Методика работы над предлогами в начальных классах
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Предлог как служебная часть речи Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. 1. пространственные; 2. временные; 3. причинные. Непроизводные и производные предлоги Предлоги делятся на непроизводные и производные. Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи. 1. Предлоги: o напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию; o вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение, в силу обстоятельств; o благодаря дождю, несмотря на болезнь. 2. Самостоятельные части речи: o Наречие: o Имя существительное: o Деепричастие: Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами. Примечание.
Морфологический разбор предлога I. Часть речи. Общее значение. Приставка как одна из морфем в составе слова Морфемика – это учение о значимых частях слова, или морфемах. Значение морфемы определяется в составе слова. Например, суффикс ИК имеет уменьшительно-ласкательное значение: столик, самолетик, карандашик. Морфема как часть слова отличается от фонемы. Фонема лишена значения. Приставка (префикс) — это морфема, стоящая в основе слова перед корнем. Приставка — прежде всего словообразовательная морфема, которая используется в нескольких способах словообразования. К ним относятся: · 1) приставочный способ (анти- + реклама = антиреклама, не- + правовой = неправовой, раз- + укрупнить = разукрупнить); · 2) приставочно-суффиксальный (под- + одеяло + -ник = пододеяльник, за- + стена + -ок = застенок); · 3) приставочно-постфиксальный (рас- + кашлять + -ся = раскашляться); · 4) приставочно-суффиксально-постфиксальный (пере- + глядеть + -ыва-ть + -ся = переглядываться). Некоторые приставки являются формообразовательными, используются, например, для образования глаголов совершенного вида с тем же лексическим значением, что и соответствующие глаголы несовершенного вида: с- + делать = сделать, про- + читать - прочитать. В русском слове может быть одна приставка (от-крыть), две (при-от-крыть) и три (не-без-до-казательно). Среди приставок, особенно в глаголах, немало омонимичных: съехать (движение вниз), сходить (движение туда и обратно), сшить (обозначение совершенного вида). Методика работы над предлогами в начальных классах Согласно программе, работа над предлогами проводится в I, II и III классах, однако в качестве самостоятельной темы предлоги не изучаются. В I классе основная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов. Во II классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок. В III классе при изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляются некоторые из предлогов. В III классе программой предусматривается знакомство учащихся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями.
Таким образом, в течение трех лет с той или иной стороны изучают предлоги. Это обстоятельство обязывает строить работу над предлогами в каждом из классов так, чтобы новое знание находилось в связи со знанием, приобретенным ранее, опиралось на него и в то же время представляло собой дальнейшее звено в системе работы над предлогами. Одной из особенностей изучения предлогов в I—III классах является то, что, постепенно усложняясь, работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтаксической ролью. Такой подход к изучению предлогов обусловлен, во-первых, свойством предлогов как служебной части речи. Основная функция предлогов, как известно, состоит в том, что предлоги выражают отношения (связь) между словами в предложении. Поэтому даже элементарное изучение предлогов, каким оно является в начальных классах, предполагает знакомство с ролью предлогов в предложении. Во-вторых, для сознательного формирования орфографического навыка необходимо понимание учащимися тех языковых явлений, которые служат основой для образования этого навыка. Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи: 1) формирование навыка правописания предлогов (раздельное написание предлогов со следующим словом, графически правильное их начертание), 2) усвоение детьми роли предлогов в предложении. Практическое разрешение этих задач должно осуществляться в их тесной взаимосвязи. Целесообразность начать работу над предлогами в I классе обусловлена потребностями самой учебной практики первоклассников. Уже в букварный период дети составляют предложения из разрезной азбуки или пишут их. Это ставит учителя перед необходимостью познакомить детей с раздельным написанием предлогов, наиболее употребительных в речи первоклассников. Кроме того, при чтении букваря у детей накапливается некоторый запас наблюдений над предлогами. Полезно упорядочить эти наблюдения, создав тем самым основу для работы над предлогами в дальнейшем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|