций; § проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; § учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий. Можно много и долго рассуждать о содержании и значении приведенных компетенций, возможностях их освоения и т. п. Но нам хотелось бы подчеркнуть другой существенный момент. Нет сфер жизнедеятельности, в которых бы для работающих людей не нужны были предписания подобного рода. Своего рода этический кодекс межнациональных отношений нужен для профессионалов всех типов, так или иначе взаимодействующих с людьми. Тем более такого рода ориентиры необходимы для детей. Обосновывая важнейшие целевые ориентиры формирования межнационального согласия, важно подчеркнуть необходимость интеграции усилий в данном направлении по трем фундаментальным вопросам: во-первых, следование единым положениям Государственной национальной политики России; во-вторых координация деятельности разных органов, так или иначе участвующих в реализации национальной политики регионов; в-третьих, включение программ формирования меж- культурной компетентности в разные сферы социально- политической и культурной жизни республик, областей, краев. В самом начале нашей работы мы приводили пример из опыта американских профессионалов, практикующихся в рассматриваемой специализации: они должны уметь вести защиту или (в случае необходимости) добиваться изменения системы или института, действуя от имени своих инокультурных клиентов. Этим требованием вменяется обязанность не просто выдавать рекомендации, но в случае их значимости, добиваться соответствующих действий по улучшению ситуации. Повтор данного замечания мы делаем для того, чтобы подтолкнуть к такого рода активности и отечественных специалистов. И в этнокультурном просвещении российских граждан, и в защите интересов в чем-то ущемленных этнических групп от психологов и работников образования всех уровней нужна настойчивость и целеустремленность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: